Файл: Методические рекомендации по введению фоп и фгос с 1 сентября 2023.pdf
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оценочная деятельность и уровень подхода к отметкам в ОО (если педагоги школы не готовы к такому подходу, то лучше это упустить в содержании).
Таким образом, такая проделанная работа педагогов будет свидетельствовать о том, что в школе продуманно подошли к разработке рабочих программ, а не перенесли готовые тексты имеющихся федеральных программ. Это свидетельствует о действенном подходе к разработке и реализации программ.
На сайте ФИПИ закреплены кодификаторы в разрезе предметов, которые можно использовать при разработке планируемого результата. Деятельностное ядро (из кодификатора) берется и присоединяется к тематической единице, образуя при этом деятельностный результат для контроля.
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
ПО ВВЕДЕНИЮ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС и ФОП
На портале https://regulation.gov.ru/projects#npa=136792
размещены проекты новых ФОП
НОО, ООО, СОО.
ВОПРОС
ОТВЕТ
Сколько ООП с 1 сентября должно быть в школе?
ООП - 6 (без адаптированных): по две на каждый уровень; в НОО и ООО - под старый и обновлённый
ФГОС; в СОО - под обновлённый ФГОС и та, по которой будут доучиваться 10-е классы (т.е. действующая сейчас
ООП СОО. Но! Не исключаю, что возникнут и иные
«указания», если разрешат обьединить в НОО и ООО в связи с тем, что ФОП будут вводить во всех классах. То есть даже те классы, которые будут доучиваться по старым ФГОС НОО и ООО, должны перейти на ФООПы.
Какой риск разработки ООП
СОО связан с родным языком? полное игнорирование соответствующей предметной области в структуре УП ООП СОО. Да, родной язык перестал быть обязательным к изучению (только по заявлению ученика/ родителя) при переходе на обновленные ФГОС СОО. Сама ФОП СОО предлагает варианты с минимальным кол-вом часов на родной язык и лит-ру на родном языке, варианты с относительно типовым кол-вом часов на эти предметы и варианты, исключающие (!) эти предметы из учебного плана.
Однако, следует помнить, что текущее отсутствие "заявлений" на Родной язык и Литература на родном языке не означать, что надо полностью исключить соответствующую предметную область из ООП. Это будет нарушением конституционных прав на изучение родного языка для таких учеников, которые, к примеру, придут в ОО в середине учебного года с запросом на родной язык. Таких нюансов реализации ФОП при переходе на обновленный ФГОС СОО немало.
Как составлять учебные планы ООП ООО для классов, которые продолжают обучение по старым ФГОС
ООО, но и в этих классах вводится ФОП ООО? в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона N 371-ФЗ, основные образовательные программы (ООП) всех образовательных организаций Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с ФООП не позднее
1 сентября 2023 года. При этом ООП составляется на основе ФГОС. Соответственно, если класс доучивается по старому ФГОС, то и УП основывается на старом
ФГОС. Привести в соответствие с ФОП ООО, в этой ситуации означает: 1. Включить в содержательный раздел
ФРП, назначенные законодателем "для непосредственного применения": Русский, Литература,
История,
Обществознание,
География,
ОБЖ.
2.
Продумать изучение курса "Вероятность и статистика".
Минпрос предлагает в качестве переходной меры включить темы "Вероятности и статистики" в курс
Алгебры. Возможны иные варианты. 3. В обязательном порядке обеспечить изучение
ОДНКНР.
4.
Скорректировать систему оценки достижения планируемых результатов. 5. Скорректировать программу воспитания в целях обеспечения единого воспитательного пространства в ОО. Вопрос с календарным графиком решается только в контексте региональных регуляторов.
С введением ФООП, в текстах
ООП должны значиться рабочие программы (РП) или федеральные рабочие программы (ФРП)? находим в требованиях ФГОС (любого уровня). ФГОС оперирует термином "рабочие программы". К примеру,
ФГОС СОО устанавливает, что «Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы».
