Файл: П. А. Цыганков Теория международных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1577

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обзору торгово-инвестициошюй статистики; по содействию торговле; по транспорту; по со­хранению морских ресурсов. Некоторые из групп (например, но торговле и инвестициям, но экономическим тенденциям) преобразуются в соответствующие комитеты. Предусмотрено создание зоны свободного обмена к 2010 г. — для развитых и 2020 г. — для менее развитых стран региона.

Европейский союз (ЕС)

Региональная межправительственная организация, создание которой связано с Парижским договором 1951 г. (между Бельгией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Францией и ФРГ), учредившим Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), и двумя Римскими договорами 1957 г.: об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или Общего рынка) с общим таможенным пространством, и Европейского общества по атомной энергии (Евратом). В последующие годы — с 1972 по 1986 г. — к государствам-осно­вателям присоединились, соответственно, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания и Португалия. В феврале 1986 г. эти 12 стран подписали Единый европейский акт, цель которого состояла в ускорении процесса их интеграции и усилении экономического веса ЕЭС на мировых рынках. Наконец, 7 февраля 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) члены ЕЭС подписали комплекс соглашений, основная суть которых касалась расширения сотрудничества на такие сферы, как внутренние дела, правосудие, безопасность и внешняя политика, а также единая денежная политика, предусматривающая введение с 2000 г. единой валюты — экю.-В настоящее время членами ЕС являются 15 государств: с 1 января 1995 г. вступил в силу договор о включении в него Австрии, Финляндии и Швеции.

Структурно ЕС состоит из следующих основных институтов:

Совет Европы, действующий на основе межправительственного принципа и принимающий директивы по дальнейшему развитию ЕС. Особую роль играет в сфере формирования общей внешней и оборонной политики;

Совет Европейского союза, играющий роль законодательного органа;

Комиссия Европейских сообществ (включающих Европейское сообщество — бывшее ЕЭС, ЕОУС и Евратом) с исполнительной и инициативной ролью;

Европейский парламент, в компетенции которого отклонять, изменять или одобрять законодательство (предлагаемое Советом ЕС);

Суд Европейских сообществ. В июне 1994 г. на острове Корфу между ЕС и Россией было
подписано Соглашение о Партнерстве и Сотрудничестве, предусматривающее «содействие торговле, инвестициям и гармоничным отношениям между сторонами», поддержку усилий России по укреплению в ней демократии и развитию рыночной экономики и «создание необходимых условий для учреждения в бу

дущем зоны свободной торговли», охватышающей в основном всю торговлю товарами между Россией и ЕС, а также создание условий для реализации свободы учреждения компаний, трансграничной торговли услугами и движе­ния капитала.

МЕРКОСУР (Мегсайо Соттип йе18иг — Южный Общий рынок)

Межправительственная организация, в которую входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Создана в 1991 г. на основе Асунсьонского договора. Статус ассоциированного члена в организации имеет Чили (с 1996 г.), статус наблюдателя — Боливия. Основные цели организации: свободный обмен то­варами, услугами и факторами производства, установление общего внешнего тарифа, координация направлений макроэкономических политик стран-чле­нов и развития отдельных экономических секторов.

Дополнительным протоколом от 17 декабря 1995 г. между государствами-членами устанавливается зона свободного обмена, как первый этап на пути к образованию общего рынка.

Североамериканская Ассоциация свободной торговли (МАРТА — МоНк Атепсап Ргее Тгайе А$8ос1айоп)

Создана на основе договора между США, Канадой и Мексикой от 17 декабря 1992 г., который вступил в силу в январе 1994 г. Организация представляет собой расширение Американо-канадского договора о свободном обмене между странами, заключенного в 1988 г. Цель — либерализация торговых и экономи­ческих обменов между странами-членами. Предусматривается создание зоны свободного обмена в последующие 15 лет.
Межрегиональные МПО

Британское содружество (Соттопм>еаШ)

Организация, объединяющая 54 государства — бывшие колонии Ве­ликобритании. Цель — поддержание приоритетн^1х экономических, торговых и культурных связей между бывшей метрополией и ее колониями.

