Файл: П. А. Цыганков Теория международных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1656

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Ргапке1. 1979. Р. 10).

Функции государства в его наиболее развитой форме сводятся к поддержанию порядка и безопасности в рамках отделенной границами территории, созданию условий для социального и экономического раз­вития общества, для распределения благ и услуг, поддержанию заня­тости и удовлетворению основных потребностей населения (8епаг-с/ет. 1992. Р. 116).

Исторические формы государства характеризуются многообразием: в своем развитии оно прошло путь от мировых империй, предше­ствовавших античным городам-государствам (полисам), до европейских монархий в Новое время, возникновения национального государства (или государства-нации) в XIX в. Однако вплоть до XV—XVI вв. государства в силу отсутствия строгих территориальных границ, сла­бости центральной власти по отношению к периферии, господства об­щинной формы организации социума не являлись еще государствами в полном (современном) значении этого понятия (НипЫпдег. 1988. Р. 115­117; Четкое. 1993).

Современная форма государственности связана с понятием сувере­нитета. Первоначально это понятие означало неограниченную власть монарха осуществлять свою волю внутри страны и представлять госу­дарство за его пределами (или, выражаясь современным языком, оп­ределять его внутреннюю и внешнюю политику) и отражало стремление правителей освободиться от господства феодальных обычаев и церковной иерархии. После окончания 30-летней религиозной войны в Европе возникает и получает свое закрепление в Вестфальском мир­ном договоре 1648 г. современная система межгосударственных отно­шений, основанная на взаимном признании юридического равенства и независимости каждого государства.

В XVIII в. начинается новая фаза в распространении государствен­ности — переход от суверенитета монарха к суверенитету нации. Фор­мируется такая форма государственности, как национальное государ­ство, распространившаяся начиная с XIX в. на весь европейский регион, а в последующем (особенно с процессом освобождения народов от колониальной зависимости и образованием национальных государств в «третьем мире», который завершается в целом в 1960-е гг.) и на мир в целом.

Таким образом, генезис и существование современной формы го­сударственности тесно связаны с формированием и развитием такого вида социальной общности, как нация. Следует подчеркнуть, что как не существует «естественных» границ между государствами (все они являются продуктом истории, результатом соотношения сил и потому носят «искусственный», т.е. политический характер), так не существует и оснований для представлений о биологической сущности наций, или их этническом происхождении. Все нации являются многоэтническими образованиями, все они формируются и укрепляются в процессе политической социализации, распространения и усвоения религиозных верований, обычаев, других культурных ценностей, способствующих политической консолидации социальной общности.


Об этом свидетельствуют и основные факторы, лежащие в основе генезиса нации, открытые научным сообществом в результате много­численных исследований данного феномена. Это, прежде всего, — об­щность территории проживания, способствующая формированию бли­зости в восприятии природных феноменов и, соответственно, консо­лидации социальной общности. Это — общность экономической деятельности, определяемая одними и теми же ресурсами, формирующая сходный тип хозяйственной активности. Это — культурное единство, отражаемое в общности языка, религии, социальных норм поведения. Определенную роль в формировании нации может играть и общее этническое происхождение людей, хотя эта роль отнюдь не может считаться решающей. Это, наконец, — общий исторический опыт, ощущение общей судьбы, общности прошлого, настоящего и будущего. В то же время ни один из указанных факторов не является достаточным для того, чтобы рассматривать социальную общность как нацию. Так, для многих наций характерно наличие нескольких языков (Швейцария), религий (Китай), культур (Индия) и т.п. Пожалуй, наиболее устойчивой является общность национального самосознания, ощущения единства исторической судьбы (см.: КазеЫ & 81агг. 1981. Р. 63-65).

