ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в устной форме, основные его положение дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.
Платон (Афинский) настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школа, названную Академией, и положил начало идеалистическому направлению в философии.
Основу учения Платона составляют три понятия: «единое» (основа всякого бытия и действительности), ум и душа. Главный вопрос его философии – соотношение бытия и мышления, материального и идеального.
Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории:
-
мир становления – реальный, материальный мир, в котором все изменчиво и несовершенно. Материальные предметы вторичны и являются лишь подобием своих идеальных образов; -
мир идей, или «эйдосов» – чувственных образов, которые первичны и постигаются разумом. Каждый предмет, вещь или явление несет в себе собственную идею. Наивысшая идея – это идея Бога, творца мирового порядка (демиурга).
В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.
Свои идеи Платон излагал в основном в жанре писем и диалогов (главным действующим лицом которых является Сократ). Всего его сочинения включают 34 диалога. Наиболее известные из них: «Государство», «Софист», «Парменид», «Теэтет».
Идеи Платона оказали огромное влияние как на последующие философские школы античности, так и на мыслителей Средних Веков и Нового времени.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в его Академии. После смерти Платона он восемь лет служил воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до н.э. основал в окрестностях Афин собственное учебное заведение – Ликей, где преподавал вместе с последователями. Создал свою собственную философскую систему, опирающуюся на логику и метафизику.
Аристотель развил основные положения философии Платона, но при этом подверг критике многие ее аспекты. Допустим, он считал, что к высшей истине ведет не созерцание абстрактных «идей», а наблюдение и исследование реального мира.
Основные положения философии Аристотеля:
-
в основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи); -
философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам; -
основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума; -
решающее значение имеет поиск первой или конечной причины; -
главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни.
Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех предыдущих античных мыслителей. Он впервые систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных была политика) и поэтические, регулирующие производство различных предметов). Также он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель является автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.
Учение Аристотеля явилось наивысшим достижением античной философии и завершило ее классический этап.
Эллинистическо-римский этап
Школа | Главные представители | Основные идеи |
Киники (циники) |
| Отказ от богатства, славы, удовольствий – это путь к счастью и достижению внутренней свободы. Идеалом жизни является аскетизм, пренебрежение к общественным нормам и условностям. |
Эпикурейцы |
| Основа человеческого счастья есть стремление к наслаждению, безмятежности и душевному спокойствию (атараксии). Стремление к наслаждению – не субъективная воля человека, а свойство человеческой природы. Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. |
Стоики | Ранние стоики:
Поздние стоики:
| Счастье есть главная цель человеческой жизни. Благо есть то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – все, что направлено на его уничтожение. Жить нужно в согласии с естественной природой и своей совестью. Стремление к собственному сохранению есть не-нанесение вреда другому. |
Скептики |
| Вследствие своего несовершенства человек не в силах познать истину. Не нужно стремиться познать истину, нужно просто жить, опираясь на внутреннее спокойствие. |
Эклектизм |
| Соединение прогрессивных философских мыслей и идей греческих мыслителей классического периода. Ценность разума, морали, разумное отношения к жизни. |
Завершающий этап
Самым влиятельным учение этого периода стал неоплатонизм, наиболее известным представителем которого был Плотин (205-270 гг. н.э.).
Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения. Главными идеями неоплатонизма были:
-
Все низшее вытекает из Высшего. Высшее – это Бог, или некое философское первоначало. Высшее невозможно постичь разумом, лишь путем мистического экстаза. -
Суть познания – познание божественного принципа, воплощающего подлинность бытия. -
Благо – есть духовность, освобождение от телесного, аскетизм.
-
Милетская школа. Пифагорейцы. Гераклит Эфесский как основоположник диалектики
Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:
-
первоначально всего сущего считал воду («архэ»); -
представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; -
считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее); -
допускал наличие множества богов; считал центром вселенной Землю; -
точно определил продолжительность года – 365 дней; -
сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).
Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:
-
первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться; -
вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).
Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:
-
первопричиной всего сущего считал воздух; -
выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.); -
проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»; -
отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:
-
первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа); -
выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); -
считали единицу мельчайшей частицей всего; -
пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).
Гераклит Эфесский – древнегреческий философ, основоположник диалектики. В основе учения лежит идея о постоянной изменчивости всего сущего, единстве противоположностей, управляемом вечным законом Логосом-огнем.
-
Элейская школа: формулировка проблемы бытия. Плюрализм и органицизм Эмпедокла. Учение Анаксагора. Атомизм Левкиппа и Демокрита: зарождение материализма
Элеаты считали, что есть только бытие, небытия нет. Такой вывод они делали, исходя из допущения тождества бытия и мышления (существует то, что мыслимо); поскольку небытие нельзя помыслить, то его и нет. По элеатам, бытие неподвижно, т.к. ему некуда двигаться, ведь оно могло бы двигаться только к небытию, а его как раз нет, следовательно, бытие пребывает само в себе, т.е. оно неподвижно.
Плюрализм - это концепция о множественности, разнообразии всего сущего. Данной концепции придерживались Эмпедокл и Анаксагор. Эмпедокл. В разработке своего учения Эмпедокл опирается на мысль Парменида о вечности, неразрушимости и неизменности истинно существующего. Однако он считает достоверным существование множества вещей, основу которых образуют четыре разнородных вещественных начала: огонь, воздух, вода и земля.
Учитывая Элейский логицизм, Эмпедокл не отказывается от обожествления мира. В своем творчестве он использует весь арсенал мифопоэтического мышления. У Эмпедокла остается органицизм, космос уподобляется живому организму. Но он еще не перешел на уровень понятийно-категориального мышления. Фигура Анаксагора (500—428 гг. до н, э.) — фигура, завершающая натурфилософию.