Файл: Действия сил и средств пожарноспасательного гарнизона при тушении пожаров и проведении аварийноспасательных работ на объектах транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- взрывы опасных грузов, взрывы в поездах и на путях следования поезда;

- пожары в поездах;

- наезды на автомобили и другую технику на перекрестках;

- столкновение поездов на путях;

- утечки и рассыпания опасных грузов.

Объектами ж/д транспорта являются: подвижной состав, пакгаузы, депо, мастерские и другие стационарные постройки. Как правило, ж/д узел имеет сильно разветвленную ж/д сеть, которая ограничивает подъезды к местам горения и затрудняет боевое развертывание пожарных подразделений при тушении пожара.

Подвижной состав разнообразен - это пассажирские и товарные вагоны, открытые платформы, цистерны, тепловозы, электровозы и др. Ж/Д перевозит людей, животных и разнообразные по степени пожарной опасности грузы (горючие, взрывоопасные, ядовитые и пр.).

Пожарная опасность ж/д станций и подвижного состава

Наибольшую пожарную опасность представляют сортировочные и грузовые станции где происходит накопление вагонов и которые имеют развитую сеть ж/д путей. В крупных парках станций ежедневно перерабатывается до 20тыс единиц вагонов с грузами. Среди них наиболее опасными являются цистерны с ЛВЖ, сжиженными газами.

Пожарная опасность ж/д характеризуется:

- наличием большого кол-ва единиц подвижного состава с различными горючими, легковоспламеняющимися пожаровзрывоопасными жидкостями, сжиженными газами, твердыми горючими материалами;

- высокой плотностью застройки участковых, сортировочных и грузовых станций складскими помещениями и заполнения подвижным составом;

- наличием на грузовых, сортировочных, участковых станциях большого количества различных типов параллельно стоящих на путях сформированных ж/д составов;

- наличием узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;

- развитой сетью ж/д путей, занятых составами, затрудняющими подъезд пожарных автомобилей и прокладку линий к месту пожара;

- недостаточной мощностью и слабо развитой сетью ППВ.

Пожарная опасность увеличивается при нарушении технологического процесса расформирования и формирования составов. Соединение вагонов с превышением установленных скоростей приводит к повреждению грузов, аварийному розливу и истечению огнеопасных жидкостей и газов.

Для наружного ППВ на ж/д станциях используют ПГ, устанавливаемые на водопроводных сетях и водоемы. В рабочих парках у крайних ж/д путей устанавливают ПГ. При необходимости для целей пожаротушения используют водоисточники городской водопроводной сети и соседних объектов.


Охраняют объекты ж/д транспорта пожарные поезда. Обслуживает пожарный поезд объекты, расположенные на землях ж/д, время его прибытия на пожар до 1,5 ч.

Пожары на ж/д транспорте имеют свои особенности и отличаются сложностью боевых действий подразделений ГПС. Сложность заключается в том, что при пожаре зачастую задерживается введение огнетушащих веществ до выяснения физико-химических свойств грузов и обесточивания эл.контактной сети над горящим составом.

При пожаре, другой ЧС возможно

наличие большого количества подвижного состава и транспортных единиц с пассажирами и различными грузами;

наличие развитой сети ж/д путей занятых составами, затрудняющих подъезд пожарной и аварийно-спасательной техники и прокладку рукавных линий к горящему составу;

быстрое распространение огня внутри вагонов, переход огня на соседние поезда, здания и сооружения;

наличие узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;

взрывы и интенсивное горение ж/д цистерн с ЛВЖ, ГЖ, СУГ;

растекание ЛВЖ, ГЖ, АХОВ из цистерн и образование загазованных зон на прилегающей территории;

наличие угрозы людям, находящихся в вагонах горящего и соседних поездов, персоналу станции, возникновение паники;

непрекращающееся движение поездов и локомотивов;

сложность выяснения вида горящих и находящихся в соседних вагонах (цистернах) веществ, материалов;

отсутствие или удаленность водоисточников, недостаточное ППВ;

наличие эл.контактных сетей, находящихся под высоким напряжением;