Соответственно, даже при
«непосредственном применении» в ООП тех или иных ФРП, титульный лист внутри ООП должен быть с формулировкой "Рабочая программа по
...".
Не забывайте, что ФГОС устанавливает и требования к структуре рабочих программ. Поэтому в случае несовпадения структуры ФРП с требованиями ФГОС
(что, собственно, мы сейчас и наблюдаем), необходимо локальным актом прописать порядок учета ФРП в составлении РП.
Получается, школе больше не надо писать свою программу, берём просто эту федеральную? Или все, как в этом году - на основе федеральной пишем свою.
Просто взять - не получится, она «негодная», чтобы ее просто брать и по ней работать. Даже чтобы просто взять и положить в текст ООП, нужно довнести некоторую аутентичную информацию.
Единое содержание общего образования предлагает федеральную рабочую программу и примерную рабочую программу. Педагог задаёт вопрос, в чем разница между ним.
От чего оттолкнуться, отвечая на его вопрос?
Если по предмету вышла федеральная рабочая программа, то от неё нельзя отходить ни в часах, ни в предметных результатах в меньшую сторону. Посмотрите перечень предметов на каком уровне какие предметы.
ФОП НОО трактует что пп.19.40.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится, начиная со второго класса, в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету.
Получается что по окончанию первого класса никаких работ не проводим?
Можно провести административную диагностику результатов первого года по формированию учебной дисциплины, базовых навыков взаимодействия; адаптации к среде, классу и др. Предметных работ, конечно, никаких не должно быть.
Можно ли вообще говорить о переходе на обновленные
ФГОС СОО в 11 классах в следующем году?
Ведь отличия между действующими ФГОС и обновленными достаточно существенные. В частности это касается учебного плана, а именно отличия в перечне обязательных учебных предметов. Как возможно изменить учебный план в 11 классе, если какие-то предметы в 10 классе не входили в профильный учебный план, а по обновленным ФГОС стали обязательными? именно потому, что отличия существенные, в ФОП СОО сказано (стр. 276-278) о возможности доучить нынешние десятые классы по-старому ФГОС СОО. Но решение окончательное принимает регион. Текст ФОП СОО размещен на портале
Единое содержание https://edsoo.ru/
В ФОП НОО есть пункт о промежуточной аттестации.
Это пункт 19.41. Цитирую "Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале".
Что значит "на основе результатов накопленной оценки"? накопленная оценка - достижения за год; если по старинке - среднеарифметическое; но сейчас от этого
«термина» активно отказываются. Я тоже всегда предлагала складывать не четверти-триместры, а столбики контрольных работ в течение года.
«Тематическая контрольная» - то, что в конце года.
Получаем, что отметка по итогам промежуточной ставится на основе «накопленной» (например, 4,5) и годовой контрольной (например, 4). В журнал - 4.
Порядок округления устанавливаете локальным актом.
Как быть с углубленным английским?
Во ФГОС СОО углубление иностранного разрешено. И углубление это не часы, а результаты. Нет часов меняйте технологии.
Как быть со вторым иностранным языком на уровне ООО?
Второй иностранный был обязателен по «старому»
ФГОС. И если класс с 01.09.2023 доучивается по старому
ФГОС, но при этом вводит ФОП ООО, то возможны два решения:
1) сохранить второй иностранный на основе заявления родителей;
2) завершить изучение второго иностранного. В этом случае, надо показать, что уже достигнутые результаты изучения второго иностранного языка не ниже базового уровня и родители не возражают против завершения изучения в связи с введением ФОП ООО.
География в старшей школе?
Обязательна!
Причем, по
ФРП.
На портале https://edsoo.ru/ уже размещена ФРП по географии.
Изучайте, «пристреливайтесь».
Включать ли географию в УП
11-х классов, которые будут доучиваться по старому
Можно не включать. Официальный комментарий дала
Кольченко
С.А., представитель
Департамента государственной политики и управления в сфере общего
ФГОС? образования Минпросвещения России. Это единственный из 6-ти предметов, который для 11-классников станет "исключением" в части непосредственного применения
ФРП. По остальным 5-ти предметам: Русский,
Литература,
История,
Обществознание,
ОБЖ
- потребуется использование соответствующих ФРП. Это может отразиться на сетке часов и, соответственно, на расписании.
