Файл: Реферат по теме Этногенез и биосфера Земли Гумилев по направлению подготовки 44. 03. 03 специальное (дефектологическое) образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Институт непрерывного педагогического образования
_____________________________________________________________
Кафедра психологии
ФИЛОСОФИЯ

Реферат по теме: Этногенез и биосфера Земли Гумилев

по направлению подготовки 44.03.03 – специальное (дефектологическое) образование

Профиль - Логопедия

Руководитель
__________/ Шипулин В.О
(подпись) (Ф.И.О.)
«__» 2022 г.

студент гр. 9701зо

__________ / Терентьева А.А

«__» 2022г.

г. Великий Новгород

2022г

Оглавление


Вступление 2

1.2 Терминология. Понятие этноса, этногенеза и страсти. 4

1.3 теория этногенеза Льва Николаевича Гумилева 6

Глава 2. Теория этногенеза на примере истории возникновения и развития Российского государства. 8

Территория Старого государства входила в состав Московской Руси за исключением части земель, занятых Польшей. 16

Список литературы 20



Вступление


Эта работа посвящена четкой и важной теории, объясняющей происхождение, эволюцию, взаимодействие и исчезновение людей-этнических групп. Имя выдающегося русского ученого Льва Николаевича Гумилева () широко известно нынешнему поколению, потому что именно он стал писателем, рассказавшим о малоизвестных людях нашей Земли в прошлом. Он создал новую науку - этнологию. Его теория долгое время не была официально признана. Но этнология Гумилева разнообразна: с его помощью решались сложные задачи при изучении разных народов (монголов, хазар). В кратком изложении будет рассмотрена теория этногенеза применительно к российской истории. Он применил свою теорию к созданию "очерков этнической истории России". События этногенеза России формируют историю двух разных суперэтносов: историю древней Киевской Руси (с IX по XIII век) и историю Московской Руси с научным сотрудником Музея этнографии народов СССР. В ноябре 1949 года был приговорен Особым собранием к 10 годам, которые отбыл сначала в Шерубай-Нуре под Карагандой, затем в лагере под Междуреченском в Кемеровской области. 11 мая 1956 года Гумилев был освобожден за отсутствием состава преступления.


С 1956 года работал библиотекарем в Эрмитаже. В 1961 году защитил докторскую диссертацию по истории ("Древние тюрки"). В 1967 году произошло одно из важных событий в жизни Гумилёва — его женитьба на художнице Наталье Симоновской. Именно она побудила Гумилева написать диссертацию «Этногенез и биосфера земли». В мае 1974 года перед большим залом Лев Гумилев блестяще защитил диссертацию, но ВАК отказала Льву Николаевичу в присуждении ученой степени доктора географических наук.

1.2 Терминология. Понятие этноса, этногенеза и страсти.


Существует множество вариантов изучения и понимания этничности. Гумилева «Этносфера: история людей и история природы» утверждает, что этнос – это группа людей, противопоставляющая себя всем другим группам. Этнос более-менее стабилен, хотя то появляется, то исчезает в историческом времени[1]. Лев Гумилев ввел системный подход к изучению этноса: попытки определить этнос по нескольким важным признакам (язык, культура, территориальная общность, общность хозяйственного быта, самоназвание и др.) признак невозможно было обнаружить (совокупность признаков не определяла ничего, кроме определенного объекта).

Этнические группы формируются по-разному: например, сикхи стали этносом по признаку религии, монголы - по признаку родства. Достоверный материал для анализа и для подведения общих выводов часто дает нам какой-то исторический период, когда письменные источники позволяют построить историю этноса и его развития. Наука, изучающая обстоятельства возникновения, развития и взаимодействия этносов, называется этнологией. Причем этот термин, как естественнонаучная дисциплина, был введен Львом Николаевичем Гумилевым, который обобщил факты этнической истории и открыл движение истории за счет естественных процессов.

Для понимания сущности этноса необходимо знать учение Л. Гумилева о страсти, так как благодаря пассионарности можно анализировать закономерности этногенеза, а именно: понимать зарождение, развитие и упадок этническая группа. Гумилев описывает страсть как комплекс определенных характеристик, устойчивых для этносов, действие энергии живого вещества биосферы, проявляющееся в повышенной активности этносов.

