Файл: Методические рекомендации по введению фоп и фгос с 1 сентября 2023.pdf
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ
ФОП И ФГОС с 1 сентября 2023
Примечание: МР составлены на основе вебинаров и совещаний, а также
консультаций с экспертом Всероссийской школы методистов ПРО СЕГМЕНТ
Савиных Галины Петровны.
В настоящее время администрация педагогических коллективов образовательных организаций готовится начинать очередной учебный год и должна учесть при подготовке все отраслевые регламенты и содействовать государственной политике.
И чтобы хоть как-то компенсировать ощущение тягости от распутицы федеральных
«нововведений», предлагаем иметь в виду следующее:
1. Главные два документа для ОО – это ФЗ-273 «Об образовании в Российской
Федерации» и ФГОС. Введение ФОП – означает лишь, что реализовывать требования
ФГОС и ФЗ мы должны, ориентируясь на предложения ФОП.
2. Жесткие ограничения (ст. 12 ч. 6.3. ФЗ-273) наложены на предметы НОО: "Русский язык", "Литературное чтение" и "Окружающий мир"; ООО и СОО: "Русский язык",
"Литература", "История", "Обществознание", "География" и "Основы безопасности жизнедеятельности". По этим предметам педагоги не смогут отступать от ФРП ни в часах, ни в содержании, ни в результатах. На портале https://edsoo.ru/
уже есть ФРП этих предметов. Правда, пока только базовый уровень.
ВНИМАНИЕ! Использовать указанные ФРП, как определяет закон, необходимо «при разработке основной общеобразовательной программы организации, осуществляющей образовательную деятельность <…>». Это ключевой посыл от законодателя. То есть, если мы не разрабатываем, а продолжаем реализовывать ранее разработанные ООП, то мы вправе установить для себя некий переходный этап. Допустимо внедрять обозначенные
ФРП по мере «готовности». Конечно, готовность надо форсировать и уже сейчас вычитывать ФРП, чтобы понимать, «сколько осталось» до готовности.
3. ФОП устанавливает базовые объем, содержание и планируемые результаты». Остальное
– дело школы. Соответственно, «регламенты» о 34-неделях до 20 мая школа не обязана исполнять буквально. Да, придется выстроить 34-часовые объемы РП предметов на год
(так проще соблюдать ФРП), но учебный год можно закончить и не 20 мая, а позже.
4. Все нестыковки ФГОС и ФОП можно решить творчески. Действуя через принцип
«результат + контроль». Никто не сможет упрекнуть школу в отступлении от ФОП, если школа покажет, что все требуемые ФОП результаты «выданы и проконтролированы», и итоги контроля – положительные (должны быть подтверждения).
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕХОДА НА ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС СОО
Мы вводим ФОПы и в начальной и в основной школе продолжаем переходить на обновленные стандарты, а в СОО переходим на ФГОС СОО. Поскольку ФОП СОО есть упоминание о том, что 10 классы можно доучить по «старому» стандарту, мы следуем этому и продолжаем обучать 10 классы по ФГОС СОО. Введение ФОП в НОО и ООО автоматически означает переход на обновленные ФГОС.
Аспекты новизны:
Обновленные ФГОС в связи с введением федеральных программ означают обязательство школы по обеспечению условий для обучающихся достичь не менее чем на базовом уровне всех образовательных результатов, - единые для всех содержание и образовательные результаты. Если предыдущий ФГОС говорил о требованиях к результатам, то обновленный ФГОС в связке с ФОП говорит о ЕДИНОМ содержании.
Ограничение самостоятельности ОО в разработке учебного плана. Есть предметы, где нельзя будет подвинуть часами объем рабочих программ. Свободы оперирования часами стало значительно меньше. Распределение часов внутри рабочих программ будут делать сами педагоги. Каждый предмет должен быть обеспечен учебниками. Но сейчас это невозможно и пока используют старые учебники до срока действия экспертного заключения на эти учебники.
Алгоритм разработки учебного плана в старшей школе. В ООП СОО вносим изменения в действующую программу (для 10 классов, которые доучиваются). Но она не по ФОП старшей школы, так как там другая программа воспитания, другая система оценки достижений, которая противоречит ФОП.
