Файл: Философия как разновидность мировоззрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анаксагор полагал, что всё заключается во всём или во всем есть часть всего. Идея двойной бесконечности. Основываясь на этом, Анаксагор выступал против идеи возникновения и гибели, поскольку вещи не возникают из ничего и не исчезают бесследно. Они или смешиваются, интегрируются, либо разлагаются.

Это акцент на единство мира и природы, вечность материи и движения. Движение благодаря уму, как порядку, энергии.

Атомизм — это философская теория, возникшая в Греции в V— IV вв. до н.э., согласно которой в основании сущего лежат два начала — атомы и пустота.

В основании космологической теории Левкиппа лежат два основания — пустота и полнота. Вероятно, именно Левкипп впервые назвал полноту атомом — atomos, "неделимым", точнее — "неделимой природой", так как atomos — это прилагательное, относящееся к подразумеваемому слову physis (естество, природа).

Демокрит разработал научный метод познания, основанный на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического материала. Ощущения, считал он, представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник и основу познания. Свидетельства об окружающем нас мире, которые дают ощущения, дополняются и исправляются тонкой работой ума. Вселенная Демокрита строго подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо основании и в силу причинности. Именно в причинности Демокрит усматривал объяснительный принцип в осмыслении сути вещей и событий. Он с пафосом воскликнул: "Найти одно причинное объяснение для меня лучше, чем овладеть всем персидским царством!"

Согласно Демокриту, душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергийностью, она является причиной движения живых существ.

Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в признании бытия Бога. По Демокриту, боги состоят из атомов, а Бог есть космический разум. В сочетании атомов находится некая живая и духовная сила, а начала разума находятся в мирах, которые он наделяет божественностью: мир создан божественным разумом и боги помогают людям. Совокупность огненных атомов, разлитая во всем Космосе, оживляет все и дает всему и вся Разум.

  1. Софисты и софистика. Сократ и «сократические школы»

Софисты были группой древнегреческих философов, которые занимались обучением и преподаванием риторики, этики и политической философии. Они
учили своих учеников, как убеждать людей и выступать в общественных делах. Софисты считали, что истина относительна и зависит от того, кто ее выражает, и что нет никаких абсолютных норм или ценностей.

Сократ был одним из критиков софистов и выступал за поиск абсолютной истины и универсальных ценностей. Он создал метод диалога, который позволял людям находить истину через общение и анализ различных точек зрения. Сократ не оставил письменных трудов, но его учение передавалось через его учеников, которые создали «сократические школы» философии.

Одной из таких школ была школа платонизма, основанная Платоном. Он разработал концепцию мироздания, в которой мир материальный является лишь отражением мира идей, которые существуют вне времени и пространства. Платон также выдвинул идею о том, что знание может быть получено только через разумное мышление и интуицию.

Другой сократической школой была школа стоиков, основанная Зеноном. Они учили, что счастье может быть достигнуто только через жизнь в соответствии с разумом и природой, а не через наслаждение или богатство.

Таким образом, софисты и софистика, а также сократ и его учение о поиске абсолютной истины и универсальных ценностей, оказали значительное влияние на развитие философии в Древней Греции и на ее последующее развитие в Европе.

  1. Платон: зарождение идеализма

Платон был учеником Сократа и основал свою школу философии, которую назвал Академией. Его философия была ориентирована на поиск абсолютной истины и универсальных ценностей.

Платон разработал концепцию мироздания, в которой мир материальный является лишь отражением мира идей, которые существуют вне времени и пространства. Он считал, что знание может быть получено только через разумное мышление и интуицию.

Платон также выдвинул идею о том, что человек должен жить в соответствии с высшими ценностями и идеалами, чтобы достичь счастья. Он учил, что добродетель и мудрость являются ключевыми качествами, которые должен развивать каждый человек.

Философия Платона оказала значительное влияние на развитие западной философии. Его идеи об идеальном мире и знании через разумное мышление стали основой для зарождения идеализма в философии.



  1. Аристотель как вершина античной философии

Аристотель был учеником Платона в Академии, но впоследствии разошелся с ним и основал свою школу философии, которую назвал Ликей. Его философия была ориентирована на эмпирические исследования и опытный подход к познанию.

Аристотель разработал концепцию организации мира, в которой все сущее делится на три категории: вещи, свойства и отношения. Он считал, что знание может быть получено через наблюдение и эксперименты.

Аристотель также выдвинул идею о том, что человек должен жить в соответствии с природой и своей природой, чтобы достичь счастья. Он учил, что добродетель и мудрость являются ключевыми качествами, которые должен развивать каждый человек.

Философия Аристотеля оказала значительное влияние на развитие западной философии. Его идеи об опыте и наблюдении стали основой для зарождения эмпиризма в философии. Он также оказал большое влияние на развитие науки и логики.

  1. Киники: основные представители и их философия. Скептицизм Пиррона и Секста Эмпирика

Киники были одним из направлений древнегреческой философии, которое возникло в IV веке до н.э. Основателем кинизма считается Антисфен, который был учеником Сократа. Основными представителями кинизма были Диоген, Крисипп и Эпиктет.

