ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Предварительный расчет
Принимаем, согласно рекомендациям [1c.52], сталь 45:
шестерня: термообработка – улучшение – НВ235÷262 [1c.53],
колесо: термообработка – нормализация – НВ179÷207.
Средняя твердость зубьев:
НВ1ср = (235+262)/2 = 248
НВ2ср = (179+207)/2 = 193
Допускаемые контактные напряжения:
[σ]H = KHL[σ]H0,
где KHL – коэффициент долговечности
KHL = (NH0/N)1/6,
где NH0 = 1·107 [1c.55],
N = 573ωLh = 573·9,74·16,5·103 = 9,21·107.
Так как N > NH0, то КHL = 1.
[σ]H1 = 1,8HB+67 = 1,8·248+67 = 513 МПа.
[σ]H2 = 1,8HB+67 = 1,8·193+67 = 414 МПа.
[σ]H = 0,45([σ]H1 +[σ]H2) = 0,45(513+414) = 417 МПа.
Допускаемые напряжения изгиба:
[σ]F = KFL[σ]F0,
где KFL – коэффициент долговечности
Так как N > NF0 = 4·106, то КFL = 1.
[σ]F01 = 1,03HB1 = 1,03·248 = 255 МПа.
[σ]F02 = 1,03HB2 = 1,03·193 = 199 МПа.
[σ]F1 = 1·255 = 255 МПа.
[σ]F2 = 1·199 = 199 МПа.
Таблица 2.5 - Механические характеристики материалов зубчатой передачи
Элемент передачи | Марка стали | Dпред | Термоо-бработка | НВср | σв | σ-1 | [σ]Н | [σ]F |
Sпред | Н/мм2 | |||||||
Шестерня | 45 | 125/80 | Улучш. | 248 | 600 | 260 | 513 | 255 |
Колесо | 45 | - | Норм-ия | 193 | 780 | 335 | 414 | 199 |
Проектировочный расчет
Межосевое расстояние
,
где Ка = 43,0 – для косозубых передач [1c.58],
ψba = 0,315 – коэффициент ширины колеса,
КНβ = 1,0 – для прирабатывающихся колес.
аw = 43,0(4,0+1)[309,0·103·1,0/(4172·4,02
·0,25)]1/3 = 164,0 мм
принимаем согласно ГОСТ 2185-66 [2 c.52] аw = 160 мм.
Модуль зацепления
m > 2KmМ1/(d2b2[σ]F),
где Km = 5,8 – для косозубых колес,
d2 – делительный диаметр колеса,
d2 = 2awu/(u+1) = 2·160·5,0/(5,0 +1) = 267 мм,
b2 – ширина колеса
b2 = ψbaaw = 0,25·160 = 40 мм.
m > 2·5,8·310,28·103/267·40·199 = 1,97 мм,
принимаем по ГОСТ 9563-60 m = 2,0 мм.
Основные геометрические размеры передачи
Рисунок 2.1 - Геометрические параметры зубчатого колеса.
Угол наклона зуба
βmin = arcsin(3,5m/b2) = arcsin(3,5·2/40) = 8,01°
Принимаем β = 8°
Расчет геометрических, кинематических и силовых параметров передачи
При расчетах все линейные и угловые параметры передачи округляем с точностью до третьего знака после запятой.
Суммарное число зубьев:
zc = 2awcosβ/m
zc = 2·160cos8°/2,0 = 158
Число зубьев шестерни:
z1 = zc/(u+1) = 158/(4,0 +1) = 32
Число зубьев колеса:
z2 = zc–z1 = 158 – 32 =126;
уточняем передаточное отношение:
u = z2/z1 =126/32 = 3,94,
Отклонение фактического значения от номинального
(3,94 – 4,0)100/4,0 = 1,5% меньше допустимого 3%
Действительное значение угла наклона:
cos = zcm/2aW = 1582/2160 = 0,9875 = 9,06°.
Фактическое межосевое расстояние:
aw = (z1+z2)m/2cosβ = (126+32)·2,0/2cos 9,06° = 160 мм.
