Файл: Эволюция и одомашнивание дикой лошади бренд Северного Казахстана в области туризма.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2. Берельские лошади.
Природно-ландшафтные особенности Алтая с благодатными пастбищами способствуют успешному развитию коневодства, являющегося традиционным для этого региона, истоки которого уходят в седую древность, измеряемую тысячелетиями.
В 1997-2000 годах международной экспедицией Института археологии им. А.Х. Маргулана Министерства образования и науки РК под руководством 3. Самашева исследовался курган IV-Ш вв. до н.э. на некрополе у с. Берел, расположенного в Катонкарагайском районе Восточно-Казахстанской области.
В кургане № 11, прославившемся уникальными находками из органических материалов, сохранившимися благодаря вечной мерзлоте, было найдено захоронение 13 верховых коней рыжей масти, сопровождавших в потусторонний мир высокопоставленных персон социума древних кочевников.
Предварительные данные палеозоологов Т.Н. Нурумова и Л.А. Макаровой свидетельствуют о том, что по классификации В.О. Витта рост берельских лошадей определяется как средний и рослый, животные принадлежат к особям 13-19-летнего возраста, по строению конечностей относятся к полутонконогим и средненогим. Внешние признаки берельской лошади более всего сходны с признаками лошади казахской породы - жабы.
Погребенные кони были взнузданы и оседланы, головы некоторых были облачены в маски, увенчанные рогами горных козлов, изготовленные из дерева и декорированы вставками из кожи и золотой фольги. Уздечные наборы состоят из кольчатых железных удил, деревянных псалиев и разделителей ремней. Ремни конской сбруи украшены многочисленными подвесками. Седла, как правило, без стремян, представляют собой войлочные "подушки", набитые травой, конским волосом, сверху покрыты красной тканью и аппликациями.
Образ коня в системе идеологических представлений древних кочевников занимал особое место. Роль коня и культы, связанные с ним, рассмотрены в трудах многих исследователей. Считается, что значение этого образа полисемантично (Беленицкий, 1978; Суразаков, 1988; Самашев, Ольховский, Омаров, 1998; Ольховский, 1999 и мн. др.).
Функция лошади, как основного транспортного средства в обыденной жизни, отражена и в ритуалах, связанных с погребальным обрядом. Особенно ярко это иллюстрируют берельские верховые кони из могилы вождя.
Смерть царственной персоны отождествлялась с наступлением хаоса, поэтому для восстановления гармонии требовалось проведение цикла определенных действий. Для этого в сакральном пространстве, каковым являлась долина, где расположен некрополь, окруженная с четырех сторон горами и ограниченная с трех сторон водными преградами, происходила церемония проводов в иной мир, в котором одним из значимых элементов является жертвоприношение коней.
Берельские лошади уложены в могиле с подогнутыми под брюхо ногами, головой ориентированы на восток. Процесс умерщвления животных был глубоко символичным, возможно, сопоставимым с ударом клюва фантастической хищной птицы - грифона, по подобию клюва которой оформлялись ударные поверхности боевого орудия - чекана (Ануфриев, Банников, 2000, с. 172). На черепах берельских лошадей присутствуют сквозные отверстия от удара этим предметом вооружения. Не исключено, что это действие можно рассматривать и как исполнение предписания, согласно которому обеспечивалось некое перевоплощение (Михайлов, 1995, с. 85). Таким образом, животным не наносились какие-либо другие телесные повреждения, тем самым сохранялась его целостность, поскольку кони должны были доставить души умерших в иной мир.
Для успешного достижения этой цели, животных маскировали по подобию различных анималистических образов бестиария древних кочевников, имевшего место в их сложной системе религиозно-мифологических представлений. Головы коней облачались в маски с рогами горных козлов, животного, обитающего на горных вершинах, символизирующего верхний мир. Рога различных животных, в том числе оленя, горного козла, барана и др., наделяются многооразным семантическим значением. Этот знак маркирует такие качества, как власть, могущество, силу.
