ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1816
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12.5. <...> Обработку насаждений пестицидами проводят в ранние утренние или вечерние часы (с 22 до 7 часов утра), в безветренную погоду, при наиболее низкой температуре воздуха, малой инсоляции и минимальных воздушных потоках.
3. Какие меры могут (должны) принять суд, прокурор, граждане, в интересах которых был предъявлен иск, для обеспечения рассмотрения иска по существу?
3.1. Какая служба осуществляет контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами?
ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»:
Статья 15. Государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами
Государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Порядок осуществления государственного надзора и контроля за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами устанавливается законодательством Российской Федерации.
Сейчас данный контроль в соответствии с постановлениями Правительства РФ «Об утверждении положения о федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» и «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности российской федерации», Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды.
3.2. Каким образом можно обязать администрацию совхоза участвовать в рассмотрении гражданского дела?
ГПК РФ:
Статья 55. Доказательства
1. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела…
Статья 57. Представление и истребование доказательств
1. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств
2. В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства. Суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его в суд или передает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.
3. Должностные лица или граждане, не имеющие возможности представить истребуемое доказательство вообще или в установленный судом срок, должны известить об этом суд в течение пяти дней со дня получения запроса с указанием причин. В случае неизвещения суда, а также в случае невыполнения требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается штраф - на должностных лиц в размере до одной тысячи рублей, на граждан - до пятисот рублей.
4. Наложение штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц и граждан, владеющих истребуемым доказательством, от обязанности представления его суду.
Соответственно, граждане могли обратиться в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору; суд также по ходатайству сторон оказывает помощь в истребовании доказательств, в данном случае – с совхоза
3. Могут ли в данном случае быть применены нормы гражданского законодательства об ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности
В соответствии с Гражданским кодексом:
Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих
1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.)
Обратимся к практике
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.01.2007 N Ф08-6684/2006 по делу N А32-66679/2005-61/951:
«В соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности (применение сильнодействующих ядов) независимо от наличия вины причинителя, возлагается на его владельца
Поскольку упомянутыми судебными актами судов общей юрисдикции с участием завода установлен факт причинения вреда гражданам источником повышенной опасности (ядохимикатами), владельцем которых являлся завод, то в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный факт по настоящему делу для завода является преюдициально установленным
Постановление ФАС Центрального округа от 25.04.2005 N А08-8685/03-15
«Разрешая спор, суд области правильно указал, что в соответствии со ст. 1079 ГК РФ ответственность за причиненный вред должно нести предприятие - владелец источника повышенной опасности.
Оценив доводы истца в совокупности с положениями ст. 1079 ГК РФ и вышеуказанными обстоятельствами, суд области пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае ЗАО "Чуевское поле" таким предприятием не является, как не является и причинителем вреда, и не должно нести ответственность за убытки. При этом указал, что попадание препарата "Баста" на посевы истца стало возможным вследствие действий ОАО "Белавиа ПАНХ"»
Вывод: да, могут.
4. Прав ли независимый эксперт?
4.1. Должны ли быть поставлены вопросы о возмещении вреда здоровью граждан в иске?
ФЗ «Об охране окружающей среды»:
Статья 79. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
1. Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.
2. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.
4.2. Должны ли быть поставлены вопросы о возмещении вреда окружающей среде?
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»
14. В соответствии со ст. 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.
Я считаю, что процессуально это должно выглядеть так: при отсутствии требований истца к возмещению вреда окружающей среде суд по собственному решению привлекает к участию в процессе в качестве третьего лица орган, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства в соответствующей области, который и предъявляет требования о возмещении вреда окружающей среде.
Гражданско-процессуальный кодекс:
Статья 42. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора
1. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в дело до принятия судебного постановления судом первой инстанции. Они пользуются всеми правами и несут все обязанности истца.
В отношении лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судья выносит определение о признании их третьими лицами в рассматриваемом деле или об отказе в признании их третьими лицами, на которое может быть подана частная жалоба.
2. При вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, рассмотрение дела производится с самого начала.
Статья 43. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора
1. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, а также на предъявление встречного иска и требование принудительного исполнения решения суда.
О вступлении в дело третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, выносится определение суда.
2. При вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, рассмотрение дела в суде производится с самого начала
Таким образом, эксперт прав, иск может быть дополнен соответствующими положениями. Разумеется, юридической обязанности в данном случае закон ни для кого не устанавливает.
===================================================================================
Гражданин А. и другие граждане (всего двести человек), проживающие в г. Санкт-Петербурге, обратились в суд с иском к концерну «Ленинец».
Они требовали либо выполнить обещание об их переселении из санитарно-защитной зоны концерна, застроенной очистными сооружениями, лишенной зеленых насаждений и т. п., либо прекратить экологически вредную деятельность концерна, причиняющую вред их здоровью и имуществу.