Файл: П. А. Цыганков Теория международных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1658

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
{Косолапое. 1992).

С позиций политического реализма главное действующее лицо на­циональной и международной безопасности — государство. Именно оно является основным звеном, причиной и следствием, основным ви­новником (источником угроз) и надеждой в соотношении угроза — безопасность.

Холодная война (и в этом ее сходство с любой войной) способст­вовала расширению роли государства, усилению его значения и власти его бюрократического аппарата. Реалистская концепция лежала в основе построения структур безопасности в противоборстве между Востоком и Западом. Это проявлялось не только в постоянном наращивании и качественном совершенствовании военной силы, но и в особом внимании к стратегии ядерного сдерживания.

Вышесказанное не следует понимать как признание абсолютного доминирования реалистской парадигмы в понимании безопасности пе­риода холодной войны. За пределами стратегических исследований, изучающих отношения Восток — Запад, реалистские подходы уже тогда не считались полностью адекватными. Предпочтение отдавалось более широкому пониманию безопасности. Опасность возникновения ядерной войны, рост взаимозависимости, навязывающий ограничения в применении военной силы, а также этические проблемы, связанные с ситуацией заложников гарантированного взаимного уничтожения, все эти проблемы дают толчок к разработке альтернативных представлений. Такие представления, особенно к концу холодной войны, получают все более широкое распространение. Важное место в новых представлениях о безопасности занимают понятия неделимости и взаимной безопасности: безопасность рассматривается как единое целое. Сниже­ние уровня безопасности одной стороны с этой точки зрения неминуемо вызывает снижение уровня безопасности другой.

Продолжает существовать и разрабатываться понимание безопас­ности на основе либерально-идеалистической парадигмы. Напомним, что одной из центральных в этой парадигме является идея о междуна­родном сотрудничестве, основанном на универсальных ценностях и общечеловеческих интересах. С этих позиций угрозу безопасности представляют те участники международных отношений, которые от­казываются от сотрудничества, нарушают общепринятые моральные и правовые нормы. Центральные понятия в либерально-идеалистической парадигме — всеобщее разоружение и коллективная безопасность, главным объектом которой являются указанные универсалии, а также неотъемлемые права личности. Коллективная безопасность — единст­венный путь для преодоления дилеммы безопасности, который проходит через создание и укрепление международных институтов (и прежде всего через укрепление и дальнейшее развитие системы ООН), дальнейшее совершенствование международного права, соблюдение общепринятых норм нравственности (см., например:
С1агк апй 8окп. 1962).

При этом понятие «коллективная безопасность», получившее по­литический статус еще во времена Лиги Наций, начиная с 1970-х гг. не только привлекает внимание исследователей, но и имеет широкое хождение в политических кругах, занятых разработкой и осуществле­нием стратегий международной безопасности как в обеих сверхдержа­вах, так и в авторитетных межправительственных (ООН, СБСЕ, НАТО, ОВД и др.), а также неправительственных (например, СИПРИ) организациях, в кругах «профессионалов безопасности», как их называет французский исследователь Д. Биго.

В эти же годы рождаются и иные, близкие указанному понятия безопасности. Например, понятие «общей безопасности» (соттоп ке­сипгу) как противоположности стратегии сдерживания. «Общая без­опасность» подразумевает долгосрочные государственные обязательства, учитывающие опасения относительно своей безопасности со стороны других государств, а также совместную работу по разным направлениям для максимального увеличения степени взаимозависимости между государствами. Другое понятие — это понятие «общей и коллективной обороны». Под ним подразумевается совместная защита членов сообщества безопасности (например, НАТО и ОВД) от внешней агрессии.

Наконец, в 1970-е гг. появляются и понятия «всеобъемлющей без­опасности» (сотргепепяуе кесипгу) или «всеобщей безопасности» (оуега11 кесипгу), которые рассматриваются как альтернатива нацио­нальной безопасности и как средство придания новой и более широкой основы сотрудничеству в условиях стабилизации международной сис­темы. Всеобъемлющая и/или всеобщая безопасность — явления много­мерные: они сосредоточиваются не только на политических и дипло­матических спорах (которые зачастую приводят к конфликту), но и на таких факторах, как слаборазвитая экономика, торговые противоречия, неконтролируемые перемещения населения, состояние экологии, наркобизнес, терроризм и права человека.

