Файл: Кун, Николай Альбертович.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 546

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Диомед — герой Троянской войны, уступавший силой и храбростью только Ахиллу, успешно сражавшийся с Афроди- той и Аресом, участник похода эпигонов (см. с. 541).
2
Элевсин известен как центр проведения земледельческих празднеств в честь Деметры и Персефоны, сопровождае- мых различными таинственными обрядами (так называемые
Элевсинии, Элевсинские мистерии).
Семеро против Фив
Фиванский цикл

536 537
Страдала благородная, готовая на самопожертвование дочь Эдипа Антигона, видя то бесчестие, на которое обре- чен ее брат. Решила она сама предать земле тело Полиника.
Смерть, которой грозил Креонт всякому, кто осмелится пре- дать земле Полиника и совершить все погребальные обря- ды, не пугала ее. Антигона звала с собой и Исмену, но робкая сестра не решилась помочь ей, страшась гнева Креонта. Она старалась уговорить Антигону не идти наперекор воле царя
Фив, напоминала ей об участи, которая постигла мать их братьев. Неужели Антигона хочет погубить себя и ее?
Не послушалась Исмены Антигона: она готова одна исполнить долг перед братом, готова безропотно вынести все, лишь бы не остался без погребения Полиник. И Анти- гона исполнила свое решение.
Вскоре узнал Креонт, что нарушено его повеление.
Один из стражей рассказал ему, что кто-то тайно, засыпав сверху землей тело Полиника, совершил похоронный об- ряд. В страшный гнев пришел Креонт; он грозил стражу пытками, если он и его товарищи не найдут того, кто со- вершил погребальный обряд над Полиником.
Стража сбросила с тела Полиника землю и села не- вдалеке на холме. Вдруг в полдень поднялась буря, вихрь закружил облака пыли по всему полю; когда же промча- лась буря, увидела стража склонившуюся над Полиником девушку, которая оплакивала его, и печальный голос ее звучал как скорбный крик птицы, увидевшей, что чья-то злая рука похитила ее птенцов. Девушка совершала уже возлияния в честь подземных богов, но стража схватила ее и повела к Креонту. Это была Антигона.
Гневными словами встретил Креонт Антигону и потре- бовал, чтобы она созналась в преступлении. Антигона и не отрицала своей вины. Она нарушила повеление Креонта, но зато выполнила закон и волю богов. Смерть не стра- шит ее, она жаждет смерти, так как жизнь ее полна лишь скорби. В страшном гневе грозит Креонт казнить не толь-
Разгневался Тесей. Как смеет Креонт требовать у него подчинения? Разве не властен он сам над своими реше- ниями? Выступил Тесей с войском против Фив, победил фиванцев и заставил их выдать тела всех павших воинов.
Сложено было семь костров, и на них сожжены трупы во- инов. Вожди же перенесены были в Элевсин и сожжены там, а пепел их матери и жены отнесли на родину, в Аргос.
Лишь прах Капанея, убитого молнией Зевса, остался в
Элевсине. Священным было тело Капанея, так как убил его сам громовержец. Сложили афиняне громадный костер и положили на него тело Капанея. Когда огонь начал уже разгораться, пришла в Элевсин жена Капанея, прекрас- ная дочь Ифита Эвадна. Не могла перенести она смерти любимого мужа. Надев роскошные погребальные одежды, взошла она на скалу, которая нависла над самым костром, и бросилась оттуда в пламя.
Так погибла Эвадна, и тень ее сошла вместе с тенью ее мужа в мрачное царство Аида.
Антигона
1
После победы над аргосцами фиванцы устроили рос- кошные похороны Этеоклу и всем павшим воинам, а По- линика решили Креонт и фиванцы лишить погребения как приведшего иноземное войско против Фив. Труп его лежал у городских стен в поле, оставленный на растерза- ние хищным животным и птицам. Обречена была душа
Полиника на вечное скитание, не могла она найти успоко- ения в царстве душ умерших.
1
Изложено по трагедии Софокла «Антигона».
Антигона
Фиванский цикл


538 539
ко Антигону, но и Исмену, которая, как он уверен, была помощницей Антигоны.
Услышав, что и Исмену хочет предать смерти Креонт, содрогнулась от ужаса Антигона. Неужели ей придется быть виновницей гибели сестры? Слуги пошли за Исме- ной. Вот показалась она на пороге дворца. Катятся из глаз
Исмены слезы скорби. Но, узнав, что смерть грозит ее сес- тре, всегда робкая Исмена нашла в себе мужество разде- лить с Антигоной ее участь. Твердо отвечает она Креонту, что тоже принимала участие в совершении погребальных обрядов над Полиником.
