ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1574
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 В скобках указаны даты подписания.
зирует важность институциональной реформы с целью возможного расширения ЕС в будущем. В соответствии с Договором, во-первых, законодательная роль, наряду с Советом Европы, в ЕС придается и Европейскому парламенту; во-вторых, усиливается роль Председателя Комиссии и, в-третьих, институа-лизируется усиление межгосударственного сотрудничества стран — членов ЕС.
Багдадский пакт (24 февраля 1955 г.)
Антисоветское соглашение, принятое по инициативе госсекретаря США Джона Фостера Даллеса, в рамках реализации доктрины сдерживания. Оно было «открыто для любого члена Лиги арабских государств и для любого государства, активно заинтересованного в мире и безопасности в этом регионе мира». Наряду с Ираком, Ираном, Пакистаном и Турцией, 5 апреля 1955 г. к нему присоединилась Великобритания. В 1959 г. Ирак вышел из этого пакта, который трансформировался в СЕНТО (Сепгга1 Тгеагу Огдапг/аПоп), пользующуюся той же поддержкой со стороны США. В дальнейшем эта организация постепенно распалась.
Пакт Бриана — Келлога (27 августа 1928 г.)
Пакт о всеобщем отказе от войны в качестве орудия национальной политики и о разрешении всех разногласий и конфликтов между государствами только мирными средствами. Пакт подписали Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Польша, Франция, Чехословакия, Япония, а затем и СССР. Этот документ не предусматривал автоматических санкций за развязывание войны, а просто ставил ее вне закона. С другой стороны, он не требовал от подписавших его государств отказа от права на законную оборону: акт обороны не рассматривался как акт войны, если он признавался законным. По существу, данный пакт возрождал традицию «мира через закон», выработанную теоретиками естественного права, в частности Гроцием, и признающую право на использование силы для защиты справедливого дела. За инициативу о данном договоре французский министр иностранных дел Аристид Бриан (1862—1932) и госсекретарь США Фрэнк Б. Келлог (1856—1937) в 1929 г. были удостоены Нобелевской премии мира.
Бреттон-Вудские соглашения (1944)
Соглашения в области международных экономических отношений, подписанные в Бгейоп ШооСз (США) 44 странами. Эти соглашения.стабилизировали международную финансовую систему послевоенного периода в условиях резко возросшего протекционизма и нестабильности обменных курсов (когда система денежного обмена определялась количеством золота, имеющегося у участников). Для ограниченного числа участников (США, Японии, Англии и ряда европейских стран) вновь открылся международный рынок, была создана стабильная денежная система, что стимулировало развитие торговли среди участников. Стабильность системы
базировалась на фиксированных обменных курсах, основанных на свободной конвертируемости доллара в золото. Таким образом, денежной единицей, поддерживающей систему, был доллар (США должны были покупать и продавать золото по фиксированной цене, что стало одной из причин последующего краха Бреттон-Вудской системы в 1973 г., поскольку США не раз теряли в результате такой фиксации доллара по отношению к золоту). МВФ и Мировой Банк также были созданы в результате Бреттон-Вудских соглашений и уцелели до сего дня.
Венский Конгресс (сентябрь 1914 г., июнь 1815 г.)
Состоялся под эгидой канцлера Австрии Меттерниха (1773—1859) после победы антинаполеоновской коалиции (Австрии, Англии, Пруссии и России) над Францией. Его цели состояли в том, чтобы существенно ослабить Францию и, особенно, усилить принцип баланса сил в Европе. Его следствием стали, в частности, восстановление легитимности Старого Режима, триумф реакции, выразившийся в территориальных переделах.
Венский трактат (23 мая 1969 г.)
В основе его заключения — потребность в юридических процедурах, облегчающих отказ от ставших архаическими, устаревших международных соглашений. Трактат кодифицирует режим договоров и применяется к межгосударственным письменным соглашениям, являющимся объектами формальных обязательств. Он четко определяет причины их несостоятельности и устанавливает правила, которые обновляют и рационализируют договорное право.
Версальский договор (28 июня 1918 г.)
