Файл: I. теоретические основы формирования проблемы экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 4271

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности формирования экологической культуры младшего школьника

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……….………………………………………....................................3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

1.1. Сущность и определение понятий «экология», «внеклассная работа», «экологическая культура», «культура»……………………………………………8

1.2. Методы и приёмы формирования экологической культуры у младших школьников……………………......................................................................16

1.3. Особенности формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной работе…………………………………………………………...24

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

  1. Изучение опыта педагогов-практиков по формированию экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе.............................................................................................................24

2.2. Опытно-педагогическая деятельность по формированию экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе.……………………...33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….....40

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...…..43

ВВЕДЕНИЕ.

В современном мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Поэтому перед человечеством возникает вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Т.е. переход от потребительского отношения к природе на коэволюционное, которое предполагает гармонию человека с природой. Важным фактором является и повышение уровня образованности и грамотности в экологической сфере подрастающего поколения. Именно поэтому, одной из основных задач школьного образования должно быть повышение экологической грамотности обучающихся, научение их навыкам рационального и бережного использования ресурсов природы, формирование гуманной позиции по отношению к природе, то есть формирование у младших школьников экологической культуры.


Предпосылками правовой базы для осуществления экологического образования служит принятый в РФ Закон «Об охране окружающей среды» (от 10 января 2002 г.), в XIII главе «Основы формирования экологической культуры» устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя все уровни образования в том числе и дополнительное. 5 января 2016 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен годом экологии. Его цель – привлечение внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшение состояния экологической безопасности страны. Основной задачей проведения Года Экологии было обеспечение безопасности и сохранение уникальной природы России. Так же В. В. Путин в своем обращении сказал, что на сегодняшний день разговор об экологических проблемах следует вести в наступательном и практическом ключе, а так же выводить природоохранную работу на уровень системной и ежедневной обязанности государственной власти всех уровней.

Экологическое воспитание младших школьников остаётся на первом месте среди вопросов мирового масштаба. Проблема сожительства общества и природы в последнее время выходит на первый план. Для ее решения следует сформировать хорошие отношения к природе уже в детском возрасте. Учителя и родители должны осознавать важность обучения детей, начиная с младших классов. Чем раньше будет проводиться экологическое воспитание школьников, тем больше будет масштаб педагогического результата. Для достижения необходимой цели необходимо действовать в совокупности. Таким образом, сочетая знания учителя и родителей, школьники младших классов должны сформировать особенное отношение к природе, поэтому именно в этом возрасте стоит начинать проводить просветительную работу с целью формирования правильного мышления по отношению к природе. Практически все предметы, которые изучаются в начальных классах, призывают вносить вклад в формирование экологической ответственности ребят.

Еще известный педагог В. А. Сухомлинский вкладывал большое значение в отношение к природе именно в детском возрасте. Он считал, что окружающая среда оказывает непосредственное влияние на моральное развитие детей. Она считается частью фундамента детского восприятия мира. Он часто утверждал, что природа не проводит воспитательные работы, но в тоже время оказывает непосредственное влияние на взаимодействие с ней. Уже с ранних лет необходимо прививать ребенку положительное отношение к природе, показывать ее красоту, а также рассказывать о влиянии человека на окружающую среду.



Внимание ученых-педагогов к проблемам экологического воспитания в последние годы возросло. В концептуальных работах Зверева И.Д., Суравегиной И.Т., Захлебного А.Н., посвященных проблемам экологического образования школьников, содержатся важные выводы о возможностях экологического воспитания детей в процессе обучения. Исследования Дерябо С.Д. Панова В.И., Сидельковского А.П., Ясвина В.А., освещают психологические аспекты взаимодействия школьников с природой. В исследованиях последних лет, посвященных младшему школьному возрасту, рассматривались отдельные аспекты проблемы экологического воспитания детей: формирование бережного отношения к природе (Салеева Л.П., Соколова Н.Д.), нравственно-экологическое воспитание (Карпеев С.А., Южакова Т.П.), развитие экологической культуры личности младших школьников (Яковлева Е.В.), ознакомление младших школьников с окружающим миром (Виноградова Н.Ф., Тарасова О. А.), экологическое воспитание средствами туристско-краеведческой деятельности (Буковская Г.В.), экологическое воспитание в процессе обучения и организация практической деятельности в рамках учебных предметов (Плешаков А.А., Сарыбеков М.Н., Барышникова Г.Б.), организация внеклассных занятий природоведческого содержания в начальной школе (Минаева В.М., Китижева Д.М). Большой вклад в разработку проблемы формирования экологической культуры внесли такие учёные как: А. А. Алдашева, О. М. Барковская, Д. В. Владышевский, А. X. Гимазетдинова, С Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Г. Н. Кароп, Б. Т. Лихачёв, В. И. Медведев, И. П. Сафронов, Л. П. Симонова. Многие исследователи придерживаются мнения, что экологическая культура способна вывести общество на новую ступень развития. В качестве показателей экологической культуры выделяют: экологическую образованность, эмоциональную отзывчивость и готовность к природоохранной деятельности. В исследованиях Ж. К. Кениспаева были предприняты попытки анализа проблемы формирования общей культуры, одной из составляющей которой является экологическая культура. В работах А. В. Усовой и А. А. Боброва определены формы учебного взаимодействия обучающихся и учителя с объектами природы для реализации программного содержания экологического образования.

