Файл: С. сейфуллина учебно методический комплекс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
Поскольку главный определитель матрицы не равен нулю, ее ранг равен порядку системы n = 3 и, следовательно, объект полностью наблюдаем.
5 Выбор параметров наблюдателя полного порядка

Определяем передаточную матрицу объекта управления
,
где системная матрица вычисляется как частное от деления присоединенной матрицы на определитель характеристической матрицы , который уже был найден ранее в пункте 2. Для вычисления присоединенной матрицы каждый элемент исходной характеристической матрицы заменяем его алгебраическим дополнением = (-1)i+jMij, а полученную матрицу транспонируем. Минор Mij вычисляется как определитель подматрицы, получаемой из исходной матрицы после вычеркивания i-строки и j-столбца.

После этого вычисляем передаточную матрицу



На практике для измерения чаще всего доступна лишь выходная переменная объекта y(t), поэтому для оценки неизмеряемых переменных состояния применяют специальное устройство – наблюдатель состояния. В его основе лежит модель объекта управления в виде набора интеграторов, охваченных прямыми связями с коэффициентами передачи b0 ... bm и обратными связями с коэффициентами передачи a10 ... an0.

В соответствии с параметрами объекта принимаем значения коэффициентов наблюдателя: b = 100, a10 = 20.5, a20 = 110, а30 = 50.
6 Выбор параметров модального регулятора

Модальный регулятор представляет собой П-регулятор с коэффициентом усиления К и обратными связями по переменным состояния x1...xn. Выбор коэффициентов
ki матрицы обратных связей kT обеспечивает получение заданных динамических свойств системы, причем единственным образом. Управление описывается матричным уравнением

,

а одномерное уравнение регулятора соответствует использованию в цепи обратной связи ПД-регулятора.

Для получения единственного решения обычно выбирают коэффициент передачи К П-регулятора из условия нулевой ошибки на выходе системы в установившемся состоянии , а коэффициенты матрицы обратных связей вычисляют из условия .

Исходя из требований к процессу регулирования замкнутой системы, выбираем корни s1, s2 ... sn и определяем эталонный (желаемый) характеристический полином с коэффициентами a1 ... an. Характеристический полином системы третьего порядка будет содержать один действительный корень и два комплексных сопряженных, по которым и будем формировать показатели качества регулирования.

При заданном времени регулирования tрег = 6 с степень устойчивости для ошибки Δ = 5% равна αmin = 3/6 = 0,5. Отсюда действительная часть комплексного корня будет равна -0,5, действительный корень принимаем в 10 раз большим, т.е. -5, чтобы исключить его влияние на переходный процесс. По заданной величине перерегулирования σ = 0,02 вычисляем степень колебательности μ = -π/ln(σ) = -3,1415926/ln(0,02) = 0,803, после чего можно вычислить мнимую часть комплексного корня β = μ* αmin = 0,803*0,5 = 0,401.

По значениям корней -5 и -0,5±j0,401 находим вид желаемого характеристического полинома



Из условия нулевой ошибки регулирования значение коэффициента усиления регулятора K = an/b = 2,05/100 = 0,00205. Значения коэффициентов обратной связи по переменным состояния равны






7 Построение схемы системы регулирования



Замкнутая система регулирования содержит объект управления на выходе U(t), наблюдатель, П-регулятор с коэффициентом усиления К и обратными связями по переменным состояния, получаемым от наблюдателя (рисунок 3).


Рисунок 3
Передаточная функция замкнутой системы регулирования равна


.
Проверка подтверждает, что установившаяся ошибка отсутствует, так как коэффициент передачи в установившемся режиме равен 2,05/2,05=1, а получен­ный характеристический полином системы регулирования равен желаемому.
График выполнения и сдачи заданий СРО по дисциплине




Наименование

модуля

Тема занятия


Задания СРО, цель и содержание

Рекомендуемая литература

Форма контроля

Срок сдачи отчета

Текущий контроль, балл

1

2

3

4

5

6

7

8


1

М 1

Объекта управления в пространстве состояний

Описать объекта управления в пространстве состояний

ОЛ 1,2

ДЛ 1,2

Расчет в тетради

1

50/100

2

М 1

Устойчивость объекта управления

Проверка устойчивости объекта управления

ОЛ 1,2

ДЛ 1,2

Расчет в тетради

2

50/100

3

М 2

Управляемость объекта управления

Проверка управляемости объекта управления

ОЛ 1,2

ДЛ 1,2

Расчет в тетради

3

50/100

4

М 2

Наблюдаемость объекта управления

Проверка наблюдаемости объекта управления

ОЛ 1,2

ДЛ 1,2

Расчет в тетради

4

50/100

5

М 2

Параметры наблюдателя полного порядка

Выбор параметров наблюдателя полного порядка

ОЛ 1,2

ДЛ 1,2

Расчет в тетради

5

50/100

6

М 2

Параметры модального регулятора

Выбор параметров модального регулятора

ОЛ 1,2

ДЛ 1,2

Расчет в тетради

6

50/100

7

М 2

Схема системы регулирования

Построение схемы системы регулирования

ОЛ 1,2

ДЛ 1,2

Расчет в тетради

7-10

50/100


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
«КАЗАХСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени С. СЕЙФУЛЛИНА»