Английский специалист Э. Смит отмечает, что формирование на­циональной идентичности явилось основным элементом процессов ле­гитимизации социального и политического порядка. Назначение на­циональной идеологии состоит в формировании связей солидарности между индивидами и социальными классами, мобилизации с этой целью общих ценностей и культурных традиций. Национальные доктрины производят мифы, символы, апеллирующие к рациональности идеологии, призванные служить оправданию и укреплению государства. Они предлагают каждому индивиду как личную, так и социальную идентичность, позволяющую ему отличать себя от остального мира и от других культур. Их распространению в той или иной мере способствуют все правительства, заинтересованные в закреплении национальных особенностей, легитимизирующих государственный суверенитет (8тНИ. 1983).

Определяющую роль в формировании и закреплении национальной идеологии играют политические и интеллектуальные элиты. Это характерно и для тех неевропейских регионов, в которых формирование наций происходит под влиянием империализма: профессиональные элиты указанных регионов, стоящие во главе движений за освобождение от всех форм колониального господства и политическую независимость,

фактически воспроизводят в государственности, как форме политической организации общества, политическую модель метрополий. Вместе с тем здесь процесс формирования наций идет как бы «наоборот»: не нация предшествует и сопровождает генезис госу­дарственности, а государство используется как решающий инструмент в формировании наций. Именно этим объясняется парадоксальный, на первый взгляд, факт существования на политической карте мира госу­дарств (например, в постколониальной Африке), не имеющих нации: речь идет о процессе создания нации «мы-восприятия», которая подошла бы под уже существующее государство, а не о процессе поиска нацией своего собственного государства (КаззеП & 81агг. 1981. Р. 63).

Как уже отмечалось, одной из решающих в понимании происхож­дения и сущности государства является категория «национально-госу­дарственный суверенитет». Она имеет два основных аспекта — внут­ренний и внешний. Речь идет, с одной стороны, о свободе государства избирать свой путь экономического развития, политического режима, гражданского и уголовного законодательства и т. п. А с другой — о не­вмешательстве государств во внутренние дела друг друга, о их равенстве и независимости. Однако принцип суверенитета национальных государств приводит к неоднозначным последствиям в международных отношениях.

Во-первых, каждое государство вынуждено так или иначе сочетать в своей внешней политике достаточно противоречивые функции. По определению одного из основателей современной американской поли­тической науки А. Уолферса, каждое государство может стремиться к национальной экспансии (кеГГ-ехиегшоп) в самом широком смысле этого термина, включающем увеличение территорий, влияния, ресурсов, союзников и т.п. Оно может быть озабочено защитой (сохранением) своего пространства и своего национального интереса (кеГГ-ргекегуайог). Наконец, оно может отказываться от тех или иных непосредственных выгод в пользу укрепления мира и солидарности в межгосударственных отношениях (8е1Г-аЪпеда^^оп) (\Уо1/ег$. 1962; Когапу. 1987. Р. 136).

Во-вторых, каждое государство стремится к обеспечению собствен­ной безопасности. Однако это стремление ввиду того, что оно свойст­венно всем суверенным государствам-нациям в условиях «плюрализма суверенитетов», порождает одну из самых сложных и животрепещущих проблем международных отношений — так называемую дилемму безопасности. Она состоит в том, что увеличение безопасности одного из государств может рассматриваться как небезопасность для другого и вызывать с его стороны соответствующие реакции — от гонки воору­жений до «превентивной войны».


Наконец, в-третьих, если все государства-нации равны, то, как ост­роумно замечают Б. Рассет и X. Старр, «некоторые из них равны больше, чем другие» (Казз!! & 8!агг. 1981. Р. 79). Действительно, формально-юридическое равенство государств с точки зрения международного права не может отменить того обстоятельства, что они различаются по своей территории, населению, природным ресурсам, экономическому потенциалу, социальной стабильности, политическому авторитету, во­оружениям, наконец, по своему возрасту. Эти различия резюмируются в неравенстве государств с точки зрения их национальной мощи. След­ствием такого неравенства является международная стратификация, с характерной для нее фактической иерархией государств на междуна­родной арене.