Ссылка на источник: https://www.youtube.com/watch?v=KcpWmQrb-
Lg
(смотреть можно примерно с 55-й минуты).
Рабочая программа по
Математике: одна или три? с введением ФОП ООО и СОО, начиная с 7-го класса должно быть три рабочих программы, - отдельно по каждому курсу Математики: 1) Алгебра, 2) Геометрия и
3) Вероятность и статистика.
В 5-6-м классах остается одна рабочая программа - по
Математике. Проект ФРП по каждому курсу Математики размещен в новой версии
ФОП
ООО на портале https://regulation.gov.ru/
. Конкретно ФРП по курсу "Вероятность и статистика" - п. 145.7. новой версии ФОП
ООО.
В любом профиле математика будет обозначена тремя курсами: Алгебра, Геометрия. Вероятность и статистика.
Если параллель 8-х классов продолжает учиться по старому ФГОС ООО, нужно ли вводить в учебный план курс "Вероятность и статистика"?
Да. Потому что с 1-го сентября вводится ФОП, и по ФОП
ООО данный курс обязателен. Минпросвещения в качестве переходной меры для классов, доучивающихся по старому ФГОС, рекомендует не отдельный курс ставить в УП, а включить вопросы Вероятности и статистики в курс Алгебры, добавляя на изучение
Алгебры один час. Но по факту, это равноценно затратам на отдельный курс. К тому же, если ввести отдельным курсом, то будет возможность самостоятельной отметки и полноценной рабочей программы. Выбирайте сами, коллеги! В нашем понимании, Вероятность и статистику удобнее ввести отдельным курсом.
Как в 10 классах в следующем году в учебном плане и в классном журнале указывать: предмет "математика" или учебные курсы "алгебра и нач. анализа",
"геометрия",
"вероятность и статистика".
Разъяснения по 7-9 классам даны в методических рекомендациях
МПРФ от
03.03.2023 номер 03-327, а по
10--11 нет. Причем в ФГОС
СОО указан учебный предмет "математика", а в ФОП СОО в таблицах указаны три учебных предмета "алгебра и нач. ан.",
"геометрия",
"вероятность"?
ФРП по каждому курсу математики даны отдельно, и во всех вариантах УП - тоже. Поэтому ставьте в свои УП отдельно каждый курс и не переживайте. В журнале, соответственно, - отдельные страницы.
По ФОП ООО нет предмета
ИЗО в 8 классе, значит, в этом учебном году отметка учащихся за 7 класс по этому предмету идет в аттестат, но содержание и, соответственно, результаты, получены не в полном объеме.
Что-то надо корректировать?
Да, надо. Либо в течение полугодия 8-го класса доосвоить РП ИЗО, выделив, например, по 0, 5 часа в основной части. Тогда в аттестат пойдет годовая за 8- класс. Либо оптимизировать изучение ИЗО в 7-м классе, оперативно добавив час из формируемой части. Тогда годовая за 7-й класс пойдет в аттестат.
В каких классах вводить
ОДНКНР?
Согласно обновленному ФГОС НОО, «изучение учебного предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России" вводится поэтапно, учебный предмет преподается с 5 по 9 класс, начиная с 2023/24 учебного года» (Подпункт 33.1 пункта 33, внесенный приказом
Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 г. № 568).
Однако ФОП ООО (текущая версия) предлагает варианты учебных планов, где предмет ОДНКНР введен только для
5-6-х классов. Федеральная рабочая программа (ФРП) по учебному курсу «ОДНКНР» представлена в проекте новой версии
ФОП
ООО на портале https://regulation.gov.ru/
В пункте 158.2.20. указано: «Общее число часов, рекомендованных для изучения курса ОДНКНР, – 68 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе –
34 часа (1 час в неделю).
Таким образом, если ориентироваться на ФОП ООО, то
ОДНКНР вводим только в 5-6-х классах. А если на ФГОС
ООО, то – протягиваем до 9-го класса включительно.
