Файл: Дневник отчет о прохождении производственной практики преддипломная практика.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 740
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДНЕВНИК - ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Преддипломная практика
___________________________9_________________________
(семестр)
Виноградова Дарья Александровна
(ФИО обучающегося) |
Место прохождения практики: |
МОУ "ООШ № 11" |
(полное наименование профильной Организации) |
Руководители практики: |
от Университета: Сульчинская Эллина Энерговна |
(фамилия, имя, отчество) |
|
(ученая степень, ученое звание, должность) |
от Профильной организации: Садыкова Ольга Федоровна |
(фамилия, имя, отчество) |
|
(ученая степень, ученое звание, должность) |
-
Дневник практики:
Дата | Краткое содержание работы, выполненное обучающимся, в соответствии с индивидуальным заданием | Отметка руководителя практики от Профильной организации (подпись) |
1 день | Вводный инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и охране труда. Инструктивное совещание с руководителем практики от Организации: обсуждение требований по вопросам, связанным с правилами внутреннего распорядка, трудовой дисциплины обучающихся (практикантов) в организации и отделе, в который обучающийся распределен на практику, внешним видом, кругом обязанностей, наличием медицинской книжки (при необходимости), графиком работы и выходными, доступом к данным и информационной безопасности, а также согласование индивидуального плана работы с руководителем практики от Организации. | |
2 день | Вводный инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и охране труда. Инструктивное совещание с руководителем практики от Организации: обсуждение требований по вопросам, связанным с правилами внутреннего распорядка, трудовой дисциплины обучающихся (практикантов) в организации и отделе, в который обучающийся распределен на практику, внешним видом, кругом обязанностей, наличием медицинской книжки (при необходимости), графиком работы и выходными, доступом к данным и информационной безопасности, а также согласование индивидуального плана работы с руководителем практики от Организации. | |
3 день | Вводный инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и охране труда. Инструктивное совещание с руководителем практики от Организации: обсуждение требований по вопросам, связанным с правилами внутреннего распорядка, трудовой дисциплины обучающихся (практикантов) в организации и отделе, в который обучающийся распределен на практику, внешним видом, кругом обязанностей, наличием медицинской книжки (при необходимости), графиком работы и выходными, доступом к данным и информационной безопасности, а также согласование индивидуального плана работы с руководителем практики от Организации. | |
4 день | Вводный инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и охране труда. Инструктивное совещание с руководителем практики от Организации: обсуждение требований по вопросам, связанным с правилами внутреннего распорядка, трудовой дисциплины обучающихся (практикантов) в организации и отделе, в который обучающийся распределен на практику, внешним видом, кругом обязанностей, наличием медицинской книжки (при необходимости), графиком работы и выходными, доступом к данным и информационной безопасности, а также согласование индивидуального плана работы с руководителем практики от Организации. | |
5 день | Вводный инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и охране труда. Инструктивное совещание с руководителем практики от Организации: обсуждение требований по вопросам, связанным с правилами внутреннего распорядка, трудовой дисциплины обучающихся (практикантов) в организации и отделе, в который обучающийся распределен на практику, внешним видом, кругом обязанностей, наличием медицинской книжки (при необходимости), графиком работы и выходными, доступом к данным и информационной безопасности, а также согласование индивидуального плана работы с руководителем практики от Организации. | |
6 день | Вводный инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и охране труда. Инструктивное совещание с руководителем практики от Организации: обсуждение требований по вопросам, связанным с правилами внутреннего распорядка, трудовой дисциплины обучающихся (практикантов) в организации и отделе, в который обучающийся распределен на практику, внешним видом, кругом обязанностей, наличием медицинской книжки (при необходимости), графиком работы и выходными, доступом к данным и информационной безопасности, а также согласование индивидуального плана работы с руководителем практики от Организации. | |
7 день | Выходной | |