Организация Исламская конференция

Межрегиональная международная организация. Основана в 1969 г. на первом саммите руководителей мусульманских государств в Рабате. Основные цели Организации носят экономический, политический и культурный характер: развитие отношений сотрудничества и взаимопомощи между государствами, исповедующими ислам; развитие в них научных исследований и технической подготовки кадров; поддержка мусульманских меньшинств в немусульман­ских странах; конструктивное участие в управлении международными делами; противодействие антимусульманской политике Израиля. Включает как наи­более богатые (Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия), так и беднейшие (Бангладеш, Гвинея-Бисау, Мали) страны мира. В настоящее время членами Организации являются 55 стран Азии, Африки, Ближнего Востока и республик бывшего СССР (Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), а также (в качестве наблюдателей) Европы (Босния и турки-киприоты), представляющих более 1,2 млн мусульман. В структуру

организации входят Конференция суверенов, руководители государств и правительств (в качестве рабочих органов), Генеральный секретариат и Кон­ференция министров иностранных дел.
Неправительственные организации (НПО), частные и неформальные объединения

Врачи без границ

Межправительственная организация, основанная в 1971 г. вследствие несогласия ряда врачей — членов МКК с политикой замалчивания им фактов нарушения прав человека обеими сторонами — участницами войны в заливе Би-афра (1967—1970). Отвергая принцип нейтралитета этой организации, они выступили за его замену принципом гуманитарного вмешательства, за публичное осуждение злоупотреблений и нарушений прав человека, за право ин­формирования о них широкой международной общественности. «Врачи без границ» провозгласили своей целью оказание медицинской помощи всем, кто в ней нуждается, независимо от национальной принадлежности и государст­венных границ. Подобная позиция нашла определенную поддержку со стороны ООН: в развитие международного гуманитарного права резолюция ГА ООН от 8 декабря 1988 г. о «гуманитарной помощи жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий» признает роль НПО, «действующих строго в гуманитарных целях».

Давосский Форум

Основан в 1971 г. Клаусом Швабом, профессором Цюрихского университета. Форум представляет собой уникальное место для встреч, неофициальных дип­ломатических переговоров и заключения торговых сделок. На его ежегодные недельные заседания собираются более тысячи бизнесменов, руководителей крупных предприятий и фирм, экспертов и банкиров, политических и проф­союзный деятелей со всего мира. Участники платят вступительный взнос — около 20 тыс., и ежегодный — 8800 швейцарских франков.

Лондонский клуб

Создан в начале 1970-х гг. по модели Парижского клуба, но в отличие от последнего он сводит друг с другом частные банки-кредиторы и государства-должники. Указанные банки составляют Консультативный комитет (Вапк Ай-У1зогу СотгшТТее), в котором представлен примерно десяток крупных банков, призванных защищать интересы более мелких коммерческих банков (число которых может достигать нескольких сотен) для ведения переговоров с госу­дарствами-должниками. Достижение соглашения между сторонами и его пос­ледующее вступление в действие предполагает единогласное (со стороны членов Комитета) одобрение процента кредитной ставки соответствующего займа или такой же консенсус по вопросу реорганизации долга.


Строго говоря, Лондонский клуб хотя и является частной организацией, но в полной мере не может быть отнесен к НПО.

Международный Красный Крест (МКК)

Частная организация, создание которой связано с битвой между австрийскими и франко-итальянскими войсками при Сольферино 24 июня 1859 г., когда швейцарский гражданин Жан-Анри Дюнан стал свидетелем ужасающей картины ее последствий: на поле боя осталось более сорока тысяч жертв, в том числе раненых, медленно погибавших без какой-либо надежды: на медицинскую или хотя бы моральную помощь. Потрясенный увиденным, Ж.-А. Дюнан, объехав несколько стран Европы, предпринял беспрецедентные усилия по созданию организации помощи раненым в случае вооруженного конфликта и с этой целью свободного доступа к ним врачей для выполнения своих профессиональный обязанностей. 22 августа 1864 г. двенадцать европейских правительств заключили «Первую Женевскую конвенцию», гарантирующую непри­косновенность медицинского персонала и оборудования и возводящую в принцип сбор и уход за военными ранеными и больными, «к какой бы нации они ни принадлежали».