При тушении пожаров и ликвидации ЧС на ж/д транспорте

При возникновении пожаров в подвижном составе на ж/д станциях, перегонах (в пути следования) работники ж/д транспорта действуют согласно требованиям ведомственной инструкции. Они должны обеспечить: немедленное сообщение о пожаре в ПО, эвакуацию пассажиров, расцепку поезда и отвод вагонов на безопасные расстояния, эвакуацию соседних поездов, снятие остаточного напряжения с контактных проводов над местом пожара, принятие мер к ликвидации горения первичными средствами пожаротушения, предотвращение растекания ЛВЖ и ПК и отвода их в безопасное место и т. д. .

Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, спасание пассажиров, эвакуацию подвижного состава и грузов до ГПС возлагается на должностные лица ж/д дорог.

С прибытием к месту пожара подразделений ПО старший оперативный начальник подразделений ГПС возглавляет работы по тушению пожара и осуществляет управление всеми подразделениями ПО, участвующими в ликвидации пожара.



Боевые действия подразделений должны обеспечить: эвакуацию пассажиров; тушение и охлаждение цистерн и вагонов со взрывчатыми и взрывоопасными веществами и газами, ЛВЖ, ПК, а также избежание утечки и разлива жидкостей, распространения огня на соседние поезда, здания и сооружения.

На пожаре РТП через представителя администрации, входящего в состав ОШ, обязан:

- установить у диспетчера местонахождение горящего или аварийного состава, наличие подъездов к нему, номер его аварийной карточки по транспортным документам, вид материалов в горящих и соседних вагонах;

- принять меры по отцепке горящих вагонов и выводу их на специальную площадку или в безопасное место;

- до начала тушения потребовать письменное подтверждение о снятии напряжения с контактных электросетей на участках работы пожарных подразделений.

После расшифровки вида горящих материалов РТП совместно с администрацией по аварийным карточкам определяет их свойства, пожарную опасность и необходимые огнетушащие вещества и средства защиты л/с.

Для обеспечения тушения пожара создаются БУ: по обеспечению эвакуации состава, защите состава, тушению пожара и охлаждению выведенных из зоны пожара ж/д цистерн (вагонов).

Ликвидацию пожаров в подвижном составе на электрифицированных участках производят только после получения письменного разрешения с указанием в нем номера приказа энергодиспетчера и времени снятия остаточного напряжения. При этом на этих участках до обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения запрещается приближаться на расстояние не менее 2 м к контактным проводам и ближе 10 м к их оборванным концам.Не допускается тушение внутри вагонов, а также подвижного состава и горящих предметов, расположенных на расстояниях менее 7 м от контактной сети, без снятия напряжения при условии, что струя пены или воды не будет касаться контактных проводов и других частей, находящихся под напряжением.

Защита и охлаждение железнодорожных цистерн с опасными грузами осуществляется путем подачи огнетушащих веществ на верхнюю часть корпуса цистерны, что обеспечивает снижение температуры парогазовой смеси над поверхностью жидкости, ее давление и возможность предотвращения взрыва, а также равномерное и интенсивное охлаждение боковых поверхностей цистерны.

Первый ствол от АЦ подается к горящим вагонам с прокладкой рукавной линии через рельсы. В это же время рукавная линия от ПА установленного на водоисточник прокладывается под рельсы, чтобы не срывать графика движения поездов. По мере готовности рукавной линии первый ствол от АЦ присоединяется к разветвлению, установленному на рукавной линии от водоисточника.


При прокладке рукавных линий необходимо создавать запасы рукавов для удобства маневрирования стволов и подачи их на места передвижения горящих вагонов. Решающее направление по вводу стволов будет зависеть от того, каким составам создается наибольшая угроза.

По прибытии к месту вызова пожарного поезда от него подаются стволы в помощь работающему на решающих направлениях подразделению. Локомотив пожарного поезда может использоваться для эвакуации соседних составов.

