Файл: Реферат по теме Этногенез и биосфера Земли Гумилев по направлению подготовки 44. 03. 03 специальное (дефектологическое) образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Киев и его жители. Это произошло в 882 году. В 883 году Олег занял Псков и обручил молодого Игоря с псковичкой Ольгой. К IX веку раскол единого славянского племени привел к созданию новых народов, таких как сербы, хорваты и болгары. Растущая страсть распространила штаммы по всей Европе. По соседству с Киевским государством в Восточной Европе образовалось новое государство — Хазарский каганат. Хазары — кавказское племя, проживавшее на территории современного Дагестана. Это государство не имело власти, теперь от языка сохранились лишь несколько слов и историческое прошлое.

В истории разных народов всегда есть одно повторяющееся явление - миграция населения. Миграции бывают разные, бывает, что люди переезжают в другую местность и активно адаптируются к новым условиям жизни. Именно таким путем расселились славяне от верховий Вислы до берегов Балтийского, Адриатического и Эгейского морей. Они выжили и приспособились ко всем обстоятельствам. В отличие от славян, вандалы и готы не смогли приспособиться к новым природно-климатическим условиям, и население вымерло.

В 939 году русы заплатили дань русскому княжеству, а затем «отдали свои мечи хазарам» и подчинились новому государству. «Сказание о хазарской дани» подчеркивает различие в вооружении русов, славян и азиатских народов. В 943 г. хазары вновь отправили русское войско за данью на Каспийское море. Но на Русь они так и не вернулись, по крайней мере, в летописи о новых походах ничего не сохранилось.

Образовавшееся русско-славянское государство с центром в Киеве расширилось до берегов Черного моря. Византия была одним из могущественных соседей и соперников. В Х веке печенеги переселились из Средней Азии в низовья Днепра и вступили в контакт с Византией, а мадьяры стали союзниками славян и русов. Вся «историческая мифология» хранится в «Повести временных лет» Нестора. В начале Х в. Киев активно воевал против Хазарии. В результате непрерывных походов, а именно в результате похода 964-965 годов, князь Святослав (сын Игоря и Ольги) исключил из сферы своего влияния Волгу, часть Среднего Дона и среднее течение Терека хазар. Киевская Русь восстановила свою независимость. Постоянные победы поднимали престиж Киевской Руси в глазах великих держав. Византия и ее религия оказали большое влияние на судьбу Киевского государства. Со смертью князя Святослава Киевская Русь постепенно превратилась в тихую и спокойную державу с приобретением сторонников такой религии, как христианство. После братской распри (Владимир, Ярополк и Святослав) к власти пришел Владимир. Внешняя политика Владимира сочетала в себе успехи и неудачи. Киев долгое время воевал с Волжской Булгарией из-за постоянных нападений болгар на русские города Муром и Суздаль. Но тут напали суздальцы и муромцы и взяли в плен болгар. Так образовались Всеслав и Любава. То есть два этноса только
стали различать по религиозным различиям, потому что антропологические, расовые, экономические системы Волжской Булгарии и Северо-Восточной Руси были очень схожи. И все возможные попытки присоединить Волжскую Булгарию были бесполезны. Во-вторых, в 986 г. Владимиру удалось захватить Тмутаракань, которая была отдана сыну Владимира Мстиславу.

Но историческая память связывает образ князя Владимира с очень важным для Древней Руси событием - крещением. Владимир избрал веру, которая «одухотворяла жизнь людей». «Выбор веры» Владимира был непростым. Основными религиями, оказавшими значительное влияние на ситуацию в Восточной Европе в X веке, были православие, католицизм и ислам. Международный аспект этой проблемы обусловлен постоянными суперэтническими контактами. Споры и принятие решений основывались на естественных и объективных процессах этногенеза. Западноевропейская надэтническая целостность чувствовала себя отличной и превосходящей другие надэтнические чувства и провозглашала себя только как «христианство». Богословские разногласия в форме борьбы между православием и католицизмом перетекли в область политики.

Сами обстоятельства "выбора веры" Владимиром известны нам из "Повести временных лет". Согласно легенде, князь разослал гонцов в соседние государства, чтобы пригласить туда представителей всех учений. Владимир решил креститься по греческому обряду.

Последствия выбора веры были очень велики. Во-первых, Русь получила сильного союзника – Византию, а во-вторых, сделанный выбор примирил князя с населением столицы. Население государства приняло веру без особого сопротивления, поскольку христианские нравственные нормы новообращенным не навязывались. Крещение давало высшую свободу, право выбора между добром и злом.

