Файл: Понятие и цели государственного контроля за использованием и охраной недр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовое регулирование деятельности по геологической разведке и геологическому изучению недр

Правовое регулирование деятельности по геологической разведке и геологическому изучению недр включает в себя требования по соблюдению установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечению полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; проведению опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; проведению государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Региональное геологическое изучение недр проводится без существенного нарушения целостности недр и включает в себя региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы. Геологическое изучение недр предусматривает поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, геологическое изучения и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Деятельность по геологической разведке и геологическому изучению недр  осуществляется в Российской Федерации в плановом порядке и подлежит государственной регистрации.
Основные требования по размещению объектов для пользования недрами и безопасному ведению горных работ

Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Проектные технологические документы на разработку месторождений должны обеспечить добычу находящихся на государственном балансе извлекаемых запасов полезных ископаемых и попутных компонентов, их максимальное извлечение, предусматривать выполнение обязательств пользователя недр в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами и требований законодательства Российской Федерации о недрах. Проектные технологические документы разрабатываются специализированными организациями и проходят согласование в федеральном органе государственного управления недрами. В качестве проектных технологических документов могут рассматриваться: – проекты пробной эксплуатации; – технологические схемы разработки; – проекты разработки; – технологические схемы опытно-промышленных работ на отдельных участках и залежах; – авторские надзоры за реализацией технологических схем, проектов разработки и дополнений к ним (далее – авторский надзор).


При осуществлении недропользования органы государственной власти, недропользователи обязаны обеспечить выполнение стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору. В соответствии со ст. 24 Закона РФ «О недрах», основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:

1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами – лиц, имеющих соответствующее специальное образование;

2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;

3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам;

4) правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;

5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон;

6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;

7) запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок кислорода, вредных, взрывоопасных газов и пылей не соответствуют требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил;

8) осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов;

9) управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей в горных выработках;


10) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.

Недропользователи, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений – профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых недропользователями с такими службами.
Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и иных подземных объектов

Требования по ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных объектов установлены в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и Законом РФ «О недрах». В соответствии со ст. 26 Закона РФ «О недрах», предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. Целями мероприятий по ликвидации объектов недропользования является обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, охрана окружающей природной среды, зданий и сооружений, а мероприятий по консервации – также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. Ликвидация или консервация объектов недропользования производится по инициативе недропользователя, юридических или физических лиц, на балансе которых находится объект, или в случаях, установленных законодательством. При принятии решения о ликвидации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части учитывается полнота отработки балансовых запасов полезных ископаемых по действующему проекту, экономические последствия от утраты промышленного значения запасов полезных ископаемых, перспективы их прироста, возможность и целесообразность повторной разработки месторождения.

Ликвидация допускается после полной отработки балансовых запасов полезных ископаемых при отсутствии перспектив их прироста, невозможности и нецелесообразности повторной разработки месторождения и вовлечения в добычу имеющихся забалансовых запасов. Решение о ликвидации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, с числящимися на его учете запасами полезных ископаемых согласовывается с органами государственного управления фондом недр после полного списания в установленном порядке запасов полезных ископаемых.


Консервация объекта недропользования или его части допускается в случаях временной невозможности или нецелесообразности дальнейшей разработки месторождения или отдельных его участков по технико-экономическим, экологическим, горногеологическим и иным причинам. Консервации подлежат горные выработки и буровые скважины на ликвидируемых предприятиях, перспективные и пригодные для использования в иных целях. Так же проводится консервация объекта недропользования, строительство которого завершено, до передачи его заказчику.

При ликвидации или консервации объекта недропользования с неотработанными в пределах горного отвода запасами полезных ископаемых в проект включается технико-экономический анализ целесообразности их отработки, списания или дальнейшего учета в государственном балансе полезных ископаемых.

Обязательной частью проекта ликвидации или консервации является проект рекультивации отработанных территорий. Мероприятия по рекультивации нарушенных земель должны предусматривать последовательно два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку территории, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы. Биологический этап рекультивации проводится только в случае дальнейшего использования территории в целях ведения сельского или лесного хозяйства и других целях, требующих восстановления плодородия почв. Проект ликвидации или консервации объекта недропользования утверждается организацией, принявшей решение о его ликвидации или консервации.


Ответственность в сфере использования и охраны недр

Ответственность в сфере использования и охраны недр классифицируется по следующим видам юридической ответственности, существующим в Российской Федерации: административной, гражданско-правовой, уголовной и дисциплинарной. При этом та или иная форма юридической ответственности напрямую зависит от характера, степени, тяжести последствий, а также размера нанесенного ущерба.


Административная ответственность в сфере недропользования являет своей целью создание системы превентивных мер, а также пресечение действий, которые наносят или могут нанести вред недрам на той стадии, когда эти действия еще не переросли в уголовное преступление, за которые наступает уже уголовная ответственность.

Как дополнительная мера наказания к административному штрафу в соответствии с санкциями ряда статей КоАП РФ, может являться конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Что касается уголовной ответственности, то уголовная ответственность за нарушения правил недропользования предусмотрена ст. 253 и 255 гл. 26 УК РФ "Экологические преступления" и ст. 216 УК РФ. Также исследователями зачастую по смысловому содержанию недропользования включается и незаконное предпринимательство либо кража (ст. 158 и 171 УК РФ). В целом хотелось бы отметить, что за последнее десятилетие идет тенденция увеличения числа уголовных наказаний за экологические преступления.

Следующий вид ответственности - Гражданско-правовая ответственность за недронарушения, которая может наступать по общим нормам гражданского законодательства о возмещении причиненного вреда, а также по правилам специальных нормативных актов, устанавливаю­щих порядок и размер возмещения ущерба для отдельных видов недронарушений.

В соответствии со ст. 51 Закона о недрах вред, причиненный пользовате­лю недр в результате деятельности предприятий, организаций, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или со­здании условий, исключающих возможность дальнейшего пользования не­драми, подлежит возмещению за счет средств виновных лиц. Вред, причи­ненный государству в результате деятельности недропользователя, подлежит возмещению за счет средств пользователя.

Затрагивая вопрос о гражданско-правовой ответственности в сфере недропользования, стоит отметить, что, как и любая гражданско-правовая ответственность, она имеет своей первоочередной целью возмещение ущерба, причиненного недропользователем главному собственнику недр - государству и опосредованно вероятным третьим лицам. Особенностью гражданско-правовой ответственности является ее применение к правонарушителю наряду с привлечением его к административной, уголовной ответственности.