Проблема формирования экологической культуры у младших школьников занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. Решение этой проблемы - непрерывное экологическое образование. Оно способно постепенно изменить мировоззрение человечества. Для этого необходимо целенаправленно формировать у детей экологическое мышление и сознание.


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает в себя программу экологического образования и воспитания школьников. Это предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и нацеливает на поиск и разработку эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично воздействовать с окружающим миром и осознавать своё место в природе. Проблемы, связанные с изучением экологической культуры школьников, активно разрабатываются в педагогике.

Необходимо всесторонне изучить проблему педагогического сопровождения формирования экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста во внеклассной деятельности. В связи с этим тема ВКР является актуальной.

Объект исследования: воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: процесс формирования основ экологической культуры младших школьников во внеклассной работе.

Цель исследования: теоретически изучить и практически выявить педагогические условия по формированию основ экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе.

Гипотеза исследования:

- работа по формированию основ экологической культуры у младших школьников будет проходить более успешно, при соблюдении следующих условий:

- учитель знает теоретические основы формирования экологической культуры у младших школьников;

- учитель владеет методами диагностики уровня сформированности экологической культуры у младших школьников;

- учитель систематически использует во внеклассной работе следующие методы и приёмы: анализ, наблюдение, экскурсии, загадки, беседы, дидактические игры, творческие задания, самооценка.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность понятий «экологическая культура», «культура», «экология», «внеклассная работа»;

- выявить специфику методов и приёмов формирования экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе;

проанализировать опыт педагогов – практиков по проблеме формирования экологической культуры в начальной школе;

- организовать и провести опытно-педагогическую деятельность по проблеме формирования основ экологической культуры у младших школьников в процессе организации и проведения внеклассной работы.

Методологические основания исследования: научные труды ученых посвященные анализу данной проблемы в частичности научная работа Дроновой Е.С «Формирование экологической культуры младших школьников в общеобразовательной школе».


Методы исследования:

- теоретические: изучение и анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, подбор диагностик по проблеме исследования;

- эмпирические: изучение и анализ опыта педагогов – практиков по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, беседа.

- практические: разработка и проведение внеклассных мероприятий, подбор и проведение диагностик, родительского собрания .

Практическая значимость исследования состоит: в разработке внеклассных занятий, экскурсий, заданий на сопоставление дидактических игр, которые могут быть использованы педагогами начальной школы при организации работы с младшими школьниками по формированию экологической культуры .

База исследования: МБОУ СОШ№ 16 г. Батайска, Ростовской области, 3 класс.

Структура работы – выпускная квалификационная работа состоит из : оглавления, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

    1. Сущность и определение понятий «экология», «экологическая культура», «культура» «внеклассная работа».

Экологическое учение представляет собой отдельную науку, которая изучает законы природы. Учение зародилось в 1866 году Эрнстом Геккелем. Люди с давних времен интересовались природными закономерностями, хотели их изучить и обожествляли. Термин экология переводится с греческого как учение о доме. Экология изучает абсолютно все воздействия человека на живую среду, она затрагивает множество актуальных вопросов, интересующих человечество. Технический прогресс постоянно развивается, люди мало обращали внимание на окружающую среду, в связи с чем загрязнился воздух, вымирают многие виды животных и растений.

Сейчас миллионы активистов стараются решать экологические проблемы, постепенно улучшая нынешнее положение дел.

Экология, также как и остальные учения рассказывает о многих разделах жизни планеты. Уместить все основные факторы, влияющие на среду, не получится в одном направлении. Получится либо запутаться окончательно, либо и вовсе сбиться с верного пути для решения возникших проблем.