Концепция этноса, сформулированная Гумилевым, отличается от существовавших ранее, поскольку Лев Гумилев рассматривает этнос как естественную общность, как социальное явление, подчиненное социальным правилам и законам общественного развития. Для Гумилева этнос – это естественная общность, не имеющая ничего общего с другими видами объединения людей[2]. Более того, Гумилев доказал, что этнос не есть социальное явление, подчиняющееся закону общественного развития, поскольку этносу свойственна вся формация. Следует также отметить, что этническое самоназвание и этнос, как явление коллектива, не одно и то же, так как несколько этносов могут иметь одно и то же название, или наоборот, один этнос может называться по-разному. стать . Гумилев рассматривает такой случай на примере Романа. Первоначально слово «римляне» означало граждан полиса Рима, но после расширения Рима в I-II вв. (число римлян увеличилось за счет включения множества провинций) Римлянами стали называть всех людей, проживавших на территории государства. Тогда понятие «римлянин» утратило свой прежний смысл, но за короткое время приобрело новый. Общим фактором, объединявшим жителей, была историческая судьба государства (а не язык и культура). Далее государство развивалось, появлялись, расширялись новые группы с аналогичным названием, и только в 19 веке образовался единый этнос, принявший название «римляне». Поэтому этнологии необходимо исследовать историю этноса. При изучении истории этнической группы следует помнить, что многие группы были нестабильны, распадались на более мелкие, завоевывались, а иногда и сливались с другими. Внутриэтническая фрагментация является условием сохранения целостности этноса и придания ему стабильности.



Из этого мы можем сделать вывод, что история не может заменить этнографию, она может только помочь ей. Также стоит отметить, что с приходом народа возникает и его этническая структура, поэтому мы вправе отнести понятие "этнос" к разряду географических наук, которые пересекаются с историческими науками.

1.3 теория этногенеза Льва Николаевича Гумилева


Теория Льва Николаевича основана на идее о том, что люди, то есть организмы, живущие группами, которые возникают в определенное время, рождаются, развиваются, растворяются, вырабатывают самосознание и общие цели.[3] таким образом, такие группы образуют новый этнос, и процесс возникновения перед распадом является этногенезом. Формирующаяся этническая группа проходит стадии происхождения, развития и дезинтеграции, или когда она смешивается с другой этнической группой, она превращается в новую. Но где и почему этнические группы возникают, развиваются и умирают? Конечно, этническая группа не может появиться без предка. Устраняет неспецифический эволюционный процесс: если появившиеся признаки жизнеспособны, то они закрепляются и передаются по наследству в течение длительного времени. Если они нежизнеспособны, организмы с аналогичными характеристиками вскоре погибнут. Более того, мутацию можно считать причиной этногенеза, приводящей к этническим «переворотам», приводящей к созданию новых этносов. Но процесс этногенеза неотделим от эмоций. Страсть — это черта, возникающая в результате мутации и возникающая у группы людей, у которых есть желание работать и создавать что-то новое. Лев Николаевич Гумилев называл этих людей «пассионариями». Сентименталисты стремятся изменить жизнь к лучшему, они борются за завоевание народа, за свободу, справедливость и право голоса. Но увлеченные люди выступают не только как артисты, но и как организаторы. Когда энергия тратится на организацию и управление другими, они в конце концов развиваются и создают новую этническую группу, новую этническую систему.

Формирующийся этнос проходит определенное количество стадий, соответствующих возрасту человека. Первая фаза — фаза эмоционального восстановления, вызванная эмоциональным стрессом. Этничность возникает из существования древних этносов, когда-то объединившихся в одно целое. Из разнородных и разнородных этнических подгрупп создается единая, цельная и многочисленная, которая впоследствии подчиняет их сменяющим друг друга народам. Так образуется пот. Продолжительность жизни каждого этноса примерно одинакова (около 1500 лет). Второй этап - акмеологический этап этногенеза (наибольшего подъема эмоциональности). Обычно для этой стадии характерны соперничество и воинственность, то есть нет стремления к союзу, а наоборот, стремление «быть собой» и жить, не подчиняясь чьим-либо приказам. Этот этап временно замедляет развитие этногенеза. В результате постоянных войн этнос редеет и начинает расцветать этнос. Третья фаза – фаза абстиненции. Возникает в результате гражданских войн и обычно заканчивается кровопролитием. Этнос начинает развиваться «по инерции», отсюда и четвертая стадия - стадия инерции. На этом этапе происходит объединение и подчинение одних народов другим, возникновение и развитие новых государств, накопление приобретенных активов. Но страсть постепенно угасает. Ведущее положение в обществе занимают субэмоциональные люди (люди с низкой эмоциональностью). На самом деле субэмоции устраняют чувства. Затем наступает пятая стадия — стадия затмения, при которой процесс увядания и угасания необратим. Наконец, когда этнос ослабевает и исчезает, наступает заключительный шестой этап — равновесие с природой. На этом этапе люди живут в гармонии с природой и в мире.