Методические указания

по изучению дисциплины
по дисциплине «Системы автоматизации и управления технологических процессов»
для образовательной программы: Электроснабжение, Электрические сети, Электроэнергетика

Нур-Султан 2021


1 Методические указания по чтению лекций

Содержание лекций должно соответствовать рабочей учебной программе курса. Сложные для понимания или запоминания вопросы равномерно распределяются по разделам. При наличии хорошего учебника целесообразно придерживаться предусмотренного в нем порядка изложения материала, что
позволяет студентам регулярно дополнять полученные на лекциях знания
чтением учебников.

На начальной лекции следует четко сформулировать требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должны быть получены в процессе изучения
дисциплины, определить критерии оценки знаний, формы и сроки проведения текущего контроля знаний.

Материал, относящийся к одной теме, желательно излагать в рамках
одного занятия. Если тема лекции разбита на несколько занятий, то в начале
текущего занятия следует кратко напомнить основные положения изложенного на предыдущем занятии материала. Иностранные фамилии и термины, которые со слуха могут быть неверно записаны в конспект, необходимо писать на
доске.

Рекомендуется по ходу объяснения материала отдельные простые понятия спрашивать у аудитории, что с одной стороны позволяет периодически привлекать внимание к доске, а с другой стороны проверять характер их усвоения. Желательно проверять владение и теми терминами, определениями, которые должны были быть освоены при изучении предшествующих дисциплин.

В процессе изложения отдельных понятий рекомендуется прослеживать их связь с понятиями, изучаемыми студентами в других курсах, с проблемами, встречающимися при выполнении лабораторных и курсовых работ, при проведении практических занятий.
2 Методические указания по проведению практических занятий

Каждое практическое занятие начинается с переклички, отмечаются отсутствующие и опоздавшие студенты. Затем преподаватель выясняет, имеются ли у присутствующих вопросы по теме практического занятия, напоминает, какие разделы теоретического курса используются на текущем занятии. Если задавалась работа на дом, производится проверка наличия и правильности решений у каждого исполнителя.


В пределах каждой темы задачи следует располагать в порядке возрастания сложности, в совокупности набор задач должен охватывать все аспекты рассматриваемой темы. Рекомендуется фронтальный метод проведения практических занятий. Решение первой, наиболее простой, задачи по некоторой теме выполняется преподавателем у доски. Остальные задачи решаются всеми студентами одновременно и самостоятельно, преподавателю рекомендуется непрерывно контролировать ход решения у каждого учащегося.

Неправильный ход решения, имеющий место лишь у отдельных студентов, исправляется индивидуально. Ошибки и промахи, характерные для значительного количества учащихся, следует разобрать у доски. Целесообразно каждому студенту во время решения задач иметь под рукой конспект лекций и калькулятор.

Учитывая различный уровень подготовки студентов, следует записывать одновременно на доске условия по крайней мере двух задач, чтобы более подготовленные студенты без паузы переходили к решению следующей задачи. Однако обязательно необходимо проверить, что предыдущие задачи решены всеми студентами верно - лучше, чтобы в тетради было записано меньше задач, но полностью и правильно.
3 Методические указания по проведению лабораторных занятий

Каждое лабораторное занятие начинается с переклички, отмечаются отсутствующие и опоздавшие студенты. Затем преподаватель выясняет, имеются ли у присутствующих вопросы по выполнению очередной лабораторной работы, обращает их внимание на конкретные особенности данной работы. Если данные к лабораторной работе студенты должны были подготовить дома, производится проверка наличия и правильности этих данных у каждого исполнителя (допуск к работе).

Подготовка к каждой лабораторной работе производится по методическим указаниям и рекомендуемой литературе. Следует проверить полноту и правильность результатов, полученных студентами в процессе выполнения работы, их достаточность для подготовки отчета. Отчет к лабораторной работе оформляется в соответствии с требованиями СТП и ГОСТ, содержание должно соответствовать перечню, приведенному в методических указаниях к лабораторной работе.

Защита лабораторных работ производится, как правило, в устной форме. Перечень наиболее типичных вопросов к каждой лабораторной работе приводится в методических указаниях, однако не следует ограничиваться только этим перечнем. Если студент не защитил лабораторную работу с первого раза, он должен разобраться в ней самостоятельно и повторить защиту. После защиты всех лабораторных работ студент получает допуск на сдачу зачета по курсу лекций.