На предметы конской сбруи наносились изображения различных животных и птиц, выполненные в традициях скифо- сибирского звериного стиля. Наиболее часто встречающимися является образ грифона- существа, сочетающего в себе признаки нескольких животных. Считается, что все эти изобразительные тексты являются своеобразным зоологическим кодом, семиотическим рядом, где отражены основные представления о троичной структуре мира.
Образы коней трансформируются в образы вымышленных, синкретических существ, которые никогда не существовали в природе, но они занимали особое место в специфичном образном строе мышления древних берельцев. Видимо, используя только такой прием, благодаря которому происходило перевоплощение реального животного в фантастическое, можно было достичь желаемого - как можно скорее доставить соплеменников в вечную обитель на небесные пастбища, после чего отступал хаос. Образ коня, наделенный признаками нескольких животных, становится медиатором, способным пересекать все сферы мироздания, являясь одновременно представителем нижнего, среднего и верхнего миров (Ольховский, 1999, с. 134).
Особое внимание обращает на себя цветовая символика берельских лошадей. В мифологическом сознании древних кочевников рыжий, приближенный к красному, цвет ассоциировался с цветом солнца и солнечным блеском (Акишев, 1984, с. 143).
В сообщении античного историка Геродота упоминается о том, что современники древних берельцев, массагеты почитали солнце,которому в жертву приносили коней, поскольку считали, что быстрейшему из всех богов, подобает быстрейшее из всех животных (Геродот (I, 216)).
Все тринадцать берельских лошадей, принесенных в жертву, были
одной масти. Из этнографических исследований Л.П. Потапова, изучавшего алтайский шаманизм, известно, что в жертву конкретному божеству принято приносить одномастных коней, при этом для каждого рода своей масти. Например, божеству "Земли и воды" - Йер-су полагалось приносить в жертву рыжих коней (Потапов, 1977, с. 167-168).
Если обратиться к этнографии казахов, то можно отметить такую
любопытную деталь, обычно табуны лошадей каждого рода отличались от остальных по определенной масти. Такая дифференциация отражает информацию о принадлежности, происхождении того или иного рода. Кроме того, известно о существовании покровителя коней - Камбар-ата в фольклорных данных. Этот персонаж приносит благо (кут) хозяину, оберегает табуны от недугов, его нельзя гневить неправильными поступками по отношению к коням.
Образ коня в мировоззрении казахов также занимает особое место. Это прослеживается в произведениях устного народного творчества, в сказках, эпосах, песнях, пословицах и поговорках, преданиях, легендах и т.д. В сказках "Бай мен баласы" (Бай и его сын), "Канатты кара каска ат" (Крылатый черный конь с белой отметиной на лбу), "Бшмес" (Незнающий), "Алтын ат" (Золотой конь) и других, отважным батырам кони помогают преодолевать трудности (проникают в подземелье, поднимаются в небо), разговаривают по-человечьи, дают полезные советы и даже жертвуют собой (Ертегшер, 1988, с. 92-115). Намек на небесную сущность коней можно отыскать в пословице "Ат-ер канаты" (конь - крылья мужчины), в которой ставится акцент на значимости скакуна для его владельца.
Почтенное отношение к коню прослеживается и в настоящее время. Например, во время продажи коня владелец, передавая животное новому хозяину, никогда не отдает уздечку, снимая ее за изгородью двора, на околице. Существует ряд запретов, связанных с деталями конской сбруи и самим конем: узду никогда не оставляют на земле, подвешивают на кереге в юрте, доме (жугенды жерге тастама); на седло, лежащее на земле, запрещается садиться (кур ерге отырма); нельзя устанавливать седло наоборот (ерды терыс ерттеме); нельзя садиться на лошадь с правой стороны (атка терыс жагынан мынбе); считается, что подвешенная в доме узда оберегает от злых духов (жын-перыден коргайды); не допускается, чтобы черепа лошадей становились пищей собак, их нельзя выбрасывать они всегда устанавливаются наверху, например, на жердинах изгороди. Такие атрибуты материальной культуры, как узда, седло и пояс, обычно передаются по наследству. Но исследование этих аспектов - тема специального научного поиска.