Сегодня МКК состоит из двух ветвей. Во-первых, это Международный комитет Красного Креста, действующий (на основании четырех Женевских соглашений 1949 г. и двух дополнительных протоколов 1977 г.) в качестве нейтрального посредника при международных и внутригосударственных конфликтах. МККК состоит исключительно из швейцарских граждан, набираю щихся путем кооптации, и входит в сферу действия швейцарского частного права. Во-вторых, это Лига обществ Красного Креста или Красного Полумесяца, объединяющая более 250 млн добровольцев в 150 странах мира. Лига обладает определенной независимостью от политических режимов соответствующих государств, но обязана оказывать МККК необходимую поддержку в случае каждого конфликта.

Таким образом, МКК представляет собой уникальный феномен: нейтральную неправительственную организацию, цели которой связаны с проведением в жизнь международного гуманитарного права и, соответственно, с влиянием на существующий международный порядок.

Парижский клуб

Неформальная организация, созданная в 1955 г. с целью реструктурирования государственного долга Аргентины. В настоящее время служит местом прове­дения многосторонних переговоров по государственным долгам и урегулиро­вания связанных с ними проблем мировой экономики. Она не может рассмат­риваться как НПО, поскольку ее основные участники — государства. Однако, не являясь субъектом международного права, Парижский клуб не является и межправительственной организацией. Фактически Парижский клуб состоит из государств-кредиторов членов ОЭСР, но в него входят также арабские и латиноамериканские страны. В качестве наблюдателей в заседаниях Клуба участвуют такие организации, как МВФ, МБРР и Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД). Со времени своего создания Парижский клуб реструктурировал долги более 50 стран общим объемом более 100 млрд долларов.
Заседания Клуба собираются каждый месяц, все решения принимаются на основе принципа консенсуса. Являясь «наследницей» долгов бывшего СССР, Россия находится в постоянном контакте как с Лондонским, так и с Парижским клубом, ведя с ними нелегкие переговоры по поводу реорганизации данных задолженностей.

«Большая семерка» / «восьмерка» (67/68)

Группа семи экономически наиболее развитых стран была создана в 1974 г. по инициативе президента Франции Валери Жискар д'Эстэна и включала Вели кобританию, Германию (ФРГ), Италию, Канаду, США, Францию и Японию. С самого начала речь не шла о создании новой межправительственной орга низации, тем более о некоей «директории мира» (как это иногда представляют журналисты), а лишь о неформальных периодических встречах руководителей самых богатых стран для обсуждения возникающих перед ними общих про блем, обмена мнениями и согласования решений. Эти задачи остаются в цент ре внимания Группы и сегодня. В то же время, учитывая экономическую и политическую роль входящих в нее стран, решения Группы, безусловно, вы ходят за рамки их «внутренних» дел. Регулярные встречи в верхах привели к формированию специальных комиссий и групп советников и экспертов по экономическим, дипломатическим и иным вопросам, стоящим в повестке дня. С 1997 г. во время встречи в Денвере было принято решение считать чле ном «семерки» Россию, в связи с чем многие СМИ стали именовать Группу «восьмеркой» (08). Следует, однако учитывать, что в соответствии с тем же решением Россия не принимав! участия в обсуждении экономических и фи нансовых вопросов.
Договоры, трактаты, соглашения пакты, конвенции Амстердамский договор (2 октября 1997 г.)

Представляет собой развитие и отчасти пересмотр Маастрихтского договора. Во-первых, он включает в текст принципы свободы, демократии и соблюдения основных прав и свобод. Во-вторых, принятием дополнительного протокола он инкорпорирует Шенгенскую систему в коммунитарный юридический порядок. Он организует частичную коммунитаризацию «третьей оси» (суд, внутренние дела), что означает соблюдение государственных суверенитетов, но при одновременном усилении их сотрудничества. В-третьих, он сохраняет ны­нешнюю институциональную конфигурацию и, таким образом, не конкрети-