ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Горизонтальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры С
mС = 62Ft + 124DX – 254Fм = 0
Отсюда находим реакцию опоры D в плоскости XOZ
DX = (254·1908 – 62·1834)/124 = 2991 H
Реакция опоры С в плоскости XOZ
CX = DX + Ft– Fм = 2991+1834 – 1908 = 2917 H
Изгибающие моменты в плоскости XOZ
MX1 =2917·62 =180,9 Н·м
MX2 =1908·130 =248,0 Н·м
Проверка
СХ – Ft – DX + Fм = 2917 – 1834 – 2991 +1908 = 0
Вертикальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры С
mС = 62Fr+ Fad2/2 – 124DY = 0
Отсюда находим реакцию опоры C и D в плоскости XOZ
DY = (62·676 +292·267,34/2)/124 = 653 H
CY = Fr – DY = 676 – 653 = 23 H
Изгибающие моменты в плоскости XOZ
MX1 = 23·62 = 1,4 Н·м
MX2 = 653·62 = 40,5 Н·м
Проверка
СY – Ft + DY = 23 – 676 + 653 = 0
Суммарные реакции опор:
C = (29172 + 232)0,5 =2917 H
D = (29912 + 6532)0,5 = 3061 H
Сравниваем расчетный диаметр посадочного места под зубчатое колесо (см. п. 2.8) с принятым из конструктивных рекомендаций (см. п. 1.4) dpB ≤ dK.
Рассчитанные параметры вала зубчатой передачи заносят в контрольную таблицу 3.2
Таблица 3.2 - Параметры ведомого вала зубчатой передачи
Параметры | Значения |
Диаметр выходного конца вала, мм | dB=45 |
Диаметр посадочного места под подшипник, мм | ????П=55 |
Диаметр посадочного места под зубчатое колесо, мм | dK=64 |
Нагрузки, действующие на подшипник, кН | ????????2=1834; ????Бх=2917; ????Гх=23; ????Бу=2991; ????Гу=653 |
Расчет быстроходного вала
Материал быстроходного вала – сталь 45,
термообработка – улучшение: σв = 780 МПа;
Допускаемое напряжение на кручение [τ]к = 10÷30 МПа
Диаметр быстроходного вала
где М2 – передаваемый момент;
d1 = (16·1182,0·103/π30)1/3 = 29,8 мм
принимаем диаметр выходного конца d1 = 30 мм;
длина выходного конца:
l1 = (1,01,5)d1 = (1,01,5)30 = 3045 мм,
принимаем l1
= 45 мм.
Диаметр вала под уплотнением:
d2 = d1+2t = 30+22,3 = 34,6 мм,
где t = 2,3 мм – высота буртика;
принимаем d2 = 35 мм:
длина вала под уплотнением:
l2 1,5d2 =1,535 = 50 мм.
Диаметр вала под подшипник:
d4 = d2 = 35 мм.
Вал выполнен заодно с шестерней
4.Определение конструктивные размеров шестерни и колеса
Шестерня изготовлена вместе с валом – вал – шестерня.
Колесо выполнено штампованным. Штамповочные уклоны и радиусы соответственно 7 и 5 мм.
Диаметр вала под колесом принимаем dк=56 мм.
Основные размеры зубчатого колеса
Длина ступицы
lcm≈(l,2...1,5)d0=(l,2...1,5)56 = 67...84 мм.
Принимаем 1ст=80 мм.
Диаметр ступицы
dcm≈1,5d0=1,5∙56 = 84 мм.
Толщина торца зубчатого венца
S=2,2т+0,05b2=2,2∙2+0,05∙58=7,3 мм.
Фаска на торце зубчатого венца
f≈0,5т≈0,5∙2≈1 мм.
Толщина диска
С=0,25b2=0,25∙58=14,5 мм.