Необходимо «запустить» работу над программой, - разработать новый документ, полностью реализующий ФОП СОО. Переход на ФГОС старшей школы – открываем федеральную программу старшей школы на портале ЕДСОО и сопоставляем сетку часов действующую и сравниваем с тем, что предлагает ФОП. Там, где нужно ввести новый предмет – включаем, где необходимо скорректировать объем часов – меняем. Готовую сетку учебного плана можно взять из ФОП.
Когда используются несколько вариантов УП из ФОП необходимо проверить строгое соблюдение часов по обязательным предметам. Большая доля состава учебного плана ограничена часами. Наименование рабочих программ должно быть, как в учебном плане и соответствовать количеству часов, заявленному в УП. В пояснительной записке к УП делаем примечания по всем нюансам корректировки рабочих программ и введения новых предметов.
Предметные результаты по ФГОС ООО
Концептуальная новизна в результатах (см. рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования).
Связь с программой воспитания на уровне старшей школы прежде всего в том, чтобы предмет готовил к профессиональной деятельности, создавал условия на освоение каких-то навыков будущей профессии. Это для учителей-предметников старшей школы и есть связь с программой воспитания, - готовность к выбору профиля, успешность в профессиональной ориентации, это и есть один из личностных результатов, закрепленный в программе воспитания. Один из личностных результатов обновленных ФГОС 0 познавательный интерес, опыт исследовательской деятельности. Учитель, который организует в рамках своего предмета исследования, сопровождает индивидуальные проекты – осуществляет связь с программой воспитания, вносит свой вклад.
Программа УУД: приводим в соответствие рабочие программы предметов с требованиями обновленных ФГОС и ФОП. Соответствие необходимо обеспечить в том, что метапредметные результаты включаются в тематическое планирование рабочих программ и они дают в совокупности эффект опыта функциональной грамотности. С педагогами-предметниками необходимо отработать прием методических чтений, - коллегиальное прочитывание и осмысление федеральных программ по предмету (с
карандашом, маркером). Промаркированные воспитательные, метапредметные результаты в дальнейшем подлежат диагностике УУД.
Много новизны по внеурочной деятельности, исходящей из ФОП СОО. Деление содержания ВД на инвариантную и вариативную. Расклад ВД именно по профилю в СОО.
Аббревиатура ИП ВД (индивидуальный проект внеурочной деятельности) в универсальном профиле (самостоятельный выбор комбинации углублений в старшей школе). ФОП не дает четкой дорожной карты, что под этот профиль можно сделать. В
ФОП старшей школы акцент на самоорганизацию обучающихся, на культивирование деятельности ученических сообществ, на вовлечение учеников в самоуправление. Здесь – новые смыслы программы воспитания, - руководствоваться сформированной внутренней позицией ученика по каждому из направлений программы воспитания.
Много новизны по внеурочной деятельности, исходящей из ФОП СОО. Деление содержания ВД на инвариантную и вариативную. Расклад ВД именно по профилю в СОО.
Аббревиатура ИП ВД (индивидуальный проект внеурочной деятельности) в универсальном профиле (самостоятельный выбор комбинации углублений в старшей школе). ФОП не дает четкой дорожной карты, что под этот профиль можно сделать. В
ФОП старшей школы акцент на самоорганизацию обучающихся, на культивирование деятельности ученических сообществ, на вовлечение учеников в самоуправление. Здесь – новые смыслы программы воспитания, - руководствоваться сформированной внутренней позицией ученика по каждому из направлений программы воспитания.
Акцент на портфолио ученика, особенно старшеклассника: в старшей школе в самом портфолио должен быть акцент на профориентацию.
Очень важно сейчас организовывать педагогов по сопровождению индивидуальных проектов обучающихся. В ФОП много проектной деятельности.
Под углублением понимается не кол-во часов, а именно изменения в результатах.
ПЛАН ИЗМЕНЕНИЙ В ООП СОО
1. Для оформления титульного листа ООП СОО необходимы итоговые реквизиты федеральной программы, изменения еще могут внести. Делаем новый документ для будущих 10-классников (новую программу), 11 класс будем доучивать по старой программе. Финальная редакция ФОП старшей школы нужна будет для того, чтобы наполнить содержательный раздел, даже Федеральные рабочие программы нужно пересмотреть. Даже если мы возьмем родной язык (углубление которого невозможно и не предусмотрено Стандартом), а Федеральной программы по родному языку не может быть соответственно.