Киники считали, что главной целью жизни является достижение эвдаймонии (счастья) путем отказа от материальных благ и поиска внутренней гармонии. Они отвергали общественные нормы и традиции, считая их неестественными и препятствующими свободе личности.

Скептицизм Пиррона и Секста Эмпирика был еще одним направлением древнегреческой философии, которое возникло в III веке до н.э. Основатель скептицизма Пиррон учил, что истина недостижима, а все знания относительны и зависят от точки зрения. Секст Эмпирик развил эту идею, утверждая, что все знания основаны на восприятии и опыте, но не могут быть доказаны научно.

Скептицизм Пиррона и Секста Эмпирика оказал значительное влияние на развитие философии и науки. Их идеи об относительности знания и необходимости критического мышления стали основой для развития современной эпистемологии и методологии науки.


  1. Эпикур и эпикуреизм. Стоицизм: основные идеи и представители. Философия позднего эллинизма: неоплатонизм

Эпикур был древнегреческим философом, основателем эпикуреизма. Он учил, что счастье - это главная цель жизни, и что оно достигается через удовольствия и избегание боли. Однако он не проповедовал безудержное наслаждение, а скорее умеренность и умение наслаждаться малыми вещами.

Стоицизм был философским направлением, которое развилось в древней Греции и Риме. Он учил, что человек должен принимать свою судьбу и контролировать свои эмоции, чтобы достичь мудрости и справедливости. Основными представителями стоицизма были Зенон, Эпиктет и Марк Аврелий.

Неоплатонизм был философским направлением, которое возникло в поздней античности. Он объединял элементы платонизма, аристотелизма и стоицизма, и учил, что высшая реальность - это Бог или Абсолютное Единство. Основными представителями неоплатонизма были Плотин и Прокл.

  1. Специфика средневековой теологической философии. Направления ранней христианской философии.

Средневековая теологическая философия была сильно связана с христианской религией и традициями. Она учила, что Бог является источником всего сущего и что человек должен стремиться к единению с Богом через веру и благочестие. Средневековые философы также активно изучали классических авторов, таких как Аристотель, и пытались примирить их учения с христианской доктриной.

Направления ранней христианской философии включали гносис, апологетику и патристику. Гностики учили, что знание - это ключ к спасению, и что оно может быть получено только через откровение. Апологеты защищали христианство от критики и аргументировали его истинность. Патристы были религиозными лидерами, которые развивали доктрину Церкви и формулировали ее учение. Они также играли важную роль в сохранении и передаче классического наследия.

  1. Августин Блаженный. Патристика.

Августин Блаженный был одним из величайших патристов и философов Средневековья. Он разработал концепцию Бога как абсолютной истины и источника всех вещей. Он учил, что Бог является единственным источником смысла и ценности в жизни человека.


Августин также разработал теорию оригинального греха, которая утверждает, что человеческая природа порочна и что только благодать Бога может спасти человека от греха и вести его к спасению. Он также разработал концепцию двух государств - гражданского и божественного - которые существуют параллельно друг с другом.

Августин был также важным философом в области этики и политики. Он учил, что человек должен жить в соответствии с Божьей волей и что правительство должно быть устроено так, чтобы служить общественному благу.

Августин Блаженный оказал огромное влияние на развитие христианской философии и теологии в Средневековье и впоследствии. Его работы были изучены и переосмыслены многими философами и теологами на протяжении многих веков.

  1. Схоластическая философия. Основные идеи схоластической философии

Схоластическая философия - это философско-теологическое направление, которое развивалось в Средние века (XI-XV веках) в западноевропейских университетах. Она объединяла философию и теологию с целью рационального объяснения христианской веры.

Основные идеи схоластической философии включают следующее:

  1. Рациональность веры. Схоласты утверждали, что религиозная вера и рациональное мышление не противоречат друг другу, а могут существовать параллельно. Они признавали, что Бог является источником всего знания, но также утверждали, что разум может помочь человеку понять Божественное откровение.

  2. Доказательство существования Бога. Схоласты разработали несколько доказательств существования Бога, основанных на рациональных аргументах. Одно из них - доказательство первопричины - утверждает, что все явления имеют причину, и эта причина должна быть Богом.

  3. Учение о сущности. Схоласты разработали концепцию сущности, которая является основой всего существующего. Они утверждали, что сущность может быть познана только через анализ ее свойств и характеристик.

  4. Учение об универсалиях. Схоласты разработали учение об универсалиях, которое объясняет, как общие понятия (например, «человек») могут существовать в реальности. Они утверждали, что универсалии существуют независимо от нашего мышления и являются реальными объектами.

  5. Учение о свободе воли. Схоласты утверждали, что человек обладает свободной волей и может выбирать между добром и злом. Они признавали, что Бог знает заранее, какие выборы сделает человек, но это не лишает его свободы воли.