Файл: Кун, Николай Альбертович.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 695

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 82(100)
ББК 84(0)3
К 91
©ЗАО «ЛГ Информэйшн Груп», 2007
©ЗАО «Издательский дом «Гелеос», 2007
Кун, Николай Альбертович.
Легенды и мифы Древней Греции / Николай Аль- бертович Кун [Послесл. А. Н. Грешных]. — Москва:
Гелеос, 2007. — 560 с.
ISBN 978-5-8189-0910-3 (в пер.)
История мировой культуры во многом обязана удивительному миру античной Греции, ее мифам. Кому из нас не знакомы имена, ставшие на- рицательными: Геракл и Аполлон, Нарцисс и Лаокоон, Эдип и Медея,
Прометей и Медуза Горгона, Одиссей и Прекрасная Елена?! Соприкос- нувшись с поэтикой древнегреческих мифов еще в раннем детстве, мы всю жизнь возвращаемся к ним, находя знакомые сюжеты в творчестве художников, композиторов, писателей.
Новое издание знаменитой книги Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней
Греции» значительно дополнено многообразным иллюстративным рядом —
прорисовками античных скульптур, сюжетными рисунками, изображе-
ниями сохранившихся предметов быта, а также произведениями более
поздних художников, вдохновленных образами древнегреческой мифологии.

БОГИ И ГЕРОИ

7
БОГИ
Происхождение мира и богов
1
начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни.
Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Зем- ля — Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под
Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь — Эрос. Безгра- ничный Хаос породил вечный Мрак — Эреб и темную
Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный
Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей.
Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Зем-
1
Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложе- ны в основном по поэме древнегреческого поэта Гесиода «Те- огония» («Происхождение богов»). Некоторые из сказаний взяты из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и римского поэта
Овидия «Метаморфозы» («Превращения»).

8 9
Возненавидел Уран своих детей-ве- ликанов, в недра богини Земли заклю- чил он их в глубоком мраке и не позво- лил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило страшное бремя, за- ключенное в ее недрах. Вызвала она де- тей своих, титанов, и убеждала их вос- стать против отца Урана, но они боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Крон
1
, хитростью низ- верг своего отца и отнял у него власть.
Богиня Ночь родила в наказание
Крону целый сонм ужасных божеств:
Таната — смерть, Эриду — раздор, Апату — обман, Кера — уничтожение, Гипноса — сон с роем мрачных тяжелых ви- дений, не знающую пощады Немесиду — отмщение за преступления, и множество
2 других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.
1
Крон, Кронос — по сходству имени рассматривался как бог времени (хронос — по-гречески время). Первоначально был богом земледелия (жатвы). В Италии отождествлялся с Са- турном.
2
Божества злословия, печали, старости и любовного ослепле- ния. Гипнос — в отличие от его брата-близнеца Таната, при- носящего смертным жестокое, вечное усыпление, — прино- сил также людям и богам спокойный сон и отдых от дневных трудов и забот. Богиня Ночь (Нюкта) обычно изображалась с двумя мальчиками на руках, белым и черным,— Гипносом и Танатом. От имени Гипнос происходит слово «гипноз».
Уран. С античной
лампы
лей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Уран —
Небо — воцарился в мире. Он взял себе в жены благодат- ную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей — могучих, грозных титанов — было у Урана и Геи. Их сын, титан Оке- ан, обтекающий всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и мор- ских богинь — океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце — Гелиоса, Луну — Селену и румяную
Зарю — розоперстую Эос (Аврору). От Астрея и Эос про- изошли звезды, которые горят на темном ночном небе, и ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.
Кроме титанов, породила могучая Земля трех велика- нов — циклопов с одним глазом во лбу — и трех громад- ных, как горы, пятидесятиголовых великанов — стору- ких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничего не может устоять, она не знает предела.
Кронос пожирает своих детей.
Дж. Флаксмен
Боги
Происхождение мира богов