Однако главным и наиболее операциональным в этом комплексе остается понятие коллективной безопасности. Под нею понимается си­туация, в которой все члены определенного сообщества безопасности Сказываются от применения силы в отношениях друг с другом и со­глашаются оказывать помощь любому государству-участнику который подвергся нападению со стороны иного государства данного сооб­щества. Основное направление теоретических поисков и политических Усилий, направленных на преодоление тупиковой ситуации, которая сложилась в результате гонки вооружений (наиболее концентрирован­ного выражения холодной войны), было направлено на создание сис­темы всеобъемлющей коллективной безопасности под эгидой ООН. Дальнейшие исследования показали, что создание такой системы со­пряжено с серьезными трудностями. Они связаны с тем, что всеобъем­лющая коллективная безопасность должна отвечать ряду трудновы­полнимых условий, среди которых, резюмируя исследования данной проблемы, можно выделить пять групп: моральные, юридические, ин­ституциональные, системные и ситуационные.



Итак, в первую группу входят моральные условия. Они касаются принципов неприменения силы в возникающих между странами кон­фликтов и неделимости мира как состояния межгосударственных от­ношений, а также беспристрастности «третьей стороны» (в качестве которой может выступать отдельное государство, их группа, или меж­дународная организация) при решении спорных вопросов.

Во вторую группу включены укрепление и совершенствование де­ятельности ООН как всемирной организации безопасности, ее инсти­тутов, а также вооруженных сил (в достаточном количестве и хорошо экипированных), способных эффективно решать вопросы, связанные с наказанием агрессора или с разрешением кризисных ситуаций путем проведения миротворческих операций.

Третья группа объединяет юридические условия. Речь идет о ре­альных полномочиях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН; о выполнении всеми государствами норм и принципов Органи­зации Объединенных Наций; об эффективности деятельности Между­народного суда; наконец, о неуклонном соблюдении всеми членами сообщества безопасности норм и устава ООН.

Условия четвертой группы касаются необходимости иметь благо­приятную международную среду. Благоприятная международная среда подразумевает преодоление биполярности; разоружение сверхдержав, по меньшей мере частичное, но вместе с тем реальное; развитие связей экономической взаимозависимости; учет интересов негосударственных участников международных отношений. Условия должны гарантировать стабильность международной системы. Стабильность же предполагает, во-первых, наличие системы основополагающих универсальных ценностей, разделяемых всеми членами сообщества безопасности; во-вторых, консенсус по поводу правил поведения в рамках данного сообщества; в-третьих, умеренность политики любого государства по отношению к другим. А. Д. Богатуров рассматривает соотношение стабильности и безопасности следующим образом: «Если безопасность подразумевает искомое состояние государства или системы, то стабильность — тип смены их реальных состояний, которые могут характеризоваться большей или меньшей безопасностью. Или по-дру­тому: безопасность воплощает отсутствие угроз для выживания, а ста­бильность — способность компенсировать такие угрозы в случае их возникновения за счет внутренних адаптационных возможностей сис­темы. Наконец, третий вариант: стабильность — это равномерно откло­няющийся тип движениялсредней линией которого можно считать от­сутствие угрозы выживанию системы, с которым и отождествляется безопасность»
(Богатуров. 1997).

Наконец, пятая группа, условий, необходимых для организации всеобъемлющей системы коллективной безопасности, может быть на­звана ситуационной. В нее входят прежде всего разработка общепри­нятого определения агрессора; готовность всех членов сообщества без­опасности идти на риск и жертвы ради общих интересов; наличие силы, превосходящей силу любого потенциального агрессора (Агоп. 1984).

Таким образом, речь идет о необходимости решения достаточно сложных вопросов международного взаимодействия. Наиболее трудно выполнимыми являются условия четвертой и пятой групп. Но и ос­тальные группы условий содержат в себе целый комплекс сложных проблем. Дальнейшее развитие международных событий показало, что, даже условия второй группы труднодостижимы, хотя, казалось бы, легче всего будет добиться согласия всех государств именно в вопросах суверенитета и полномочий ООН.