2. В силу новизны ФГОС и ФОП, желательно, до утверждения изменений ООП провести протоколами методических объединений обсуждение нового содержания
рабочих программ. Новизна в понимании предметного результата, необходимо в рамках РМО прожить новое содержание, учесть изменения.
3. Формируемую часть ООП необходимо обосновать опросами, протоколированием результатов опросов. В старшей школе это 40% (формируемая часть), состоит из 2 блоков – блок учебного плана и плана внеурочной деятельности. На стыке планов организуется эта формируемая часть. Во всех 19 вариантов федеральных учебных планов на формируемую часть отведено время, где то это 2 часа, где то 3, больше всего часов отведено в универсальном профиле, потому что в основной части нет углублений, и именно в формируемой части часы на углубление здесь зарезервированы. Их оттуда необходимо взять и вставлять в формируемой части на углубление. Выбор должен быть запротоколирован и аргументирован, анкетирование и опрос учащегося зафиксирован в протоколе.
4. Делаем проект «тарификации» и согласуем с педагогическими работниками.
5. Предусматриваем мероприятия ВСОКО в рамках административного контроля процессов перехода на обновленный ФГОС СОО. В школе 2 документа основных плановых, связанных с методическими вопросами, - это годовой план работы и циклограмма ВСОКО. Годовой план работы показывает, что делаем для достижения результата, а циклограмма ВСОКО показывает, как мы оцениваем достигнутые результаты во всех аспектах качества: результат ученика, качество реализации программы и условия реализации программы. Эти 3 аспекта качества ложатся на годовой план и ВСОКО.
Поскольку результат обновлен, есть критериальные подходы к оценке функциональной грамотности, интеграция метапредметных результатов в текущий контроль, то это потребует изменений в содержании – оценочные модули рабочих программ, которые педагогам нужно будет сделать самостоятельно, поскольку федеральная рабочая программа их не предлагает.
Есть необходимость в подготовке самих педагогов по критериальному подходу, так как изменения и в самих отметках, в порядке выставления отметок, поскольку любая отметка в школе должна свидетельствовать не только о прохождении определенного учебного материала, но и об определенном уровне форсированности метапредметных образовательных результатов.
Количество учебных предметов должно соответствовать количеству в учебному плану, плюс курсы формируемой части и программы внеурочной деятельности (в том же порядке должны быть расположены в Программе, что и в учебном плане). В старшей школе на внеурочную деятельность рекомендовано до 4 часов.
Пояснительная записка к учебному плану СОО (пример готовый прилагается https://disk.yandex.ru/i/4YXsoHuWbVZLvw
).
3. Формируемую часть ООП необходимо обосновать опросами, протоколированием результатов опросов. В старшей школе это 40% (формируемая часть), состоит из 2 блоков – блок учебного плана и плана внеурочной деятельности. На стыке планов организуется эта формируемая часть. Во всех 19 вариантов федеральных учебных планов на формируемую часть отведено время, где то это 2 часа, где то 3, больше всего часов отведено в универсальном профиле, потому что в основной части нет углублений, и именно в формируемой части часы на углубление здесь зарезервированы. Их оттуда необходимо взять и вставлять в формируемой части на углубление. Выбор должен быть запротоколирован и аргументирован, анкетирование и опрос учащегося зафиксирован в протоколе.
4. Делаем проект «тарификации» и согласуем с педагогическими работниками.
5. Предусматриваем мероприятия ВСОКО в рамках административного контроля процессов перехода на обновленный ФГОС СОО. В школе 2 документа основных плановых, связанных с методическими вопросами, - это годовой план работы и циклограмма ВСОКО. Годовой план работы показывает, что делаем для достижения результата, а циклограмма ВСОКО показывает, как мы оцениваем достигнутые результаты во всех аспектах качества: результат ученика, качество реализации программы и условия реализации программы. Эти 3 аспекта качества ложатся на годовой план и ВСОКО.
Поскольку результат обновлен, есть критериальные подходы к оценке функциональной грамотности, интеграция метапредметных результатов в текущий контроль, то это потребует изменений в содержании – оценочные модули рабочих программ, которые педагогам нужно будет сделать самостоятельно, поскольку федеральная рабочая программа их не предлагает.
