Файл: Действия сил и средств пожарноспасательного гарнизона при тушении пожаров и проведении аварийноспасательных работ на объектах транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МЧС РОССИИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОП 9 ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ 3 ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОТРЯДА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ

ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Действия сил и средств пожарно-спасательного гарнизона при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на объектах транспорта»

Начальника ОП 9 ПСЧ 3 ПСО ФПС Главного управления МЧС России

по Тверской области

Сулейманова Мухтара Ахмедовича

Действия сил и средств пожарно-спасательного гарнизона при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на объектах транспорта.

Транспортные средства могут быть разделены на классы: наземный (подземный), воздушный (космический), водный (подводный), специальный и подклассы:

  1. наземный безрельсовый - автомобили, автобусы, троллейбусы, трак­торы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды, снегоходы, вездеходы, телеги, сани;

  2. наземный (подземный) рельсовый - железнодорожные поезда, поезда метрополитена, трамваи, дрезины, монорельсовый;

  3. воздушный - самолеты, вертолеты, планеры, дельтапланы, дирижабли, аэростаты, амфибии (гидропланы и экранопланы);

  4. космические - спутники, станции, корабли;

  5. водный морской и водный речной - теплоходы, катера, танкеры, сухогрузы, паромы, баржи, буксиры, контейнеровозы, сейнеры, ледоколы, парусники, плоты, гребные суда, катамараны, суда на воздушной подушке;

  6. подводные - подводные лодки, батискафы, батисферы;

  7. специальные - эскалаторы, лифты, фуникулеры, канатные дороги, трубопроводы.

Все транспортные пути всегда опасны из-за движущихся по ним ТС. Опасны также остановки городского наземного транспорта, особенно во время посадки. При постоянном дефиците городского транспорта в часы пик возможно огромное скопление пассажиров на остановках, что чревато травмами. Но наибольшую опасность представляет перевозка на всех видах транспорта опасных грузов.


Рост грузооборот, использование транспортных средств повышенной грузоподъемности и применение тяжеловесных составов, увеличивают возможность распространения пожаров до крупных размеров. Количество погибших увеличивается в связи с тем, что происходит переход к массовой эксплуатации средств с большой вместимостью пассажиров.

Статистические данные свидетельствуют о том, что число человеческих жертв и материальный ущерб от пожаров на транспорте не только не уменьшаются, но имеют тенденцию роста.

В связи с этим во всем мире уже изменилась или меняется роль пожарных служб. Пожарная служба, по сути, стала аварийно-спасательной, где доля числа пожаров от общего числа выездов колеблется от 30 % до 1- 2 %. При этом 80 % выездов приходиться на оказание медпомощи людям. Пожарный становиться не только спасателем, но в определенной степени медиком. Такая специализация ГПС начала развиваться и в России, когда были созданы специальные отряды и части. Оснащение их, помимо пожарного, аварийно-спасательным, медицинским оборудованием, приближает ГПС к мировым стандартам.

Кроме того ведение АСР на объектах транспорта требует привлечения других аварийно-спасательных служб и служб жизнеобеспечения: аварийно-спасательные формирования; ПАСС аэропортов; пожарные поезда ж/д; службы медицины катастроф; ГИБДД и т.п. Для организации чёткого взаи­модействия между службами в подразделениях и органах управления ГПС МЧС создаются инструкции и соглашения.

Пожарная опасность ТС. Характер пожара в зависимости от места его возникновения.

Прогнозирование обстановки в зависимости от места возникновения пожара, вида защиты, пожарной опасности, класса пожарной нагрузки.

Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожара.

Особенности тактических действий по спасанию людей и тушению пожара с учетом опасности грузов и допустимого времени пребывания человека в зоне действия опасных факторов пожара.

Автомобильный транспорт является лидером по количеству жертв и материальному ущербу при ЧС. Кроме пассажиров, автотранспорт перевозит большое количество разнообразных грузов, среди которых многие являются опасными.

