Файл: Кун, Николай Альбертович.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 547

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

546 547
лова «мифы древней Греции» с детства вызывают в памяти череду знакомых и любимых персонажей:
Геракл с его двенадцатью подвигами, отважные ар- гонавты, плывущие в Колхиду за золотым руном, хитроум- ный и неутомимый царь Одиссей… Первое обращение к мифам у большинства читателей и на самом деле проис- ходит в школьные годы, второго же часто не случается вов- се. Трудно сказать, является ли это причиной или следс- твием восприятия мифов как детского (в лучшем случае, юношеского) чтения, но дело здесь, думается, в массовом отношении к мифу как к варианту сказки.
Проблеме восприятия и трактовки мифа посвящены целые тома специальной литературы — современной и не очень. При всем разнообразии мнений, исследователи еди- нодушны в одном: миф ни в коей мере сказкой не являет- ся. Его не следует воспринимать как вымышленный сюжет о жизни богов и героев, бытие которых заведомо нереально для самого создателя или рассказчика.
Миф — это уникальный «слепок», носящий печать мысли и чувства человека, бесконечно от нас удаленного.
Именно посредством мифа древние греки выражали свои представления об окружавшей их действительности: об отношениях между высшими силами — богами — и ими самими, смертными, не властными над собой людьми; между людьми и стихиями — землей, кормящей их, но так тяжело и неохотно, в таких муках приносящей нехитрые плоды, и морем, также служившим источником пищи и открывающим пути для общения с дальними соседями по Средиземноморью, но в мгновение ока становящимся враждебным и губительным. Именно через создание мифа человек, не имея еще в своем распоряжении ни научной, ни художественной литературы (а когда-то — и просто письменности!) постигал, как возникли Солнце и Луна и почему они попеременно покидают небосвод, откуда взялся на Земле он сам, точнее, его прародители, и куда он отправится после своей смерти. Итак, миф для древнего человека был, по существу, единственным средством по- нимания окружающего мира. Ни один из них никогда не создавался специально ради вымысла. И ни один из них не был записан хотя бы приблизительно в то же время, когда возник: большая часть известных нам мифов появилась в период нач. II — нач. I тысячелетий до н. э., когда уровень развития письменности не позволял создавать даже самые лаконичные художественные тексты.
Каким же образом сохранились эти уникальные преда- ния, на которые их же творцы смотрели не как на творчес- тво, а как на естественную составляющую повседневной жизни? И как вообще могло сохраниться до наших дней то, что не подлежало записи?
Конечно, все известные нам древнегреческие мифы были записаны самими же древними греками, но зна- чительно позже — в VI—IV вв. до н. э. и даже в первые века нашей эры. В это время расцвета и развития поэзии и драматургии, науки и изобразительных искусств древ- нейшие мифы обрели свою вторую жизнь, становясь сю- жетами литературных произведений. В них видели уже в большей мере достояние прародителей, иногда — преда- ния об историческом прошлом своего народа и города, которое, если бы не мифы, было бы абсолютно утрачен- ным (историография у греков возникла также не ранее
1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   43

