ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1585
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Агоп. 1984. Р. 18). В целом с таким пониманием специфики объекта науки о международных отношениях соглашались и либералы, хотя они подчеркивали, что, во-первых, указанная анархичность никогда не была полной, а во-вторых, возникновение и развитие международных институтов, распространение и усиление международных режимов вносят все большую упорядоченность и регулируемость в отношения международных участников. Одновременно они обратили внимание на обстоятельство, которое затем стало использоваться транснационалистами в качестве главного контраргумента в полемике со сторонниками политического реализма. Речь идет о редуцировании международных отношений к межгосударственным взаимодействиям и абсолютизации принципа национального интереса, понимаемого реалистами, фактически, как некая априорная данность.
Однако как показало дальнейшее развитие исследований в области международных отношений, и транснационалистам не удалось преодолеть указанный недостаток. Ссылки на взаимозависимость мира и на взаимопроникновение внутренней и международной политики, равно как и критерий «политической локализации», который призван преодолеть присущее реализму редуцирование международных отношений к межгосударственным, проблему не решают. Как уже отмечалось, в соответствии с этим критерием объектом науки о международных отношениях являются любые социальные отношения и потоки, пересекающие границы и избегающие единого государственного контроля. Однако границы, на которые ссылается критерий политической локализации, — неотъемлемый признак государственности, всемерно оберегаемый символ национального суверенитета, поэтому ссылка на них так или иначе возвращает нас к вопросу о зависимости международных отношений от межгосударственных взаимодействий, сводя существенэтого поля являются такие отражающие специфику международных отношений «частнонаучные» понятия и проблемы, как «плюрализм суверенитетов», «баланс сил», «би- и многополярность», «дипломатия», «стратегия» и т. н. Разрабатываемые в рамках автономного предметного поля, эти понятия все чаще с успехом используются политологией в исследовании внутриполитических процессов. Наука о международных отношениях уже обогатила политическую теорию такими ставшими общеполитологическими понятиями, как «национальный интерес», «переговоры» и т.п., которые в полне успешно применяются для анализа внутриполитических проблем. Тем самым она предстает как относительно автономная политическая дисциплина, имеющая собственный предмет исследования. Это подтверждается и такими косвенными, но в то же время важными признаками, как наличие специализированных журналов, существование международного научного сообщества — специалистов, которые следят за работами друг друга, и совместными усилиями, через взаимную критику, опираясь на общезначимые достижения, полученные в рамках различных теоретических направлений и школ, развивают свою дисциплину, ставшую неотъемлемой частью университетского образования.
И хотя речь идет о сравнительно молодой дисциплине, об окончательном конституировании которой, ее полной автономности по отношению к политологии говорить пока еще рано (более того, особенности самого объекта международных отношений дают основания предполагать, что ее автономность вряд ли возможна и в сколь-либо обозримом будущем), это, в силу названных здесь обстоятельств, не избавляет от необходимости разработки проблем, касающихся самостоятельного теоретического статуса науки о международных отношениях.
ЛИТЕРАТУРА
15 Ауоп К. Ипе 8осю1о§1е йе§ ге1а1юп§ ийегпа1юпа1е§ // Кеуие Ггапса1§е йс §осю1о§1е. 1963. Уо1. IV № 3.
271 Мег1е М. 8осю1о§1е йе§ ге1а1юп§ т1егпа1юпа1е§. Р., 1974.
ГЛАВА 2
Проблема метода в теории международных отношений
Основная цель данной главы — познакомить с наиболее широко применяемыми методами, методиками и техниками изучения международных отношений и внешней политики. В ней не ставится такая, достаточно сложная и самостоятельная задача, как научить пользоваться ими. Впрочем, ее решение было бы и невозможно, так как для этого требуется, во-первых, подробное описание тех или иных методов, иллюстрируемое примерами их конкретного применения в исследовательской работе при анализе определенного объекта международных отношений, а во-вторых (и это главное), практическое участие в том или ином научно-теоретическом или научно-прикладном проекте, поскольку, как известно, нельзя научиться плавать, не входя в воду.
