ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1634
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
{Поршнев. 1970 С. 10).
* * *
Таким образом, применение системного подхода дает исследователю богатые теоретические и методологические возможности.
И все же системная теория не может похвастаться слишком большими успехами в анализе международных отношений. Пожалуй, можно назвать только две области, где она достигла бесспорно положительных результатов: это стратегия и процесс принятия международно-политических решений (см.: ВасИе, 8тои1$. 1992. Р. 158—159). В остальных же областях науки о международных отношениях ее заслуги до сих пор были весьма скромными. Гносеологически это объясняется тем, что ни одна система, достигшая определенного уровня сложности, не может быть познана полностью. Отсюда то противоречие, на которое обратили внимание Б. Бади и М.К. Смуте: системный подход рассматривается как метод выявления различных способов сочетания ее элементов, определяющих состояние системы, однако, как только исследователь выходит за рамки относительно простых систем, основания для того, чтобы считать правильными делаемые им выводы, значительно уменьшаются (там же. Р. 158).
Кроме того, в науке о международных отношениях до сих пор отсутствует общепринятое понимание структуры международной системы, а то, по которому имеется достаточно высокая степень согласия, является, как мы уже могли убедиться, слишком узким даже с учетом всех своих измерений. Поэтому многие исследователи отказываются от него, не предлагая, однако, более приемлемого.
* * *
Новизна современного этапа в истории международных отношений, с одной стороны, обнаруживает ограниченность таких понятий, как «конфигурация соотношения сил», «биполярность» или «мультипо-лярность», основанных на методологии политического реализма. С другой стороны, не находят своего подтверждения и либеральноидеалистические прогнозы о формировании однородной системы международных отношений, в основе функционирования которой лежали 5ы общие интересы и универсальные ценности всех участников.
Распад советского блока и крушение сложившейся в послевоенные годы глобальной биполярной системы (впрочем, ее глобальность всегда была относительной) ставят вопросы, которые не могут быть решены в традиционных терминах «полюсов» и «баланса сил». Исчезла линия четкого раздела между «своими» и «чужими», союзниками и противниками; гораздо менее предсказуемым стало поведение малых государств, региональных средних и «великих» держав. Мир вступил в полосу неуверенности и возросших рисков, обостряемых продолжающимся распространением ядерных, химических, бактериологических и иных видов новейших вооружений. Широкое распространение западных ценностей (таких, как рыночная экономика, плюралистическая демократия, права человека, индивидуальные свободы, качество жизни) как в
бывших социалистических странах, так и в постколониальных государствах не только не способствует стабильности глобальной международной системы за счет увеличения степени ее гомогенности, но, напротив, имеет следствием возрастающую массовую миграцию населения из менее развитых в экономическом отношении стран в более развитые, порождает конфликты, связанные со столкновением культур, утратой идеалов, подрывом традиций, размыванием самоидентичности и настойчивыми попытками «возврата к корням», всплесками реакционного национализма. В этих условиях получают «новое дыхание» попытки придания глобальной международной системе стабильности, основанной на использовании традиционных средств мировой политики — лидерстве великих держав, использующих свои преимущества в военной и/или экономической силе. Как показывают эксперты Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), старые параметры мощи и влияния все еще сохраняют свое значение на отстающей периферии новой постиндустриальной цивилизации. Они продолжают существовать и в «центре» этой цивилизации — во многом из-за инерционности мышления и институтов, оставшихся от старой системы. Одновременно с ними в наши дни происходит все более заметное создание глобальной посткапиталистической системы, развивающейся в основном по единым правилам. Речь идет Не об однополярном и не о классическом многополярном мире, а о многоуровневой высокоподвижной международной и межгосударственной системе, где на передний план выдвигаются такие проблемы, °собенно в экономической сфере, которые требуют многосторонних Решений, новых международных институтов (см.: Стратегия для России... 2.4.-2.17).
Глобальная международная система испытывает глубокие потрясения, связанные с трансформацией своей структуры, меняющимися взаимодействиями со средой.