10 11
Ника. С античной
статуи
Зевс
1
Рождение Зевса. Крон не был уверен, что власть на- всегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на какую об- рек он своего отца Урана. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно прогла- тывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу своих детей.
Уже пятерых проглотил Крон: Гестию
2
, Деметру
3
, Геру
4
,
Аида (Гадеса)
5
и Посейдона
6
Рея не хотела потерять и последнего ребенка. По совету своих родителей, Урана — Неба и Геи — Земли, удалилась она на остров Крит, и там, в глубокой пещере, родился у нее сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла его от жестокого отца, а Крону дала проглотить вместо сына длинный ка- мень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что был обманут.
А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и
Идея лелеяли маленького Зевса. Они вскормили его мо- локом божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед
Зевсу со склонов высокой горы Дикты. Всякий раз, когда младенец Зевс плакал, юные куреты
7
, охранявшие пещеру,
1
Зевс (у римлян — Юпитер) — сын Реи и Крона (отсюда его прозвище — Кронид), самый могущественный и высочайший из богов греческого народа, отец и повелитель богов и людей.
2
Гестия (у римлян — Веста) — богиня домашнего очага.
3
Деметра (у римлян — Церера) — великая богиня плодоро- дия, покровительница всего произрастающего и дающего плоды на земле, покровительница земледелия.
4
У римлян — Юнона.
5
Иначе — Плутон. В Риме Аид отождествлялся с древними италийскими богами смерти и преисподней — Орком и Ди- том.
6
У римлян — Нептун.
7
Жрецы богини Реи и Зевса.
Боги ударяли в щиты мечами, чтобы не ус- лыхал его плача Крон и не постигла бы
Зевса участь его братьев и сестер.
Зевс свергает Крона. Борьба богов-
олимпийцев с титанами. Вырос и возму- жал Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть на свет прогло- ченных им детей. Одного за другим из- верг из уст Крон своих детей-богов. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.
Ужасна и упорна была эта борьба.
Дети Крона утвердились на высоком
Олимпе. На их сторону встали и некото- рые титаны, первыми — титан Океан и дочь его Стикс с детьми Рвением, Мо- щью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их против- ники. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выкова- ли ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров и призвать их на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от горных хребтов целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями лете- ли скалы навстречу титанам, когда они подступали к Олим- пу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом ко- лебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы. Зевс ме- тал одну за другой огненные молнии и оглушительно роко- чущие громы. Пламя охватило всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.
Наконец титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в
Зевс


12 13
мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокруши- мых врат Тартара на стражу встали сторукие великаны — ге- катонхейры, чтобы не вырвались на свободу из Тартара мо- гучие титаны.
Борьба Зевса с Тифоном. Но не окончилась этим борьба.
Гея-Земля разгневалась на олимпийца Зевса за то, что он так сурово поступил с ее побежденными детьми-титанами.
Она вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоголовое чудовище Тифона. Громадный, с сотней драконовых голов, поднялся Тифон из недр земли.
Диким воем всколебал он воздух. Лай собак, человеческие голоса, рев разъяренного быка, рыканье льва слышались в этом вое. Бурное пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжелыми шагами. Боги содрогнулись от ужаса. Но смело ринулся на Тифона Зевс-громовержец, и начался бой. Вновь засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома. Земля и небесный свод сотряс- лись до основания. Ярким пламенем вспыхнула земля, как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения Тифона. Сотнями сыпались огненные стре- лы-молнии громовержца Зевса; казалось, что от их огня горит даже воздух. Зевс испепелил все сто голов Тифона.
Рухнул он на землю, от тела его исходил такой жар, что
Химера
плавилось все кругом. Зевс поднял тело Тифона и низверг в мрачный Тартар, породивший его. Но и в Тартаре гро- зит еще Тифон богам и всему живому. Он вызывает бури и извержения вулканов; в браке с Эхидной, полуженщиной- полузмеей, он породил двуглавого пса Орфа
1
, адского пса
Кербера (Цербера), лернейскую гидру и Химеру
2
Победили боги-олимпийцы своих врагов. Никто боль- ше не мог противиться их власти. Они могли теперь спо- койно править миром. Самый могущественный из них, громовержец Зевс, взял себе небо, Посейдон — море,
Аид — подземное царство душ умерших. Земля же оста- лась в общем владении. Хотя и поделили сыновья Крона между собой власть над миром, но все же над всеми царит повелитель неба Зевс; он правит людьми и богами, он ве- дает всем в мире.
Олимп. Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окру- женный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и злато- кудрый Аполлон с сестрой свой Артемидой, и златая Аф- родита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов.
Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зев- са. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бездонное
1
Орф (Орт) — двуглавый пес, двойник Кербера и лерней- ской гидры, отец Сфинкса. Был убит Гераклом при похище- нии коров Гериона (десятый подвиг Геракла).
2
Химера — извергавшее огонь чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона (по другой версии, Химера имела три головы — льва, козы и дракона). По-видимому, Хи- мера — олицетворение огнедышащего вулкана. В переносном смысле химера — фантазия, несбыточное желание или дейс- твие. В скульптуре химерами называются изображения фантас- тических чудовищ (например, химеры собора Парижской Бо- гоматери).
Боги
Зевс