При этом следует иметь в виду, что каждый исследователь (или исследовательский коллектив) обычно использует свой излюбленный метод (или их группу), корректируемый, дополняемый и обогащаемый им с учетом имеющихся условий и инструментария. Важно иметь в виду и то, что применение того или иного метода зависит от объекта и задач исследования, а также (что весьма существенно) от наличных материальных средств.
К сожалению, приходится отметить тот факт, что специальная литература, посвященная проблеме методов и особенно — прикладных методик анализа международных отношений, — весьма немногочисленна (особенно па русском языке) и потому труднодоступна.
1. Значение проблемы метода
Проблема метода — одна из наиболее важных проблем любой науки, так как в конечном счете речь идет о том, чтобы научить, как получать новое знание, как применять его в практической деятельности. Вместе с тем это и одна из самых сложных проблем, которая и предваряет изучение наукой своего объекта, и является итогом такого изучения. Она предваряет изучение объекта уже потому, что исследователь с самого начала должен владеть определенной суммой приемов и средств достижения нового знания. Она является итогом изучения, ибо полученное в его результате знание касается не только самого объекту, но и методов его изучения, а также применения полученных результатов в практической деятельности. Более того, исследователь сталкивается с проблемой метода уже при анализе литературы и необходимости ее классификации и оценки.
Отсюда неоднозначность и в понимании содержания самого термина «метод». Он означает как сумму приемов, средств и процедур исследования наукой своего предмета, так и совокупность уже имеющегося знания. Это значит, что проблема метода, обладая самостоятельным значением, в то же время тесно связана с
аналитической и практической ролью теории, которая также играет и роль метода.
Распространенное мнение о том, что каждая наука имеет свой собственный метод, верно лишь отчасти: большинство социальных наук не имеют своего специфического, только им присущего метода. Поэтому они так или иначе преломляют применительно к своему объекту общенаучные методы и методы других (как социальных, так и естественно-научных) дисциплин. В данной связи принято считать, что методологические подходы политической науки (в том числе и международных отношений) строятся вокруг трех аспектов:
И хотя при этом подчеркивается, что данное замечание не означает необходимости «полного изгнания» из науки ценностных суждений или личных позиций исследователя, тем не менее передним неизбежно встает проблема более широкого характера — проблема соотношения науки и идеологии. В принципе та или иная идеология, понимаемая в широком значении — как сознательный или неосознанный выбор предпочтительной точки зрения, — существует всегда. Избежать этого, «деидеологизироваться» в этом смысле нельзя. Интерпретация фактов, даже выбор «угла наблюдения» и т.п. неизбежно обусловлены точкой зрения исследователя. Поэтому объективность исследования предполагает, что исследователь должен постоянно помнить об «идеологическом присутствии» и стремиться контролировать его, видеть относительность любых выводов, учитывая такое «присутствие», стремиться избегать одностороннего видения. Наиболее плодотворных результатов в науке можно добиться не при отрицании идеологии (это в лучшем случае заблуждение, а в худшем — сознательное лукавство), а при условии идеологической терпимости, идеологического плюрализма и «идеологического контроля» (но не в смысле привычного нам по недавнему прошлому контроля официальной политической идеологии по отношению к науке, а наоборот — в смысле контроля науки над всякой идеологией).