Согласно этому договору, заключенному после окончания Первой мировой войны, территории, ранее принадлежавшие Германии, отходят Франции (Эльзас и Лотарингия), Бельгии (Эвпен-Мальмеди) и Польше (Познань). Договор предусматривает установление коридора между Германией и Восточной Пруссией, в частности, благодаря вольному городу Данциг, отдаваемому под протекторат создаваемой Лиги Наций. С другой стороны, если границы Силезии были четко определены итогами проведенного плебисцита, то в отношении остальных территорий договор отказывал Германии в применении права народов на самоопределение. Германия теряет все свои колонии, которые передаются под мандат Франции (Камерун и часть Того), Англии (Восточная Африка и африканский Юго-Запад) и Японии (острова в Тихом океане), а также некоторым британским доминионам.
Военные положения договора ограничивали численность германской профессиональной армии до 100 тыс. человек и лишали ее права иметь тяжелую артиллерию и авиацию. Контроль за соблюдением данного положения возлагался на Межсоюзническую Комиссию.
В экономическом плане Германия, которая была признана ответственной за развязывание войны, должна была: 1) платить репарации; 2) согласиться на интернационализацию своих речных путей; 3) открыть для навигации Кильский канал.
Президент Вильсон, объявив в 14-м пункте своего послания от 8 января 1918 г., что прочный мир предполагает создание Лиги Наций, единственно способной обеспечить «взаимные гарантии политической независимости и территориальной целостности», настаивал, чтобы статут этой международной организации стал составной частью договора. Однако, спустя немногим более пяти месяцев после подписания договора Вильсоном, Сенат США отказался его ратифицировать, запретив тем самым любое американское участие в будущей Лиге Наций. Договор отличался резким контрастом между строгостью ряда своих положений и слабостью гарантий их исполнения. Фактически он не лишал Германию средств для реванша. Ревизия его положений началась уже в 1925 г., когда не была полностью соблюдена выплата репараций. В 1932 г. глава о репарациях вообще исчезает из договора. В 1935 г. подобная участь постигает 1 положения, касающиеся армии и морских сил. В 1936 г. отбрасываются рейн-\ ские положения. Наконец, начиная с
марта 1938 г. нарушаются положения, касающиеся территориального статуса
Германии.
Вестфальский договор (6 августа и 8 сентября 1648 г.)
Фактически речь идет о двух договорах (Оснабрюк и Мюнстер), положивших . конец Тридцатилетней войне в Европе. Подписавшими договор были Швеция и ее союзники, с одной стороны, и император и князья Германии — с другой. Договоры включали в себя территориальные, политические и религиозные положения, которые закладывали основы организации Центральной Европы и регулировали политическую и религиозную структуру Германии. С этой точки зрения они часто рассматриваются как конституционная хартия Европы. Договора освящали понижение политического статуса Габсбургов, ликвидацию Империи и возникновение 350 германских государств. Устанавливался принцип е]'т гедю, е]'т геНдю (один король, одна религия). Нидерланды и Швейцарская Конфедерация признаются независимыми государствами. Франция и Швеция увеличивают свои территории.
В теории международных отношений данный договор рассматривается как рубеж, который положил начало современной системе межгосударственных отношений и .самому современному государству как ее элементу.
Маастрихтский договор (7 февраля 1992 г.)
Договор о Европейском союзе между 12 странами Европейского сообщества, который пересматривает основополагающие соглашения и провозглашает: 1) принцип единой валюты и определение пяти критериев, которым должны отвечать государства-члены, желающие присоединиться к единой денежной системе; 2) создание будущего центрального банка, наделенного правом выпуска этой валюты; 3) создание европейского гражданства; 4) общую внешнюю политику и
политику в сфере международной безопасности; 5) сотрудничество во внутренней и правовой политике.
Договор о нераспространении (11 июля 1968 г.)