Исследуя международную стратификацию с позиций исторической социологии, английский ученый Э. Луард приходит к выводу, что на всех этапах своего существования — от Римской империи, где госу­дарства-данники зависели от центральной власти, и Китайской много­государственной системы, где власть была неравномерно распределена между большими группами государств, до современности — междуна­родные отношения всегда были стратифицированы по тем или иным основаниям (ЬиагС. 1976). В международных отношениях, которые ин­тересуются причинами социальной стратификации и ее последствиями на поведение акторов, в объяснении этого феномена существует два основных направления.

Одно из них — «консервативное» — рассматривает стратификацию как следствие функциональной специализации: общество стратифици­руется потому, что позиции, которым приписывается большая ценность, обеспечивают тем, кто их занимает, власть, привилегии или престиж. С этой точки зрения интеграция общества и социальный порядок являются продуктами стратификации, и, более того, в степени стабильности общества отражается степень ценностного консенсуса его членов. Представители второго — «радикального» направления — считают, что общественный порядок всегда основан на принуждении, а стра­тификация общества постоянно сопровождается процессом, при котором власть, привилегии и престиж определенного социального слоя достигаются и поддерживаются благодаря систематической экс­плуатации им других слоев. Сформулированная марксистами, такая точка зрения разделяется не только близкими к марксизму, но и сто­ронниками иных теоретических течений.

Большинство идей, связанных со стратификацией международных отношений, было заимствовано именно из радикального направления
(ЬШ1е. 1978). В рамках науки о международных отношениях литература по вопросу о стратификации подразделяется на два течения — «ин-теракционизм» и «структурализм». Первое рассматривает взаимодей­ствующие государства в качестве автономных элементов стратифици­рованной системы международных отношений, положением в которой и объясняется их поведение (М. Каплан, А. Органски, Р. Роузкранс, Д. Сингер, К. Дойч, К. Уолц, и др.). Второе исходит из того, что в XX в. государства уже не являются автономными, а играют разную роль в общемировой капиталистической системе, причем эта роль зависит от того, какое место они занимают в данной системе — центральное или периферийное (Р. Пребиш, Б. Браун, II. Баран, П. Суизи, А. Франк, И. Галтунг, С. Амин, И. Валлерстайн и др.). Таким образом, если для интеракционистов государство как международный актор представляет главный предмет анализа, то структуралисты, рассматривающие прежде всего отношения между центром и периферией в мировой системе, чаще всего не принимают его за единицу анализа.

Как уже отмечалось выше, одним из наиболее широко распростра­ненных видов международной (межгосударственной) стратификации считаются неравные возможности государств защитить свой суверени­тет, вытекающие из неравенства их национально-государственной мощи. С этой точки зрения различают сверхдержавы, великие держа­вы, средние державы, малые государства и микрогосударства (см.: ВгаШагй, ЩаНН.1988. Гл. II),

Сверхдержавы выделяются по следующим признакам: а) способ­ность к массовым разрушениям планетарного масштаба, поддерживае­мая благодаря обладанию и совершенствованию ядерного оружия; б) способность оказывать влияние на условия существования всего че­ловечества; в) невозможность Потерпеть поражение от любого другого государства или их коалиции, если в такую коалицию не входит другая сверхдержава.

В отличие от них, великие державы оказывают существенное вли­яние на мировое развитие, но не господствуют в международных от­ношениях. Они нередко стремятся играть мировую роль, однако ре­альные возможности, которыми они располагают, ограничивают их роль либо определенным регионом, либо отдельной сферой межгосу­дарственных отношений на уровне региона.

Средние державы обладают прочным влиянием в своем ближайшем окружений. Это отличает их от малых государств, влияние которых является слабым. Однако малые государства располагают достаточными средствами для сохранения своей независимости и территориальной целостности. Микрогосударства же в принципе неспособны защитить свой суверенитет собственными силами.