Однако как показало дальнейшее развитие исследований в области международных отношений, и транснационалистам не удалось преодолеть указанный недостаток. Ссылки на взаимозависимость мира и на взаимопроникновение внутренней и международной политики, равно как и критерий «политической локализации», который призван преодолеть присущее реализму редуцирование международных отношений к межгосударственным, проблему не решают. Как уже отмечалось, в соответствии с этим критерием объектом науки о международных отношениях являются любые социальные отношения и потоки, пересекающие границы и избегающие единого государственного контроля. Однако границы, на которые ссылается критерий политической локализации, — неотъемлемый признак государственности, всемерно оберегаемый символ национального суверенитета, поэтому ссылка на них так или иначе возвращает нас к вопросу о зависимости международных отношений от межгосударственных взаимодействий, сводя существенэтого поля являются такие отражающие специфику международных отношений «частнонаучные» понятия и проблемы, как «плюрализм суверенитетов», «баланс сил», «би- и многополярность», «дипломатия», «стратегия» и т. н. Разрабатываемые в рамках автономного предметного поля, эти понятия все чаще с успехом используются политологией в исследовании внутриполитических процессов. Наука о международных отношениях уже обогатила политическую теорию такими ставшими общеполитологическими понятиями, как «национальный интерес», «переговоры» и т.п., которые в полне успешно применяются для анализа внутриполитических проблем. Тем самым она предстает как относительно автономная политическая дисциплина, имеющая собственный предмет исследования. Это подтверждается и такими косвенными, но в то же время важными признаками, как наличие специализированных журналов, существование международного научного сообщества — специалистов, которые следят за работами друг друга, и совместными усилиями, через взаимную критику, опираясь на общезначимые достижения, полученные в рамках различных теоретических направлений и школ, развивают свою дисциплину, ставшую неотъемлемой частью университетского образования.
И хотя речь идет о сравнительно молодой дисциплине, об окончательном конституировании которой, ее полной автономности по отношению к политологии говорить пока еще рано (более того, особенности самого объекта международных отношений дают основания предполагать, что ее автономность вряд ли возможна и в сколь-либо обозримом будущем), это, в силу названных здесь обстоятельств, не избавляет от необходимости разработки проблем, касающихся самостоятельного теоретического статуса науки о международных отношениях.
ЛИТЕРАТУРА
-
Гладков В.П. Международное общество: утопия или реальная перспектива // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 6. -
Иноземцев Н.Н. Ленинский курс международной политики КПСС. М., 1978. -
Ислам. Энциклопедический словарь. М, 1991. -
Кукулка Ю.Проблемы теории международных отношений. М., 1980. -
Курс международного права: В 7 т. Т. 1. Понятие, предмет и система международного права. М., 1989. -
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 12. -
Моргачев С. Пространство, время и поде в мировой политике // Мировая экономика и международные отношения, 1989. М§ 7. -
Мурадян А.А. Двуликий Янус. Введение в политологию. М„ 1994. -
О сути концепции внешней политики России // Международная жизнь. 1993. № 1. С 19.
-
Перестройка международных отношений: пути и подходы // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 1. -
Поздняков ЭА. Философия политики. М., 1994.
-
Социализм и международные отношения. М., 1975. -
Четкое М. Осмысление мироцельности: новая оппозиция идей или их сближение? // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 2. -
Шахназаров Г.Х. Грядущий миропорядок. М, 1981. С. 19.
15 Ауоп К. Ипе 8осю1о§1е йе§ ге1а1юп§ ийегпа1юпа1е§ // Кеуие Ггапса1§е йс §осю1о§1е. 1963. Уо1. IV № 3.