Не хочет Антигона, чтобы ни в чем не повинная Исме- на пострадала вместе с ней. Напрасно молит ее Исмена:
— О сестра, не отвергай меня, не говори, что я недо- стойна умереть с тобой! Разве имеет смысл для меня жизнь без тебя? Не оскорбляй меня!
Но Антигона отвечает сестре:
— Нет, ты не должна умереть со мной! Не должна на- зывать своим тот поступок, который ты не совершала! До- вольно будет и одной моей смерти! Ты избрала жизнь, а я избрала смерть!
Исмена молит Креонта пощадить Антигону, она молит его подумать о том, что он обрекает на смерть невесту сына.
Но Креонта не трогают мольбы Исмены. Он отвечает, что не позволит своему сыну Гемону взять в жены преступницу.
Нет, Антигона должна умереть, смерть разлучит ее с Гемо- ном. Креонт велит своим слугам увести Антигону и Исме- ну во дворец и там стеречь их, чтобы не могли они спастись бегством. Увели слуги дочерей Эдипа. Молча стояли гражда- не. Они сочувствовали Антигоне, они сознавали, что она со- вершила подвиг. Права была Антигона, сказав Креонту, что не обвинил бы ее народ за погребение Полиника, если бы не сковал ему уста страх перед властолюбивым Креонтом.
Сын Креонта, юный Гемон, узнав, какая участь грозит его невесте, приходит к отцу и просит помиловать Анти-
Антигона гону. Гемон знает, что весь народ жалеет невинную Анти- гону, ропщет на то, что за благочестивый подвиг грозит ей смерть. Гемон просит отца не упорствовать и признать свое заблуждение.
— Невинной считают Антигону все в Фивах! — смело говорит Креонту Гемон. — Отец, я вижу, что ты склонен к неправде! Ты нарушил сам закон богов!
Все больше гневается Креонт; он думает, что лишь лю- бовь к Антигоне заставляет Гемона так защищать ее. В гне- ве кричит он сыну:
— О, ты думаешь, как презренный раб женщин!
— Нет! — отвечает Гемон. — Но ты никогда не увидишь, чтобы я сочувствовал злому делу. За тебя заступался я!
Но Креонт уже не слышит слов Гемона, он говорит, что твердо решил казнить Антигону.
Услышав решение отца, Гемон говорит:
— Если она умрет, то повлечет за собой смерть другого.
Но Креонт не знает уже предела своему гневу. Он ве- лит воинам привести Антигону и убить ее здесь, на глазах у Гемона.
— Нет, не умрет она на моих глазах! — восклицает Ге- мон. — Никогда не увидишь ты меня больше, отец! Ты мо- жешь один безумствовать среди своих льстивых друзей!
С этими словами ушел Гемон. Напрасно граждане пре- достерегали Креонта, что лишь беду сулит тот гнев, в кото- ром ушел от него Гемон. Креонт непреклонен.
Вот ведут уже Антигону на ужасную казнь. Креонт ре- шил похоронить ее живой в гробнице Лабдакидов
1
. Идет в последний свой путь Антигона, идет к берегам Ахеронта
2
Живой будет замурована она в гробнице; не среди людей будет она, а среди мертвых, не будет она принадлежать ни
1
Лабдакиды — потомки внука Кадма Лабдака.
2
Ахеронт — река подземного царства, то есть Антигона идет в
Аид, царство мертвых.
Фиванский цикл


540 541
жизни, ни смерти. Не сопровождают ее друзья; не оплакав, уводят ее на смерть. Больше не увидит она ясного света.
Только увели Антигону, как, ведомый мальчиком, при- ходит к Креонту слепой прорицатель Тиресий. Зловещие знамения даны были ему богами во время жертвоприно- шений. Боги разгневаны, что убитый не погребен, что пти- цы и псы всюду разносят куски его тела. Креонт в своем безумном упорстве не слушает Тиресия. Он говорит, что даже если орел самого Зевса занесет кусок тела к трону громовержца, то и тогда останется Полиник непогребен- ным. Креонт обвиняет Тиресия в том, что он подкуплен, что он из корысти дает ему советы. Разгневанный Тиресий грозно говорит Креонту, что во всем виноват лишь он сам: он оскорбил богов тем, что заключил Антигону живой в гробницу, обесчестил тело Полиника, нарушил законы бо- гов. За это покарают его боги. Весь дом Креонта погрузит- ся в печаль, кара постигнет того, кто дороже всех Креонту.
Отомстят Креонту не знающие пощады Эринии. Ничто не спасет его от их ужасного мщения.
Испугали Креонта слова вещего Тиресия. Сам спешит в поле Креонт, совершает погребальные обряды и молит
Аида и Гекату не гневаться на него и Фивы. Совершив погребение Полиника, идет Креонт со свитой к гробни- це Лабдакидов, чтобы вывести оттуда Антигону. Поздно!