5. Подбор подшипников для вала передачи
5. Подбор подшипников для вала передачи
Подбираем подшипники качения для ведомого вала цилиндрической косозубой передачи
Требуемая долговечность подшипников [L10h]=12103 часов, надежность работы - 90%. Условия применения подшипников - обычные. Данные для расчета берем в таблице 1.4, 4.3 и заносим в таблицу 5.1
Таблица 5.1 Исходные данные
Нагрузки, действующие на подшипники; Н | Диаметр вала под подшипник; ????П ,мм | Частота вращения ведомого вала; п2, об/мин | ||||
????Бх | ????Бу | ????Гх | ????Гу | Fa | ||
2917 | 23 | 2991 | 653 | 292 | 55 | 110 |
Нагрузки, действующие на подшипники; Н | Диаметр вала под подшипник; ????П ,мм | Частота вращения ведущего вала; п1, об/мин | ||||
????Бх | ????Бу | ????Гх | ????Гу | Fa | ||
2917 | 23 | 2991 | 653 | 292 | 35 | 441 |
Выбор типа подшипников
По условиям компоновки и работы подшипниковых узлов и с учетом небольшой величины осевой нагрузки назначаем подбор для обеих опор шариковый радиальный однорядный подшипник (см. таблицу 5.2 МУ)
Предварительно назначаем радиальные шарикоподшипники легкой серии №207 для быстроходного вала и №211 для тихоходного вала.
Рисунок 5.1
Таблица 5.2 - Размеры выбранных подшиников
Условное обозначение подшипника | d мм | D мм | B мм | С кН | С0 кН |
№207 | 35 | 72 | 17 | 25,5 | 13,7 |
№211 | 55 | 100 | 21 | 43,6 | 25,0 |
По таблице 5.2 МУ в соответствии с посадочным диаметром на вал, где d = ????П, выбираем подшипник и выписываем всего характеристики. В соответствии с условиями работы и типом подшипника принимаем коэффициенты для расчета: V=1; ????Б=1,3 ; Кт=1; Х= 1; Y=0;????1=1; ????23=0,7.
Все полученные значения параметров, без указаний, округляют до ближайшего большего стандартного числа по ГОСТ 6636-69 (целого четного или кратного 5)
Определяем суммарные реакции опор вала, Ri, Н (см. задача IV, рисунок 4.2 МУ):
????Б= ; ????Г=
Далее расчет ведем по наиболее нагруженной опоре, Rimax, Н.
Определяем эквивалентную динамическую нагрузку на подшипник, Pr, Н:
????????=(????????????????????????????+????????????)∙????Б∙????Т
Определяем скорректированную расчетную долговечность подшипника, ????10????ℎ, час;
????10????ℎ=????1∙????23∙
Оцениваем пригодность выбранного подшипника по соотношению ????10????ℎ≥[????10ℎ]; и делаем вывод1.
Быстроходный вал
Отношение Fa/Co = 292/13,7103 = 0,021 е = 0,21 [1c. 143]
Проверяем наиболее нагруженный подшипник А.
Отношение Fa/А =292/1788 = 0,20 < e, следовательно Х=1,0; Y= 0
Эквивалентная нагрузка
P = (XVFr + YFa)KбКТ
где Х – коэффициент радиальной нагрузки;
V = 1 – вращается внутреннее кольцо;
Fr – радиальная нагрузка;
Y – коэффициент осевой нагрузки;
Kб =1,5– коэффициент безопасности;
КТ = 1 – температурный коэффициент.
Р = (0,0·1·1788 + 0)1,5·1 = 2682 Н
Требуемая грузоподъемность подшипника
Стр = Р(573ωL/106)1/m,
где m = 3,0 – для шариковых подшипников
Стр = 2575(573·48,7·16500/106)1/3 =20710 Н < C = 25,5 кН
Расчетная долговечность подшипников
= 106(25,5103 /2682)3/60465 = 30806 часов,
больше ресурса работы привода, равного 16500 часов.
Тихоходный вал
Отношение Fa/Co = 1128/19,8103 = 0,015 е = 0,19 [1c. 143]
Проверяем наиболее нагруженный подшипник С.
Отношение Fa/С =1128/3061= 0,10 < e, следовательно Х=1,0; Y= 0
Эквивалентная нагрузка
Р = (1,0·1·3061+ 0)1,5·1 = 4592 Н
Требуемая грузоподъемность подшипника
Стр = Р(573ωL/106)1/m,
где m = 3,0 – для шариковых подшипников
Стр = 4020(573·9,74·16500·106)1/3 = 20734 Н < C = 35,1 кН
Расчетная долговечность подшипников
= 106(35,1103 /4592)3/6093 = 80035 часов,
больше ресурса работы привода, равного 16500 часов.