-
АгопК. Ра1х е1 Оиегге еп1ге 1е§ па1юп§. Р., 1984. -
Байге В. Ь'ЕШ 1трог1е, Ь'осс1йеп1аН§а1юп йе 1'огйге роШцие. Р., 1992. -
ВгаШагй РИ. Ке1а1юп§ т1егпа1юпа1е§: ипе поиуе11е Й1§с1рНпе // Ье 1пте§ге йи топйе. 1994. № 3. -
ВиПоп ШЖ. №ог1й 8о«е1у. Сатвпйде, 1972. -
СарогаяоЗ. Берепйепсе, Бсрспйесу апй Ротеег т Ше 01оЬа1 8у§1ет: А 81гис1ига1 апй БеПауюга1 АпаН§1§ //1п1егпа1юпа1 Ог§аш§а1юп. 1979. № 10. -
Юмйеу Ь. ТПе \Уогй апй Ше 8теогй: Ноте ТесП^ие§ оГ 1пГогта1юп апй V^о1епсе Науе 8Парей Оиг №ог1й. ОхГогй, 1991. -
ОггагйМ. (8ои§ 1а йи\ йс). Ье§ тй1У1йи§ йап§ 1а роН^ие т1егпа1юпа1е. Р., 1994. -
Но1т К.3. Митог, Мотог оп Ше \Уа11, \УЫсП Аге Ше Ра1ге§1 Тпеопе§ оГ А11? // 1п1егпа1юпа1 81ий1е§ (2иаг1ег1у. Vо1.' 33. 1989. -
Ьапд В. Ьа йейпйюп йе§ Ке1а1юп§ т1егпа1юпа1е§: ипс'ргеа1аЫе а 1еиг Шеоп§а1юп // Ье Тпте§1ге йи топйе. 1994. № 3. -
ИоагйЕ. 1п1егпа1юпа1 8ос1е1у. Ь., 1991. -
Ье§ ге1а1юп§ т1егпа1юпа1е§: Ье§ поиуеаих йева1§ Шео^ие§ //'Ье Тпте§1ге йи топйе. 1994. № 3.
271 Мег1е М. 8осю1о§1е йе§ ге1а1юп§ т1егпа1юпа1е§. Р., 1974.
-
Мог§еп(Иаи Н. РоНйс§ атопд Ма1юп§. ТПе 81г觧1е Гог Ротеег апй Реасе. >1.У., 1948. -
Роч>ей К. Апагспу т 1п1егпа1юпа1 Ке1а1юп§ Тпеогу: Ше №огеаН§1 — №оНЪега1 БеЬа1 // 1п1егпа1юпа1 Ог§ашга1юп§. 8рпп§ 1994. Vо1. 48, № 2. -
Кояепаи 3. Ьтеаде РоНйс§: Е§§ау оп Ше Сопуегдепсе оГ Ма1юпа1 апй 1п1егпа1юпа1 8у§1ет. №У., 1969. -
Кояепаи/. Ье 1оип§1е е1 1е 1еггоп§1е ои 1е§ йеих ех1гете§ йи соп1тиит т1егпа1юпа1 // Е1ийе§ т1егпа1юпа1е§. 1979. Лип. -
Кояепаи/. ТигЫйепсе т \Уог1й РоШс§. А Тпеогу оГ СПапде апй Сопйпийу. Рппсе1оп, 1990. -
8(гап§е 8. 81а1е§ апй Магке1§. Ь., 1988. -
8упдегО. (ей.). (^иапйайуе 1п1егпа1юпа1 РоШс§: 1п§1§Й§ апй Еу1йепсе. >1.У., 1978. -
ЖайегЛегп I. (§ои§ 1а Шг. йе). Ье§ те§аН1е§ еп1ге Е1а1§ йап§ 1е §у§1ете т1егпа1юпа1: оп§тс§ е1 рег§ресйуе§. — Сеп1ге ^иеЪе^о^§ йе ге1а1юп§ т1егпа1юпа1е§, Ишуегейу Ьауа1, 1975. -
Жак!К. Тпеогу оГ Ыегпайопа! РоНйс§. №У., 1979.
ГЛАВА 2
Проблема метода в теории международных отношений
Основная цель данной главы — познакомить с наиболее широко применяемыми методами, методиками и техниками изучения международных отношений и внешней политики. В ней не ставится такая, достаточно сложная и самостоятельная задача, как научить пользоваться ими. Впрочем, ее решение было бы и невозможно, так как для этого требуется, во-первых, подробное описание тех или иных методов, иллюстрируемое примерами их конкретного применения в исследовательской работе при анализе определенного объекта международных отношений, а во-вторых (и это главное), практическое участие в том или ином научно-теоретическом или научно-прикладном проекте, поскольку, как известно, нельзя научиться плавать, не входя в воду.