Подписан по итогам встречи американского президента Л. Джонсона и со ветского премьер-министра А. Косыгина в Глассборо в 1967 г. между тремя ядерными державами — Великобританией, СССР и США, к которым при соединились 59 неядерных государств, взявших на себя обязательства не приобретать, не производить и не обладать ядерным оружием. В обмен на это они получали приоритет в приобретении новых технологий мирного на значения. Кроме того, на основе резолюции СБ ООН они получали фор мальные гарантии защиты трех вышеуказанных держав от ядерной агрессин. «Пороговые» страны (КНДР, Израиль, Пакистан) отказались от подписания договора. В свою очередь, Китай, Индия и Франция отвергли возможность оказаться исключенными из «ядерного клуба», рассматривая это как дис криминацию между странами, обладавшими ядерным оружием до 1 января 1967 г., и странами, подписавшими договор, которые оставались неядерными на эту дату.
Тем не менее после холодной войны к договору присоединились ЮАР (10 июля 1991 г.), Китай (9 марта 1992 г.) и Франция](3 августа 1992 г.). 11 апреля 1995 г. в соответствии с резолюцией № 984 СБ ООН пять ядерных держав обязались не применять ядерное оружие против стран, подписавших договор, и 11 мая 1995 г. договор был продлен на неограниченный срок 178 странами.
Потсдамская Конференция (17 июля — 2 августа 1945 г.)
Состоялась в предместье Берлина при участии британского премьер-министра Уинстона Черчилля, Президента США Гарри Трумэна и руководителя Коммунистической партии и советского государства Иосифа Сталина. На Конференции были выработаны «политические и экономические принципы управления Германией в первоначальный период контроля». Было решено рассматривать эту страну как «единое экономическое целое» и способствовать восстановлению политической жизни, основанной на «базе демократии, в целях мирного сотрудничества Германии в международной области». Для того чтобы «Германия никогда больше не угрожала ни своим соседям, ни сохранению мира во всем мире», преамбула Потсдамской декларации вводит четыре императива («четыре Д»): демилитаризацию, денацификацию, децентрализацию и демократизацию. Верховная власть была передана в руки «контрольного совета», состоящего из главнокомандующих, которые руководили страной после ее капитуляции. Кроме того, Конференция приняла положение о суде над военными преступниками международным судом и об уничтожении или конфискации союзниками всех немецких вооружений.
зирует важность институциональной реформы с целью возможного расширения ЕС в будущем. В соответствии с Договором, во-первых, законодательная роль, наряду с Советом Европы, в ЕС придается и Европейскому парламенту; во-вторых, усиливается роль Председателя Комиссии и, в-третьих, институа-лизируется усиление межгосударственного сотрудничества стран — членов ЕС.
Багдадский пакт (24 февраля 1955 г.)
Антисоветское соглашение, принятое по инициативе госсекретаря США Джона Фостера Даллеса, в рамках реализации доктрины сдерживания. Оно было «открыто для любого члена Лиги арабских государств и для любого государства, активно заинтересованного в мире и безопасности в этом регионе мира». Наряду с Ираком, Ираном, Пакистаном и Турцией, 5 апреля 1955 г. к нему присоединилась Великобритания. В 1959 г. Ирак вышел из этого пакта, который трансформировался в СЕНТО (Сепгга1 Тгеагу Огдапг/аПоп), пользующуюся той же поддержкой со стороны США. В дальнейшем эта организация постепенно распалась.
Пакт Бриана — Келлога (27 августа 1928 г.)
Пакт о всеобщем отказе от войны в качестве орудия национальной политики и о разрешении всех разногласий и конфликтов между государствами только мирными средствами. Пакт подписали Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Польша, Франция, Чехословакия, Япония, а затем и СССР. Этот документ не предусматривал автоматических санкций за развязывание войны, а просто ставил ее вне закона. С другой стороны, он не требовал от подписавших его государств отказа от права на законную оборону: акт обороны не рассматривался как акт войны, если он признавался законным. По существу, данный пакт возрождал традицию «мира через закон», выработанную теоретиками естественного права, в частности Гроцием, и признающую право на использование силы для защиты справедливого дела. За инициативу о данном договоре французский министр иностранных дел Аристид Бриан (1862—1932) и госсекретарь США Фрэнк Б. Келлог (1856—1937) в 1929 г. были удостоены Нобелевской премии мира.
