Файл: Рабочая программа по предмету Музыка 4 класс для детей с интелектуальными нарушениями.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Утверждаю

Директор МАОУ «Новоселицкая СОШ»

______________Н.В. Антонова

Рабочая программа

по предмету «Музыка»

4 класс для детей с интелектуальными нарушениями

(2 часа в неделю, 68 часов в год)

Программа разработана на основе «Программы специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида» под ред. Бгажноковой

Составила:

Кузьмина С.С.

2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 КЛАСС
Настоящий курс относится к образовательной области «Искусство». Музыкально – эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно – воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для УО детей. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.

К особым образовательным потребностям, характерным для умственно отсталых обучающихся, которые должны учитываться при реализации систем условий, относятся:

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

  • наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

  • необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

  • обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов умственно отсталых обучающихся;

  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.

Целью музыкального воспитания является:

- овладение детьми музыкальной культуры;

- развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки
, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

Исходя, из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач:

Образовательные -

Формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкальной исполнительской деятельности;

Формировать музыкально – эстетический словарь;

Формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

Совершенствовать певческие навыки;

Развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально– исполнительские навыки.

Воспитывающие -

Помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкой;

Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

Содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

Активизировать творческие способности.

Коррекционно – развивающие :

Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

Корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.

В процессе занятия у учащихся вырабатываются необходимые вокально – хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.

Программа по музыке и пению включает в себя следующие разделы: «Пение», «Слушание музыки», и «Элементы музыкальной грамоты».

Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).

На курс отведено 68 часов в год 2 часа в неделю

Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел

отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта.

Критерии и нормы оценок.

Оценка по предмету «Музыка и пение» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I четверть


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид деятельности

Дата

Приме

чание




План

Факт




1-2

Без труда не проживешь. Муз. А. Агафонникова, сл. В. Викторова и Л. Кондрашенко.

2

Музыкальная грамота, пение.










3-4

Наша школьная страна. Муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.

2

Музыкальное прослушивание.











5-6

Золотистая пшеница. Муз. Т. Потапенко, сл. Н. Найденовой.

2

Музыкальная грамота, пение.










7=8

Осень. Муз. Ц. Кюи, сл. А. Плещеева

2

Музыкальная грамота, пение.











9-10

М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».

2

Музыкальная грамота, пение.










11-12

Настоящий друг. Муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского.

2

Музыкальная грамота, пение.










13-14

Дважды два – четыре. Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

2

Музыкальное прослушивание.










15-16

Чему учат в школе. Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

2

Музыкальная грамота, пение.










17-18

Наш край. Муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца

2

Музыкальная грамота, пение.













II четверть


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид деятельности

Дата

Приме

чание

План

Факт

19-20

Колыбельная медведицы. Из мультфильма «Умка». Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева.

1

Музыкальная грамота, пение.










2

Три белых коня. Муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева.

1

Музыкальное прослушивание











3

Снежный человек. Муз. Ю. Моисеева, сл. В. Степанова.

1

Музыкальная грамота, пение.










4

Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Муз. А. Флярковского, сл. А. Санина.

1

Музыкальная грамота, пение.










5

Розовый слон. Муз. С. Пожлакова, сл. Г. Горбовского.

1

Музыкальная грамота, пение.










6

Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского.

1

Музыкальная грамота, пение.










7

Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского.

1

Музыкальная грамота, пение.











III четверть


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид деятельности

Дата


Приме

чание

План

Факт

1


Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова.

1


Музыкальная грамота, пение.










2

Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера.

1

Музыкальное прослушивание











3

В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР».

1

Музыкальное прослушивание











4-5

Не плачь, девчонка! Муз. В. Шаинского, сл. Б. Харитонова.

2

1-Музыкальное прослушивание

2-Музыкальная грамота, пение.










6

Н. Римский- Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко».

1

Музыкальное прослушивание











7-8

Пусть всегда будет солнце! Муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина.

2

1-Музыкальное прослушивание

2-Музыкальная грамота, пение.










9

Солнечная капель. Муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой.

1

Музыкальная грамота, пение.










10

К. Брейбург – В. Леви. Смысл. Отпускаю тебя. Волны покоя. Не уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный путь».

1

Музыкальное прослушивание














IV четверть


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид деятельности

Дата


Приме

чание

План

Факт

1

Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня.

1

Музыкальная грамота, пение.










2

Маленький ковбой. Муз. и сл. В. Малого

1

Музыкальная грамота, пение.










3

Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости». Монте. Чардаш.

1

Музыкальное прослушивание











4

Песня о волшебниках. Муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового.

1

Музыкальная грамота, пение.










5

Во кузнице. Русская народная песня.

1

Музыкальная грамота, пение.










6

В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.

1

Музыкальное прослушивание











7

Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

1

Музыкальная грамота, пение.










8-9

Родная песенка. Муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

2

Музыкальная грамота, пение.











СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Пение

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.

Работа над кантиленой.