14 15
небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето.
А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова вод- воряется радость на Олимпе.
Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком зо- лотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, прекрасное лицо Зевса. У трона его богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Ника. Вот входит величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену; почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца. А она идет к зо- лотому трону и садится рядом с Зевсом. Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях в са- мые дальние края земли исполнять повеления Геры.
Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои
Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие,
Зевс. С античной статуи
Гера
подносят им амброзию и нектар — пищу и напиток богов.
Прекрасные хариты
1
и музы услаждают их пением и танца- ми. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой.
На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утвержда- ет на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. Два боль- ших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом — зла. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громо-
Геба. Со статуи Торвальдсена
Ганимед. С античной статуи
1
Хариты (у римлян — Грации) были богинями красоты, счас- тья, радости, веселья, олицетворяли женскую прелесть. Они были дочерьми Зевса и Геры (или Эвриномы), обитали на Олим- пе вместе с музами, сопровождали Гермеса, Афродиту и Диони- са. Харит обычно три: Евфросина — радость, Талия — цвет и
Аглая — блеск. Хариты — Грации изображаются в виде прекрас- ных стройных девушек с музыкальными инструментами.
Боги
Зевс


16 17
глядя, жребий, который выпадает чело- веку в жизни. Никто не в силах изменить определенной Мойрами судьбы, так как третья Мойра, Атропос, все, что назна- чили в жизни человеку ее сестры, зано- сит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумоли- мы великие, суровые Мойры.
Есть на Олимпе и богиня счастливой судьбы — это богиня Тюхэ
1
. Из рога изо- билия, рога божественной козы Амал- феи, молоком которой был вскормлен
Зевс, сыплет она дары людям, и счаст- лив тот человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастья Тюхэ. Но как редко это бывает!
Так царит окруженный сонмом богов на Олимпе Зевс, охраняя порядок во всем мире.
Посейдон и божества моря
Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец брата громовержца Зевса, колебателя земли Посейдона. Властву- ет над морями Посейдон, и волны моря послушны малей- шему движению его руки, вооруженной грозным трезуб- цем. В глубине моря живет с Посейдоном и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь морского вещего старца Нерея, которую похитил Посейдон у ее отца. Он увидел однажды, как водила она хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксос. Пленился бог моря прекрас-
Геба ласкает орла
Юпитера
1
У римлян — Фортуна.
вержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зев- сом порядок на земле и не соб- людает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут небо. Разгневается великий
Зевс, и страшно поднимутся волосы на голове его, глаза за- горятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей — удары грома раскатятся по все- му небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий
Олимп.
У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида.
Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, что- бы не нарушались порядок и закон. На Олимпе и дочь Зев- са богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго ка- рает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ — защитница правды и враг обмана.
Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют неумолимые богини судь- бы — Мойры
1
, живущие на Олимпе. И судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Нет такой силы, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Одни Мой- ры ведают веления рока. Мойра Клото прядет жизнен- ную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить — и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не
Похищение Ганимеда.
С античной статуи из музея
Пио-Клементино
1
У римлян — парки.
Боги
Посейдон и божества моря