Файл: Информационные технологии в управлении образовательной организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Информационные технологии в управлении образовательной организации»»
Ляшенко Мария Ивановна
Преподаватель ветеринарных дисциплин
ГАПОУ КК «Лабинский аграрный техникум»
Лабинск 2023
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В организации образовательной деятельности необходимо применить содержащуюся в базах данных и используемую при реализации образовательных программ информацию и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению студента в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Число студентов, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось, и эти тенденции будут ускоряться независимо от профессионального образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, студенты знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечения. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется не часто. Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в техникуме находятся на начальной стадии своего должного применения. В СПО же, где ведется обучение студентов на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере.
В современном мире требуются не просто сотрудники с высшим образованием, а сотрудники, способные соединять знания и навыки из разных областей и быстро осваивать новые сферы деятельности. Главным результатом процесса вторичного и третичного образования становится навык непрерывного самостоятельного обучения, развитое системное мышление и эрудированность (как некий «кандидатский минимум», который необходим для быстрого погружения в содержательный контекст в любой сфере деятельности). Нельзя не отметить тот факт, что под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».
По мнению специалистов управления экономикой и образованием для реализации современных информационных технологий требуется:
· создать технологические условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие нормальное функционирование сферы производства;
· обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда в национальных конкурентоспособных информационных технологий и ресурсов;
· обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний;
· подготовить квалифицированные кадры;
· реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, образования, науки, культуры, транспорта, энергетики и др.
Международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на современные информационные технологии. Министерство образования РФ видит следующие пути вхождения в мировую информационно–образовательную среду:
1. совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по информатике и современным информационным технологиям;
2. переподготовка преподавателей в области современных информационных технологий;
3. информатизация процесса обучения и воспитания;
4. оснащение системы образования техническими средствами информатизации;
5. создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;
6. создание на базе современных информационных технологий единой системы дистанционного образования в России;
7. участие России в международных программах, связанных с внедрением современных информационных технологий в образование.
Компьютеризация профессионального образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. Формирование и распространение новых моделей работы образовательных организаций, изменение содержания образования и грамотного встраивания в учебный процесс цифровых технологий, качественных инструментов и эффективного управления - это процесс цифровой трансформации образования. Исследователи из ассоциации EDUCAUSE выделили 5 этапов на пути от традиционной «аналоговой» до «цифровой организации», которые объединили в три стадии. Первая – «Оцифровка», включает два этапа: оцифровку информации и систематизацию информации. Данная группа осуществляет процесс перехода от аналоговых или физических носителей информации (бумажные учебники, отчетность, документы и др.) к цифровым. Вторая – «Цифровизация», тоже включает два этапа: автоматизация процессов и оптимизация процессов. Это процесс использования цифровых технологий и информации для преобразования отдельных операций (управление кадрами, контингентом учащихся, бухгалтерия, закупки). Третья – «Цифровая трансформация». Это серия глубоких изменений в образовательной культуре, сотрудниках и технологиях, которые позволяют использовать новые образовательные и управленческие модели и трансформируют деятельность организации. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
· использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
· использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
· рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
· использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
· использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
· организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
· использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
· интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.
На данный момент в большинстве российских образовательных организаций процессы цифровизации носят несистемный характер, поэтому при разработке стратегии цифровой трансформации образования без внимания педагогов не могут и не должны оставаться перспективные цифровые технологии, которые обещают заметно повлиять на развитие системы образования.
Известные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности студента, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.
На этапах комбинированного урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.
В общеобразовательных организациях наиболее востребованными могут быть следующие технологические области: технология распределенного реестра (блокчейн), искусственный интеллект; технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), интернет вещей, технологии цифровых коммуникаций, технология больших данных, технология формирую[1]щей аналитики и открытые образовательные ресурсы. В вышеуказанных методических рекомендациях представлена организационная схема интеграции цифровых технологий в деятельность общеобразовательных организаций (цифровой трансформации) на региональном и федеральном уровне с указанием участников интеграции, их функций, этапов и мероприятий интеграции. В зависимости от контекста, задач общеобразовательной организации, условий можно на основе укрупненных групп процессов (элементов цифровой трансформации) определить текущее состояние школы и наметить пути совершенствования своей работы.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
И.В. Роберт применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средство учебного назначения (ПСУН):
-индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
-осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
-осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
-высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
-визуализировать учебную информацию;
-моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
-проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
-формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
-развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
Перечень ПСУН на современном этапе включает в себя электронные (компьютеризированные) учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.
Обучающая программа (ОП) - это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью.
При составлении ОП необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП – это необходимое условие успешности обучения. Хорошо построенная ОП позволяет: