Файл: Рабочая программа по предмету Музыка 4 класс для детей с интелектуальными нарушениями.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Утверждаю
Директор МАОУ «Новоселицкая СОШ»
______________Н.В. Антонова
Рабочая программа
по предмету «Музыка»
4 класс для детей с интелектуальными нарушениями
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
Программа разработана на основе «Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида» под ред. Бгажноковой
Составила:
Кузьмина С.С.
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 КЛАСС
Настоящий курс относится к образовательной области «Искусство». Музыкально – эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно – воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для УО детей. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
К особым образовательным потребностям, характерным для умственно отсталых обучающихся, которые должны учитываться при реализации систем условий, относятся:
-
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; -
наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; -
специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; -
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; -
обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов умственно отсталых обучающихся; -
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.
Целью музыкального воспитания является:
- овладение детьми музыкальной культуры;
- развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки
, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Исходя, из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач:
Образовательные -
Формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкальной исполнительской деятельности;
Формировать музыкально – эстетический словарь;
Формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
Совершенствовать певческие навыки;
Развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально– исполнительские навыки.
Воспитывающие -
Помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкой;
Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
Содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
Активизировать творческие способности.
Коррекционно – развивающие :
Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
Корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
В процессе занятия у учащихся вырабатываются необходимые вокально – хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.
Программа по музыке и пению включает в себя следующие разделы: «Пение», «Слушание музыки», и «Элементы музыкальной грамоты».
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).
На курс отведено 68 часов в год 2 часа в неделю
Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел
отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта.
Критерии и нормы оценок.
Оценка по предмету «Музыка и пение» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид деятельности | Дата | Приме чание | | ||
План | Факт | | ||||||
1-2 | Без труда не проживешь. Муз. А. Агафонникова, сл. В. Викторова и Л. Кондрашенко. | 2 | Музыкальная грамота, пение. | | | | ||
3-4 | Наша школьная страна. Муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева. | 2 | Музыкальное прослушивание. | | | | ||
5-6 | Золотистая пшеница. Муз. Т. Потапенко, сл. Н. Найденовой. | 2 | Музыкальная грамота, пение. | | | | ||
7=8 | Осень. Муз. Ц. Кюи, сл. А. Плещеева | 2 | Музыкальная грамота, пение. | | | | ||
9-10 | М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». | 2 | Музыкальная грамота, пение. | | | | ||
11-12 | Настоящий друг. Муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского. | 2 | Музыкальная грамота, пение. | | | | ||
13-14 | Дважды два – четыре. Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. | 2 | Музыкальное прослушивание. | | | | ||
15-16 | Чему учат в школе. Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. | 2 | Музыкальная грамота, пение. | | | | ||
17-18 | Наш край. Муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца | 2 | Музыкальная грамота, пение. | | | |
II четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид деятельности | Дата | Приме чание | ||
План | Факт | ||||||
19-20 | Колыбельная медведицы. Из мультфильма «Умка». Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | | | | |
2 | Три белых коня. Муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева. | 1 | Музыкальное прослушивание | | | | |
3 | Снежный человек. Муз. Ю. Моисеева, сл. В. Степанова. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | | | | |
4 | Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Муз. А. Флярковского, сл. А. Санина. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | | | | |
5 | Розовый слон. Муз. С. Пожлакова, сл. Г. Горбовского. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | | | | |
6 | Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | | | | |
7 | Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | | | |
III четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид деятельности | Дата | Приме чание | |
План | Факт | |||||
1 | Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | | | |
2 | Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера. | 1 | Музыкальное прослушивание | | | |
3 | В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР». | 1 | Музыкальное прослушивание | | | |
4-5 | Не плачь, девчонка! Муз. В. Шаинского, сл. Б. Харитонова. | 2 | 1-Музыкальное прослушивание 2-Музыкальная грамота, пение. | | | |
6 | Н. Римский- Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко». | 1 | Музыкальное прослушивание | | | |
7-8 | Пусть всегда будет солнце! Муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина. | 2 | 1-Музыкальное прослушивание 2-Музыкальная грамота, пение. | | | |
9 | Солнечная капель. Муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | | | |
10 | К. Брейбург – В. Леви. Смысл. Отпускаю тебя. Волны покоя. Не уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный путь». | 1 | Музыкальное прослушивание | | | |
IV четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид деятельности | Дата | Приме чание | |
План | Факт | |||||
1 | Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | | | |
2 | Маленький ковбой. Муз. и сл. В. Малого | 1 | Музыкальная грамота, пение. | | | |
3 | Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости». Монте. Чардаш. | 1 | Музыкальное прослушивание | | | |
4 | Песня о волшебниках. Муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | | | |
5 | Во кузнице. Русская народная песня. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | | | |
6 | В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331. | 1 | Музыкальное прослушивание | | | |
7 | Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | | | |
8-9 | Родная песенка. Муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского. | 2 | Музыкальная грамота, пение. | | | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пение
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
Работа над кантиленой.