Файл: Тема Основные понятия психологии лиц с нарушениями интеллекта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 444

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 3. Ребенок с нарушением интеллекта школьного возраста



Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6–7 до 9–10 лет.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Нарушения интеллекта и умственная отсталость обычно выявляются и диагностируются рано, до года или в самые первые годы жизни ребенка, однако степень дефекта, его структура, темп и характер развития у каждого ребенка могут иметь значительные индивидуальные особенности.

Общими чертами для всех детей с нарушением интеллекта помимо их позднего развития и снижения умственных способностей являются также нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.

Недоразвитие двигательной сферы детей с нарушением интеллекта выражается в нарушениях и слабости статистических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи, они плохо бегают, не умеют прыгать.

Моторная недостаточность у различных групп данной категории детей проявляется по-разному. При олигофрении тормозного типа двигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразности движений, резкой замедленности их темпа, вялости, неловкости, угловатости. У глубоко отсталых детей с преобладанием процесса возбуждения, наоборот, отмечается повышенная подвижность, но их движения нецеленаправленны и беспорядочны, они затрудняются производить последовательные, координированные действия, зачастую такой ребенок не может самостоятельно обслужить себя.

Внимание детей с нарушенными функциями интеллекта всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели. Наблюдения за умственно отсталыми детьми в процессе учебно-воспитательной работы и практики их экспериментального обучения свидетельствуют о значительных потенциальных возможностях развития внимания этих детей. При создании благоприятных условий учащихся активно включаются в учебный процесс, выполняют инструкции учителя, переключаются с одного вида посильной деятельности на другой.


Для детей данной категории характерно поверхностное, глобальное восприятие, т.е. восприятие предметов в целом, они не применяют анализа воспринимаемого материала, его сравнения…
Для мышления учащихся с нарушением интеллекта характерны еще в большей степени те же черты, что и для сенсорной деятельности: беспорядочность, бессистемность имеющихся представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затрудненность обобщений…

Дети способны лишь к самым элементарным обобщениям. Они могут установить различия между отдельными предметами; при обучении способны объединить предметы в определенные группы (одежда, животные и др.). Однако различия между отдельными предметами и явлениями устанавливаются ими только в пределах конкретного; при необходимости отвлечения от конкретной ситуации они становятся беспомощными…
Понятийные обобщения у детей с нарушением интеллекта образуются с большим трудом, часто заменяются ситуационными обобщениями или отказом от всякого обобщения. Такие дети не могут расположить по порядку картинки, на которых в определенной последовательности изображены события; они кладут их беспорядочно, без учета изображенного содержания.

Составить связный рассказ из нескольких сюжетных картинок дети также не могут…

С особой яркостью недостатки мышления умственно отсталых детей проявляются при обучении грамоте или счету. Такие дети могут научиться чтению, однако осмыслить текст многие из них не в состоянии. Воспитанники не могут обобщить прочитанное, у них наблюдается ярко выраженная фрагментарность восприятия, из-за чего предложения текста оказываются логически не связанными между собой. Допущенных ошибок дети не замечают, и, соответственно, не могут их исправить. Это говорит о неосознанном, механическом усвоении материала…

С возрастом и в результате обучения у детей накапливаются представления и элементарные понятия, но они мало связаны между собой. Их суждения очень бедны, не самостоятельны: они повторяют заимствованное от окружающих их людей без переработки на основе собственного опыта. Многое в их суждениях является простым подражанием…

Познание психологических механизмов интеллектуальной несостоятельности умственно отсталых детей позволило бы решать многие важнейшие вопросы коррекции их развития. Некоторые исследователи пытаются вскрыть эти причины и делают определенные теоретические выводы…



В исследовании интеллектуальной сферы умственно отсталых детей, кроме того, что констатируется низкий уровень умственного развития этих детей, подчеркивается также:

«резкое понижение психического тонуса» «негативизм, ускользание от внешних раздражений, невнимательность, психическая пассивность»…

Эти черты «непринятия задачи» отмечаются в исследованиях Н.И. Волохова, И.М. Соловьева, А.Н. Граборова…

В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта находится глубокое недоразвитие речи.