8 день | Составить общее описание места прохождения практики. Проанализировать организационную структуру учреждения. Проанализировать внутренние и внешние нормативные документы, регламентирующие работу психолога в данном учреждении. Познакомиться с Положением о психологической службе, должностными инструкциями психолога. Разработать совместно с руководителем практики план работы. Определить цели, предстоящие задачи, алгоритм работы в рамках поставленных задач. Описать состав и структуру учреждения: контингент сотрудников, руководящий состав, специфика деятельности учреждения; описать алгоритм работы психолога в данной организации; перечислить сферы его деятельности. Описать рабочее место психолога, основные этапы его психологической работы, ключевые области деятельности данной организации. Провести наблюдение за работой психолога в данной структуре. Проанализировать характер и специфику взаимодействия всех участников наблюдения. Определить характер и специфику психологических особенностей взаимодействия психолога в процессе консультирования. | |
9 день | Составить общее описание места прохождения практики. Проанализировать организационную структуру учреждения. Проанализировать внутренние и внешние нормативные документы, регламентирующие работу психолога в данном учреждении. Познакомиться с Положением о психологической службе, должностными инструкциями психолога. Разработать совместно с руководителем практики план работы. Определить цели, предстоящие задачи, алгоритм работы в рамках поставленных задач. Описать состав и структуру учреждения: контингент сотрудников, руководящий состав, специфика деятельности учреждения; описать алгоритм работы психолога в данной организации; перечислить сферы его деятельности. Описать рабочее место психолога, основные этапы его психологической работы, ключевые области деятельности данной организации. Провести наблюдение за работой психолога в данной структуре. Проанализировать характер и специфику взаимодействия всех участников наблюдения. Определить характер и специфику психологических особенностей взаимодействия психолога в процессе консультирования. | |
10 день | Составить общее описание места прохождения практики. Проанализировать организационную структуру учреждения. Проанализировать внутренние и внешние нормативные документы, регламентирующие работу психолога в данном учреждении. Познакомиться с Положением о психологической службе, должностными инструкциями психолога. Разработать совместно с руководителем практики план работы. Определить цели, предстоящие задачи, алгоритм работы в рамках поставленных задач. Описать состав и структуру учреждения: контингент сотрудников, руководящий состав, специфика деятельности учреждения; описать алгоритм работы психолога в данной организации; перечислить сферы его деятельности. Описать рабочее место психолога, основные этапы его психологической работы, ключевые области деятельности данной организации. Провести наблюдение за работой психолога в данной структуре. Проанализировать характер и специфику взаимодействия всех участников наблюдения. Определить характер и специфику психологических особенностей взаимодействия психолога в процессе консультирования. | |
11 день | Составить общее описание места прохождения практики. Проанализировать организационную структуру учреждения. Проанализировать внутренние и внешние нормативные документы, регламентирующие работу психолога в данном учреждении. Познакомиться с Положением о психологической службе, должностными инструкциями психолога. Разработать совместно с руководителем практики план работы. Определить цели, предстоящие задачи, алгоритм работы в рамках поставленных задач. Описать состав и структуру учреждения: контингент сотрудников, руководящий состав, специфика деятельности учреждения; описать алгоритм работы психолога в данной организации; перечислить сферы его деятельности. Описать рабочее место психолога, основные этапы его психологической работы, ключевые области деятельности данной организации. Провести наблюдение за работой психолога в данной структуре. Проанализировать характер и специфику взаимодействия всех участников наблюдения. Определить характер и специфику психологических особенностей взаимодействия психолога в процессе консультирования. | |
12 день | Составить общее описание места прохождения практики. Проанализировать организационную структуру учреждения. Проанализировать внутренние и внешние нормативные документы, регламентирующие работу психолога в данном учреждении. Познакомиться с Положением о психологической службе, должностными инструкциями психолога. Разработать совместно с руководителем практики план работы. Определить цели, предстоящие задачи, алгоритм работы в рамках поставленных задач. Описать состав и структуру учреждения: контингент сотрудников, руководящий состав, специфика деятельности учреждения; описать алгоритм работы психолога в данной организации; перечислить сферы его деятельности. Описать рабочее место психолога, основные этапы его психологической работы, ключевые области деятельности данной организации. Провести наблюдение за работой психолога в данной структуре. Проанализировать характер и специфику взаимодействия всех участников наблюдения. Определить характер и специфику психологических особенностей взаимодействия психолога в процессе консультирования. | |
