Файл: Методические рекомендации по введению фоп и фгос с 1 сентября 2023.pdf
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГОС, возможны всякие отступления, но как переходная мера и не очень желательная.
Разница в статусе: ФРП более обязательна. По ряду предметов, типа Истории, ОБЖ и др., есть отличия и в составе учебных единиц. Это предметные объединения должны отсмотреть.
P.S. Особый случай - ОБЖ в основной школе: П. 24.2.13. ФОП ООО: <...> "ОБЖ может изучаться в 5-7 классах из расчета 1 час в неделю за счет использования части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений
(всего 102 часа). <...> Организация вправе самостоятельно определять последовательность тематических линий учебного предмета ОБЖ и количество часов для их освоения".
Для начала изучите ФОПы и установите разночтения по УП в классах, которые остаются на старых ФГОСах (в разных регионах это разные классы). И уже по тому, что "установите", выбирайте решение.
Правильно перераспределить освоение планируемых результатов: уменьшать/ увеличивать/ изменять последовательность тем) в сравнении с ПРП (пока ещё) и
ФРП с июня 2023 г. (К этому сроку обещают ФРП по всем предметам).
ФОП вводят для всех. Исключением должны стать только нынешние 10-е классы
(если регион здесь не оплошает).
в ФОП СОО есть "разрешение" доучить нынешние 10-е классы по "старому"
ФГОС. Т.е. не вводить углубление в универсальный профиль. НО региональные власти могут решить по-своему. Здесь надо отстаивать свои интересы. Невозможно на ходу изменить УП старшей школы. И дело не в универсальном профиле даже, а географии, углублении русского и др.
Часы на курс "Индивидуальный проект" сведены к минимуму.
ФОП СОО оставляет на этот курс всего 34 часа за уровень: 1 час в неделю в 10-м классе. Такой подход реализован во всех 20 вариантах учебных планов из ФОП
СОО.
Вместе с тем, ФОП включает этот курс в основную часть учебных планов. А это, даже при 34-х часах, дает возможность выставления отметки в аттестат.
Мониторинг готовности программ неизбежен. Рекомендуем оттолкнуться от чек- листа (приложение).
Приложение
Чек-лист самоанализа соответствия ООП СОО требованиям
обновленного ФГОС СОО и ФОП СОО
№
Предмет самоанализа
Измеритель
1. Общие позиции
1.1
Численность обучающихся, которые будут осваивать основную образовательную программу среднего общего образования:
Чел.
1.2
- общая численность
Чел.
- в разрезе каждого из профилей учебного плана ООП СОО
Чел.
- доля обучающихся, завершивших основное общее образование в вашей школе
Чел.
1.3
Планируемые формы обучения по ООП СОО:
– очная;
Имеется/не имеется.
Количество чел.
– очно-заочная;
Имеется/не имеется.
Количество чел.
– заочная
Имеется/не имеется.
Количество чел.
1.4
Наличие сетевой формы реализации ООП СОО:
- под весь объем ООП СОО
Имеется/не имеется.
Количество чел.
- под часть ООП СОО (указать какую)
Имеется/не имеется.
Количество чел.
2. Соответствие целевого раздела ООП СОО требованиям ФГОС СОО/ ФОП СОО
2.1
Пояснительная записка содержит:
- цели реализации ООП СОО
Да/ нет
- задачи, решаемые для достижения цели реализации ООП СОО
Да/ нет
- принципы формирования ООП СОО
Да/ нет
- краткую характеристику психо-возрастных особенностей старшеклассников
Да/ нет
- механизмы реализации ООП СОО
Да/ нет
2.2.
Планируемые к достижению образовательные результаты
Да/ нет
представлены по группам: личностные, метапредметные, предметные
2.3
Личностные результаты сформулированы по направлениям воспитания
Да/ нет
2.4
Метапредметные результаты включают познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД, а также перечень междисциплинарных понятий.
Да/ нет
2.5
Представлено закрепление метапредметных образовательных результатов за предметными областями и (или) предметами/ курсами внеурочной деятельности
Да/ нет
2.6
Предметные результаты сформулированы на базовом и углубленном уровнях
Да/ нет
2.7
Показано, каким образом предметные результаты обеспечивают возможность дальнейшего профессионального обучения и профессиональной деятельности
Да/ нет
2.8
Раскрыта система оценки достижения планируемых образовательных результатов. В т.ч.