Наша рекомендация – исходить из принципа работы на результат. Поскольку в самом ФГОС ООО требования к результатам по ОДНКНР весьма компактные (их несложно освоить за два года), можно «показать», что за
5-6-й классы вы эти требования реализовали, проконтролировали достижение и поэтому больше предмет ставить не нужно.
!! Следует помнить при этом, что отметка за курс
ОДНКНР должна будет стоять в аттестате выпускника основной школы. Второй вариант -тянуть с 5-го по 9-ый, по 0, 25 часа в неделю. Плюс – формальное соответствие текущему ФГОС ООО, минус – неудобства в расписании и отсутствие ФРП.
Отметки в аттестат?
Никаких разночтений здесь нет. См. приказ 546. За предмет из основной части УП ставим в аттестат независимо от кол-ва часов; из формируемой – только если не менее 64 часов за уровень было.
Родной язык или государственный язык республики
РФ?
Как правильно оформить в учебном плане?
Во-первых, надо понимать, что родной язык – это язык народности, этнической группы. Государственный язык – это язык, на котором та или иная республика РФ реализует свою автономию: издает официальные документы, транслирует официальную информацию и т.п. Родной язык можно вводить в учебный план
«локально», на основе заявления и наличия условий, а для государственного языка нужны региональные нормы
(Согласно
ФГОС, преподавание и изучение государственных языков республик «осуществляется с учетом законодательства данных субъектов РФ»).
Еще одно отличие состоит в том, что родной зык можно только изучать, а на государственном можно еще и преподавать, т.е. полностью организовывать на государственном языке образовательный процесс (во всех или в отдельных школах республики).
Вместе с тем, и для родного языка, и для государственного языка в учебном плане отведена предметная область «Родной язык и родная литература» или, в начальной школе, - «Родной язык и литературное чтение на родном языке». В рамках этой предметной области, школа фиксирует либо родной язык, либо государственный язык республики. Выбор определяется отличиями, которые описаны выше. Обязательно указание в скобках на конкретный язык. Например:
Государственный язык республики
Татарстан
(татарский). Или Родной язык (татарский). НЕЛЬЗЯ писать Родной и (или) государственный язык.
Одновременно и то и другое не изучается!
Краткий комментарий к «новизне» ФОП среднего общего образования:
Вся новизна – в добавлении целого ряда программ по родным языкам.
Появилась, к примеру, программа по предмету «Родной (вепсский) язык». Но смущает другое, - количество часов, которое в ФРП предложено отводить на изучение родных языков. Так, общее число часов, рекомендованных для изучения родного (финского) языка на базовом уровне, - 136 часов: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе -
68 часов (2 часа в неделю) - см. п. 58.5.4. проекта «новой» ФОП. И совсем непонятно, на каком основании появляется ФРП по родному языку на углубленном уровне?? (ПРИМЕР:
Программа учебного предмета «Родной (финский) язык» (углублённый уровень) на уровне среднего общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету. 59.5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (финского) языка на углублённом уровне, -
198 часов: в 10 классе - 99 часов (3 часа в неделю), в 11 классе - 99 часов (3 часа в неделю)
– см. п. 59.5.1. проекта «новой» ФОП). Ведь ни ФГОС СОО, ни сама ФОП СОО (в т.ч.
«новая») не устанавливают возможность изучения родного языка на углубленном уровне.
Рекомендовано сейчас все-таки сверить текущие сетки часов с тем, что ФРП предлагает, и прикинуть, как может измениться тарификация педагогов. По предметам, отмеченным в ст. 12 ФЗ, строго - по ФРП. Они уже есть. Остальные
ФРП, скорей всего, подгонят часами под варианты УП, размещённые в ФОП.
В классах, где введение ФОП совпадает с переходом на обновлённые ФГОС, сразу все новое (по ФОП/ ФРП); особенно строго с предметами из ст. 12-ФЗ и предметами, которые сдают на ГИА. В классах, которые доучивают по старым