делительные диаметры
d1 = mz1/cosβ = 2,0·32/0,9875= 64,81 мм,
d2 = 2,0·126/0,9875= 255,19 мм,
диаметры выступов
da1 = d1+2m = 64,81+2·2,0 = 68,81 мм
da2 = 255,19+2·2,0 = 259,19 мм
диаметры впадин
df1 = d1 – 2,4m = 68,81 – 2,4·2,0 = 64,01 мм
df2 = 259,19 – 2,4·2,0 = 254,39 мм
ширина колеса
b2 = baaw = 0,25·160 = 40 мм
ширина шестерни
b1 = b2 + (3÷5) = 40+(3÷5) = 45 мм
Окружная скорость
v = ω2d2/2000 = 9,74·255,19/2000 = 1,1 м/с
Принимаем 8-ую степень точности.
Силы действующие в зацеплении
- окружная
Ft = 2М1/d1 = 2·229,3·103/64,81 = 7076 H
- радиальная
Fr = Fttg/cosβ = 7076tg20º/0,9875= 2575 H
- осевая сила:
Fa = Fttg = 7076tg 9,06° = 1128 Н.
Проверка межосевого расстояния
аw = (d1+d2)/2 = (64,81+255,19)/2 = 160 мм
Проверка пригодности заготовок
Dзаг = da1+6 = 64,81+6 = 70,81 мм
Условие D
заг < Dпред = 125 мм выполняется
Для колеса размеры заготовки не лимитируются
Расчетное контактное напряжение
,
где К = 376 – для косозубых колес [1c.64],
КНα = 1,06 – для косозубых колес,
КНβ = 1,0 – для прирабатывающихся зубьев,
КНv = 1,02 – коэффициент динамической нагрузки [1c.65].
Рисунок 3.2 - Схема сил, действующих в прямозубой цилиндрической передаче
σH = 376[7076(4,0+1)1,06·1,0·1,02/(255,19·40)]1/2 = 406 МПа.
Недогрузка (417 – 406)100/417 = 2,6% допустимо 10%.
Расчетные напряжения изгиба
σF2 = YF2YβFtKFαKFβKFv/(mb2),
где YF2 – коэффициент формы зуба,
Yβ = 1 – β/140 = 1 – 9,06/140 = 0,935,
KFα = 1,91 – для косозубых колес,
KFβ = 1 – для прирабатывающихся зубьев
KFv = 1,05 – коэффициент динамической нагрузки [1c.64].
Коэффициент формы зуба:
при z1 = 32 → zv1 = z1/(cosβ)3 = 32/0,98753 = 33,2 → YF1 = 3,85,
при z2 =126 → zv2 = z2/(cosβ)3 =126/0,98753 = 130,8 → YF2 = 3,61.
σF2 = 3,61·0,935·7076·1,91·1,0·1,05/2,0·40 = 381,3 МПа < [σ]F2
σF1 = σF2YF1/YF2 = 81,3·3,85/3,61 = 386,6 МПа < [σ]F1.
Так как расчетные напряжения σH < [σH] и σF < [σ]F, то можно утверждать, что данная передача выдержит передаваемую нагрузку и будет стабильно работать в нормальных условиях весь срок службы.
Рассчитанные параметры зубчатой передачи заносим в контрольную таблицу 2.6.
Таблица 2.6 Параметры зубчатой передачи
Параметры | Значения |
Делительный диаметр колеса; d2,мм | d2=255,19 |
Диаметры вершин зубьев колес, мм | ????????1=68,81, ????????2=259,19 |
Ширины венцов зубчатых колес; мм | ????1=40, ????2=45 |
Нормальный модуль зубьев колес; ????????, мм | 2 |
Число зубьев колес | ????1=32, ????2=126 |
Угол наклона зубьев колес, ????, градус | 9,06 |
Межосевое расстояние передачи; aw,мм | 160 |
Силы, действующие в зацеплении, Н | ????????1=????????2=7076;????????1=????????2=2575;????????1=1128, ????????2=0 |
|
3. Расчет валов редуктора
Рассчитать ведомый вал одноступенчатого редуктора привода конвейера.
Расположение опор относительно зубчатых колес симметрично. Сила, действующая на вал со стороны цепной передачи Fцen, направлена под углом 0 = 90° к горизонту. Зубчатое колесо вращается по ходу часовой стрелки, если смотреть на него со стороны звездочки. Данные для расчета берем в таблице 1.4 и таблице 3.2 МУ, заносим в таблица 3.1
Таблица 3.1 Исходные данные
Силы в зацеплении, Н | Делительный диаметр колеса; d2,мм | Ширина венца зубчатого колеса, ????2 | Вращающий момент на валу колеса, M2, Н∙м | ||
????????2 | ????????2 | | |||
7076 | 2575 | 1128 | 255,19 | 45 | 1187,0 |
Все полученные значения параметров, без указаний, округляют до ближайшего большего стандартного числа по ГОСТ 6636-69 (целого четного или кратного 5)
3.1 Проектировочный расчет вала
Выбираем материал вала
Для изготовления вала принимаем сталь 45 с [τk] = 20÷30 МПа;. [σ−1И]= 65 МПа.