При развившемся пожаре и угрозе соседним составам немедленно принимаются меры к отводу из угрожающей зоны в 1ую очередь составов с людьми, с ВВо и огнеопасными грузами. До прибытия тепловоза организу­ется защита стволами соседних составов. В крайнем случае, приступают к эвакуации соседних составов или горящего состава путем расцепления и откатки отдельных вагонов силами пожарного подразделения и ж/д рабочих.

Для тушения горящих товарных вагонов необходимо выделять 1-2 ствола на вагон. После ликвидации горения снаружи вагона производится разгрузка и дотушивание груза, находящегося внутри вагона.

В случае горения ж/д цистерны с ЛВЖ или ГЖ применяются следующие приемы тушения: при горении паров ЛВЖ над горловиной бойцы под защитой водяных струй поднимаются к горловине и закрывают крышку или же набрасывают на нее кошму, брезент и продолжают охлаждать цистерну; при горении растекающейся через трещины в швах или неплотно закрытую заглушку на спускной трубе ГЖ, вводится воздушно-пенный ствол или распыленные водяные струи для тушения ГЖ и одновременного охлаждения цистерны. Растекающаяся ГЖ отводится по дренажным канавам или же создается обваловка для направления ГЖ в безопасное место, где она окончательно дотушивается.

При угрозе от горящей цистерны соседним составам или стан­ционным по­стройкам цистерна выводится в безопасное место под прикрытием водяных стволов и там организуется ее тушение.

Подвижный состав и станции метрополитена.

Метрополитен один из наиболее сложных в оперативно-тактическом отношении объектов.

Метро имеет разветвленную сеть подземных сооружений, различные технические устройства и большой парк подвижного состава.

Основные сооружения метрополитена: станции и пристанционные сооружения; тоннели и притоннельные сооружения; элекродепо.

Основные вопросы организации и тактики тушения пожаров в метрополитене рассматриваются в межведомственных документах региональных управлений ГПС и метрополитена. Руководство тушением пожара и проведением АСР осуществляет работник метрополитена до прибытия пожарных подразделений гарнизона.


Сложность обстановки на пожаре в метро заключается в следующем:

  • наличие большого количества пассажиров;

  • наличие электросетей, находящихся под высоким напряжением;

  • возможной паники среди пассажиров;

  • большая скорость задымления тоннелей и помещений станции;

  • сложность проведения разведки;

  • прокладка рукавных линий на большие расстояния с учетом сложности планировки и наличия подвижного состава;

  • быстрое распространение горения по кабельным коллекторам станций со скоростью 0,2-0,3 м/мин и по электрическим кабелям, проложенным по стенам тоннеля;

При тушении пожаров и ликвидации ЧС

Основные пути прокладки линий и продвижения разведки в подплатформенные помещения станции является: наземный вестибюль станции, наклонный эскалаторный тоннель, распределительный зал станции, подплатформенный коридор, помещение станции.

Общими рекомендациями по прокладке рукавных линий при пожаре в метрополитене являются:

прокладка магистральной линии в эскалаторном туннеле по балюстраде или ступеням эскалатора и закрепление ее (через 3 - 4 рукава) рукавными задержками к поручню, для чего поручень снимают с направляющей;

прокладка рукавной линии в собранном виде с наращиванием ее со стороны вестибюля, при этом личный состав, прокладывающий линию, располагается по ее длине в местах расположения сомкнутых полугаек;

установка разветвления в магистральной линии при входе на эскалатор и в зоне нижней сходной площадки при длине эскалатора более 100 м, установка дополнительного разветвления в его средней части;

использование рукавов повышенной прочности при тушении пожара в станции глубокого заложения, а также создание резервов рукавов и размещение этого резерва в зоне нижней сходной площадки эскалатора.

В подземных сооружениях метрополитена

проводить разведку одновременно несколькими звеньями ГДЗС, как со стороны аварийной станции, так и со стороны соседних (смежных) станций в составе не менее пяти человек, под руководством опытного начальствующего состава, использовать СИЗОД с большим временем защитного действия;

выставлять на посту безопасности одно звено ГДЗС в полной готовности для оказания экстренной помощи личному составу, находящемуся в непригодной для дыхания среде