Основные причины ЧС на автотранспорте являются

• лобовое, боковое, касательное столкновение - 40 %;

• наезды на неподвижные или движущиеся объекты - 40 %;

• опрокидывание - 10 %;

• другие причины -10 %.

В результате происходит: деформация корпуса, заклинивание дверей, пожары и взрывы.



Типичные травмы у пассажиров и водителей

• ушибы;

• переломы;

• сотрясение мозга;

• повреждение внутренних органов; ожоги;

• смерть.

Часто при этом люди не могут самостоятельно покинуть машину, они оказываются прижатыми к передней или боковым стенкам салона, спинкам кресел, стойкам, перегородкам. Сначала спасатели (в качестве их выступают пожарные, оснащенные аварийно-спасательным оборудованием) оказывают помощь пострадавшим, которые не зажаты, а блокированы в деформированном салоне. Они могут покинуть его через не застекленные, оконные проемы, люки, двери самостоятельно или с помощью спасателей. А затем спасатели приступают к освобождению людей, зажатых в салонах.

В зависимости от ситуации осуществляются операции

• отгибание листового и разнопрофильного металла (разжимами, ломом, кувалдой, топором);

• перекусывание стоек, перегородок, сидений (гидроножницами);

• проделывание отверстий в корпусе, крыше, днище (циркулярной пилой);

• снятие крыши, когда это необходимо;

• поднятие машины домкратами, подъемником, рычагом, пневмоподушками или подкопом в грунте, если требуется извлечь человека.

Тушение пожаров в гаражах (троллейбусных и трамвайных парках).

Большие гаражи строятся на спец-но выделенных площадках с удобными подъездами. Основные здания для стоянки автомобилей чаще бывают 1 этажн. с покрытиями больших площадей (могут быть сгораемыми). В зданиях гаражей могут размещаются: ремонтные мастерские, аккумуляторные, вулканизационные и т.п. В полу гаража размещаются люки канализационной системы для стока воды и смотровые ямы.

Автомобили в гараже располагаются, как правило, группами:

- постоянно эксплуатируемые;

- резервные - могут быть на подставках для разгрузки рессор;

- автомобили в ремонте - на смотровых ямах и на домкратах.

Большее кол-во автомобилей и плотная парковка тр.средств в гаражах, на территории и на подъездных путях, особенно в ночное время, выходные и праздничные дни.

Наличие в гаражах тр.средств заправленных бензином (газом), в троллейбусных и трамвайных парках - эл.сетей под высоким напряжением.

В гаражах бывают 3 характерных вида пожаров:

- горение только автомобилей;

- горение строительных конструкции;

- горение автомобилей и строительных конструкции одновременно.

Наибольшую опасность возникновения и развития пожара представляют места стоянок ввиду наличия сгораемых частей способствующих распространению огня по поверхности автомобилей, стоящих близко друг от друга.


При пожаре возможно:

- резкое усиление горения и увеличение площади пожара при взрывах баков с ГСМ, при этом огонь может перейти на сгораемые покрытия (при этом пожар принимает сложный характер);

- образование новых очагов горения при попадании разлившегося горящего ГСМ в люки канализации;

- быстро задымление помещений гаража, высокая температура;

- выделение токсичных газов при горении полимерных материалов.

Действия по тушению. Основная задача пожарных подразделений по прибытию на пожар состоит в том, чтобы в первую очередь обеспечить сохранность подвижного состава. В зависимости от внешних признаков информации встречающих лиц, принимается решение о первоначальной расстановке СиС и организации разведки пожара.

В разведке РТП устанавливает:

- места горения, его вид и площадь, угрозу распространения огня по автомобилям и строительным конструкциям;

- установить места складирования ГСМ, баллонов с газом (при необходимости организовать эвакуацию и защиту);

- количество автомобилей, их расположение и состояние (на ходу, в ремонте и т. п.);

- наличие стационарных установок пожаротушения их запуск;

- количество обслуживающего персонала, который можно привлечь для эва­куации автомобилей.