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Послесловие

548 549
VI в. до н. э.). Именно в трагедиях Эсхила и Софокла были запечатлены и мифы о титане Прометее, возлюбившем людей и подарившем им божественный огонь, и о несчас- тном фиванском царе Эдипе, всеми силами стремившемся избежать предначертанного судьбой, чей образ по сей день вдохновляет драматургов и режиссеров всего мира.
Следующий этап «литературной жизни» древнейших мифов наступил уже в эпоху римского завоевания Греции — после II в. до н. э. Тогда возникает интерес к своеобразно- му «собиранию» мифов, связанных с определенной темой и известных конкретному автору. Каждый раз, беря в руки практически любое издание, озаглавленное «Мифы Древ- ней Греции», мы должны мысленно поклониться одному из самых талантливых римских поэтов Публию Овидию Назо- ну. Именно он на рубеже I в. до н. э.—I в. н. э. собрал в своей поэме «Метаморфозы» все известные ему мифы, повест- вующие о превращениях богов и людей. В поэме 15 песен; значительную часть доживших до нашего времени мифов мы можем прочесть только благодаря Овидию. Вместе с тем в классической и поздней античности продолжал сущест- вовать взгляд на миф как на «историческое воспоминание» целой группы людей; благодаря этому изложение мифов становилось частью исторических трудов античных авто- ров. Именно к таким — обретшим письменную форму ми- фам, становится применим термин «легенда», восходящий к латинскому «legendo» — «то, что следует прочитать».
Таким образом, имеющиеся сегодня в нашем распо- ряжении тексты уже не являются мифом в строгом, пер- воначальном смысле слова, а предстают перед нами уже в некоторой литературной обработке, правда, выполненной большей частью самими носителями тех же мифологиче- ских представлений. Увы, несмотря на интерес античных писателей к древнейшим преданиям своего народа, а так- же на кажущееся многообразие мифологических сюжетов и персонажей, предстающих на страницах современных изданий, мы вынуждены признать: сохранившаяся часть античной литературной традиции составляет в лучшем случае десятые, если не сотые доли того, что было в дейс- твительности создано на древнегреческом и латинском языках. Большая часть памятников античной словеснос- ти, в том числе и отражавших слой мифологических пред- ставлений древних греков, утрачена и, скорее всего, безна- дежно. Мы обладаем лишь малой толикой знания об этой своеобразной «мифологической реальности».
Что может утешить нас — историков и просто читате- лей — в сознании этих печальных утрат? Пожалуй, только одно: то, что сохранилось и попало — милостью Време- ни! — нам в руки, — лучшее. Известно, что в «догуттенбер- говом» мире, где царила рукописная книга, «продолжи- тельность жизни» каждого текста находилась в прямой зависимости от его качества: чем талантливее (или хотя бы содержательнее) было произведение, тем чаще его ко- пировали. Многочисленность списков заметно повышала шансы текста на то, чтобы попасть в руки потомков. Доста- точно перечислить имена греческих и римских писателей, сохранивших сюжеты древнейших мифов в своих сочине- ниях, — Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл и Еврипид, Вергилий и Овидий… Их произведения давно признаны человечест- вом мировым достоянием. Менее известны греки Аполло- дор, Аполлоний Родосский и Диодор Сицилийский.
За этим перечнем славных имен не забудем, однако, что с возможностью знакомства с основным кругом легенд, имеющих мифологическую основу, мы в итоге обязаны ав- тору этой книги Николаю Альбертовичу Куну, о котором, к сожалению, мы знаем гораздо меньше, чем о большинстве античных авторов, чьи тексты сохранили для нас «преда- нья старины глубокой».
Очевидно, его жизнь не изобиловала яркими событи- ями. И все же из того немногого, что известно нам сегод- ня, явственно одно: Н. А. Кун был не просто блестящим
Послесловие
Послесловие


