Файл: 1. Категория экономика и сферы её применения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 620

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


19.Понятие рынка, условия его возникновения, функции и подходы к классификации.

Рынок -- это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или на стадион. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают: а) местный (в пределах села, города, региона); б) национальный (внутренний) и в)мировой рынки.

Особые функции рынка.

Первая функция состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферы производства и потребления. Без рынка товарное произ-во не может служить потреблению, а область потребления окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.

Другая функция: рынок выполняет роль главного контролера конечных результатов произ-ва. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствуют нуждам покупателей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по эконом: для продавцов -- доходно или убыточно реализовывать тоззры, для покупателей -- разорительно или выгодно их приобретать?

Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления эконом интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...». Это предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями и б) эквивалентность рыночной сделки.
20.Характеристика рынков в зависимости от объектов купли-продажи.

Рынок– как экономическая категория, обозначает совокупность отношений по производству и обмену товаров при помощи денег, на основе конкуренции.

По назначению объектов рыночных отношений (товарному признаку) можно дать следующую классификацию рынков:

1. Рынок товаров и услуг – потребительский и еще производственный рынок подразделяется на множество рынков, на которых реализуются продовольственные и непродовольственные блага. Функционирование этого рынка требует создания товарных бирж, различных форм оптовой и розничной торговли, и т. д. Рынок услуг 
включает многообразные виды сервиса – коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные и прочие услуги.

2. Рынок факторов производства – объектами купли-продажи на рынках факторов производства являются земля, рабочая сила, средства производства. Рынок земли в каждой стране носит сугубо специфический характер, поскольку здесь важное значение имеет географический фактор и ограниченность самих земель, как никакого другого ресурса. Рынок рабочей силы организуется в форме бирж труда, где непосредственно формируется сложная инфраструктура, позволяющая сводить вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу. Биржи труда занимаются регистрацией безработных и свободных рабочих мест на предприятиях, они поддерживают тесную связь с профсоюзами и предпринимателями. Деятельность бирж труда финансируется государством, поскольку они выполняют работу огромной социальной значимости и не могут быть прибыльными организациями. На рынке средств производства организуется купля-продажа вещественных факторов производства — зданий, сооружений, станков, оборудования, транспортных средств. Этот рынок характеризуется двумя особенностями. Во-первых, спрос на средства производства тесно связан с движением ссудного процента на финансовом рынке (если норма ссудного процента падает, то спрос на средства производства растет, и наоборот). Во-вторых, этот рынок характеризуется высокой степенью неоднородности и исключительным разнообразием товаров.

3.Финансовый (денежный) рынок – совокупность инвестиционных и кредитных рынков, рынков ценных бумаг, валютно-денежных, т. е. рынков капиталов. На финансовом рынке покупаются и продаются финансовые средства — деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируютсяссудный процент, курсы валют, ценных бумаг. В настоящее время в современной рыночной структуре финансовый рынок является важнейшим после рынков товаров и услуг, поскольку не существует такого вида хозяйственных связей, который бы не был опосредован финансовым рынком. Он чутко реагирует на любые изменения в производстве товаров и услуг, в том числе и средств производства. По состоянию финансового рынка можно судить об общем положении дел в экономике.

4.Рынок интеллектуальной собственности – это специфическая область купли-продажи, в которой объектом торговли являются 

технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты.


21. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Виды рынков несовершенной конкуренции.

В микроэкономике различают четыре основные рыночные структуры, или модели рынка:

• совершенная, или свободная конкуренция;

• чистая монополия и монопсония;

• монополистическая конкуренция;

• олигополия.

Первая и вторая рыночные структуры относятся к идеальным типам рыночных структур, или абстрактным: в чистом виде они встречаются крайне редко, реально существующие рынки могут лишь более или менее приближаться к ним. К совершенной конкуренции можно отнести рынки сельскохозяйственной продукции, рыбной промышленности, а также рынок ценных бумаг. Примером монополии может служить РЖД, а монопсонии — Министерство обороны, являющееся единственным покупателем труда офицеров.

Совершенная конкуренция — это тип рыночной структуры, при которой существует очень большое количество фирм, выпускающих однородную, или стандартизированную, продукцию, причем каждая фирма в отдельности не может влиять на цену продаваемой продукции (то же относится и к покупателям).

К основным признакам совершенной конкуренции относятся следующие:

• на рынке присутствует множество фирм;

• все фирмы выпускают совершенно одинаковую продукцию, т.е. потребителю безразлично, у какого продавца покупать;

• ни одна из фирм в отдельности не может оказывать влияния на рыночную цену, так как занимает очень малую долю рынка.

• свободный вход в отрасль и выход из нее. Любая фирма может приступить к выпуску продукции, уже выпускаемой другими фирмами. Если же фирма хочет выйти из дела, то она не сталкивается ни с юридическими, ни с технологическими, ни с финансовыми барьерами.

• равный доступ к информации: у покупателей и продавцов имеется полная информация о товаре (ценах, издержках и т.д.), а все производители имеют одинаковую информацию относительно технологии производства этого товара.

Существуют три модели рынков несовершенной конкуренции:

1. Чистая монополия (максимальная рыночная власть);

2. Олигополия (значительная власть над рынком);

3. Монополистическая конкуренция (власть над рынком минимальна).


Чистая монополия – форма рынка, на котором присутствует один производитель или объединение производителей, которые контролируют рынок полностью.

Олигополия – это форма несовершенного рынка, на котором существует несколько производителей, которые контролируют значительную часть этого рынка.

Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.

22. Рыночный механизм: сущность и структурные элементы.

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены. Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии.

Нередко спросом называют то количество товара, которое будет куплено потребителями по данной цене в определенных условиях места и времени.

Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные виды:

· Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик").

· Нерациональный – спрос на товары