При этом следует иметь в виду, что каждый исследователь (или исследовательский коллектив) обычно использует свой излюбленный метод (или их группу), корректируемый, дополняемый и обогащаемый им с учетом имеющихся условий и инструментария. Важно иметь в виду и то, что применение того или иного метода зависит от объекта и задач исследования, а также (что весьма существенно) от наличных материальных средств.
К сожалению, приходится отметить тот факт, что специальная литература, посвященная проблеме методов и особенно — прикладных методик анализа международных отношений, — весьма немногочисленна (особенно па русском языке) и потому труднодоступна.
1. Значение проблемы метода
Проблема метода — одна из наиболее важных проблем любой науки, так как в конечном счете речь идет о том, чтобы научить, как получать новое знание, как применять его в практической деятельности. Вместе с тем это и одна из самых сложных проблем, которая и предваряет изучение наукой своего объекта, и является итогом такого изучения. Она предваряет изучение объекта уже потому, что исследователь с самого начала должен владеть определенной суммой приемов и средств достижения нового знания. Она является итогом изучения, ибо полученное в его результате знание касается не только самого объекту, но и методов его изучения, а также применения полученных результатов в практической деятельности. Более того, исследователь сталкивается с проблемой метода уже при анализе литературы и необходимости ее классификации и оценки.
Отсюда неоднозначность и в понимании содержания самого термина «метод». Он означает как сумму приемов, средств и процедур исследования наукой своего предмета, так и совокупность уже имеющегося знания. Это значит, что проблема метода, обладая самостоятельным значением, в то же время тесно связана с
аналитической и практической ролью теории, которая также играет и роль метода.
Распространенное мнение о том, что каждая наука имеет свой собственный метод, верно лишь отчасти: большинство социальных наук не имеют своего специфического, только им присущего метода. Поэтому они так или иначе преломляют применительно к своему объекту общенаучные методы и методы других (как социальных, так и естественно-научных) дисциплин. В данной связи принято считать, что методологические подходы политической науки (в том числе и международных отношений) строятся вокруг трех аспектов:
-
как можно более строгое отделение исследовательской позиции от морально-ценностных суждений или личных взглядов; -
использование аналитических приемов и процедур, являющихся общими для всех социальных наук, что играет решающую роль в установлении и последующем рассмотрении фактов; -
стремление к систематизации, или, иначе говоря, к выработке общих подходов и построению моделей, облегчающих открытие «законов» (Бгаий. 1992. Р. 3).
И хотя при этом подчеркивается, что данное замечание не означает необходимости «полного изгнания» из науки ценностных суждений или личных позиций исследователя, тем не менее передним неизбежно встает проблема более широкого характера — проблема соотношения науки и идеологии. В принципе та или иная идеология, понимаемая в широком значении — как сознательный или неосознанный выбор предпочтительной точки зрения, — существует всегда. Избежать этого, «деидеологизироваться» в этом смысле нельзя. Интерпретация фактов, даже выбор «угла наблюдения» и т.п. неизбежно обусловлены точкой зрения исследователя. Поэтому объективность исследования предполагает, что исследователь должен постоянно помнить об «идеологическом присутствии» и стремиться контролировать его, видеть относительность любых выводов, учитывая такое «присутствие», стремиться избегать одностороннего видения. Наиболее плодотворных результатов в науке можно добиться не при отрицании идеологии (это в лучшем случае заблуждение, а в худшем — сознательное лукавство), а при условии идеологической терпимости, идеологического плюрализма и «идеологического контроля» (но не в смысле привычного нам по недавнему прошлому контроля официальной политической идеологии по отношению к науке, а наоборот — в смысле контроля науки над всякой идеологией).