550 551
академическим ученым и знатоком античной культуры, но и превосходным, прирожденным просветителем (это слово очень не хочется заменять принятым ныне «популя- ризатором»!). К сожалению, эти качества не так уж часто соседствуют между собой, и в результате многочисленные переложения древнейших мифов нередко грешат более или менее серьезными ошибками.
Итак, мы почти ничего не знаем о молодых годах про- фессора Н. А. Куна, известно только, что в 1903 году он, по- лучив место преподавателя женской учительской семина- рии в Твери, прочел там свою первую лекцию по истории
Древней Греции. В дальнейшем он недолгое время пре- подает в университете Мейера в Берлине, возвращается в Тверь и продолжает свою деятельность в качестве пред- седателя совета Тверского частного реального училища.
Когда в январе 1907 года в Твери открывается Народный университет, Николай Альбертович становится его пред- седателем и читает там курс по истории античной культу- ры. Однако уже в 1908 году он переезжает в Москву: его из- бирают профессором всеобщей истории Московских выс- ших женских педагогических курсов. Весь последующий период его деятельности, вплоть до смерти 28 декабря 1940 года, будет связан с московской наукой и высшей школой.
Одновременно с преподаванием на Высших женских кур- сах профессора В. И. Герье он читал лекции по истории в
Московском обществе народных университетов, а также еще в нескольких московских учебных заведениях. В пе- риод 1918–1925 гг., когда Высшие женские курсы были преобразованы сначала во 2-й МГУ, а затем в 1-й Мос- ковский педагогический институт, Николай Альбертович продолжал свою преподавательскую работу там, а начиная с 1920 года — и в Московском Государственном Универ- ситете. С 1935 года он состоял профессором знаменитого
ИФЛИ — Московского государственного института исто- рии, философии и литературы.
Опубликованные труды Н. А. Куна представлены более чем 300 статьями Большой и Малой Советских Энцикло- педий; с 1933 года он возглавлял там отдел древней исто- рии, принимал участие в составлении этих фундаменталь- ных изданий. Но, даже если бы он не создал ничего, кроме той книги, которую вы держите сейчас в руках, он заслу- жил бы благодарность нескольких поколений читателей всех возрастов и специальностей.
Участь научного, как и популяризаторского, труда, в об- щем-то сурова и незавидна по сравнению с судьбами про- изведений искусства. Непреходящая ценность последних общеизвестна; даже если они не исполнены рукой выда- ющегося мастера, они ценны сами по себе как артефакты, как «памятники» определенной эпохи. Львиная же доля научных работ — в том числе и по античной истории — едва ли выдержит хотя бы два–три переиздания. Это легко объ- яснимо: наука, непрестанно осваивая все новые и новые подходы и методы исследования, гораздо чаще искусства
«переоценивает ценности», списывая в архив работы ста- рых авторов, «не соответствующие» современным стан- дартам. Но судьба его книги в этом отношении уникальна.
Созданная и опубликованная в начале ХХ века под авто- рским названием «Что рассказывали древние греки и рим- ляне о своих богах и героях», она по сей день не уступила первенства ни одному из литературных переложений древ- негреческих мифов, которые мы в изобилии видим на при- лавках книжных магазинов. Возможно, объяснение в том, что эта книга одновременно сочетает в себе качества науч- ного труда и литературного произведения. Автору присущи в равной степени бережное, строго научное отношение к материалу источников, сохранение тончайших особеннос- тей стиля древнегреческих писателей и блистательный слог повествования, неизменно притягивающий читателя уже на протяжении столетия. Заслуга Н. А. Куна заключается также в том, что он предпринял огромную работу по сис-
Послесловие
Послесловие