Таким образом, открытие захоронения лошадей в берельском кургане свидетельствует о полисемантическом значении образа коня в религиозно мифологических представлениях древних кочевников. Небесные кони должны были помочь достичь вечного пристанища в ином мире. Реминисценции представлений, связанных с образом этого благородного животного, нашли отражение в духовной и материальной культуре казахского народа.
Жизнь кочевника неразрывно связана с лошадью, которая сыграла глобальную роль в становлении и развитии цивилизации, освоении человеком евразийского континента, взаимодействии различных этносов и народов.
Данная статья еще раз доказывает широкое распространение лошадей на территории Казахстана и показывает огромное влияние и роль лошади в культуре и жизни народа[11].
III.Расчетная часть.
3.1. Схема эволюции лошади.
Кайнозой ( 65,5 млн. лет назад - настоящее время ) | ||||||
Палеоген ( 65,5 -23,03 ) | Неоген ( 23,03 -2,588 ) | Четвертичный ( 2,588-наст.время) | ||||
Палеоцен ( 65,5 - 55,8 ) | Эоцен ( 55,8 -33,9 ) | Олигоцен ( 33,9 - 23,03 ) | Миоцен ( 23,03-5,332 ) | Плиоцен ( 5,332 -2,588 ) | Плейстоцен ( 2,588 - 12 тыс. ) | Голоцен ( 12 тыс. - ) |
Заключение.
При выполнении курсовой работы мною сделаны следующие выводы:
1.Численность лошадей, по сравнению с предыдущими годами, снизилась, что связано с большим развитием техники и использованием человеком машинной силы. В Казахстане разрабатываются различные программы, направленные на развитие коневодства в нашей стране и по моему мнению в скором времени мы достигнем желаемых результатов, у нас есть все условия для развития данной отрасли.
2.Изучив статью М. Нурушева я сделала вывод, что лошадь занимала и занимает огромную роль в культуре нашего народа. У древних народов было много традиций, связанных с лошадьми, так и у нас по сей день этому животному придается большое значение.
3. По раскопкам кургана в с. Берел мы можем судить о влиянии лошадей на духовную и религиозную культуру древних народов. И у каждого народа есть свои отличительные особенности в применение и использование лошадей.
4. Анализируя схему эволюции лошади мы можем говорить о кардинальном отличии самого первого предка лошади от современной. Причиной такого различия и перехода является меняющийся климат и растительность в разные периоды жизни.
Список литературы:
1.Журнал «Коневодство и конный спорт»- № 6, 2012,- с. 5
2. Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства», ч. I с. 12
3.Ч. Дарвин «Изменение животных и растений под влиянием одомашнивания» т. III, кн. I, 1928, с. 64
4. В. О. Витт «Конские породы Средней Азии», 1937 г.,с. 47
5. Б. Л. Богаевский «По следам древних культур», 1951 г., с. 65
6. В. Громова «История лошадей (рода Equus) в Старом Свете», 1949 г., стр. 149-151
7. Ю.Н.Барминцев «Эволюция конских пород в Казахстане» с. 12- 36.
8. Управление Делами Президента Республики Казахстан РГРК « Казак Тулпары» «Перспективы развития коневодства и конного спорта Казахстана», с. 3- 5
9. П.А. Федотов « Коневодство» - 2-ое издание, с. 10- 17
10.Нурушев М.Ж.д.б.н. РФ и РК, профессор Кокшетауского госуниверситета
им. Ш.Уалиханова, г. Кокшетау
11. Г.А. Базарбаева, н.с. Института археологии МОН РК, А. Онгарулы, аспирант Института археологии МОН РК, Г.К. Киясбек, магистрант КазНу им. Аль- Фараби
12.С. М. Буденный, Ю. Н. Барминцев «Книга о лошади», I том, с. 113- 120