После князя Владимира к власти пришли его сыновья. До 20-х годов первого тысячелетия главным врагом Древней Руси были поляки. В те времена языки понимали обе стороны, в отличие от сегодняшнего дня. Со временем славянское единство было утрачено, а языковая близость сохранялась до конца VIII века. Европейские государства были вторыми главными врагами. Причина конфликтов и разногласий проста: во-первых, поляки хотели расширить свои территории, а русские, в свою очередь, отрицательно относились к западничеству и тесному контакту с европейскими странами. В то время, хотя и существовали этнические различия в населении Новгорода и Полоцка, Ростова и Смоленска, Галича и Чернигова, Древняя Русь в целом представляла собой единую общность по отношению к другим, большим группам этносов (суперэтнос). Такими группами были, например, жители католической Западной Европы или население мусульманских стран.



В XI в. Польша сблизилась с католическим Западом. Этот факт важен для нас, потому что на протяжении всей истории развития Российского государства шла борьба между двумя политическими течениями: «западным» и «сухопутным», выражавшаяся в стремлении сохранить свои старые традиции.

В начале XI-XII вв. самой большой опасностью для Киевской Руси было падение нравов, отказ от русской этики и нравственности. В 1097 году в Любече состоялся княжеский съезд, на котором была заложена основа нового политического устройства страны. «Пусть каждый бережет свое отечество». Русь стала превращаться в конфедерацию независимых государств. Князья поклялись хранить проповедь в неприкосновенности и приложили в ней крест. Но это только ухудшило ситуацию в Киевской Руси. Постепенно Киевское государство стало распадаться. Началась фаза затемнения, то есть резкого спада страсти, разрушения системных связей. Этот этап длился с 1100 по 1300 годы. В этот период в жизни Киевского государства произошло много изменений. Страсть Руси постепенно исчезала, а потому разнообразие ландшафтов и традиций поведения приводило к торжеству центробежных тенденций. В результате Русь была раздроблена на отдельные княжества и уделы, соответствующие этносам и субэтносам. Особенно разнообразны были субэтнические группы. Например, на Смоленщине, в Ростово-Суздальской и Черниговской управах было около десятка уделов. Языческие и финно-угорские племена, такие как ятвяги, литовцы, мордва, черемисы, зыряне и другие, все еще оставались вне Руси. В таком раздробленном состоянии в XIII наступила ее смерть.

XIII век – сложный период русской истории. Последний век существования Киевской Руси овеян большим количеством мифов и легенд, наполненных различными событиями. Этногенез Киевской Руси представляется осложненным этническими контактами с представителями совершенно разных суперэтносов: монгольского улуса и «христианского мира». Упадок страсти всегда ведет к разрушению этноса как единой системы. Внешне она выражается в событиях, не совместимых с интересами народов, но объясняемых внутренней логикой этногенеза.

С 1237 по 1240 год монголо-татары вели первый поход против Древней Руси строго на запад. По своим последствиям западный поход был типичным крупномасштабным нападением на кочевников. В течение 20 лет после нашествия Батыя с северных русских властей не взималась дань, а с южных взимались налоги. Поэтому русские стали активно продвигаться на север (Тверь, Коломна, Москва и другие города Залесской Руси). Так все русские традиции переместились в лесополосу. Этот географический фактор — изменение ландшафта из-за миграции — является экстремальным. важное значение для дальнейшего хода этногенеза Древней Руси. Важнейшим человеком в государстве в то время был Александр Невский. Выбрав союзника между Ордой и Западом, с которым когда-то произошло Ледовое побоище, Невский разобрался в этнополитической ситуации и пошел против своих принципов, чтобы спасти Родину. Так Орда стала союзницей Руси. Но главной проблемой государства было разделение на княжества.


К середине XIII в. Со временем Русь разделилась на Северо-Восточную, Юго-Западную и Новгородскую земли. Между князьями завязалась ожесточенная борьба. Раздробленность государства возрастала с каждым днем. Крах привел к спаду народных страстей в государстве. В связи с началом фазы затмения все попытки восстановить единую Русь в XIII веке потерпели неудачу.