552 553
тематизации мифологического материала, создававшегося в различные периоды греческой истории в разных облас- тях Балканского полуострова, а впоследствии разрозненно зафиксированного у античных авторов. Н. А. Кун восста- навливает в своем изложении целостные мифологические циклы, связанные, например, со сказанием об аргонавтах, добывших золотое руно, или с преданием о семивратных
Фивах и бесконечно трагических судьбах их правителей.
Необходимость знания античных мифологических сю- жетов для образованного человека давно уже стала «общим местом». Всем известно и, откровенно говоря, очевидно, какое значимое положение занимает мифологическая те- матика в классической западноевропейской и русской жи- вописи, литературе, в повседневном разговорном языке.
Достаточно только вспомнить об «авгиевых конюшнях»,
«сизифовом труде», «олимпийском спокойствии», «тита- нических усилиях», «троянском коне», «данайцах», кото- рых следует бояться, «даже дары приносящих» — и далее, и далее… Человек, незнакомый с персонажами и сюжетами древнегреческой мифологии, стоящими за этими выраже- ниями, поневоле «выпадает» даже из коммуникативной среды, не говоря уже о том, что он оказывается вне окру- жающего культурного контекста. Афины и Рим, Берлин и
Вена, Москва, Петербург и еще множество городов в наши дни буквально «населены» скульптурами, изображающими древних богов и героев; ряд их — как, например, Меркурий
(Гермес) и Аполлон — стали уже символами определенных сфер человеческой деятельности в современном мире. Ху- дожественная литература и публицистика также изобилуют этими образами. И даже обратившись к сфере естествен- ных наук, мы оказываемся перед лицом факта, что не толь- ко крупные планеты Солнечной системы, но и бессчетное множество астероидов и других малых тел во Вселенной носят древнегреческие или римские названия. Примеры можно приводить долго, им поистине нет числа.
Вопрос в наши дни состоит, как кажется, в следующем.
Есть ли смысл в эпоху развития информационных техноло- гий продолжать вчитываться в такие стародавние сюжеты?
В конце концов, чтобы чувствовать себя более или менее осведомленным в кругу имен и названий, восходящих к античности, достаточно ознакомиться с материалами лю- бого из многочисленных справочников типа «Кто есть кто в античном мире» или, если их сведения не утоляют наше любопытство, со статьями профессиональной энциклопе- дии «Мифы народов мира», бывшей в 80-е годы прошлого века библиографической редкостью и регулярно переиз- дающейся в течение последних лет. Но в том-то и состоит тайна античного наследия, что сущность его новой жизни в наше время — не в частом употреблении отдельных, не связанных между собой архаичных образов и терминов.
Она состоит в сквозном, исконном проникновении «ан- тичных идей и образов» (такое название носит труд од- ного из замечательных исследователей древности ХХ в.
П. Ф. Преображенского) в саму ткань нашего культурного миропонимания. Многие идеи и достижения, с которыми мы встречаемся повседневно, представляются нам естес- твенными и должными, так как они впитаны буквально с азами культуры окружающего мира. Но их подлинное зна- чение навсегда будет скрыто от нашего понимания, если мы останемся чужды взрастившей их древности. И здесь человеку, не владеющему древними языками и тонкостя- ми разнообразных исторических дисциплин, приходит на помощь именно мифология в ее красоте и цельности, ее внутренняя логика, сохранившая для нас образ и стиль мышления людей, давно ушедших с исторической сцены, но щедро оставивших нам все достигнутое ими.
Но, даже не сообразуясь с перечисленными образова- тельно-прагматическими целями, встречи с древнегречес- кими мифами и легендами всегда будут дарить нам живую радость. Радость прикосновения к совершенно иной жиз-
Послесловие
Послесловие


554 555
ни, иному опыту и взгляду на вещи, расширяющая наше собственное видение мира. Читатель, познакомившийся с образом мышления античного человека, от которого его отделяют по меньшей мере три тысячелетия, увидит, что смысл окружающих событий отнюдь не ограничивается одной только нашей личной точкой зрения. Лучше всех почти три столетия назад сказал об этом Иоганн Вольф- ганг Гете:
Тот, кто взглядом не проникнет
В толщу трех тысячелетий –
К темноте, как крот, привыкнет,
Век живя на белом свете...
А. Н. Грешных
СОДЕРЖАНИЕ
БОГИ И ГЕРОИ
Боги
Происхождение мира и богов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Зевс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Посейдон и божества моря . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Царство мрачного Аида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Гера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Ио . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Аполлон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Артемида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Афина Паллада . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Гермес . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
Арес, Афродита, Эрот и Гименей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Гефест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
Деметра и Персефона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Ночь, луна, заря и солнце . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
Дионис . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Пан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85
Герои
Герои пяти веков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88
Девкалион и Пирра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91
Прометей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93
Пандора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .105
Эак . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107
Данаиды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .109
Персей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
Сизиф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128
Беллерофонт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129
Тантал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134
Пелопс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
Европа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141
Кадм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144
Зет и Амфион . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .149
Аэдона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
Ниоба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .154
Геракл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158
Послесловие