Файл: П. А. Цыганков Теория международных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1646

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


этом см: Орджоникидзе. 2000). Во-вторых, процесс трансформации со­держания государственного суверенитета проходит при активном со­участии государств, которые видят в нем возможность интегрироваться в общемировые экономические процессы и тем самым сохранить и продвинуть свои национальные интересы в условиях глобализации. В-третьих, «подрыв суверенитета» касается прежде всего так называемых слабых государств и в конечном счете представляет собой новое проявление борьбы государственных интересов на международной арене в условиях появления на ней новых мощных экономических и финансовых акторов — транснациональных корпораций, фирм, банков и т.п. В-четвертых, «размывание суверенитета» не доходит до отмены репрессивных возможностей государства.

Сила и слабость международных организаций и, соответственно, эффективность международного права, его власть над государствами в решающей степени зависят от самих государств, главным образом, — от великих держав. Так, уже в июне 1945 г. в рамках ООН была основана международная судебная власть — Международный суд с место­пребыванием в Гааге. Его функции состоят, во-первых, в разрешении в соответствии с международным правом юридических споров, пере­данных на его рассмотрение государствами, и, во-вторых, вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, переданных ему уполномоченными на то международными органами и учрежде­ниями. Однако его компетенция остается достаточно ограниченной. Во-первых, она касается только юридических споров между государствами и исключает из этих споров граждан, народы без государств, МПО и НПО. А во-вторых, она относится только к тем-государствам, которые официально признали авторитет Международного суда в уре­гулировании споров, которые могут возникнуть между ними. Между тем до настоящего времени из 188 стран — членов ООН только .58 принимают его компетенцию. Из постоянных членов Совета Безопас­ности его признает только Великобритания. При этом государства, признавшие компетенции Международного суда, сопроводили свое признание многочисленными ограничительными условиями. Поэтому международная судебная власть находится на эмбриональной стадии: именно недостаток компетенции помешал Международному суду при­нять к рассмотрению обращение Югославии в 1999 г., требовавшей принятия срочных мер по прекращению бомбардировок НАТО, которые велись в нарушение норм международного права. Рассматривая эту проблему, М. Шемийе-Жандро ставит риторический вопрос: какой суд возьмется преследовать, например, израильское руководство за Распространение израильских поселений в Иордании, которое запре­щено четвертой Женевской конвенцией? Ведь 49-я статья этой Кон­веиции гласит: «Оккупационная держава не может осуществлять де­портацию или размещение части своего собственного гражданского населения на оккупируемой ею территории». И какой суд способен привлечь к ответственности руководство Атлантического союза за ущерб, причиненный гражданским лицам в Югославии натовскими бомбардировками?
(СкетПИег-Оепагеаи. 1999). Ответ очевиден: в от­сутствие воли великих держав международное право не может быть эффективным и в полной мере отвечать своему предназначению. По­ложение осложняется и коллизией между основными принципами международного права, их несбалансированностью.


Основные принципы международного права

Под основными принципами международного нрава понимаются его наиболее широкие и важные нормы, в которых выражается его главное' содержание и характерные черты и которые обладают высшей, импе­ративной юридической силой (Курс международного права. 1989. Т. 2. С. 5). Основные принципы современного международного права за­креплены в ряде документов наиболее авторитетных международных организаций и форумов, в частности, в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном Акте Со­вещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. (поэтому их называют иногда «Хельсинкским декалогом»). Как правило, в меж­дународных актах речь идет о следующих десяти принципах: суверен­ном равенстве государств; неприменении силы и угрозы силой; неру­шимости границ; территориальной целостности государств; мирном урегулировании споров; невмешательстве во внутренние дела; уважении прав человека и основных свобод; равноправии и праве народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничестве между государствами; добросовестном выполнении обязательств по международному праву (см.: там же. С. 19). Их функции состоят,в закреплении и охране устоев системы международных отношений, содействии ее нормальной жиз­недеятельности и развитию, а также в обеспечении приоритета ооше-человеческих интересов и ценностей — мира и безопасности, жизни и здоровья, международного сотрудничества и т.п.

Основные принципы международного права носят исторический характер, т.е. в них закрепляются основные права и обязанности госу­дарств применительно к потребностям существующего этана и состо­яния международных отношений. Их значение и роль в регулировании международных отношений нельзя абсолютизировать: как показывае практика, эти принципы нередко игнорируются, оставаясь, по сущест­ву, благими пожеланиями. Вместе с тем было бы ошибкой отрицать «побое влияние принципов на характер межгосударственного взаимо­действия.