ЛИТЕРАТУРА
ГЛАВА 7
Среда системы международных отношений
Повторим, что структура — это совокупность воздействии системы на свои элементы. Однако большинство воздействий (принуждений) вытекает не из самого существования системы, а из отношений этой системы со средой. Понятие среды — одно из фундаментальных в системном анализе. Оно имеет важное методологическое значение, помогая уяснить функционирование системы и ее эволюцию. Дэвид Истон, один из основателей системного анализа, применивший его к политическим наукам, еще в 50-е гг. обратил внимание на то, что политическая система испытывает влияние внешних импульсов, идущих от общества, воздействующих на нее под видом требований и поддержек и обеспечивающих се бесперебойное функционирование (ЕавХоп. 1953): В самом общем виде среда системы — это то, что ее окружает. Однако такое общее определение мало что даст без дальнейшей конкретизации, в ходе которой выясняется, что применительно как к общественным, так и природным системам существует не только внешняя, но и внутренняя среда. Отдельно рассматривают социальную среду (совокупность воздействий, происхождение которых связано с существованием человека и общественных отношений) и внесоциальную среду (многообразие природного окружения, географических особенностей, распределения естественных ресурсов, существующих естественных границ и т.п.). Изменения в технической базе общества иногда рассматривают как промежуточный вид воздействий и принуждений; а иногда (совместно с экономической, военно-политической, дипломатической и т. п. средой) — как элемент социальной (общественной) среды. Внешняя среда (энвайромент) — окружение системы, диктующее ей принуждения и ограничения — это климат, ландшафт местности, конфигурация границ, полезные ископаемые и т.п. Она оказывает бесспорное влияние на взаимодействие государств и других акторов международных отношений. На ранних ступенях развития общества и в настоящее время, в период необычайного обострения экологических проблем, такое влияние огромно (если не сказать определяющее). Внутренняя среда (контекст) — это совокупность принуждений, оказываемых па систему ее элементами. Например, заболевание одного из органов может повлечь за собой болезнь всего организма в целом. Деградация исполнительной или законодательной власти может привести к разбалансированию и кризису политической системы. Среда, в отличие от структуры, — это совокупность принуждений внесистемного характера. Это
касается как внешней, так и внутренней (а также социальной и "внесоциальной) среды. С этой точки зрения влияние регионального соотношения сил на взаимодействие двух . И Нескольких государств является не воздействием среды, а принуждением, которое 'Ределяется характером структуры данной подсистемы международных отношений. (Реформация же отношений между государствами под воздействием, например, присных факторов может рассматриваться как ситуационная, т.е. определяемая измепе- природной среды (примером подобного изменения отношений могут быть «трсс-ые войны» между Исландией и Норвегией, связанные с промыслом определенных видов рыбы, природные ареалы которых все время уменьшаются).
Таким образом, понятия внешней и внутренней среды облегчают изучение и объя пение процессов, происходящих в социальных отношениях. Вместе с тем необходщ отметить, что они довольно приблизительно отражают реальность и поэтому носят у ловпый характер. Действительность всегда сложнее любых описаний. Это тем бон. верно, когда речь идет о международных отношениях.
1. Особенности среды международных отношений
Представить систему, структуру и среду межгосударственных, например региональных, отношений довольно легко. Структура Европейского союза может быть определена как способ организации экономического, дипломатического, военно-политического, культурного и иного взаимодействия двенадцати входящих в него государств. Средой по отношению к ЕС будет выступать совокупность других государств, а также различных международных организаций и иных акторов на регионально-географическом (европейском), политическом (ООН и ее институты, Организация американских государств, Организация африканского единства, Лига арабских государств, ОСНАА и т.д.), экономическом (ОЭСР, ОПЕК, ЕАСТ, ЛАЭС и т.д.) и прочих уровнях. Каждый из элементов этой среды оказывает то или иное влияние на функционирование и развитие системы ЕС. Результатом этого будут как изменения, происходящие в данной системе, так и реакция («ответы») на эти влияния со стороны Европейского союза.
В данной связи американские ученые Гарольд и Маргарет Спроут выдвинули идею «экологической триады», в которую входят: международный актор, окружающая его среда (энвайромент) и взаимодействия между ними. Они выделяют несколько типов такого взаимодействия. Первое взаимодействие связано с реальными возможностями существующего энвайромента, т.е. имеющейся совокупностью ограничений среды, которые актор не может преодолеть: так, например, персидский царь Дарий не мог уладить свои разногласия с Александром Македонским по телефону. Второе взаимодействие формируется под влиянием вероятностных тенденций данного энвайромента, т. е. в любой ситуации существуют ограничения среды, которые делают вероятным какой-то вполне определенный характер «нормально ожидаемого» поведения. Третий тип — это тип осознанного поведения актора, иначе говоря, своеобразие его личностного восприятия окружющей среды (которое
* * *
Таким образом, применение системного подхода дает исследователю богатые теоретические и методологические возможности.
