Файл: Философия как разновидность мировоззрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в устной форме, основные его положение дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.

Платон (Афинский) настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школа, названную Академией, и положил начало идеалистическому направлению в философии.

Основу учения Платона составляют три понятия: «единое» (основа всякого бытия и действительности), ум и душа. Главный вопрос его философии – соотношение бытия и мышления, материального и идеального.

Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории:

  • мир становления – реальный, материальный мир, в котором все изменчиво и несовершенно. Материальные предметы вторичны и являются лишь подобием своих идеальных образов;

  • мир идей, или «эйдосов» – чувственных образов, которые первичны и постигаются разумом. Каждый предмет, вещь или явление несет в себе собственную идею. Наивысшая идея – это идея Бога, творца мирового порядка (демиурга).

В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.

Свои идеи Платон излагал в основном в жанре писем и диалогов (главным действующим лицом которых является Сократ). Всего его сочинения включают 34 диалога. Наиболее известные из них: «Государство», «Софист», «Парменид», «Теэтет».

Идеи Платона оказали огромное влияние как на последующие философские школы античности, так и на мыслителей Средних Веков и Нового времени.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в его Академии. После смерти Платона он восемь лет служил воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до н.э. основал в окрестностях Афин собственное учебное заведение – Ликей, где преподавал вместе с последователями. Создал свою собственную философскую систему, опирающуюся на логику и метафизику.

Аристотель развил основные положения философии Платона, но при этом подверг критике многие ее аспекты. Допустим, он считал, что к высшей истине ведет не созерцание абстрактных «идей», а наблюдение и исследование реального мира.

Основные положения философии Аристотеля:


  • в основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи);

  • философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам;

  • основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума;

  • решающее значение имеет поиск первой или конечной причины;

  • главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни.

Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех предыдущих античных мыслителей. Он впервые систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных была политика) и поэтические, регулирующие производство различных предметов). Также он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель является автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

Учение Аристотеля явилось наивысшим достижением античной философии и завершило ее классический этап.

Эллинистическо-римский этап

Школа

Главные представители

Основные идеи

Киники (циники)

  • Антисфен (ок. 444–368 гг. до н.э.) – основатель школы, ученик Сократа;

  • Диоген Синопский (ок. 400–325 гг. до н.э.).

Отказ от богатства, славы, удовольствий – это путь к счастью и достижению внутренней свободы.
Идеалом жизни является аскетизм, пренебрежение к общественным нормам и условностям.

Эпикурейцы

  • Эпикур (341–270 гг. до н.э.) – основатель школы;

  • Лукреций Кар (ок. 99 – 55 вв. до н.э.);

  • Гораций.

Основа человеческого счастья есть стремление к наслаждению, безмятежности и душевному спокойствию (атараксии).
Стремление к наслаждению – не субъективная воля человека, а свойство человеческой природы.
Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью.

Стоики

Ранние стоики:

  • Зенон из Кития (336-264 гг. до н.э.) – основатель школы.

Поздние стоики:

  • Эпиктет (50-138 гг. до н.э.);

  • Сенека;

  • Марк Аврелий.

Счастье есть главная цель человеческой жизни.
Благо есть то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – все, что направлено на его уничтожение.
Жить нужно в согласии с естественной природой и своей совестью.
Стремление к собственному сохранению есть не-нанесение вреда другому.

Скептики

  • Пиррон из Элиды (ок. 360-270 гг. до н.э.);

  • Секст Эмпирик (ок. 200-250 гг. до н.э.).

Вследствие своего несовершенства человек не в силах познать истину.
Не нужно стремиться познать истину, нужно просто жить, опираясь на внутреннее спокойствие.

Эклектизм

  • Филон (150-79 гг. до н.э.);

  • Панетий (ок. 185-110 гг. до н.э.);

  • Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.).




Соединение прогрессивных философских мыслей и идей греческих мыслителей классического периода.
Ценность разума, морали, разумное отношения к жизни.


Завершающий этап

Самым влиятельным учение этого периода стал неоплатонизм, наиболее известным представителем которого был Плотин (205-270 гг. н.э.).

Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения. Главными идеями неоплатонизма были:

  • Все низшее вытекает из Высшего. Высшее – это Бог, или некое философское первоначало. Высшее невозможно постичь разумом, лишь путем мистического экстаза.

  • Суть познания – познание божественного принципа, воплощающего подлинность бытия.

  • Благо – есть духовность, освобождение от телесного, аскетизм.

  1. Милетская школа. Пифагорейцы. Гераклит Эфесский как основоположник диалектики

Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

  • первоначально всего сущего считал воду («архэ»);

  • представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

  • считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);

  • допускал наличие множества богов; считал центром вселенной Землю;

  • точно определил продолжительность года – 365 дней;

  • сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

  • первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;

  • вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).


Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

  • первопричиной всего сущего считал воздух;

  • выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);

  • проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;

  • отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.


Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:

  • первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

  • выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

  • считали единицу мельчайшей частицей всего;

  • пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).

Гераклит Эфесский – древнегреческий философ, основоположник диалектики. В основе учения лежит идея о постоянной изменчивости всего сущего, единстве противоположностей, управляемом вечным законом Логосом-огнем.

  1. Элейская школа: формулировка проблемы бытия. Плюрализм и органицизм Эмпедокла. Учение Анаксагора. Атомизм Левкиппа и Демокрита: зарождение материализма

Элеаты считали, что есть только бытие, небытия нет. Такой вывод они делали, исходя из допущения тождества бытия и мышления (существует то, что мыслимо); поскольку небытие нельзя помыслить, то его и нет. По элеатам, бытие неподвижно, т.к. ему некуда двигаться, ведь оно могло бы двигаться только к небытию, а его как раз нет, следовательно, бытие пребывает само в себе, т.е. оно неподвижно.

Плюрализм - это концепция о множественности, разнообразии всего сущего. Данной концепции придерживались Эмпедокл и Анаксагор. Эмпедокл. В разработке своего учения Эмпедокл опирается на мысль Парменида о вечности, неразрушимости и неизменности истинно существующего. Однако он считает достоверным существование множества вещей, основу которых образуют четыре разнородных вещественных начала: огонь, воздух, вода и земля.

Учитывая Элейский логицизм, Эмпедокл не отказывается от обожествления мира. В своем творчестве он использует весь арсенал мифопоэтического мышления. У Эмпедокла остается органицизм, космос уподобляется живому организму. Но он еще не перешел на уровень понятийно-категориального мышления. Фигура Анаксагора (500—428 гг. до н, э.) — фигура, завершающая натурфилософию.