Определяем диаметр выходного конца вала из расчета на кручение, dB, мм:
dB≥10∙ =10∙ =44,9 (мм)
Округляем значение диаметра до ближайшего большего стандартного: 22; 24; 25; 26; 28; 30; 32; 34; 36; 38; 40; 42; 45; 48; 50; 53; 56; 60; 63; 67; 71; 75; 80; 85.
Принемаем Ø45 мм.
Определяем диаметр вала в местах расположения подшипников, dП, мм:
dП=dB+2∙t,
где t - высота заплечика подшипника, выбирается из таблицы 4.2 (МУ).
dП=45+2∙4,0=53,0 (мм),
Расчетное значение округляют до ближайшего большего числа делящегося на «5».
Принимаем Ø55 мм.
Определяем диаметр вала в месте установки зубчатого колеса, dK,мм:
dK=dП+3∙r,
где r - координата фаски подшипника, выбирается по таблице 4.2.
dK=55+3∙3,0=64,0 (мм)
Определяем длину посадочного конца вала под звездочку, lMT, мм:
lMT=1,5∙dB=1,5∙45=67,5 (мм)
Определяем длину промежуточного участка тихоходного вала, lKT, мм:
lKT=1,2∙dП=1,2∙55=66 (мм)
Определяем диаметр наружной резьбы конического конца вала, dp, мм:
dp=0,9∙[dB−0,1lMT] =0,9∙[45−0,1∙67,5]=34,4 (мм)
Принимаем М36-8g.
Примечание: Входной и выходной валы редукторов имеют цилиндрические или конические консольные участки для установки полумуфт, шкивов, звездочек, зубчатых колес. Размеры консольных участков стандартизированы: ГОСТ 12080-66 «Концы валов цилиндрические»; ГОСТ12081-72 «Концы валов конические».
Рисунок 4.1 - Схема конструкции вала.
Конструктивно назначаем: l1, l2, l3:
l2=l3=b2⁄2+(20…30)= 45/2+(20…30)=60 (мм),
l1=44+(10…20)= 60 (мм)
Проверочный расчет вала
Горизонтальная плоскость.
Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры А
mA = 60Ft – 120BX + 62Fвг = 0
Отсюда находим реакцию опоры В в плоскости XOZ
BX = (7076·60+228·62)/120 = 1035 H
Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры В
mВ = 60Ft – 120АX –182Fвг = 0
Отсюда находим реакцию опоры А в плоскости XOZ
АX = (2575·60 – 228·182)/120 = 571 H
Изгибающие моменты в плоскости XOZ
MX1 =1128·60 = 62,1 Н·м
MX1 = 228·62 = 14,1 Н·м
Проверка
АХ – Ft +BX + Fвг = 571 – 1834 +1035+228 = 0
Вертикальная плоскость.
Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры А
Быстроходный вал
Рисусок 4.2 – Схема нагружения быстроходного вала
mA = 60Fr + 120BY – Fa1d1/2 – 62Fвв = 0
Отсюда находим реакцию опор В в плоскости YOZ
BY = (-676·60 +292·52,66/2 + 852·62)/120 =166 H
Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры B
mA = 60Fr – 120AY + Fa1d1/2 + 182Fвв = 0
Отсюда находим реакцию опор A в плоскости YOZ
AY = (676·60 +292·52,66/2 + 852·182)/124 = 1694 H
Проверка
Fвв + BY + Fr – AY = 852+166+676 – 1694 = 0
Изгибающие моменты в плоскости YOZ
MY =166·60 =10,0 Н·м
MY = 852·62 = 52,8 Н·м
MY = 852·122 – 1694·60 = 2,3 Н·м
Суммарные реакции опор:
А = (АХ2 + АY2)0,5 = (5712 +16942)0,5 =1788 H
B= (BХ2 + BY2)0,5 = (10352 +1662)0,5 =1048 H
Тихоходный вал
Рисунок 4.3 – Схема нагружения тихоходного вала.