13 день | Составить общее описание места прохождения практики. Проанализировать организационную структуру учреждения. Проанализировать внутренние и внешние нормативные документы, регламентирующие работу психолога в данном учреждении. Познакомиться с Положением о психологической службе, должностными инструкциями психолога. Разработать совместно с руководителем практики план работы. Определить цели, предстоящие задачи, алгоритм работы в рамках поставленных задач. Описать состав и структуру учреждения: контингент сотрудников, руководящий состав, специфика деятельности учреждения; описать алгоритм работы психолога в данной организации; перечислить сферы его деятельности. Описать рабочее место психолога, основные этапы его психологической работы, ключевые области деятельности данной организации. Провести наблюдение за работой психолога в данной структуре. Проанализировать характер и специфику взаимодействия всех участников наблюдения. Определить характер и специфику психологических особенностей взаимодействия психолога в процессе консультирования. | |
14 день | Выходной | |
15 день | Разработать план исследования группы. Осуществить подбор и анализ методик в рамках темы исследования (согласно производственной необходимости). Подготовить бланки методик. Провести подготовку участников исследования к тестированию. Сформировать выборку для сбора материала. Составить инструкцию к каждой методике с учетом специфики контингента сотрудников. Провести исследование. Составить инструкцию к каждой методике с учетом специфики контингента исследуемых. Подготовка и проведение тестирования должна включать инструкцию, мотивацию, анализ состояния тестируемых перед началом работы. Выборка должна составлять не менее 20 респондентов и включать следующие данные: пол; возраст; образование; социальное положение; семейный статус (в том числе наличие детей и их возраст), уровень готовности к тестированию (психологический настрой, отношение к процедуре, реакция на тестовый материал). Важно отметить тестовую искушенность участников исследования (наличие прошлого опыта при выполнении тестовых заданий). | |
16 день | Разработать план исследования группы. Осуществить подбор и анализ методик в рамках темы исследования (согласно производственной необходимости). Подготовить бланки методик. Провести подготовку участников исследования к тестированию. Сформировать выборку для сбора материала. Составить инструкцию к каждой методике с учетом специфики контингента сотрудников. Провести исследование. Составить инструкцию к каждой методике с учетом специфики контингента исследуемых. Подготовка и проведение тестирования должна включать инструкцию, мотивацию, анализ состояния тестируемых перед началом работы. Выборка должна составлять не менее 20 респондентов и включать следующие данные: пол; возраст; образование; социальное положение; семейный статус (в том числе наличие детей и их возраст), уровень готовности к тестированию (психологический настрой, отношение к процедуре, реакция на тестовый материал). Важно отметить тестовую искушенность участников исследования (наличие прошлого опыта при выполнении тестовых заданий). | |
17 день | Разработать план исследования группы. Осуществить подбор и анализ методик в рамках темы исследования (согласно производственной необходимости). Подготовить бланки методик. Провести подготовку участников исследования к тестированию. Сформировать выборку для сбора материала. Составить инструкцию к каждой методике с учетом специфики контингента сотрудников. Провести исследование. Составить инструкцию к каждой методике с учетом специфики контингента исследуемых. Подготовка и проведение тестирования должна включать инструкцию, мотивацию, анализ состояния тестируемых перед началом работы. Выборка должна составлять не менее 20 респондентов и включать следующие данные: пол; возраст; образование; социальное положение; семейный статус (в том числе наличие детей и их возраст), уровень готовности к тестированию (психологический настрой, отношение к процедуре, реакция на тестовый материал). Важно отметить тестовую искушенность участников исследования (наличие прошлого опыта при выполнении тестовых заданий). | |
18 день | Разработать план исследования группы. Осуществить подбор и анализ методик в рамках темы исследования (согласно производственной необходимости). Подготовить бланки методик. Провести подготовку участников исследования к тестированию. Сформировать выборку для сбора материала. Составить инструкцию к каждой методике с учетом специфики контингента сотрудников. Провести исследование. Составить инструкцию к каждой методике с учетом специфики контингента исследуемых. Подготовка и проведение тестирования должна включать инструкцию, мотивацию, анализ состояния тестируемых перед началом работы. Выборка должна составлять не менее 20 респондентов и включать следующие данные: пол; возраст; образование; социальное положение; семейный статус (в том числе наличие детей и их возраст), уровень готовности к тестированию (психологический настрой, отношение к процедуре, реакция на тестовый материал). Важно отметить тестовую искушенность участников исследования (наличие прошлого опыта при выполнении тестовых заданий). | |
