Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение………………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТИРИСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие инноваций и инновационной деятельности……………………...5
1.2. Классификация инноваций и инновационных процессов…………………9
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
2.1. Необходимость анализа инновационных проектов………………………11
2.2. Методы оценки инновационных проектов………………………………..15
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОНОГО ПРОКТА НА
ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ НАЗРАНОВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД
3.1. Характеристика предлагаемого проекта ООО Назрановский хлебозавод………………………………………………………………………..20
3.2. Итоговая оценка предложенного инновационного проекта…………...…25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...29
Введение
Актуальность. В XX веке ускорение научно-технического прогресса изменило человеческую жизнь. Каждое новое изобретение или открытие привносит серьезные перемены не только в быт людей, но и в их сознание.
Любая организация, как бы успешно она не функционировала, должна быть нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, иначе она окажется в кризисной ситуации. Иными словами она нуждается в грамотной инновационной политике.
Значимость инновационного процесса в современных условиях невозможно преувеличить. Без инноваций в различных отраслях экономики сложно говорить об экономической безопасности страны. Все страны должны проводить политику, стимулирующую новаторство, доступ и формирование авангардных навыков.
Инновации выступают средством решения производственно-хозяйственных задач организации. Они обуславливают значимые процессы перехода хозяйственной системы из одного состояния в другое, в течение которых осуществляются инициируемые организацией и контролируемые им изменения.
Актуальность данной темы обусловлена рядом причин. Во-первых, существенно обновляется и расширяется ассортимент производимой продукции, повышается ее технический уровень и качество. Инновации являются исходным пунктом для создания новых потребительных стоимостей, удовлетворяющих ранее неизвестные производственные и личные потребности. Например, цикл инноваций, связанных с освоением космоса, привел к созданию новых приборов, материалов, средств вычислительной техники, научной и медицинской техники, техники связи и т.п.
Во-вторых, инновации в период их массового освоения служат точками опоры в повышении эффективности производств, экономики, ресурсов, снижении стоимости продукции, росте ее рентабельности.
В-третьих, инновации характеризуются существенными социальными последствиями. В принципе внедрение в производство достижений науки и техники, способствуя повышению производительности труда, расширению и улучшению ассортимента производимой продукции, направлено на удовлетворение растущих потребностей человека, облегчение труда и сокращение рабочего времени.
Сегодня решить проблему подъема промышленности, увеличения выпуска конкурентоспособной продукции можно, прежде всего, путем использования передовых технологий науки, внедрения новой техники и технологий.
Определяющая роль инноваций в экономике влечет за собой необходимость оценки эффективности (прибыльности) исследований, разработок, поиска различных параметров, определяющих эту эффективность.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что вопрос исследования инноваций и эффективности их использования на сегодняшний день является достаточно важным.
Объектом исследования: предприятия пищевой промышленности России.
Предмет исследования: инновационный проект по повышению экономической эффективности производственной деятельности ООО Назрановский хлебозавод
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение инноваций и инновационного процесса, а также оценки эффективности инновационных проектов.
В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:
· изучение понятия и видов инноваций;
· изучение теоретических аспектов применения инноваций;
· изучение вопросов эффективности применения инноваций;
· изучение планирования инноваций в организациях.
При выборе методов исследования использовались такие методы, как методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнения), методы теоретического исследования (анализ синтез).
Источниками информации при подготовке исследования являлись учебная и научная литература, публикации в научных журналах, статистическая информация, Интернет и другие источники информации.
Аналитический обзор литературы.
Существенный вклад в теоретические исследования понятий инновации, инновационного процесса и управления инновационной деятельностью внесен такими отечественными и зарубежными ученными как: Г. Я. Гольдштейн, В. Я. Горфинкель, Е. М. Купрякова, А. П. Егоршин, Л. М. Гохберг, Р. А. Фатхудинов, С. Шмидт, Г. Бирман, И. Шумпетер.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТИРИСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие инноваций и инновационной деятельности
Каждая организация должна развиваться и совершенствовать свою продукцию (работы, услуги). В противном случае она не будет обладать конкурентным преимуществом, что приведет к потере рынков сбыта. По этой причине организация постоянно находится в поиске новых идей, которые могут быть коммерциализированы.
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация.
Для описания инновационных процессов на различных уровнях управления (предприятия, отрасли, страны) используется ряд терминов, близких по значению, но отличающихся по области применения. В частности, следует различать понятия «новшество», «нововведение», «инновация».
Новшество - определяется как продукт интеллектуального труда, который в представленном виде в данном качестве еще не встречался.
Нововведение - своеобразный носитель новшества, средство его распространения, донесения до практики [4;c.65].
Инновация (инновационный продукт) - новшество, распространяемое в отраслях национальной экономики. В мировой экономической литературе инновация интерпретируется также как усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях.
Инновационная деятельность как одна из форм инвестиций осуществляется с целью внедрения НТП в производство и социальную сферу. Характерными чертами инноваций, отличающими их от несущественных количественных преобразований, являются:
· происходит качественный скачок в уровне техники в результате реализации изобретений (критерий новизны);
· имеет место множественность достигаемых эффектов (научно-технический, экономический, социальный и экологический). Экономический эффект достигает значимых результатов (критерий эффективности).
Инновационная деятельность организации есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.
Инновационная деятельность организации по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:
· проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;
· подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
· проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов
новой техники, необходимой для изготовления продукции;
· разработку и внедрение новых организационно-управленческих
решений, направленных на реализацию новшеств;
· исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
· подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;
· проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау [7;c.89].
Совокупность управленческих, технологических и экономических методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение нововведений, представляет собой инновационную политику организации. Ее цель - предоставить организации существенные преимущества по сравнению с фирмами-конкурентами и в конечном итоге увеличить рентабельность производства и сбыта.
Мотивами инновационной деятельности выступают как внешние, так и внутренние факторы. Такие мотивы инновационной деятельности организации приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Мотивы инновационной деятельности
Внешние мотивы | Внутренние мотивы |
Необходимость приспособления предприятия к новым условиям хозяйствования | Стремление увеличить объем продаж |
Изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике; | Расширение доли рынка, переход на новые рынки |
Совершенствование и динамика рынков сбыта и потребительских предпочтений, то есть давление спроса | Улучшение конкурентоспособности фирмы |
Активизация конкурентов | Экономическая безопасность и финансовая устойчивость организации |
Конъюнктурные колебания | Максимизация прибыли в долгосрочном периоде |
Структурные отраслевые изменения | |
Появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факторов производства, то есть давление предложения | |
Для развития инновационной деятельности организации важное значение имеют количественные и качественные показатели:
· материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими устройствами и пр.;
· кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР;
· научно-теоретические, отражающие результаты поисковых и фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятии;
· информационные, характеризующие состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей научной периодики, научно-технической документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно-конструкторской документации;
· организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками;
· инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т.д.;
· рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности новшеств, наличие спроса, заказов на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению новшеств на рынок;
· экономические, показывающие экономическую эффективность новшеств, затраты на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собственности;
Таким образом, инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом. Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.