Несмотря на многочисленность, легко заметить, что содержание принципов пересекается, они так или иначе перекликаются друг с дру­гом. Поэтому в системе основных принципов международного права могут быть выделены три группы: 1) принципы, формулирующие по­ложения о равенстве субъектов международных отношений; 2) прин­ципы, настаивающие на их независимости; 3) принципы, направленные на мирное урегулирование межгосударственных противоречий.


В первую группу входят нормы, в которых отражается одна из наи­более древних и фундаментальных идей, касающихся международно-правового регулирования взаимодействия государств. В Уставе ООН она формулируется следующим образом: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов» (ст. 2, § 1). Этот принцип проявляется в положениях о равноправии и праве народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничестве между государствами; добровольном выполнении обязательств по международному праву. Он получает дальнейшее развитие также в принципах иммунитета, взаимности и недискриминации (МагНп. 1982. Р. 107—111). Согласно первому из перечисленных выше положений, государство не может быть подчинено законодательству другого государства (иммунитет юрисдикции); его представители обладают правом неприкосновенности на территории другого государства (дипломатический иммунитет). Второе положение нацеливает субъектов международного права на прагматическое поведение: речь идет о равенстве обязательств в кон­кретных областях взаимодействия, например в торговле, культурных обменах и т.п. Наконец, в третьем положении речь идет о так называ­емом негативном обязательстве, когда права или выгоды, признаваемые за одним субъектом международного права, должны быть гаран­тированы и другому.

Вторая группа включает такие принципы, как невмешательство; Иеруцшмость границ; территориальная целостность. Являясь предметом особой озабоченности и постоянных напоминаний, они в то же вРемя не менее часто нарушаются, чем принципы первой группы. Это в полной мере может быть отнесено и к принципам третьей группы (Нецрименение шлы или угрозы силой; мирное урегулирование спо-Р°в; соблюдение прав человека).

Одним из основополагающих принципов международного права является принцип соблюдения прав человека и основных свобод, со­вершенно очевидно превращающийся в последние десятилетия (Все-°Щая декларация прав человека была принята в 1948 г.) в самостоя­тельную тему, оказывающую возрастающее влияние на международные отношения. Именно в силу этой причины данная тема длительное время оставалась одной из наиболее заидеологизированных, использовалась как орудие конфронтации между «Западом» и «Востоком». В то же время она и сегодня служит достаточно красноречивой иллюстрацией, демонстрирующей противоречия и двусмысленности, свойственные международному праву в целом.
3. Право прав человека и международное гуманитарное право


Это два вида международного права в последние годы заметно сбли­жаются друг с другом. Основой такого сближения является то, что в обоих случаях речь идет о защите фундаментальных, естественных прав людей — праве на нормальные условия существования, на сохранение здоровья, на саму жизнь. В то же время между ними существуют и различия.
Право прав человека

Если сравнить современные возможности защиты индивидуальных и групповых прав на международном уровне с ситуацией, господство­вавшей в этой сфере еще в начале XX в., то нельзя не констатировать несомненный прогресс. Устав Организации Объединенных Наций об­ращается к вопросу прав и свобод человека в преамбуле и в ст. 1, 13, 55, 62, 68, 76. В декабре 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, а с 1954 г. — ряд международных пактов, касающихся прав человека. В Резолюции 2200 (XXI) от 16 декабря 1966 г. Ассамблея приняла Международный пакт, отно­сящийся к экономическим, социальным и культурным правам, а также Международный пакт и Факультативный протокол, касающиеся гражданских и политических прав. Государства, подписавшие и рати­фицировавшие Протокол, признают правомочность Комитета по правам человека принимать к рассмотрению жалобы частных лиц на нарушение их прав, зафиксированных в Пакте. При этом Всеобщая деК' ларация прав человека обращается «ко всем членам человеческой семьи», призывая их действовать в отношении друг друга в духе спра' ведливости и братства. А вышеуказанные пакты (в отличие от Декла­рации) являются обязательными к исполнению каждым государство» В 1968 г. на 23-й сессии Генеральной Ассамблеи была принята Резо-

люция 2437 (XXIII), учредившая пост Верховного Комиссара Объеди­ненных Наций по правам человека.

Институализация защиты прав человека происходит и на уровне региональных межправительственных организаций. Так, 4 ноября 1950 г. в Риме группой государств, входящих в Совет Европы, была принята Европейская конвенция по правам, человека. В ноябре 1969 г. была подписана Межамериканская конвенция по правам человека. В соответствии с ней были созданы Межамериканская Комиссии по пра­вам человека и Межамериканский суд по правам человека. В 1.981 г. в Банги (Гамбия) принимается Африканская хартия прав человека и на­родов, в соответствии с которой учреждается Африканская Комиссия по правам человека и народов. Наконец, в рамках ЮНЕСКО в 1981 г. была провозглашена Исламская Всеобщая декларация прав человека.