Файл: Пути повышения конкурентоспособности компании (на примере ао фм ложистик восток).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия


Метод оценки конкурентоспособности

Описание метода

SWOT-анализ

Анализирует сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы внешней среды

Анализ конкурентной среды

Оценивает позицию предприятия на рынке в сравнении с конкурентами

Метод «Дерево целей»

Позволяет определить, какие факторы влияют на конкурентоспособность предприятия и как их можно улучшить

Анализ рыночной доли

Изучает долю рынка, занимаемую предприятием, и ее изменения со временем

Метод «Баланс интересов»

Определяет, какие интересы у предприятия и его заинтересованных сторон (клиентов, партнеров, инвесторов и т.д.) и как их можно сбалансировать

Анализ затрат

Оценивает эффективность использования ресурсов и выявляет возможности снижения издержек

Метод «Цепочка создания стоимости»

Анализирует, какие этапы производства и продажи создают большую стоимость для клиента, и как эти этапы можно улучшить

Анализ потребительского спроса

Изучает потребности и предпочтения потребителей и оценивает, как предприятие может удовлетворить их лучше, чем конкуренты

Эти методы могут применяться отдельно или в комбинации друг с другом для получения более полной картины конкурентоспособности предприятия.

Важность конкурентоспособности предприятия понимается сегодня и теоретиками, и практиками, и политиками. Однако для определения уровня конкурентоспособности требуется произвести оценку возможностей предприятия, используя различные способы и методы, доступные на данный момент.

Оценка публикаций по теме позволяет сделать вывод, что методы и приемы оценки конкурентоспособности предприятия имеют и общие подходы, и, преимущественно, различающиеся. Некой единой методики не существует, тем более комплексной методики. Однако подобные попытки делаются.


Опубликованные методы оценки конкурентоспособности предприятия А. Головачев классифицирует по следующим признакам:

– категория предприятия;

– тип метода;

– особенности расчета показателей конкурентоспособности;

– возможность прогнозирования конкурентоспособности;

– учитываемые факторы конкурентоспособности;

– использование весомости показателей;

– источник информации для расчетов;

– трудоемкость расчетов;

– критерии конкурентоспособности [14].

Матричный метод производится путем изучения и оценки хозяйственной деятельности предприятия и ее продукции. Анализ проводится с учетом жизненного цикла продукции. При этом методе строится матрица, которая использует в своей основе систему координат: по горизонтали располагаются темпы роста и сокращения количества продаж, по вертикали – относительная доля товаров компании, представленных на рынке [14].

Из преимуществ данного метода можно выделить то, что при наличии достаточного количества информации об объемах реализации товаров и относительных долях рынка конкурентов можно получить высокую точность оценки конкурентоспособности своей фирмы. Из недостатков – невозможность анализа причин, из-за которых предприятие или его конкуренты занимает ту или иную долю рынка, осложнение выборки для управленческих решений, необходимость обладания достоверной информацией, что подразумевает собой дополнительные затраты для проведения исследований рынка. [14].

Для такого анализа необходимо определить сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы для фирмы. Сильные и слабые стороны являются факторами внутренней среды. Возможности и угрозы – внешней. Стоит уточнить, что слабые стороны, при определенных условиях, а также в случае их устранения могут стать сильными сторонами. То же самое касается и угроз. Если вовремя не использовать свои возможности, то в будущем они также могут стать угрозами.

Однако надо иметь в виду приблизительность и условность экспертных оценок. Из преимуществ данного метода можно выделить: универсальность и гибкость, для использования не требуется специальных знаний и навыков. Из недостатков: при выполнении данного анализа не используются количественные параметры, необходимо дополнительно разрабатывать стратегию предприятия, так как при анализе не приводятся способы решения возникающих проблем [9].



Метод оценивания конкурентоспособности на основе рейтинговой системы. Для выполнения данного метода необходимо выделить ряд показателей, которые можно считать наиболее важными. Затем оценить данные показатели по бальной шкале у конкурентов и у себя. Если потребуется, то можно выделить вес определенного показателя, присвоив ему коэффициент. Если по какому-либо параметру фирма получила 5 баллов, то можно считать, что по данному показателю фирма занимает лидирующее положение на рынке. С единицей баллов все обстоит в точности до наоборот [36].

В зависимости от того, какой показатель был выбран для оценки конкурентоспособности предприятия, может разниться и результат.

Так как процесс выбора единой методики, которая подошла бы всем предприятиям, практически невозможен, то стоит сосредоточить усилия для создания общих принципов и положений, которые возможно изменить и использовать для оценки деятельности любой организации.

Д. Воронов дает количественные показатели оценки и анализа конкурентоспособности предприятий [12]. Статья объемная, поэтому даны только отдельные моменты из нее.