При расстановке СиС, прокладка рукавных линий не должны затруднять эвакуацию автомобилей из гаража.

Эвакуация транспорта организуется в зависимости от размера пожара и характера его развития, для этого:

- привлекают дежурных шоферов, ремонтных рабочих для эвакуации автомобилей своим ходом,

- используют исправные автомобили в качестве тягачей,

- для буксировки применяют жёсткие сцепки, тросы, выкидные (напорные) рукава,

- организуется выгон отдельных автомобилей вручную л/с прибывшего подразделения и рабочими.

Эвакуированные автомобили размещаются так, чтобы им не было угрозы загорания и они не мешали тушению пожара. Руководство эвакуацией автомобилей РТП может возглавить сам или же выделить 1го из ком.отд. в помощь местной администрации. Для обеспечения безопасности при эвакуации тр.средств могут вводится стволы на защиту путей эвакуации негорящих автомобилей и покрытия.

При горении 1го или нескольких автомобилей вблизи ворот организуется их эвакуацию путем буксировки. Для этой цели может быть использовано АЦ 2го отд (АН). В этом случае поданный ствол от АЦ 1го отд обеспечивает тушение горящих, эвакуированных автомобилей на свободной площадке. Вводят ствол от АЦ на сопровождение эвакуируемого горящего автомобиля для защиты соседних автомобилей от загорания и пре­дотвращения взрыва бака с ГСМ.


При горении 1го или несколько автомобилей вдали от ворот, СиС вводятся для тушения и одновременно организуется эвакуация не горящих автомобилей. Первые стволы вводятся на ликвидацию открытого горения автомобилей и одновременно на защиту негорящих. Последующие стволы, чаще всего А, вводятся непосредственно в очаг горения и на защиту сгораемого покрытия снизу. Действующими стволами необходимо так же охлаждать баллоны и баки с ГСМ.

В случае взрывов баков с ГСМ и растекания горящего бензина вводят в действие стволы-распылители и СВП (ГПС), устраивают обвалования из песка и гравия на путях растекания ЛВЖ и ГЖ, необходимо исключить попадания ЛВЖ в канализацию, в противном случае крышки лючков вскрываются и вводится СВП (ГПС).

При развившихся пожарах (горение автомобилей и сгораемого покрытия)

- внутрь гаража вводятся стволы А для тушения основного очага пожара (задача этих стволов состоит в том, чтобы быстрее ликвидировать интенсивные очаги горения в зоне стоянки и обеспечить тушение и защиту покрытия снизу);

- на покрытия - стволы Б, с одновременными работами по вскрытию и разборке горящих конструкций

- устанавливает наблюдение за состоянием покрытия и при угрозе его обрушения личный состав выводится в безопасную зону.

Тушение пожара при стоянке автомобилей под сгораемыми навесами осуществляется стволами А с одновременной эвакуацией не горящих автомобилей.

При горении отдельных автомобилей, заправленных бензином и стоящих на открытых площадках, вводят стволы с распыленной водяной струей или ВМП.

Тушение пожаров в трамвайных и троллейбусных парках. При невозможности быстро эвакуировать горящий трамвай или троллейбус, РТП обязан потребовать от дежурного персонала обесточить подвесные линии и только после этого ввести водяные стволы на тушение. Л/С не имеют права самостоятельно отключать эл. энергию в сети, по которой подается ток к подвижному составу. Тушение горящего трамвая или троллейбуса, находящегося на линии, можно начинать только после отключения токоприемника (бугеля) от проводов. Загоревшиеся эл. моторы необходимо тушить углекислотными огнетушителями и ВМП через крышки люков, расположенные в полу.

Железнодорожный транспорт, железнодорожные станции.

На долю железнодорожного транспорта приходится 65 % суммарного грузооборота и более 40 % пассажирооборота.

Основные причины ЧС на ж/д транспорте которые требуют привлечения спасателей-пожарных:

- сход с рельс подвижного состава;