Файл: Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального собрания рф.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
РЕФЕРАТ
Дисциплина: Основы государственного и муниципального управления 1
Тема: Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального собрания РФ
Выполнил: студент группы ГМУ – 2222(2)
Муравьев И.Е.
Омск 2023г
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2
1.История Государственной Думы……………………………………………..3
2.Структура и организация деятельности………………………………………8
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………20
Введение
Цель этой работы – выделить важнейшую роль Государственной Думы в системе органов государственной власти. Предметом данного реферата работы является определение полномочий, порядка избраний и опыта функционирования Государственной Думы.
Актуальность работы заключается в том, что создание эффективного функционирования Государственной Думы является важнейшей задачей современного государства.
«Дума» – термин, широко используемый не только сейчас, но и в истории. Например, в средние века – сословно-представительный орган, созывавшийся царями для рассмотрения важных вопросов социально-политического характера. А уже к началу ХХ века Государственная дума – первый общегосударственный российский парламент. На протяжении многих веков его история менялась.
Проблематика, связанная с организацией и деятельностью Государственной Думы Федерального Собрания РФ, нашла отражение в работах многих ученых, достаточно назвать такие имена, как Авакьяна С.А., Автономова А.С., Астафичева П.А., Баглая М.В., Булакова О.Н., Васильева В.И., Глигич-Золотаревой М.В., Горобца В.Д., Гранкина И.В., Елчева В.А., Зорькина В.Д., Зимина А.В., Ивановой В.И., Керимова А.Д., Козловой Е.И., Конюховой И.А., Колюшина Е.И., Кутафина О.Е., Лучина О.В., Медушевского А.Н., Овсепян Ж.И., Пригона М.Н., Ремингтона Т., Романова Р.М., Степанова И.М., Страшуна Б.Н., Тихомирова Ю.А., Топорнина Б.Н., Торопа Ю.В., Хабриевой Т.Я., Чиркина В.Е. и других.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные со статусом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядком ее формирования, компетенцией, положением в системе органов государственной власти Российской Федерации. Предметом исследования являются нормы конституционного права.
Методологическую основу исследования составили системный, сравнительно-правовой, нормативный и иные научные методы познания.
Целью настоящей курсовой работы является комплексный анализ института Государственной Думы Федерального Собрания РФ, для чего поставлены задачи:
- рассмотреть место Государственной Думы в системе органов государственной власти;
- изучить состав Государственной Думы;
- уточнить компетенцию Государственной Думы;
- исследовать взаимосвязь Государственной Думы с Советом Федерации Федерального собрания РФ и Президентом РФ.
1.История Государственной Думы
История Думы восходит к боярским думам Киевской Руси и Московской Руси, а также к царской России. Государственная Дума была основана в 1905 году после насилия и потрясений, вызванных русской революцией 1905 года, и была первым избранным парламентом России. Первые две попытки царя Николая II (1868-1918) сделать ее активной оказались безуспешными. Впоследствии каждая из этих Дум была распущена всего через несколько месяцев. Третья Дума была единственной, которая просуществовала до конца своего пятилетнего срока. После избирательной реформы 1907 года третья Дума, избранная в ноябре 1907 года, в основном состояла из представителей высших классов, поскольку радикальные влияния в Думе были почти полностью устранены. Создание Думы после революции 1905 года должно было ознаменовать значительные изменения в прежней российской императорской самодержавной системе. Кроме того, Дума позже оказала важное влияние на российскую историю, поскольку она была одним из факторов, способствующих Февральской революции 1917 года, первой из двух в том году, которые привели к отмене самодержавия в России и свержению царя[11].
Несколько поколений и 75 лет спустя, после очередной революционной эпохи, на выборах в декабре 1993 года проельцинские партии получили 175 мест в Думе против 125 мест для левого блока. Баланс сил находился в руках шестидесяти четырех депутатов ультранационалистической Либерально-демократической партии России. Только партии, набравшие более пяти процентов голосов, получали места по партийным спискам: восемь преодолели порог в 1993 году. В дополнение к этим восьми партиям, пул из тридцати пяти депутатов имел право сформировать зарегистрированную группу, отражающую региональные или отраслевые интересы. Бизнесом управлял руководящий комитет, Совет Думы, состоящий из одного человека от каждой партии или группы. Наиболее важной задачей было разделение должностей председателей в двадцати трех комитетах Думы, что было сделано в рамках "пакетной" сделки по разделению полномочий.
Несмотря на то, что Конституция РОССИИ 1993 года гласит, что Государственная Дума избирается на четыре года, было решено избирать первую Государственную Думу на два года.
Во второй половине 1990-х годов Дума стала важным форумом для лоббирования региональных лидеров и бизнесменов, ищущих налоговых льгот и законодательных льгот. Работа ведущих комитетов, таких как по обороне, иностранным делам или бюджету, привлекала большое внимание средств массовой информации и лоббистскую активность.
В начале 2000-х годов, после парламентских выборов 1999 года, пропрезидентская партия единства и Коммунистическая партия были ведущими силами в Государственной Думе[8].