19 день | Разработать план исследования группы. Осуществить подбор и анализ методик в рамках темы исследования (согласно производственной необходимости). Подготовить бланки методик. Провести подготовку участников исследования к тестированию. Сформировать выборку для сбора материала. Составить инструкцию к каждой методике с учетом специфики контингента сотрудников. Провести исследование. Составить инструкцию к каждой методике с учетом специфики контингента исследуемых. Подготовка и проведение тестирования должна включать инструкцию, мотивацию, анализ состояния тестируемых перед началом работы. Выборка должна составлять не менее 20 респондентов и включать следующие данные: пол; возраст; образование; социальное положение; семейный статус (в том числе наличие детей и их возраст), уровень готовности к тестированию (психологический настрой, отношение к процедуре, реакция на тестовый материал). Важно отметить тестовую искушенность участников исследования (наличие прошлого опыта при выполнении тестовых заданий). | |
20 день | Разработать план исследования группы. Осуществить подбор и анализ методик в рамках темы исследования (согласно производственной необходимости). Подготовить бланки методик. Провести подготовку участников исследования к тестированию. Сформировать выборку для сбора материала. Составить инструкцию к каждой методике с учетом специфики контингента сотрудников. Провести исследование. Составить инструкцию к каждой методике с учетом специфики контингента исследуемых. Подготовка и проведение тестирования должна включать инструкцию, мотивацию, анализ состояния тестируемых перед началом работы. Выборка должна составлять не менее 20 респондентов и включать следующие данные: пол; возраст; образование; социальное положение; семейный статус (в том числе наличие детей и их возраст), уровень готовности к тестированию (психологический настрой, отношение к процедуре, реакция на тестовый материал). Важно отметить тестовую искушенность участников исследования (наличие прошлого опыта при выполнении тестовых заданий). | |
21 день | Выходной | |
22 день | Обработать результаты, протоколы исследования. Обработка и анализ результатов должны включать: описание этапов подготовки к исследованию; сводный протокол тестирования (представлен в виде таблицы); анализ результатов по каждому измеренному признаку; графическую свертку среднегрупповых показателей для каждого измеряемого признака; комментарии по каждому среднегрупповому показателю; графическую презентация экстремальных показателей по сравнению со среднегрупповым результатом для каждого измеренного признака; корреляционную матрицу результатов тестирования. | |
23 день | Обработать результаты, протоколы исследования. Обработка и анализ результатов должны включать: описание этапов подготовки к исследованию; сводный протокол тестирования (представлен в виде таблицы); анализ результатов по каждому измеренному признаку; графическую свертку среднегрупповых показателей для каждого измеряемого признака; комментарии по каждому среднегрупповому показателю; графическую презентация экстремальных показателей по сравнению со среднегрупповым результатом для каждого измеренного признака; корреляционную матрицу результатов тестирования. | |
24 день | Обработать результаты, протоколы исследования. Обработка и анализ результатов должны включать: описание этапов подготовки к исследованию; сводный протокол тестирования (представлен в виде таблицы); анализ результатов по каждому измеренному признаку; графическую свертку среднегрупповых показателей для каждого измеряемого признака; комментарии по каждому среднегрупповому показателю; графическую презентация экстремальных показателей по сравнению со среднегрупповым результатом для каждого измеренного признака; корреляционную матрицу результатов тестирования. | |
25 день | Обсудить полученные результаты с руководителем практики. Составить психологический портрет группы и проанализировать характер внутригрупповых взаимодействий. Разработать рекомендации с учетом полученного обобщенного психологического портрета участников исследования. Обсудить стратегии поведения акцентуантов в группе. Обсудить результаты с участниками исследования в индивидуальной беседе. | |
26 день | Обсудить полученные результаты с руководителем практики. Составить психологический портрет группы и проанализировать характер внутригрупповых взаимодействий. Разработать рекомендации с учетом полученного обобщенного психологического портрета участников исследования. Обсудить стратегии поведения акцентуантов в группе. Обсудить результаты с участниками исследования в индивидуальной беседе. | |