И все же системная теория не может похвастаться слишком большими успехами в анализе международных отношений. Пожалуй, можно назвать только две области, где она достигла бесспорно положительных результатов: это стратегия и процесс принятия международно-политических решений (см.: ВасИе, 8тои1$. 1992. Р. 158—159). В остальных же областях науки о международных отношениях ее заслуги до сих пор были весьма скромными. Гносеологически это объясняется тем, что ни одна система, достигшая определенного уровня сложности, не может быть познана полностью. Отсюда то противоречие, на которое обратили внимание Б. Бади и М.К. Смуте: системный подход рассматривается как метод выявления различных способов сочетания ее элементов, определяющих состояние системы, однако, как только исследователь выходит за рамки относительно простых систем, основания для того, чтобы считать правильными делаемые им выводы, значительно уменьшаются (там же. Р. 158).
Кроме того, в науке о международных отношениях до сих пор отсутствует общепринятое понимание структуры международной системы, а то, по которому имеется достаточно высокая степень согласия, является, как мы уже могли убедиться, слишком узким даже с учетом всех своих измерений. Поэтому многие исследователи отказываются от него, не предлагая, однако, более приемлемого.
* * *
Новизна современного этапа в истории международных отношений, с одной стороны, обнаруживает ограниченность таких понятий, как «конфигурация соотношения сил», «биполярность» или «мультипо-лярность», основанных на методологии политического реализма. С другой стороны, не находят своего подтверждения и либеральноидеалистические прогнозы о формировании однородной системы международных отношений, в основе функционирования которой лежали 5ы общие интересы и универсальные ценности всех участников.
Распад советского блока и крушение сложившейся в послевоенные годы глобальной биполярной системы (впрочем, ее глобальность всегда была относительной) ставят вопросы, которые не могут быть решены в традиционных терминах «полюсов» и «баланса сил». Исчезла линия четкого раздела между «своими» и «чужими», союзниками и противниками; гораздо менее предсказуемым стало поведение малых государств, региональных средних и «великих» держав. Мир вступил в полосу неуверенности и возросших рисков, обостряемых продолжающимся распространением ядерных, химических, бактериологических и иных видов новейших вооружений. Широкое распространение западных ценностей (таких, как рыночная экономика, плюралистическая демократия, права человека, индивидуальные свободы, качество жизни) как в
бывших социалистических странах, так и в постколониальных государствах не только не способствует стабильности глобальной международной системы за счет увеличения степени ее гомогенности, но, напротив, имеет следствием возрастающую массовую миграцию населения из менее развитых в экономическом отношении стран в более развитые, порождает конфликты, связанные со столкновением культур, утратой идеалов, подрывом традиций, размыванием самоидентичности и настойчивыми попытками «возврата к корням», всплесками реакционного национализма. В этих условиях получают «новое дыхание» попытки придания глобальной международной системе стабильности, основанной на использовании традиционных средств мировой политики — лидерстве великих держав, использующих свои преимущества в военной и/или экономической силе. Как показывают эксперты Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), старые параметры мощи и влияния все еще сохраняют свое значение на отстающей периферии новой постиндустриальной цивилизации. Они продолжают существовать и в «центре» этой цивилизации — во многом из-за инерционности мышления и институтов, оставшихся от старой системы. Одновременно с ними в наши дни происходит все более заметное создание глобальной посткапиталистической системы, развивающейся в основном по единым правилам. Речь идет Не об однополярном и не о классическом многополярном мире, а о многоуровневой высокоподвижной международной и межгосударственной системе, где на передний план выдвигаются такие проблемы, °собенно в экономической сфере, которые требуют многосторонних Решений, новых международных институтов (см.: Стратегия для России... 2.4.-2.17).
Глобальная международная система испытывает глубокие потрясения, связанные с трансформацией своей структуры, меняющимися взаимодействиями со средой.