Свив петлю из своей одежды, повесилась Антигона. Кре- онт застает в гробнице плачущего над Антигоной Гемона.
Напрасно молит Креонт своего сына выйти из гробницы.
Гемон на глазах у отца пронзает себе грудь мечом, мертвый падает он на труп невесты. В отчаянии Креонт: он потерял своего последнего сына. Горько плачет он.
Тем временем вестник принес жене Креонта, Эвриди- ке, весть о смерти Гемона. Молча выслушала его Эвридика и ушла во внутренние покои дворца. Там убила она себя, пронзив, как и Гемон, грудь свою мечом. Приходит ко дворцу Креонт. На руках у него тело сына. Здесь, у дворца, ждет его новое ужасное горе — он узнает о смерти жены.
Сломлен гордый, властолюбивый дух Креонта. В отчаянии зовет он смерть, чтобы хоть она прекратила его страдания.
Всех, кого любил, потерял Креонт.
Поход эпигонов
1
Прошло десять лет после похода семерых против Фив.
За это время возмужали сыновья павших под Фивами ге- роев. Решили они отомстить фиванцам за поражение от- цов и предприняли новый поход.
В этом походе участвовали: Айгиалей — сын Адраста,
Алкмеон — сын Амфиарая, Диомед — сын Тидея, Фер- сандр — сын Полиника, Промах — сын Партенопая, Сфе- нел — сын Менестея. Боги покровительствовали эпигонам
(так названы были вожди, предпринявшие новый поход против Фив).
Дельфийский оракул предсказал победу эпигонам, если примет участие в этом походе Алкмеон, сын Амфиарая.
Ферсандр, сын Полиника, вызвался уговорить Алкме- она не отказываться от участия в походе. Долго колебался
Алкмеон. Он не решался идти против Фив, прежде чем не исполнит последней воли отца и не отомстит матери за то, что послала она своего мужа на верную гибель. Подобно отцу своему Полинику, решил Ферсандр добиться содейс- твия Эрифилы, матери Алкмеона. Он подкупил ее, пода- рив ей драгоценную одежду жены Кадма Гармонии, кото- рую выткала для нее сама Афина Паллада. Прельстилась
Эрифила одеждой, как некогда прельстилась ожерельем
1
Эпигоны — по-гречески значит «потомки». Изложено по различным произведениям.
Поход эпигонов
Фиванский цикл


542 543
Гармонии, и настояла, чтобы Алкмеон и его брат Амфилох приняли участие в походе.
Выступило войско эпигонов из Аргоса. Невелико было это войско, но должна была сопутствовать ему победа.
Вождем войска избрали Диомеда, сына Тидея, равного своему отцу силой и храбростью. Радостные, шли в поход герои, горя желанием отомстить за своих отцов.
В Потнии у Фив вопросили они оракула Амфиарая об исходе похода. Ответил им оракул, что он видит Алкмеона, наследника славы Амфиарая, с победой входящего во вра- та Фив. Победят эпигоны. Один лишь Айгиалей, сын спас- шегося во время первого похода Адраста, должен пасть.
Наконец достигло войско эпигонов семивратных Фив.
Опустошив все окрестности, начали эпигоны осаду го- рода. Вышли в поле под предводительством своего царя
Лаодаманта, неистового сына Этеокла, фиванцы, чтобы отогнать от стен осаждавших. Завязался кровопролитный бой. В этом бою пал сраженный копьем Лаодаманта Айги- алей, но и Лаодаманта убил Алкмеон.
Побеждены были фиванцы и укрылись за несокруши- мыми стенами Фив.
Начали фиванцы переговоры с осаждавшими, а сами ночью, по совету Тиресия, тайно ушли из Фив с женами и детьми. Они двинулись на север, в Фессалию. По дороге
Нимфы. Фрагмент
античного рельефа
умер у источника нимфы Тельпузы вещий Тиресий, так дол- го помогавший фиванцам и спасавший их не раз от гибели.
После долгого пути достигли фиванцы Гестиотиды
1 в
Фессалии и поселились там.
Фивы же, взятые эпигонами, были разграблены. Богатую добычу, доставшуюся им, поделили между собой эпигоны.
Лучшую часть добычи, а также дочь Тиресия прорицатель- ницу Манто они принесли в дар Дельфийскому оракулу.
Счастливо вернулись эпигоны на родину, Ферсандр же, сын Полиника, стал править в Фивах, восстановив их.
Алкмеон
2
Вернувшись из похода против Фив, Алкмеон исполнил волю отца своего Амфиарая и отомстил матери за гибель отца. Своей рукой убил мать Алкмеон. Умирая, прокляла мать сына-убийцу и ту страну, которая даст ему приют.