Новое развитие может привести только к новому эмоциональному импульсу. И тогда появляется новая этническая группа, новое восторженное население. Но он совершенно отличается от этноса прошлого, делается новое творческое открытие, и только поэтому «человечество не исчезло с лица земли»

Подводя итог, можно сказать, что Лев Николаевич Гумилев создал теорию, которая может быть использована при изучении конкретной этнической группы для определения ее происхождения, развития и биографии. При изучении любой этнической группы можно выявить стадии, которые существуют в результате внешних и внутренних факторов, влияющих на ее развитие. В

следующей главе будет рассмотрена история возникновения и развития русского суперэтноса с точки зрения этнологической теории.

Глава 2. Теория этногенеза на примере истории возникновения и развития Российского государства.


В те века, когда зарождалась история государства, народы расселились неравномерно. На самом деле их связывала только территория, в которой они жили, так как развитие, приспособление и обитание были разными. Лев Николаевич Гумилев в своей теории, касающейся истории Российского государства, выделяет 8 фаз этногенеза.

Первая фаза — это, конечно, страстное давление: «Ноль», которое имело место примерно в 1 веке. н.э. В те годы люди неравномерно расселились по земле. Одни жили в городах, другие в лесах и степях, третьи по берегам водоемов. Культуры развивались совершенно по-разному из-за разнообразия ландшафтов, на которых жили некоторые люди. Так, жители леса занимались исключительно охотой, степняки занимались и развивали скотоводство и т. д. Поэтому у каждого народа был свой путь развития хозяйства, свои способы приспособления и выживания в среде обитания. Деление на географические области не всегда совпадает с делением на климатические районы. Европа разделена воздушной границей, которая проходит через Западную Беларусь, Прибалтику и Украину до Черного моря.

Постепенно стал развиваться инкубационный период пассионарного подъема, формировался новый этнос, который длился 180-200 лет (т.е. 1-200 лет). В эти годы народы активно развивались, появлялись названия и территориальные обоснования.


Затем произошел четкий переход от пассионарной восходящей фазы, начался переход к акматической фазе (около 200-300 лет). Это время характеризовалось развитием таких народов, как готы, литовцы, латыши, пруссаки, ятвяги. Во время Великого переселения народов отважные воины готы, народ, привыкший к мореходству, совершали набеги на Грецию, захватывали города и подвергали их разорению и жертвам. В 251 г. готы разбили римское войско и двинулись к устью Дуная, а позднее стали полноправными хозяевами. В то же время другой народ, остготы, подчинил себе почти всю Восточную Европу: земли мордвы и марии, Поднепровье, верховья Волги, степи до Крыма (в том числе и сам Крым). Но могучее государство вскоре погибло из-за вероломства подданных, и на смену ему пришли гунны.

Пока гунны воевали с такими государствами, как Рим, Китай и Средняя Азия, славянские племена обосновались в Восточной и Южной Европе. Так произошло начало акматской фазы этногенеза - формирование суперэтноса и его распространение в пределах его ландшафтного ареала на протяжении 300-600 лет. Затем еще на 200 лет, т.е. в 600-800 годах акматическая фаза перешла в фазу распада, то есть резкого снижения пассионарности суперэтноса. Это связано с распадом славянского единства, образованием отдельных раннеславянских государств и освоением отдельных территорий. Население развивалось, расселялось на север, юг и восток, при этом на севере они сохранили название венеды, на юге — славяне, а на востоке — анты. К VI в. славяне расселились на территории Волыни (волыняне) и заняли южные степи до Причерноморья (уличи и тиверцы), Припять (древляне), Южную Белоруссию (дреговичи). В это время в северной части Беларуси расселились западные славяне - венеды. Позже образовались субславянские племена - радимичи и вятичи, а затем и финно-угорские племена. Для славян опасность представляла близость русов, у которых одним из основных промыслов были набеги на соседей. Часть русов, ушедших на восток, заняла три города: Куябу (Киев), Арзанию (Белоозеро) и Старую Русу. Русские безжалостно грабили соседей, убивали мужское население, брали в плен детей и женщин и продавали работорговцам.

Славяне селились небольшими группами в деревнях, оборонялись от русов, но долгая борьба закончилась в пользу русов, когда к власти пришел Рюрик. Затем фаза надлома постепенно переходила в фазу инерции, то есть постепенного снижения пассивности суперэтноса. Эта фаза длилась около 300 лет, т.е. 800-1109 гг. В эти годы происходило активное создание славянского государства на территории Восточной Европы – Киева – Киевской Руси. Первым представителем правительства этого государства был Рюрик. Существует легенда о двух братьях Рюриковичах - Синеусе и Труворе, возникшая в результате неправильной расшифровки летописи. Рюрик со своими родственниками и воинами поселился в Новгороде и вскоре из окружающих славян, финно-угорских народов и