ЛИТЕРАТУРА
-
Аллан П. Сложность, случайность и индивид в теории международной политики / М. Жирар (рук. авт. колл.) // Индивиды в международной политике. М., 1996. -
Богатуров АД. Великие державы на Тихом океане. М, 1997, -
Богданов А, Всеобщая организационная наука (тектология). Т. II. Л.; М., 1927. -
Бузаи Б. Уровни анализа в международных отношениях // Международные отношения: социологические подходы. М., 1998. -
Николсон М. Влияние индивида на международную систему. Размышления о структурах / М. Жирар (рук. авт. колл.) // Индивиды в международной политике. М 1996. -
Поздняков ЭА. Внешнеполитическая деятельность и межгосударственные отношения. М., 1986. -
Поршнев Б. Ф. Франция, английская революция и европейская политика в середине XVII века. М„ 1970. -
Система, структура и процесс развития современных международных отношений / Под ред. В.И. Гаптмана. М., 1984. -
Стратегия для России: повестка дня для президента-2000. Гл. 2. Российская внешняя политика перед вызовами XXI века // Ы1р//\у\у\у. Ьоок 2000.ги
-
Агоп К. Ра1х е1 Оиегге еп1ге 1е§ па11оп§. Р., 1984. -
Байге В., 8тои(я М.-С. Ье гс1оигпешеп1 йи топйе. 8ос1о1од1е йс 1а §сепе 1п1сгпа11опа1е. Р., 1992. -
БеНа1апДу Ь. уоп. Оепега1 8у§1ет§ ТЬеогу. 1968. -
БгаШагйРИ. ТЬеопе йе §у§1ете§ е1 ге1а1юп§ 1п1егпа11опа1е§. Р., 1977. -
БгаШагйРИ., В}аНН М.-К. Ье§ ге1а1юп§ 1п1егпа11опа1е§. Р, 1990. -
БетептсЗ.-Р. Еадшаве.Де ргоЬ1ета1щис роиг ипе §ос1о1о§1е Йе§ ге1а1оп§ 1п1егпа11опа1е§. ОгепоЫе, 1977. -
ЕаяЮп Б. ТЬе РоЫ1са1 8у§1ет. 1953, -
Еая(опБ. А 8у§1ет§ Апа1у§1§ оР РоЫ1са1 Ь1Ре. 1965. -
РгапкеЫ. !п1егпа1юпа1 РоЫ1с§. СопШс! апй Нагтопу. Ь., 1969. -
НоДтапп 8. ТЬеопе е1 ге1а11оп§ 1п1егпа11опа1е§ // Кеуие Ргапса1§е йе §с1епсе роЫщие. Vо1. XI. 1961. -
Нип1гтдегЗ. ЬйгойисИоп аих ге1а11оп§ 1п1егпа11опа1е§. Р., 1987. -
Кар1ап М. 8у§1ет апй Ргос姧 1п Рп1егпа11опа1 РоШ1с§. >1.У., 1957. -
Когапу Б. Апа1у§е йе§ ге1а11оп§ 1п1егпа11опа1е§. АрргосЬе§, сопсер1§ е1 йоппее§. Моп1геа1, 1978. -
ЪоагйЕ. Туре§ оР Рп1егпа11опа1 8ос1е1у. >1.У., 1976. -
МойеЪку О. Адгаг1а апй Рпйи§1па. Т\то Мойек оР 1Ье Рп1егпа11опа1 8у§1ет. Iп ТЬе Рп1егпа11опа1 8у§1ет. ТЬеоге11са1 Е§§ау§. Ей. Ьу К1аи§ Кпогг апй 81йпеу VегЬа. Рппсе1оп, 1961л -
Ро1гп С. Бау1й Еа§1оп ои 1е§ й1Шси11е§ й'ипе сег1а1пе §ос1о1о§1е роЫщие // К™ Ргапса1§е йе 8ос1о1од1е. Vо1. XII. 1971. -
Кояесгапсе К. Ас11оп апй КеасИоп 1п \Уог1й РоЫ1с§. Бо§1оп, 1963. -
Уоищ 0. РоШ1са1 В1§соп11пш11е§ 1п 1Ье !п1егпа1юпа1 8у§1ет // №ог1й РоЫ1с§. Vо1. XX. 1968.