- основные направления и цели оценочной деятельности
Да/ нет
- процедуры оценки
Да/ нет
- системно-деятельностный подход к оценке
Да/ нет
- уровневый подход к оценке
Да/ нет
- критериальный подход к оценке
Да/ нет
- комплексный характер оценки предметного результата (знание- понимание-функциональность)
Да/ нет
- роль индивидуальных проектов в оценке метапредметных результатов
Да/ нет
- особенности диагностики личностных результатов
Да/ нет
- механизмы учета результатов внешних оценочных процедур в рамках ВСОКО
Да/ нет
2.9
Описаны требования к оценке результатов освоения рабочих программ: список результатов, требования к выставлению отметок, график оценочных процедур
Да/ нет
2.10 Представлена система внутришкольных мониторингов
Да/ нет
2.11 Показано, каким образом организована самооценка деятельности школы на основании оценки достижения образовательных результатов обучающихся
Да/ нет
3. Соответствие содержательного раздела требованиям ФГОС СОО/ ФОП СОО
3.1
В содержательный раздел включены рабочие программы предметов, разработанные строго на основе требований ФОП СОО к предметным образовательным результатам
Да/ нет
3.2
Состав и наименования рабочих программ предметов соответствуют составу и наименованию предметов учебного плана ООП СОО
Да/ нет
3.3
В содержательный раздел включены рабочие программы предметов, разработанные с учетом требований ФОП СОО к предметным,
Да/ нет
2.3
Личностные результаты сформулированы по направлениям воспитания
Да/ нет
2.4
Метапредметные результаты включают познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД, а также перечень междисциплинарных понятий.
Да/ нет
2.5
Представлено закрепление метапредметных образовательных результатов за предметными областями и (или) предметами/ курсами внеурочной деятельности
Да/ нет
2.6
Предметные результаты сформулированы на базовом и углубленном уровнях
Да/ нет
2.7
Показано, каким образом предметные результаты обеспечивают возможность дальнейшего профессионального обучения и профессиональной деятельности
Да/ нет
2.8
Раскрыта система оценки достижения планируемых образовательных результатов. В т.ч.
- основные направления и цели оценочной деятельности
Да/ нет
- процедуры оценки
Да/ нет
- системно-деятельностный подход к оценке
Да/ нет
- уровневый подход к оценке
Да/ нет
- критериальный подход к оценке
Да/ нет
- комплексный характер оценки предметного результата (знание- понимание-функциональность)
Да/ нет
- роль индивидуальных проектов в оценке метапредметных результатов
Да/ нет
- особенности диагностики личностных результатов
Да/ нет
- механизмы учета результатов внешних оценочных процедур в рамках ВСОКО
Да/ нет
2.9
Описаны требования к оценке результатов освоения рабочих программ: список результатов, требования к выставлению отметок, график оценочных процедур
Да/ нет
2.10 Представлена система внутришкольных мониторингов
Да/ нет
2.11 Показано, каким образом организована самооценка деятельности школы на основании оценки достижения образовательных результатов обучающихся
Да/ нет
3. Соответствие содержательного раздела требованиям ФГОС СОО/ ФОП СОО
3.1
В содержательный раздел включены рабочие программы предметов, разработанные строго на основе требований ФОП СОО к предметным образовательным результатам
Да/ нет
3.2
Состав и наименования рабочих программ предметов соответствуют составу и наименованию предметов учебного плана ООП СОО
Да/ нет
3.3
В содержательный раздел включены рабочие программы предметов, разработанные с учетом требований ФОП СОО к предметным,
Да/ нет
метапредметным или личностным образовательным результатам
3.4
Состав и наименования рабочих программ предметов соответствуют составу и наименованию курсов плана внеурочной деятельности
ООП СОО
Да/ нет
3.5
Представлена Программа развития/формирования УУД. В т.ч.:
- дано краткое описание потенциала учебных предметов в формировании/ развитии УУД
Да/ нет
- отражены цели и задачи программы
Да/ нет
- детализировано закрепление (взаимосвязь) метапредметных образовательных результатов за предметными областями и учебными предметами
Да/ нет
- описаны особенности реализации программы; представлены формы и методы реализации
Да/ нет
- раскрыты подходы к организации и сопровождению проектной деятельности обучающихся
Да/ нет
- представлена система оценки результатов проектной деятельности
Да/ нет
3.6
Представлена рабочая программа воспитания обучающихся, которая разработана на основе федеральной рабочей программы воспитания
3.7
Пояснительная записка программы воспитания включает:
- указание на связь с федеральными требованиями
Да/ нет
- указание на преемственность воспитательной работы на уровне
СОО с воспитательной работой в основной школе и преемственность с воспитательной работой в вузах, учреждениях
СПО
Да/ нет
3.8
Целевой раздел программы воспитания включает:
- констатацию национальных ценностей российского общества, которые определяют инвариантное содержание программы воспитания
Да/ нет
- цель и задачи программы воспитания
Да/ нет
- направления воспитания
Да/ нет
- целевые ориентиры результатов воспитания по каждому направлению
Да/ нет