Есть необходимость в подготовке самих педагогов по критериальному подходу, так как изменения и в самих отметках, в порядке выставления отметок, поскольку любая отметка в школе должна свидетельствовать не только о прохождении определенного учебного материала, но и об определенном уровне форсированности метапредметных образовательных результатов.
Количество учебных предметов должно соответствовать количеству в учебному плану, плюс курсы формируемой части и программы внеурочной деятельности (в том же порядке должны быть расположены в Программе, что и в учебном плане). В старшей школе на внеурочную деятельность рекомендовано до 4 часов.
Пояснительная записка к учебному плану СОО (пример готовый прилагается https://disk.yandex.ru/i/4YXsoHuWbVZLvw
).
Программа воспитания в старшей школе.
В ФОП НОО, ООО и СОО одна и та же программа воспитания. Специфику старшей школы необходимо учесть в программе воспитания, разные мероприятия, так как разные результаты. В новой версии ПВ в ФОП есть уход от личностного результата в целевой ориентир. Мониторинг личностных результатов (целевых ориентиров), как было ранее.
КОРРЕКТИРОВКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ООП СОО
Согласно ФГОС рабочие программы учебных предметов должны обеспечивать достижение результатов (3 группы: личностные, метапредметные, предметные). РПУП разрабатываются с учетом программ УДД и Воспитания. Педагог-предметник – соисполнитель всех образовательных программ школы (согласно п.18.2.2. ФГОС СОО).
Как настроить педагога на правильную разработку рабочей программы?
Тематическое планирование. Структура тематического планирования не задана по
ФГОС СОО (на федеральном уровне). В проектах федеральных программ, которые сейчас размещены на портале ЕДСОО нет тематического планирования, а только содержание и предметные, метапредметные, личностные результаты. Причем темы и результаты не структурированы, даны в общем виде (2 темы работают на один и тот же результат, либо внутри одной темы достигаются 2 метапредметных результата). Структура тематического планирования должна быть, так как рабочая программа должна содержать определенные логические «действия» педагога, чтобы было понимание на какой результат, какая тема работает.
Правильная логичная структура тематического планирования, помогающая управлять результатами, не закреплена в программах, разработанных в Конструкторе. В локальном акте можно утвердить свою структуру для того, чтобы правильно управлять результатами (при этом программа может быть разработана в Конструкторе: содержание, планируемые результаты, НО со своим тематическим планированием). Ссылки на электронные образовательные ресурсы – обязательны (хотя во ФГОС СОО об этом забыли упомянуть). Это тоже необходимо закрепить в локальном акте – «использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов».
Структура тематического планирования
Тематический раздел, контролируемые элементы содержания берем из ФОП.
Результат- то есть что будет результатом освоения этой темы и содержания (необходимо поработать каждому педагогу). Как оформить структуру личностных результатов: в каждой ФОП перечислены личностные результаты, формирующиеся в разрезе предметов, необходимо закрепить тот или иной личностный результат за тематическим планированием. Это делается, для того, чтобы было понимание какой ЛР закреплен для той, или иной темы. Например, познавательный интерес и приемы его формирования на данном тематическом содержании (например, реализация мини исследования на уроке).
Предметные результаты. Каким образом заявить предметные результаты в рабочей программе, чтобы был очевиден предмет текущего тематического контроля?
Прописываем то, что будем выносить на оценку по завершению тематического раздела.
Полноценно сформулированный предметный результат в деятельностном залоге (глагол изъявительного наклонения) и он подсказывает, что учитель должен проверить.
Метапредметные результаты даны в ФОП, их также как и личностные, необходимо соотнести с темой, на которую они работают. Метапредметные результаты интегрируются с предметными в рамках текущего тематического контроля.
Новые демоверсии ГИА прошиты уже метапредметными результатами, формулировка предметного результата уже в деятельностном залоге, просто констатации учебных единиц уже нет, это результат способа действий с учебным содержанием.
Формулировку педагогу необходимо подкорректировать глагол на «использует».
Планируемых предметных результатов пока в текущих федеральных программах нет, здесь идет подмена результата и учебного содержания. Федеральная программа по сути не дает планируемого результата, в них есть содержание, есть наименование тем
(учебных единиц) и его необходимо вычленять из темы переводом из содержательной сути в деятельностный залог.