Прогневались богини-мстительницы Эринии на Алк- меона и преследовали его всюду.
Долго скитался несчастный Алкмеон, стараясь найти приют и очищение от скверны пролитой крови. Нако- нец пришел он в город Псофиду в Аркадии
3
. Там очистил его от скверны убийства царь Фегей. Женился Алкмеон на дочери Фегея Арсиное и думал спокойно жить в Псо- фиде. Но не сулила ему этого судьба. Проклятие матери преследовало его. Страшный голод и моровая язва рас- пространились в Псофиде. Всюду царила смерть. Обра- тился к Дельфийскому оракулу Алкмеон, и ответила ему
1
Гестиотида — самая западная область Фессалии.
2
Изложено по поэме Гомера «Одиссея».
3
Область в центре Пелопоннеса.
Алкмеон
Фиванский цикл


544 545
прорицательница-пифия, что должен он покинуть Псо- фиду и идти к богу реки Ахелою
1
, только там будет он очищен от скверны убийства и найдет покой в стране, которая еще не существовала тогда, когда прокляла его мать. Покинув дом Фегея, свою жену Арсиною и сына
Клития, Алкмеон отправился к Ахелою. По дороге посе- тил он в Калидоне Ойнея, который гостеприимно при- нял его. Был Алкмеон и у феспротов
2
, но они изгнали его из страны, боясь гнева богов. Наконец пришел Алкмеон к потокам Ахелоя. Там очистил его бог реки Ахелой от скверны пролитой крови и выдал за него дочь свою Калли- рою
3
. Поселился в устье реки Ахелоя Алкмеон, на острове, образовавшемся из нанесенного песка и ила. Это и была страна, которая еще не существовала тогда, когда прокля- ла Алкмеона мать.
И здесь преследовал рок Алкмеона. Узнала Каллироя о драгоценном ожерелье и вытканной самой Афиной Пал- ладой одежде, которые подарили Полиник и его сын Фер- сандр Эрифиле, и потребовала, чтобы муж ее принес эти сокровища ей. Не знала Каллироя, что гибель приносили эти сокровища тому, кто владел ими. Отправился Алкме- он в Псофиду и потребовал у Фегея, чтобы он отдал ему ожерелье и одежду. Алкмеон сказал Фегею, что хочет пос- вятить эти сокровища Дельфийскому оракулу, чтобы по- лучить от бога-стреловержца прощение. Отдал Фегей Ал- кмеону сокровища, поверив его словам. Но раб Алкмеона сказал Фегею, кому предназначаются ожерелье и одежда.
1
Ахелой — самая большая из рек Греции, считавшаяся свя- щенной. Речной бог Ахелой мог принимать любой образ, и когда он в образе быка сражался за Деяниру с Гераклом, пос- ледний обломил ему рог; наяды (водяные нимфы) наполнили этот рог цветами и сделали его рогом изобилия.
2
Народ, живший в Эпире, в Северо-Западной Греции.
3
Каллироя (Прекраснотекущая) — речная нимфа.
Алкмеон
Разгневался Фегей, призвал своих сыновей, Проноя и Аге- нора, и велел им напасть из засады на Алкмеона, когда он будет возвращаться к устью Ахелоя. Исполнили они пове- ление отца и убили Алкмеона.
Узнала о гибели своего мужа Арсиноя, первая жена Ал- кмеона; она еще любила его. Прокляла в горе она своих братьев. Братья же отвезли ее к царю Агапенору в Арка- дию и, обвинив ее в том, что она убила Алкмеона, предали смерти.
Узнала и Каллироя о смерти Алкмеона. Решила она отомстить сыновьям Фегея и ему самому за убийство мужа.
Но кто же мог быть мстителем? Сыновья Каллирои, Акар- нан и Амфотер, были еще младенцами и лежали в колыбе- ли. Взмолилась к Зевсу Каллироя, чтобы он сделал сыно- вей ее тотчас могучими юношами. Внял мольбам Каллирои
Зевс. В одну ночь выросли и возмужали ее сыновья. Они отправились в Тегею к царю Агапенору и убили там сыно- вей Фегея. Затем в Псофиде убили они и самого Фегея. Так навлекли на Фегея и всю его семью гибель дары, получен- ные некогда Эрифилой от Полиника и Ферсандра.
Взяли драгоценное ожерелье и одежду, сотканную
Афиной, Акарнан и Амфотер и посвятили их с согласия матери дельфийскому Аполлону. Акарнан и Амфотер не остались жить на родине. Они поселились в стране, ко- торая названа была по имени Акарнана Акарнанией
1
, и основали там новое царство.
1
Область на западе Средней Греции.
Фиванский цикл