Бреттон-Вудские соглашения (1944)
Соглашения в области международных экономических отношений, подписанные в Бгейоп ШооСз (США) 44 странами. Эти соглашения.стабилизировали международную финансовую систему послевоенного периода в условиях резко возросшего протекционизма и нестабильности обменных курсов (когда система денежного обмена определялась количеством золота, имеющегося у участников). Для ограниченного числа участников (США, Японии, Англии и ряда европейских стран) вновь открылся международный рынок, была создана стабильная денежная система, что стимулировало развитие торговли среди участников. Стабильность системы
базировалась на фиксированных обменных курсах, основанных на свободной конвертируемости доллара в золото. Таким образом, денежной единицей, поддерживающей систему, был доллар (США должны были покупать и продавать золото по фиксированной цене, что стало одной из причин последующего краха Бреттон-Вудской системы в 1973 г., поскольку США не раз теряли в результате такой фиксации доллара по отношению к золоту). МВФ и Мировой Банк также были созданы в результате Бреттон-Вудских соглашений и уцелели до сего дня.
Венский Конгресс (сентябрь 1914 г., июнь 1815 г.)
Состоялся под эгидой канцлера Австрии Меттерниха (1773—1859) после победы антинаполеоновской коалиции (Австрии, Англии, Пруссии и России) над Францией. Его цели состояли в том, чтобы существенно ослабить Францию и, особенно, усилить принцип баланса сил в Европе. Его следствием стали, в частности, восстановление легитимности Старого Режима, триумф реакции, выразившийся в территориальных переделах.
Венский трактат (23 мая 1969 г.)
В основе его заключения — потребность в юридических процедурах, облегчающих отказ от ставших архаическими, устаревших международных соглашений. Трактат кодифицирует режим договоров и применяется к межгосударственным письменным соглашениям, являющимся объектами формальных обязательств. Он четко определяет причины их несостоятельности и устанавливает правила, которые обновляют и рационализируют договорное право.
Версальский договор (28 июня 1918 г.)
Согласно этому договору, заключенному после окончания Первой мировой войны, территории, ранее принадлежавшие Германии, отходят Франции (Эльзас и Лотарингия), Бельгии (Эвпен-Мальмеди) и Польше (Познань). Договор предусматривает установление коридора между Германией и Восточной Пруссией, в частности, благодаря вольному городу Данциг, отдаваемому под протекторат создаваемой Лиги Наций. С другой стороны, если границы Силезии были четко определены итогами проведенного плебисцита, то в отношении остальных территорий договор отказывал Германии в применении права народов на самоопределение. Германия теряет все свои колонии, которые передаются под мандат Франции (Камерун и часть Того), Англии (Восточная Африка и африканский Юго-Запад) и Японии (острова в Тихом океане), а также некоторым британским доминионам.
Военные положения договора ограничивали численность германской профессиональной армии до 100 тыс. человек и лишали ее права иметь тяжелую артиллерию и авиацию. Контроль за соблюдением данного положения возлагался на Межсоюзническую Комиссию.
В экономическом плане Германия, которая была признана ответственной за развязывание войны, должна была: 1) платить репарации; 2) согласиться на интернационализацию своих речных путей; 3) открыть для навигации Кильский канал.
Президент Вильсон, объявив в 14-м пункте своего послания от 8 января 1918 г., что прочный мир предполагает создание Лиги Наций, единственно способной обеспечить «взаимные гарантии политической независимости и территориальной целостности», настаивал, чтобы статут этой международной организации стал составной частью договора. Однако, спустя немногим более пяти месяцев после подписания договора Вильсоном, Сенат США отказался его ратифицировать, запретив тем самым любое американское участие в будущей Лиге Наций. Договор отличался резким контрастом между строгостью ряда своих положений и слабостью гарантий их исполнения. Фактически он не лишал Германию средств для реванша. Ревизия его положений началась уже в 1925 г., когда не была полностью соблюдена выплата репараций. В 1932 г. глава о репарациях вообще исчезает из договора. В 1935 г. подобная участь постигает 1 положения, касающиеся армии и морских сил. В 1936 г. отбрасываются рейн-\ ские положения. Наконец, начиная с
марта 1938 г. нарушаются положения, касающиеся территориального статуса
Германии.
