Файл: Понятие и цели государственного контроля за использованием и охраной недр.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Возмещение вреда производится добровольно или в судебном порядке. Исковые требования предъявляются в суд в соответствии с правилами, установленными гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством. Хотелось бы отметить, что денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может быть заменена на обязанность по восстановлению нарушенных прав в натуре.
Последствием совершения горных правонарушений может являться причинение вреда окружающей среде. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» под экологическим вредом понимает негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Определение размера вреда именно окружающей среде, причиненного нарушением законодательства, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Как уже было отмечено наиболее частым является административная ответственность. Административный штраф является наиболее распространенным видом наказания в санкциях статей КоАП РФ, как в общем, так и применительно к сфере пользования недрами: административный штраф указан во всех санкциях статей КоАП РФ, предусматривающих административную ответственность в области недропользования и охраны недр. При этом санкции данных статьей кодекса содержат значительный разброс в величине налагаемых административных штрафов и в целом, и применительно к различным субъектам правонарушения.
Административное приостановление деятельности применяется в случае возникновения угрозы жизни и здоровью населения, угрозы причинения существенного вреда состоянию окружающей среды. Тем самым данная мера преследует цель обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, экологической безопасности, а также борьбу с другими правонарушениями, представляющими опасность для жизнедеятельности.
Назначается административное приостановление деятельности только в случаях, предусмотренных санкциями соответствующих статей КоАП РФ, и только тогда, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижения цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении. Назначается административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.
Одной из особенностей данного вида наказания является возможность досрочного прекращения его исполнения органом административной юрисдикции по ходатайству юридического лица или индивидуального предпринимателя, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для наложения данного вида наказания, устранены.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что государственный контроль и надзор в сфере недропользования как функция управления является одним из важных институтов повышения эффективности использования недр.
Эффективно организованная стадийность недропользования выступает в качестве одного из важнейших элементов системы правового обеспечения рационального использования и охраны недр. При этом правовое регулирование последовательной организации процесса недропользования направлено на то, чтобы как государством, так и пользователем недр обеспечивались рациональность использования и охрана недр.