27 день | Обсудить полученные результаты с руководителем практики. Составить психологический портрет группы и проанализировать характер внутригрупповых взаимодействий. Разработать рекомендации с учетом полученного обобщенного психологического портрета участников исследования. Обсудить стратегии поведения акцентуантов в группе. Обсудить результаты с участниками исследования в индивидуальной беседе. | |
28 день | Выходной | |
29 день | Разработать серию групповых занятий (тренингов, игр, бесед и т.д.) для группы, по результату проведенного исследования. Направленность согласовать с руководителем практики от организации. План и материалы тренинга приложить к отчету. В отчете отразить общее описание, ход и результаты занятий. | |
30 день | Разработать серию групповых занятий (тренингов, игр, бесед и т.д.) для группы, по результату проведенного исследования. Направленность согласовать с руководителем практики от организации. План и материалы тренинга приложить к отчету. В отчете отразить общее описание, ход и результаты занятий. | |
31 день | Разработать серию групповых занятий (тренингов, игр, бесед и т.д.) для группы, по результату проведенного исследования. Направленность согласовать с руководителем практики от организации. План и материалы тренинга приложить к отчету. В отчете отразить общее описание, ход и результаты занятий. | |
32 день | Разработать серию групповых занятий (тренингов, игр, бесед и т.д.) для группы, по результату проведенного исследования. Направленность согласовать с руководителем практики от организации. План и материалы тренинга приложить к отчету. В отчете отразить общее описание, ход и результаты занятий. | |
33 день | Разработать серию групповых занятий (тренингов, игр, бесед и т.д.) для группы, по результату проведенного исследования. Направленность согласовать с руководителем практики от организации. План и материалы тренинга приложить к отчету. В отчете отразить общее описание, ход и результаты занятий. | |
34 день | Разработать серию групповых занятий (тренингов, игр, бесед и т.д.) для группы, по результату проведенного исследования. Направленность согласовать с руководителем практики от организации. План и материалы тренинга приложить к отчету. В отчете отразить общее описание, ход и результаты занятий. | |
35 день | Выходной | |
36 день | Собрать статистический, нормативный, фактический и прочий материал, позволяющий обеспечить аналитическую часть отчета. Оформление отчета о прохождении практики. Защита отчета по практике | |
37 день | Собрать статистический, нормативный, фактический и прочий материал, позволяющий обеспечить аналитическую часть отчета. Оформление отчета о прохождении практики. Защита отчета по практике | |
38 день | Собрать статистический, нормативный, фактический и прочий материал, позволяющий обеспечить аналитическую часть отчета. Оформление отчета о прохождении практики. Защита отчета по практике | |
39 день | Собрать статистический, нормативный, фактический и прочий материал, позволяющий обеспечить аналитическую часть отчета. Оформление отчета о прохождении практики. Защита отчета по практике | |
40 день | Собрать статистический, нормативный, фактический и прочий материал, позволяющий обеспечить аналитическую часть отчета. Оформление отчета о прохождении практики. Защита отчета по практике | |
41 день | Собрать статистический, нормативный, фактический и прочий материал, позволяющий обеспечить аналитическую часть отчета. Оформление отчета о прохождении практики. Защита отчета по практике | |
42 день | Выходной | |
Общая характеристика объекта и процедур исследования
В экспериментальном исследовании приняли участие ученики 3 класса МОУ "ООШ № 11", численностью 20 человек. Из них 8 мальчиков и 12 девочек. Возраст испытуемых 9-10 лет. Большинство детей 2012 года рождения. Состав класса постоянен с 1 класса в основном объеме.
В классе наблюдаться дружеские взаимоотношения, дети готовы прийти на помощь друг к другу. Дети достаточно дисциплинированы, но есть дети, которые нарушают ее. Психологический климат в коллективе положительный, детям комфортно находиться в обществе друг друга.
В классе можно четко выделить 2 лидера: формального и неформального. Формальным лидером является девочка, которая оказывает положительное влияние на развитие коллектива. И неформальный лидер – мальчик, который демонстрирует отрицательный пример, но дети не отвергают его.
Класс делится на подгруппы, по общим интересам и по схожему темпераменту. 8 человек можно отнести к скромным ученикам. Они требовательно относятся к себе, но при этом уважительно относятся к преподавателям и остальным детям. К конфликтным ученикам можно отнести трёх человек. Эти дети достаточно общительны, подвижны, эмоциональны. Они отличаются быстрой утомляемостью на уроках, замедленной переключаемостью, низкой работоспособностью.