Вестфальский договор (6 августа и 8 сентября 1648 г.)
Фактически речь идет о двух договорах (Оснабрюк и Мюнстер), положивших . конец Тридцатилетней войне в Европе. Подписавшими договор были Швеция и ее союзники, с одной стороны, и император и князья Германии — с другой. Договоры включали в себя территориальные, политические и религиозные положения, которые закладывали основы организации Центральной Европы и регулировали политическую и религиозную структуру Германии. С этой точки зрения они часто рассматриваются как конституционная хартия Европы. Договора освящали понижение политического статуса Габсбургов, ликвидацию Империи и возникновение 350 германских государств. Устанавливался принцип е]'т гедю, е]'т геНдю (один король, одна религия). Нидерланды и Швейцарская Конфедерация признаются независимыми государствами. Франция и Швеция увеличивают свои территории.
В теории международных отношений данный договор рассматривается как рубеж, который положил начало современной системе межгосударственных отношений и .самому современному государству как ее элементу.
Маастрихтский договор (7 февраля 1992 г.)
Договор о Европейском союзе между 12 странами Европейского сообщества, который пересматривает основополагающие соглашения и провозглашает: 1) принцип единой валюты и определение пяти критериев, которым должны отвечать государства-члены, желающие присоединиться к единой денежной системе; 2) создание будущего центрального банка, наделенного правом выпуска этой валюты; 3) создание европейского гражданства; 4) общую внешнюю политику и
политику в сфере международной безопасности; 5) сотрудничество во внутренней и правовой политике.
Договор о нераспространении (11 июля 1968 г.)
Подписан по итогам встречи американского президента Л. Джонсона и со ветского премьер-министра А. Косыгина в Глассборо в 1967 г. между тремя ядерными державами — Великобританией, СССР и США, к которым при соединились 59 неядерных государств, взявших на себя обязательства не приобретать, не производить и не обладать ядерным оружием. В обмен на это они получали приоритет в приобретении новых технологий мирного на значения. Кроме того, на основе резолюции СБ ООН они получали фор мальные гарантии защиты трех вышеуказанных держав от ядерной агрессин. «Пороговые» страны (КНДР, Израиль, Пакистан) отказались от подписания договора. В свою очередь, Китай, Индия и Франция отвергли возможность оказаться исключенными из «ядерного клуба», рассматривая это как дис криминацию между странами, обладавшими ядерным оружием до 1 января 1967 г., и странами, подписавшими договор, которые оставались неядерными на эту дату.
Тем не менее после холодной войны к договору присоединились ЮАР (10 июля 1991 г.), Китай (9 марта 1992 г.) и Франция](3 августа 1992 г.). 11 апреля 1995 г. в соответствии с резолюцией № 984 СБ ООН пять ядерных держав обязались не применять ядерное оружие против стран, подписавших договор, и 11 мая 1995 г. договор был продлен на неограниченный срок 178 странами.
Потсдамская Конференция (17 июля — 2 августа 1945 г.)
Состоялась в предместье Берлина при участии британского премьер-министра Уинстона Черчилля, Президента США Гарри Трумэна и руководителя Коммунистической партии и советского государства Иосифа Сталина. На Конференции были выработаны «политические и экономические принципы управления Германией в первоначальный период контроля». Было решено рассматривать эту страну как «единое экономическое целое» и способствовать восстановлению политической жизни, основанной на «базе демократии, в целях мирного сотрудничества Германии в международной области». Для того чтобы «Германия никогда больше не угрожала ни своим соседям, ни сохранению мира во всем мире», преамбула Потсдамской декларации вводит четыре императива («четыре Д»): демилитаризацию, денацификацию, децентрализацию и демократизацию. Верховная власть была передана в руки «контрольного совета», состоящего из главнокомандующих, которые руководили страной после ее капитуляции. Кроме того, Конференция приняла положение о суде над военными преступниками международным судом и об уничтожении или конфискации союзниками всех немецких вооружений.