Файл: Понятие и цели государственного контроля за использованием и охраной недр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) объекты, не связанные с добычей полезных ископаемых, включая полигоны подземного захоронения отходов, подземные хранилища газа; строящиеся подземные коллекторы глубокого заложения, выработки метро, подземные выработки специального назначения и др.
Государственный горный надзор ведётся за всеми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, обладающими лицензией на пользование недрами, вне зависимости от того, ведутся ими или нет работы, связанные с пользованием недрами. Основной формой осуществления государственного горного надзора является обследование предприятия – недропользователя, которое включает проверку как соблюдения установленных требований по безопасности ведения горных работ и охраны недр непосредственно на горном отводе, включая вопросы сохранности запасов, наличия сверхнормативных потерь, состояния бортов карьеров, откосов отвалов и иных горных выработок, маркшейдерских знаков и др., так и состояния геолого-маркшейдерской службы организации – пользователя недр, имеющейся разрешительной, проектной, нормативно-технической, геологической, маркшейдерской и иной документации. Комплексное обследование охватывает все горные отводы, предоставленные в пользование данному предприятию.

При проведении обследований необходимо проверить: наличие утвержденной и согласованной в установленном порядке разрешительной документации; правильность и своевременность внесения налогов на добычу полезных ископаемых; соответствие направлений работ и объемов потерь при добыче и переработке минерального сырья согласованным годовым планам развития горных работ; обеспечение полноты отработки запасов и недопущение сверхнормативных потерь полезных ископаемых, достоверность учета запасов, своевременность и обоснованность их списания с учета организации; выполнение установленных мер охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок; состояние геологического и маркшейдерского обеспечения горных работ; знание работниками поднадзорной организации правил и норм охраны недр; исполнение ранее выданных предписаний и рекомендаций.

Об устранении выявленных нарушений недропользователю выдаётся предписание с указанием видов нарушений и сроков устранения по каждому нарушению отдельно. Предписания должны основываться на действующих требованиях законодательных и иных нормативных актов, однозначно пониматься и не выходить за рамки установленной компетенции и полномочий органов государственного горного надзора.


При обнаружении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, должны быть незамедлительно приняты все необходимые меры по предотвращению угрозы, включая эвакуацию людей и приостановку работ. В случае неудовлетворительного состояния исполнения установленных законодательством, лицензионными соглашениями, стандартами требований, органы горного надзора имеют право направлять предложения в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, о приостановке действия лицензии или об ее изъятии либо требовать от недропользователей разработки и реализации комплекса мероприятий по поэтапному приведению работ в удовлетворительное состояние.


ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ НАДЗОРА
Основные требования по рациональному использованию и охране недр

В интересах сохранения ресурсного потенциала для современных и будущих поколений необходимо осуществлять воспроизводство возобновляемых ресурсов, экономное извлечение и расходование невозобновляемых ресурсов, сохранение благоприятной среды обитания, многообразия животного и растительного мира, ландшафтов, надежное захоронение опасных отходов – хозяйственных и бытовых – или их переработка. Рациональное природопользование обязательно включает экологическую составляющую, требования по обеспечению экологической безопасности человека и общества.

К сожалению, объективным препятствием для установления рационального природопользования являются отложенные на длительный срок (20 и более лет) последствия нарушений в данной области. В результате невозможно определить лиц, виновных в нарушении требований рационального природопользования, причины конкретных нарушений. Устранение данных препятствий возможно только в связи с общим увеличением знаний человека о природных закономерностях, процессах и явлениях.

Субъективными причинами нерационального природопользования являются потребительский подход к природопользованию, нарушение установленных правил предоставления, использования и охраны природных ресурсов, их хищническое потребление и т.п.

В целях предупреждения и пресечения нерационального использования природных богатств недр, обеспечения единообразного подхода к рациональному их использованию Федеральный закон «О недрах» содержит специальный раздел, закрепляющий требования по рациональному использованию и охране недр. Основными требованиями закона по рациональному использованию и охране недр являются:



1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

Выполнение указанных требований является одной из основных задач геологического надзора.
Государственная отчётность недропользователей об объёмах произведённых работ и количестве добытых полезных ископаемых


Достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений является важнейшим условием государственного регулирования недропользования. Действующим законодательством установлена обязанность недропользователей по ведению учёта и государственной отчётности по видам и объёмам работ, выполняемых в процессе эксплуатации недр, а так же о результатах данных работ. В соответствии со ст. 22 Закона РФ «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить, в том числе:

1) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;

2) представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации;

3) представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики.

Таким образом, даже если в условиях лицензионного соглашения отсутствует пункт о предоставлении той или иной отчетности, обязанность её предоставления не отменяется.

Формы государственной отчетности о состоянии, изменении запасов полезных ископаемых и их использовании разрабатываются и утверждаются компетентными государственными органами. Государственная отчетность по каждому месторождению полезных ископаемых или иному объекту недропользования должна содержать следующую информацию:

а) количество и качество запасов полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов: добытых из недр; потерянных при добыче; добытых и направленных в спецотвалы; приращенных в процессе разведки, доразведки и эксплуатационной разведки; списанных в установленном порядке вследствие утраты промышленного значения; неподтвердившихся в результате последующих работ по переоценке, разведке и разработке месторождения; переданных от одного недропользователя другому при выдаче или переоформлении лицензий на право пользования недрами; подлежащих корректировке при изменении технических границ и по другим причинам;

б) годовые проектные и фактические показатели обеспеченности организаций разведанными запасами полезных ископаемых, а также по объемам их добычи, потерям, разубоживанию;


в) степень промышленного освоения, тип месторождений и способ их отработки, тип (сорт, марка) полезного ископаемого;

г) основные параметры пластов (залежей), горно-технических, гидрогеологических и других условий отработки;

д) сведения об использовании полезных ископаемых при первичной переработке вскрышных пород и отходов производства: объем и качество минерального сырья, поступившего на первичную переработку; извлечение полезных компонентов при первичной переработке; количество и качество выпускаемых товарных руд, концентратов и другой продукции; количество и качество запасов полезных ископаемых и полезных компонентов во вскрышных породах, в отходах горнодобывающего и связанного с ним обогатительного производства, а также данные об их использовании.

Основным видом государственной отчётности недропользователей является маркшейдерская документация. Производство маркшейдерских работ включает: пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации; наблюдения за состоянием горных отводов и обоснование их границ; ведение горной графической документации; учет и обоснование объемов горных разработок; определение опасных зон и мер охраны горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами.

При открытом способе разработки месторождений и разработке россыпных месторождений учитываются объемы вынутых горных пород, измерение остатков полезного ископаемого, объёмы отгруженных пород. При подземном способе разработки месторождения подземные маркшейдерские опорные сети являются главной геометрической основой для выполнения съемок горных выработок и решения горно-геометрических задач, связанных с обеспечением рациональной и безопасной разработки месторождений полезных ископаемых.

Маркшейдерская документация хранится в течении определённого срока, после ликвидации предприятия она подлежит сдаче на хранение в архив.

На основании маркшейдерской документации недропользователи представляют отчётность по каждому месторождению полезных ископаемых. Организации, осуществляющие разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляют ежегодно в федеральный и территориальный фонды геологической информации данные о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых, извлечении полезных ископаемых при добыче и использовании минерального сырья при первичной переработке, вскрышных пород и отходов производства по установленным формам, а также пояснительные записки с приложением к ним материалов, в том числе картографических, обосновывающих изменения запасов полезных ископаемых.