Не менее серьезной оказалась и концептуальная проблема создания всеобъемлющей системы коллективной безопасности. Такая система призвана стать противоядием от основной тенденции всякого союза, на которую указал еще Фукидид, — от втягивания в конфликтный цикл. Однако, в сущности, коллективная безопасность представляет собой не что иное, как одну из -форм союза. Отсюда вытекает проблема, свойственная каждому союзу, — проблема прочности взаимных обязательств, взятых на себя "его членами. Коллективная безопасность достижима при частичном разоружении государств, однако последние согласны на такое разоружение, только имея гарантию эффективности коллективной безопасности. Этот порочный круг захватывает и соотношение коллективной безопасности и стабильности системы: эффективность коллективной безопасности зависит от степени всеобъемлющей стабильности, Однако сама стабильность является функцией эффективности безопасности.

Сказанное не означает, что создание всеобъемлющей системы кол­лективной безопасности принципиально невозможно. Тем более что отказ от движения по этому пути не несет в себе ничего перспективного. В данном случае применима формула «движение все, конечная Цель ничто». Ведь достижение даже частичных, небольших результатов, направленных на построение «безопасности для всех», улучшает ситуацию в международных отношениях. Но следует заметить, что данная концепция страдала и другими недостатками. Назовем только два из них, имеющих принципиальное значение в современных условиях. Во-первых, основное внимание в описываемой концепции сосре­доточено на военных аспектах безопасности в ущерб всем остальным аспектам, которые остаются как бы в тени. Это, конечно, можно объ­яснить ядерным противостоянием и опасностью всеобщего конфликта, которые угрожали гибелью всей человеческой цивилизации (или, по меньшей мере, нанесением ей невосполнимого ущерба). Однако недо­оценка экономической, экологической, информационной, техноло­гической и других составляющих сказалась в дальнейшем на жизне­способности всей концепции в целом. Второй недостаток связан с не­дооценкой роли транснациональных акторов, ибо в своей основе концепция всеобъемлющей системы коллективной безопасности стро­ится на принципах государственно-центричного подхода.


Хотя, как уже говорилось, первостепенная ответственность в созда­нии условий безопасности лежит на государстве, возникающие угрозы все более и более детерминируются структурными принуждениями транснационального характера. Поэтому проблематика безопасности все очевиднее врастает в контекст усиливающейся взаимосвязи между государственной и транснациональной сферами (см. об этом: 8епаг-с1еп$. 1998).

Указанные недостатки были подмечены теоретиками взаимозави­симости. Дж. Иай и Р. Кохэн писали в 1989 г.: «Баланс между силовыми теориями и национальной безопасностью плохо приспособлен к анализу проблем экономической и экологической взаимозависимостей. Безопасность в традиционной трактовке, вероятно, не является прин­ципиальным вопросом, с которым сталкиваются правительства» (Кео­капе апй Муе. 1989).

Исследуя проблемы безопасности, Кохэн и Най пришли к выводу о том, что разницу между традиционной политикой международной безопасности и политикой экономической и экологической взаимоза­висимости нельзя отождествлять с разницей между играми с «нулевой суммой» (в которых одна сторона получает столько, сколько теряет другая) и играми с «ненулевой суммой» (в которых обе стороны могут либо выиграть, либо проиграть). Военная взаимозависимость может и не быть игрой с «нулевой суммой». Военные союзы активно ищут вза­имозависимости для обеспечения большей безопасности для всех. Ба­ланс сил тоже не обязательно должен быть игрой с «нулевой суммой». Если одна сторона хочет нарушить статус-кво, то ее выгода достигается за счет потерь другой стороны. Но если большинство участников (или все) хотят удержать статус-кво, они могут вместе выиграть, сохраняя баланс сил между собой. Политическая и экологическая взаимозави­симости, наоборот, предполагают конкуренцию даже в случае, если от сотрудничества ожидают большой выгоды. Существует определенная последовательность (так же как и в выделенных различиях) в тради­ционной политике военной безопасности и политике экономической и экологической взаимозависимости. Не следует определять взаимо­зависимость только терминами, взятыми из ситуации равносбаланси-рованной взаимной зависимости. В этом необходимо проявлять осто­рожность. Существует асимметрия в зависимости: менее зависимые акторы могут часто использовать взаимозависимые отношения как ис­точник силы при решении спорного вопроса и возможность повлиять на другие решения.

Есть мнение о полной симметрии. Другой крайностью является положение о полной зависимости (иногда маскируемое определением ситуации как взаимозависимой), но это тоже редкость. Большинство . ситуаций оказываются между этими двумя крайностями. Эта середина — место, где находится сердце политического управления процессом взаимозависимости и, соответственно, международной безопасностью.