Автор подтверждает, что универсальной и общепризнанной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия экономистами в настоящее время не выработано, а потребность сильная. Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется предприятию в первую очередь для того, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для выработки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества. Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего бизнес-субъекта. Такая оценка необходима в целях:

– разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;

– выбора контрагентов для совместной деятельности;

– составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;

– осуществления инвестиционной деятельности;

– осуществления государственного регулирования экономики [12].

Автор выделяет следующие основные методы оценки конкурентоспособности предприятий.

Продуктовые методы заключается в том, что конкуренция компаний в рыночной экономике имеет форму конкуренции продукции, а возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности ее товара. В рамках рассматриваемого подхода взаимосвязь между конкурентоспособностью товара и успешностью компании настолько сильна, что эти категории практически отождествляются.


Показатель конкурентоспособности предприятия, как правило, определяется путем нахождения средневзвешенного значения среди показателей конкурентоспособности по каждому виду продукции, где в качестве весов выступают объемы реализации соответствующего вида продукции:
(1.2)

где K – конкурентоспособность исследуемого предприятия;

ai – удельный вес i-го вида продукции в общем объеме продаж;

ki – конкурентоспособность i-го вида продукции.
Экономический индекс определяется как отношение совокупных затрат потребления анализируемой продукции к совокупным затратам потребления конкурирующей (эталонной) продукции.

(1.3)

где Э – экономический индекс;

За – совокупные затраты потребления анализируемой продукции;

Зэ – эталонные затраты потребления.
В состав совокупных затрат потребления включается как стоимость приобретения самой продукции, так и затраты на ее эксплуатацию, приобретение расходных материалов, обслуживание (включая ремонты) и утилизацию.

Некоторые исследователи предлагают в качестве показателя конкурентоспособности продукции использовать её рыночную долю, что, на наш взгляд, является более точным отражением конкурентоспособности. Правда, ее определение так же во многом условно и требует большого объема труднодобываемой информации.

К несомненным преимуществам рассматриваемого подхода можно отнести то, что он учитывает одну из наиболее важных составляющих конкурентоспособности предприятия – конкурентоспособность его продукции. Действительно, сложно себе представить успешное предприятие, не обладающее портфелем конкурентоспособных продуктов.

К недостаткам – то, что конкурентная сила продуктов всё же не тождественна устойчивому конкурентному преимуществу предприятия, поскольку любые ценовые или качественные преимущества продукции относительно быстро копируются конкурентами и экономические выгоды от них исчезают. Также определенные нарекания вызывает сведение конкурентоспособности продукции к оценке соотношения цена-качество, не учитывающего степень её инновативности, имеющей большое значение при позиционировании продукции на рынке.

Кроме того, применение рассматриваемой группы методов предполагает
сопоставление схожей продукции. Однако сегодня продуктовые ряды все больше диверсифицируются. Всё сложней становится определить четкие географические границы того или иного рынка, установить перечень конкурирующих товаров, что влечет за собой низкую применимость подобных методик оценки конкурентоспособности предприятий [12].

Однако основным недостатком данного подхода является то, что он позволяет получить весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, так как его конкурентоспособность принимает вид конкурентоспособности продукции и не затрагивает другие аспекты его деятельности. Ведь конкурентоспособность продукции отражает уровень спроса на продукцию, а конкурентоспособность предприятия – уровень эффективности хозяйственной деятельности. Не случайно экономическая практика изобилует примерами того, как хозяйствующие субъекты, производящие вполне конкурентоспособную продукцию, терпят крах. Причиной этому является фундаментальное противоречие между конкурентоспособностью предприятия и конкурентоспособности его продукции.

Дело в том, что конкурентоспособность продукции оценивается в первую очередь с точки зрения удовлетворения потребностей покупателя. Конкурентоспособность же предприятия оценивается с точки зрения интересов собственника (руководства, инвестора) хозяйствующего субъекта. Иными словами, чем меньше цена продукции, тем больше её конкурентоспособность. Однако сможет ли такая цена обеспечить необходимую экономическую эффективность для дальнейшего расширенного воспроизводства предприятия – большой вопрос. Предприятие, производящее пусть даже самую замечательную продукцию, но делающее это с хроническими убытками, конкурентоспособным быть не может.

С развитием постиндустриальной экономики, когда структура предприятия стала намного сложнее, чем просто сборочного цеха, количество необходимых для успеха ключевых компетенций компании значительно увеличилось. С увеличением количества ключевых компетенций значимость производственной функции неизбежно стала снижаться. Более того, в современной экономике, когда технологии позволяют перепоручать сборку товара субподрядным организациям (территориально нередко расположенным в иных государствах) без потери качественных характеристик продукции, процесс материального производства всё меньше обуславливает конкурентоспособность компании. В этих условиях и проявляются кардинальные различия между оценкой конкурентоспособности предприятия и оценкой конкурентоспособности его продукции.