3.9
Содержательный раздел программы воспитания включает:
- описание уклада школы как пространства воспитательной работы
Да/ нет
- характеристику видов, форм и содержания воспитательной деятельности
Да/ нет
- описание всех реализуемых модулей воспитательной работы
Да/ нет
3.10
Организационный раздел программы воспитания включает:
- описание кадрового обеспечения воспитательной работы
Да/ нет
- описание нормативно-методического обеспечения воспитательной работы
Да/ нет
- особые условия работы с обучающими, имеющими ОВЗ
Да/ нет
- система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции обучающихся, включая использование портфолио обучающихся и рейтингов обучающихся
Да/ нет
3.4
Состав и наименования рабочих программ предметов соответствуют составу и наименованию курсов плана внеурочной деятельности
ООП СОО
Да/ нет
3.5
Представлена Программа развития/формирования УУД. В т.ч.:
- дано краткое описание потенциала учебных предметов в формировании/ развитии УУД
Да/ нет
- отражены цели и задачи программы
Да/ нет
- детализировано закрепление (взаимосвязь) метапредметных образовательных результатов за предметными областями и учебными предметами
Да/ нет
- описаны особенности реализации программы; представлены формы и методы реализации
Да/ нет
- раскрыты подходы к организации и сопровождению проектной деятельности обучающихся
Да/ нет
- представлена система оценки результатов проектной деятельности
Да/ нет
3.6
Представлена рабочая программа воспитания обучающихся, которая разработана на основе федеральной рабочей программы воспитания
3.7
Пояснительная записка программы воспитания включает:
- указание на связь с федеральными требованиями
Да/ нет
- указание на преемственность воспитательной работы на уровне
СОО с воспитательной работой в основной школе и преемственность с воспитательной работой в вузах, учреждениях
СПО
Да/ нет
3.8
Целевой раздел программы воспитания включает:
- констатацию национальных ценностей российского общества, которые определяют инвариантное содержание программы воспитания
Да/ нет
- цель и задачи программы воспитания
Да/ нет
- направления воспитания
Да/ нет
- целевые ориентиры результатов воспитания по каждому направлению
Да/ нет
3.9
Содержательный раздел программы воспитания включает:
- описание уклада школы как пространства воспитательной работы
Да/ нет
- характеристику видов, форм и содержания воспитательной деятельности
Да/ нет
- описание всех реализуемых модулей воспитательной работы
Да/ нет
3.10
Организационный раздел программы воспитания включает:
- описание кадрового обеспечения воспитательной работы
Да/ нет
- описание нормативно-методического обеспечения воспитательной работы
Да/ нет
- особые условия работы с обучающими, имеющими ОВЗ
Да/ нет
- система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции обучающихся, включая использование портфолио обучающихся и рейтингов обучающихся
Да/ нет
- описание системы самоанализа воспитательной работы
Да/ нет
4. Соответствие организационного раздела требованиям ФГОС СОО/ ФОП СОО
4.1
Сформированы учебные планы профилей
Да/ нет
4.2
Объем учебного плана каждого из профилей не менее 2170 часов и не более 2516 часов за уровень СОО
Да/ нет
4.3
Учебный план каждого профиля включает 13 обязательных предметов: русский, литература, математика, иностранный, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физкультура, ОБЖ
Да/ нет
4.4
Формируемая часть учебного плана каждого профиля включает дополнительные предметы и курсы по выбору
Да/ нет
4.5
Во всех профилях, включая универсальный, на углубление выведено не
менее 2-х учебных предметов
Да/ нет
4.6
Учебный план каждого профиля включает курс «Индивидуальный проект»
Да/ нет
4.7
Представлен план внеурочной деятельности
Да/ нет
4.8
План внеурочной деятельности имеет инвариантную и вариативную части
Да/ нет
4.9
Объем плана внеурочной деятельности не превышает 700 часов за уровень СОО
Да/ нет
4.10 Один час в неделю отводится на внеурочной мероприятие
«Разговоры о важном»
Да/ нет
4.11 Один час в неделю отведен на «обеспечение благополучия обучающихся», решение организационных вопросов
Да/ нет
4.12 До 4-х часов в неделю отводится на курсы внеурочной деятельности
Да/ нет
4.12 Описана специфика внеурочной деятельности применительно к каждому открытому профилю обучения
Да/ нет
4.13 Представлен календарный план воспитательной работы
Да/ нет
4.14 Представлен календарный учебный график
Да/ нет
4.15 Описаны условия реализации ООП СОО
Да/ нет
- кадровые
Да/ нет
- психолого-педагогические
Да/ нет
- материально-технические
Да/ нет
- информационно-методические
Да/ нет
- финансовые
Да/ нет
4.16 Представлен сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий и подходы к контролю за состоянием системы условий
Да/ нет
5. Приложения к ООП СОО
5.1
Наличие материалов, подтверждающих учет потребностей участников образовательных отношений при разработке части ООП, формируемой участниками образовательных отношений (если указанные материалы не представлены в другом документе)
Имеется/не имеется
5.2
Наличие методических материалов (при необходимости)
Имеется/не имеется