С падением страстей в XIII в. Единство России было потеряно. Отдельные подсистемы суперэтноса вошли в состав других этнических миров, например, Северо-Восточная Русь стала частью монгольского суперэтноса. Остальные российские власти, отказавшиеся от союза с татарами, частично попали в плен к Литве и Польше. Таким образом, в фазе затмения Русь разделилась между страстями Запада и Востока. Фаза тьмы незаметно переросла в фазу воспоминаний. Фаза коммеморации – утрата этнического единства и возрождение культурных традиций. В этот период Великий Новгород окончательно утратил политическую самостоятельность. А к началу XIV века «Киевская Русь канула в Лету». В то время не было ни этнического, ни политического единства Российского государства. Система организации власти была полностью раздроблена.

Основными центрами были Тверь, Смоленск, Рязань, Нижний Новгород и Москва. Но эти центры не представляли собой единого государственного образования. Таким образом, Киевская Русь канула в лету в начале 14 века.

При Иване Калите сформировался новый принцип государственности - принцип этнической толерантности. Принцип заключался в том, чтобы принимать людей любого происхождения, но при условии добровольного принятия православной веры. Так что единственной силой, которая объединяла людей, была вера. Активная антихристианская часть населения Руси, в свою очередь, постепенно исчезала из-за миграции населения. На месте старой Киевской Руси появилось новое государство, новый этнос - Московская Русь.

Но почему Москва? С точки зрения пассионарной теории причиной возвышения Москвы было притяжение разных пассионарных обществ: татар, литовцев, половцев и русских. Москве удалось объединить все общины, пришедшие с помощью веры. Страстная власть Москвы превосходила мощь зажиточного Новгорода и сильной Твери. Стоит отметить, что принцип династической монархии пришел на смену политическим традициям Киевской Руси.

Важным фактором в установлении статуса Московской Руси стала победа на Куликовом поле в 1380 году. В 1380 году Древняя Русь была окончательно разделена между Москвой, Россией и Литвой. Другим важным и новым фактором в Московской Руси было событие 1441 года. В 1441 году епископ Рязанский Иона был провозглашен «митрополитом» на Соборе русских епископов. При этом Московское государство не только отказалось от зависимости от Константинопольской церкви и повысило свой авторитет в глазах соседних государств, но и встало на пути превращения этноса в суперэтнос.


Но главная задача Московской Руси и князя, а точнее Ивана III, состоит в том, чтобы объединить Русское государство. Таким образом, в 1478 году Новгород полностью утратил свою самостоятельность. На этом закончилась история последнего осколка Древнерусского государства. Во время своего правления Иван III. Полное право называть себя великим князем всея Руси. Каждый

Территория Старого государства входила в состав Московской Руси за исключением части земель, занятых Польшей.


1500 г. - начало ахматского периода этногенеза Московского государства. За три столетия народы Евразии (от Балтийского моря до Тихого океана) объединились под властью Москвы, создав суперэтнос. Но почему эта фаза началась только в 16 веке?

В течение ХХ века цели и действия русского народа существенно изменились. Есть еще много энтузиастов, которые поставили перед собой новые цели и оставили прошлое позади. С объединением всех регионов страны экономика и политика государства стабилизировались. Так, при Иване IV (Грозном) Казань (1552 г.) и Астрахань (1556 г.) были присоединены к России. В первой четверти XVII в. Суперэтнос начал восстанавливаться после смуты (настоящего правления Бориса Годунова, Лжедмитрия I и Василия Шуйского) конца XVI — начала XVII веков. Время смерти Ивана III до начала царствования Михаила Романова на этом этапе приходится первый максимум страстей и он неравномерен (сначала период роста, а затем период упадка).

Новый бум начался только в 1720-х годах. С этногенетической точки зрения Смутное время — не случайность, а результат страстной «депрессии» после середины XVI века. Упадок и подъем страсти сильно повлияли на его природные ресурсы. Во время экономического спада Иван IV разрешил англичанам и другим иностранцам вывозить русские товары и сырье. Русское купечество, со своей стороны, было совершенно недовольно решением царя, но оспорить его не могло. Когда спад сменился бумом, русский народ показал совсем другое отношение к природе. Так, царь Михаил Романов (в отличие от Ивана Грозного) налагал на иностранных купцов суровые ограничения и высокие налоги.

Во времена нарастания страстей вывоз сырья за границу строго регламентировался и ограничивался. Природные ресурсы постепенно восстанавливали свой прежний вид. Во внешнеполитическом плане страна оказалась донской казачьей во времена правления первых Романовых. В течение нескольких десятилетий русский народ, хорошо справившись с критической ситуацией на Западе