Эмоционально-волевое состояние коллектива – стабильное. В классе преобладают общие мотивы - учеба и внеурочная деятельность. Вне учебного времени большинство детей поддерживают дружеские отношения. Со слов классного руководителя, большинство родителей учащихся всегда охотно идут на контакт, стараются помочь в любом деле.
Коллектив, на стадии формирования. Нерешенных проблем еще много: успеваемость, уважительное отношение друг к другу, повышение общего уровня развития и т.д.
Исследование тревожности младших школьников проходило в три этапа:
-
Поисково-подготовительный. На этом этапе выполняется теоретическое исследование психолого-педагогической литературы, подбор методик по проблеме психолого-педагогической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования. -
Опытно-экспериментальный. Осуществлены обработка полученных результатов исследования, установлены младшие школьники, особо нуждающиеся в психолого-педагогической коррекции. Затем составлена и реализована коррекционно-развивающая программа. -
Контрольно-обобщающий. Выполнено тестирование по тем же методикам, проанализированы и обобщены результаты исследования, сформулированы выводы, проверена гипотеза и составлены рекомендаций для педагогов и родителей.
Исследование тревожности детей младшего школьного возраста проводилось с помощью комплекса методов и методик.
В ходе эмпирического исследования планируется использовать следующие методы исследования.
-
Теоретические: изучение и анализ научной литературы по проблеме тревожности. -
Эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, психодиагностические методики, тест школьной тревожности Филлипса, шкала тревожности Сирса, тест тревожности (Р.Тэммл, В.Амен, М.Дорки). -
Статистический: был использован метод автоматической обработки полученных данных (Т-критерий Вилкоксона)1.
В психологии анализ рассматривается как познавательный процесс, который осуществляется на различных уровнях отражения действительности в мозге человека и животных. Анализ сенсорной информации осуществляют анализаторы2.
Метод эксперимента - состоит в организации целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация, в которой находятся участники эксперимента - испытуемые. Применение метода эксперимент целесообразно в тех случаях, когда исследователю известны подлежащие проверке элементы гипотезы3.
Констатирующий эксперимент - это эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления. Формирующий эксперимент - метод прослеживания изменения психики в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого4.
В нашем исследовании были использованы три методики, изучающие тревожность младших школьников.
-
Тест школьной тревожности Филлипса5 (Полное описание методики в Приложении 1)
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Испытуемым предлагается ответить на вопросы, указанные в методике. Отвечая на вопрос, записывается его номер и ответ «+», если они согласны с ним, или «-», если не согласны. Тест состоит из 58 вопросов, которые зачитываются школьникам, а могут предлагаться в письменном виде.
Оценка результатов. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.
-
Шкала тревожности Сирса6 (полное описание методики в Приложении 2)Цель методики: определение уровня тревожности у дошкольников и младших школьников. Состоит из 14 вопросов.
Инструкция: оцените каждое утверждение одним из следующих баллов: 0 - признак отсутствует; 1 - признак слабо выражен; 2 - признак достаточно выражен; 3 - признак резко выражен.
-
Тест тревожности (Р.Тэммл, В.Амен, М.Дорки)7 (полное описание методики в Приложении 3).
Цель: Определение уровня тревожности ребенка.
Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5Х11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Стимульный материал снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на оригинальном рисунке. При этом на одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим.
Для математической обработки результатов исследования был использован Т-критерий Вилкоксона8(полное описание в приложении 4). Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых.
Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.
Суть метода состоит в том, что сопоставляются выраженности сдвигов в том и ином направлениях по абсолютной величине. Для этого сначала ранжируются все абсолютные величины сдвигов, а потом суммируются ранги. Если сдвиги в положительную и в отрицательную сторону происходят случайно, то суммы рангов абсолютных значений их будут примерно равны. Если же интенсивность сдвига в одном из направлений перевешивает, то сумма рангов абсолютных значений сдвигов в противоположную сторону будет значительно, ниже, чем это могло бы быть при случайных изменениях.
Результаты констатирующего экспериментального исследования детей младшего школьного возраста
Экспериментальное исследование проводилось в ходе преддипломной практики 2023 году в МОУ "ООШ № 11". В исследовании приняло участие 20 учащихся 3 класса МОУ "ООШ № 11"