Файл: 1. Категория экономика и сферы её применения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 480

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).

· Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции).

· Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).

· Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).

Различают также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса.

Рыночный механизм позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие потребности, которые нельзя трансформировать в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, которые в экономической науке называются общественными товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление и т.д.). Вместе с тем в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется через спрос.

Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров.

Иногда предложение определяют как совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители (определение В. Видяпина и Г. Журавлевой). Таким образом, здесь предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок.

Можно привести другое определение: предложение – это сумма товаров, которые производители готовы реализовать (продать) по альтернативным ценам (определение Е.Ф. Борисова).

Цена – денежное выражение стоимости (ценности) товара. Величина цены товара зависит от стоимости (ценности) самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. Цены устанавливаются под воздействием ряда экономических законов, прежде всего, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда. На величину цены влияет закон спроса и предложения. Механизм его действия на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой. Она является основным его инструментом, инструментом координации и приспособления друг к другу спроса и предложения. Цена товара является ориентиром, на основе которого предприниматели и потребители делают свой выбор, какой товар производить, какой товар приобрести. Цены несут информацию о состоянии рынка для потребителей и для производителей.


Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли и на этой основе расширению масштабов производства.

Все элементы рыночного механизма существуют не изолированно, а взаимодействуют. Их взаимодействие представляет собой рыночный механизм. Понятно, что спрос неразрывно связан с предложением, и оба они зависят от уровня цен. Конкуренция оказывает влияние на спрос, предложение и уровень цен. Таким образом, все элементы рыночного механизма находятся в единой системе.

23. Спрос, функция спроса, закон спроса и его графическое отображение.

Спрос — это форма выражения потребности, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары. Иначе говоря, спрос — это такое количество экономического блага, которое готовы приобрести покупатели по определенной цене в определенный момент времени.

Величина, или объем, спроса определяется тем максимальным количеством блага, которое могут приобрести покупатели за определенный период времени при данных условиях (QD). Объем спроса является потоком, изменяющимся во времени, поэтому всегда необходимо определять, к какому периоду времени относится данная величина спроса. Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара (PD). Кроме того, нужно представлять условия, при которых формируется данный объем спроса, т.е. знать факторы спроса. Выделяют следующие факторы спроса:

• цена (P);

• цены товаров, заменяющих данные товары в потреблении (товары-субституты) (Ps);

• цены товаров, дополняющих данные товары в  потреблении (комплементарные товары) (Pc);

• доход потребителя, выделенный для покупки данного товара (I);

• вкусы и предпочтения потребителя (Z);

• ожидания потребителя (W); • количество покупателей (N);

• прочие факторы (B).

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса:

QD = f (P, Ps, Pc, I, Z, W, N, B).

Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены интересующего нас товара (Р), положить неизменными, то от функции можно перейти к функции, характеризующей зависимость спроса на товар лишь от его собственной цены:

QD = f (P).

Закон спроса состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок поступает большее количество товаров, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается.



Функцию спроса можно представить графически в виде кривой спроса. Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. Из рисунка видно: чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.

С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина — эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Вторая причина — эффект дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде.

24. Предложение, функция предложения, закон предложения и методы его выражения.

Поведение на рынке продавцов, представляющих производство, выражается понятием «предложение». Предложение — количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ.

Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на  рынке отдельный продавец или  группа продавцов в единицу времени при определенных условиях (QS). Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара (PS).

Выделяют следующие основные факторы предложения:

• цена самого товара (Р);

• цены ресурсов (Pr);

• издержки производства (расходы на организацию производства) (С);

• характер применяемой технологии (K);

• налоги и субсидии (Т);

• количество продавцов (N);

• прочие факторы (B).

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения:

QS = f (P, Pr, C, K, T, N, B).

Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены интересующего нас товара (Р), положить неизменными, то  от  функции можно перейти к функции предложения от цены, характеризующей зависимость объема предложения товара только от его цены:


QS = f (P).

Графическим изображением функции предложения от цены является кривая предложения S, которая имеет положительный наклон (восходящий характер). Для построения графика на оси абсцисс откладываются точки, характеризующие объем предложения, а на оси ординат — цены предложения.

Объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении. В этом состоит сущность закона предложения. Он действует, потому что у производителя есть желание при повышении цены на его продукцию изготовить и реализовать больший ее объем с целью получить наибольшую прибыль.

25. Процесс взаимодействия элементов рыночного механизма и установление цен равновесия.

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения. Взаимодействие спроса и предложения — процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. Чтобы выяснить, как происходит взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить кривую спроса и кривую предложения на одном графике.

Рыночное равновесие — это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене. При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

Функции спроса и предложения имеют общую точку пересечения, в которой находится рыночное равновесие. В данной точке вся продукция, предлагаемая продавцами, приобретается покупателями, т.е. величина спроса равна величине предложения: QD=QS.

Равновесная цена – цена, при которой количество товара (услуг), предлагаемое покупателями, совпадает с количеством товара (услуг), которое готовы купить покупатели.

Пусть реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем, P1. При такой цене объем спроса составит Q1D, тогда как объем предложения — Q1S. В этом случае избыток предложения (Q1D − Q1S) оказывает понижающее давление на цену P1. Если же реальная рыночная цена ниже равновесной, скажем на уровне Р2, объем спроса Q 2D будет выше объема предложения Q 2S. Здесь избыток спроса (Q 2D − Q 2S) оказывает повышающее давление на цену Р2. В первом случае давление происходит посредством конкуренции продавцов, во втором — через конкуренцию покупателей. Заметим, что одно и то же лицо может выступить и как покупатель при цене Р2, и  как продавец того  же товара при цене P1.


26. Понятие рынка труда. Механизм функционирования рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Рынок труда — это важнейший элемент рыночной экономики и многоплановая сфера социально-экономической жизни общества. Рынок труда втягивает в орбиту социально-трудовых отношений массы людей и институтов; он является одним из регуляторов и индикаторов степени национального благополучия, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Рынок труда — значимый элемент системы рынков факторов производства, действующий в рамках определенного экономического пространства; механизм взаимоотношений между работодателями, наемными работниками и государством, выражающий экономические и правовые отношения между ними.

Рынок труда состоит из двух компонентов:

1)  рыночный спрос на трудовые услуги  — сумма объемов спроса на  ресурсы труда всего народного хозяйства страны при  любой цене на эти ресурсы;

2)  рынок предложения трудовых услуг — сумма объемов предложения ресурсов труда всей численности работников в стране при каждой возможной цене на них.

Формирование уровня заработной платы имеет свои особенности в зависимости от рыночной структуры.

В зависимости от этого различают рынок труда совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции. И формирование заработной платы там происходит по-разному.

Совершенный конкурентный рынок труда характеризуется полным, абсолютным равновесием условий купли-продажи рабочей силы: наличием полной информации о свободных рабочих местах и уровнем заработной платы, мобильностью рабочей силы, невозможностью воздействия на заработную плату ни со стороны покупателя, ни со стороны.

На конкурентном рынке при уровне заработной платы Р2 достигается равновесие: спрос на труд (Q2) полностью удовлетворяют, и все, кто готовы работать при заработной плате Р2, могут иметь работу.

При несовершенной конкуренции на рынке труда каждый предприниматель нанимает настолько малое число работников, что не способен повлиять на ставку заработной платы. В случае с монопсонией фирма обладает монополистическим правом нанимать работников. В подобной ситуации занятые на данной фирме составляют основную часть всех занятых в отрасли. В итоге, фирма может «диктовать заработную плату», т. к. ставка заработной платы будет находиться в прямой зависимости от числа нанятых работников.