После выборов 2003 года в Государственной Думе была установлена доминирующая партийная система с пропрезидентской партией "Единая Россия". На всех последующих выборах "Единая Россия" всегда получала абсолютное большинство мандатов (более 226). После выборов 2007 года была сформирована четырехпартийная система: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия". Другие партии не смогли набрать достаточно голосов для прохождения в Государственную Думу. Только на выборах 2016 года две другие партии - "Родина" и "Гражданская платформа" - смогли получить по одному месту[10].
В 2008 году после принятия поправок в Конституцию срок полномочий Государственной Думы был увеличен с четырех до пяти лет.
В 2014 году Государственная Дума, избранная в 2011 году, приняла участие в преступной интеграции недавно аннексированного Крыма. Эти действия России последовали за бомбардировками независимого государства Украина, вмешательством США, чтобы остановить самолеты над воздушным пространством Украины, отчетами Совету по правам человека ООН и Верховному комиссару ООН, включая обезглавливание правительства(как захват офиса украинского правительства), связь с одновременным применением химического оружия в Сирии против детей и "аннексией пяти торговых морских портов на Украине", включая договор аренды с Украиной Севастополя. Последние управляются Черноморским банком развития, Черноморской торговой ассоциацией и Ассоциацией черноморских портов с 11 членами, включая народы Украины и Грузии (оба захвачены Россией в 2008 и 2014 годах соответственно).
Разоблачение, проведенное "Диссернетом" в 2016 году, показало, что каждый девятый член Государственной Думы получил ученые степени за диссертации, в которых содержался значительный плагиат и которые, вероятно, были написаны с использованием привидений. В 2018 году стало известно, что здание Государственной Думы будет реконструировано. В марте 2019 года стало известно, что ремонт начнется в мае 2019 года и завершится в сентябре 2020 года. В этот период Государственная Дума временно размещалась в Доме Союзов. Кроме того, был представлен проект нового конференц-зала, который будет представлять собой амфитеатр[1].
По итогам выборов 2021 года, помимо четырех основных партий, в Госдуму была избрана и партия "Новый народ". Таким образом, впервые с 1999 года была сформирована пятипартийная Государственная Дума
Государственная Дума обладает особыми полномочиями, перечисленными Конституцией России. Они:
-
Согласие на назначение Председателя Правительства России. -
Заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его работы, в том числе по вопросам, поднятым Государственной Думой. -
Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. -
Назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка России. -
Назначение и увольнение председателя и половины аудиторов Счетной палаты. -
Назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, который действует в соответствии с федеральным конституционным законом. -
Объявление амнистии. -
Выдвижение обвинений против президента Российской Федерации для его импичмента (требуется большинство в две трети голосов).
Государственная Дума принимает постановления по вопросам, относящимся к ее полномочиям в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Правовая база, используемая для избрания Думы, менялась на протяжении многих лет. За исключением парламентских выборов 2007 года и выборов 2011 года, для избрания Думы использовалась смешанная система параллельного голосования. Система была восстановлена в феврале 2014 года по сравнению с системой пропорционального представительства по партийным спискам, принятой в 2003 году, с повышенным порогом в 7%, который на этот раз был снижен до 5%.[13]
Согласно закону, принятому в 2014 году, территория России разделена на избирательные округа, по которым проводятся выборы по единым кандидатам в каждом избирательном округе. Однако вся Россия (например, "Чувашская Республика; Республика Калмыкия, Республика Саха, Республика Алтай; Республика Дагестан с 31 коренной группой или анклавом") рассматривается как единый избирательный округ для голосования по партийным спискам.
Законопроекты Государственной Думы принимаются большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией. Все законопроекты сначала утверждаются Государственной Думой, а затем обсуждаются и утверждаются (или отклоняются) Советом Федерации.
Опубликовано относительно мало поименных голосований, в которых определяются голоса отдельных депутатов.[15] Голоса отдельных лиц регистрируются только в том случае, если голосование является открытым и используется электронный метод. Хотя официально не все голоса являются поименными, каждый раз, когда депутат голосует электронным способом, компьютер регистрирует голос отдельного депутата[7].
Любой гражданин России, достигший 21 года и старше, имеющий право участвовать в выборах, может быть избран депутатом Государственной Думы. Однако это же лицо не может быть депутатом Совета Федерации. Кроме того, депутат Государственной Думы не может занимать должность в каком-либо ином представительном органе государственной власти или органах местного самоуправления. Должность депутата Государственной Думы - это штатная и профессиональная должность. Таким образом, депутаты Государственной Думы не могут быть приняты на государственную службу или заниматься какой-либо деятельностью за вознаграждение, кроме преподавательской, исследовательской или иной творческой деятельности.
Структура и организация деятельности
Согласно Конституции РФ (ст. 95, 96 и 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом: 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым в субъектах Федерации. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.
В статье 103 Конституции РФ определены те полномочия Государственной Думы, которые она осуществляет самостоятельно, независимо, в частности, от согласия другой палаты Федерального Собрания РФ – Совета Федерации. Конечно, в ряде случаев осуществлению Государственной Думой указанных полномочий должно предшествовать какое-то юридическое событие или юридический факт, включая действия других государственных органов, однако решение Государственной Думы ни от воли, ни от действий этих органов не зависит. Оно представляет собой властный акт и обладает юридической силой.
Эти полномочия Государственной Думы обеспечивают, в частности, осуществление ею парламентского контроля[6].
1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Данное полномочие Государственной Думы предусматривает ее участие в формировании Правительства Российской Федерации.