Прежде всего, появление речи, как правило, сильно запаздывает.

Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития.

В младшем возрасте дети плохо, примитивно понимают чужую речь.

Они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями.

В дальнейшем понимание обращенной речи, их пассивный словарь расширяется и обогащается, однако понимание остается ограниченным и связанным только с личным опытом ребенка…

Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые дети вкладывают вполне определенный смысл...

Обнаружено, что память умственно отсталых детей отличается малым объемом и значительным количеством искажений при воспроизведении материала.

Логическая и механическая память находятся на одинаково низком уровне…
Все нарушения и дефекты, присущие детям с нарушенной функцией интеллекта, со всей полнотой и яркостью проявляются в их трудовой деятельности: часто они не могут изменить свою деятельность соответственно новой инструкции.

Они предпочитают однообразное повторение одних и тех же заученных ими операций. Создается так называемый косный стереотип, который с трудом преодолевается в незнакомой обстановке.

Особенности личности умственно отсталых детей описаны в клинико-психологических и экспериментально-психологических работах М.С. Певзнера, Г.Е. Сухарева и других исследователей.

По их мнению, типичными чертами личности этих детей являются отсутствие инициативы и самостоятельности. Эмоции обнаруживают относительную сохранность. Многие из них чувствительны к оценке своей личности другими людьми.


Побудить таких детей к деятельности, не затрагивающей их узких интересов, крайне трудно.

Если это удается, то возникающее при этом побуждение отличается слабостью и быстро исчерпывается.

Таким образом, психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта позволяет говорить о них как об особой группе детей, основными чертами которой являются психофизиологический дефект и чаще всего выраженные органические нарушения….

Тема 4. Пубертатный и постпубертатный возраст лиц с нарушениями интеллекта




Проблема эффективной адаптации и социализации подростков с умственной отсталость является актуальной в течение нескольких последних десятилетий.

Первоначально, при создании вспомогательных школ перед специалистами стоял вопрос обучаемости умственной отсталых, овладение ими учебными, а в дальнейшем, профессиональными навыками.

Однако, работ, посвященных изучению личности умственно отсталого подростка, его адаптационного потенциала, самооценки и самоидентификации в середине и конце прошлого века было явно недостаточно.

К числу работ, посвященных изучению личности умственно отсталого подростка, его поведения, адаптационных механизмов относятся работы Д.Н. Исаева (Исаев, 2012), Е.С. Иванова и Л.М. Шипицыной (Шипицына Л.М., Иванов ЕС., 1992), Н.Л. Коноваловой (Коновалова Н.Л., 2000)……………………………..

К числу малоизученных психологических феноменов у детей и подростков с умственной отсталостью относятся и защитные механизмы, включающие в себя сознательные и бессознательные способы поведения.

К ним относятся стратегии копинг-поведения и механизмы психологической защиты.

Это связано как с трудностью и масштабностью изучения данных феноменов, так и недостаточным диагностическим аппаратом, валидным для умственно отсталых.

Тем не менее, изучение и понимание структуры защитного поведения умственно отсталого подростка имеет практическую направленность, в частности, дает возможность создания модели психологической помощи в стрессовой ситуации.

Умственно отсталый подросток оказывается в большей степени уязвим, по сравнению с нормально развивающимся сверстником, в силу частого непонимания социальной ситуации, неумения эффективно справляться со стрессом, неадекватным поведением в ситуации фрустрации.
Чтобы справиться с возросшим числом конфликтов внешнего и внутреннего плана, иметь способность противостоять дезорганизации психики и поведения, избегать социальных конфликтов и напряженности, подростки прибегают к использованию различных типов механизмов психологической защиты и соответствующие формы совладающего поведения.