ГЛАВА 7
Среда системы международных отношений
Повторим, что структура — это совокупность воздействии системы на свои элементы. Однако большинство воздействий (принуждений) вытекает не из самого существования системы, а из отношений этой системы со средой. Понятие среды — одно из фундаментальных в системном анализе. Оно имеет важное методологическое значение, помогая уяснить функционирование системы и ее эволюцию. Дэвид Истон, один из основателей системного анализа, применивший его к политическим наукам, еще в 50-е гг. обратил внимание на то, что политическая система испытывает влияние внешних импульсов, идущих от общества, воздействующих на нее под видом требований и поддержек и обеспечивающих се бесперебойное функционирование (ЕавХоп. 1953): В самом общем виде среда системы — это то, что ее окружает. Однако такое общее определение мало что даст без дальнейшей конкретизации, в ходе которой выясняется, что применительно как к общественным, так и природным системам существует не только внешняя, но и внутренняя среда. Отдельно рассматривают социальную среду (совокупность воздействий, происхождение которых связано с существованием человека и общественных отношений) и внесоциальную среду (многообразие природного окружения, географических особенностей, распределения естественных ресурсов, существующих естественных границ и т.п.). Изменения в технической базе общества иногда рассматривают как промежуточный вид воздействий и принуждений; а иногда (совместно с экономической, военно-политической, дипломатической и т. п. средой) — как элемент социальной (общественной) среды. Внешняя среда (энвайромент) — окружение системы, диктующее ей принуждения и ограничения — это климат, ландшафт местности, конфигурация границ, полезные ископаемые и т.п. Она оказывает бесспорное влияние на взаимодействие государств и других акторов международных отношений. На ранних ступенях развития общества и в настоящее время, в период необычайного обострения экологических проблем, такое влияние огромно (если не сказать определяющее). Внутренняя среда (контекст) — это совокупность принуждений, оказываемых па систему ее элементами. Например, заболевание одного из органов может повлечь за собой болезнь всего организма в целом. Деградация исполнительной или законодательной власти может привести к разбалансированию и кризису политической системы. Среда, в отличие от структуры, — это совокупность принуждений внесистемного характера. Это
касается как внешней, так и внутренней (а также социальной и "внесоциальной) среды. С этой точки зрения влияние регионального соотношения сил на взаимодействие двух . И Нескольких государств является не воздействием среды, а принуждением, которое 'Ределяется характером структуры данной подсистемы международных отношений. (Реформация же отношений между государствами под воздействием, например, присных факторов может рассматриваться как ситуационная, т.е. определяемая измепе- природной среды (примером подобного изменения отношений могут быть «трсс-ые войны» между Исландией и Норвегией, связанные с промыслом определенных видов рыбы, природные ареалы которых все время уменьшаются).
Таким образом, понятия внешней и внутренней среды облегчают изучение и объя пение процессов, происходящих в социальных отношениях. Вместе с тем необходщ отметить, что они довольно приблизительно отражают реальность и поэтому носят у ловпый характер. Действительность всегда сложнее любых описаний. Это тем бон. верно, когда речь идет о международных отношениях.
1. Особенности среды международных отношений
Представить систему, структуру и среду межгосударственных, например региональных, отношений довольно легко. Структура Европейского союза может быть определена как способ организации экономического, дипломатического, военно-политического, культурного и иного взаимодействия двенадцати входящих в него государств. Средой по отношению к ЕС будет выступать совокупность других государств, а также различных международных организаций и иных акторов на регионально-географическом (европейском), политическом (ООН и ее институты, Организация американских государств, Организация африканского единства, Лига арабских государств, ОСНАА и т.д.), экономическом (ОЭСР, ОПЕК, ЕАСТ, ЛАЭС и т.д.) и прочих уровнях. Каждый из элементов этой среды оказывает то или иное влияние на функционирование и развитие системы ЕС. Результатом этого будут как изменения, происходящие в данной системе, так и реакция («ответы») на эти влияния со стороны Европейского союза.
В данной связи американские ученые Гарольд и Маргарет Спроут выдвинули идею «экологической триады», в которую входят: международный актор, окружающая его среда (энвайромент) и взаимодействия между ними. Они выделяют несколько типов такого взаимодействия. Первое взаимодействие связано с реальными возможностями существующего энвайромента, т.е. имеющейся совокупностью ограничений среды, которые актор не может преодолеть: так, например, персидский царь Дарий не мог уладить свои разногласия с Александром Македонским по телефону. Второе взаимодействие формируется под влиянием вероятностных тенденций данного энвайромента, т. е. в любой ситуации существуют ограничения среды, которые делают вероятным какой-то вполне определенный характер «нормально ожидаемого» поведения. Третий тип — это тип осознанного поведения актора, иначе говоря, своеобразие его личностного восприятия окружющей среды (которое