Файл: Государственная тайна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Государственная тайна - это информация, несанкционированный доступ к которой может нанести ущерб интересам государства. Согласно нормативному акту, охраняемая государством информация в сфере внешнеполитической, военной, разведывательной, поисковой, оперативной и хозяйственной деятельности признается государственной тайной, разглашение (распространение) которой может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Учитывая особую важность этой информации, большее внимание уделяется ее защите. Далее рассмотрим особенности обеспечения защиты гостиной.

Основная часть информации фиксируется на специальных материальных объектах-носителях. Он отображается в виде изображений, знаков, символов, процессов, технических решений. Данные, связанные с государственной тайной, также записываются на специальные носители. Однако для этих материальных объектов предусмотрен особый режим-режим секретности. Его правовой основой являются Конституция, ФЗ ("О безопасности"," о гостинице"), а также нормативные акты Правительства и президента. Надо сказать, что Федеральный закон этого не делает. 5485-1 - это первый федеральный закон О защите прав гостей, использовании секретной информации, ответственности за нарушение неприкосновенности частной жизни и др.

Все эти вопросы раньше регулировались специальными постановлениями, которые не могли быть опубликованы из-за их секретности. Принятие открытого нормативного документа стало еще одним шагом в процессе построения демократической системы и способствовало усилению роли права в системе административно-правового регулирования. На основании приведенных выше определений можно выделить признаки государственной тайны.

Прежде всего, важна информация, связанная с государственной безопасностью. Во-вторых, его разглашение (разглашение) может нанести ущерб интересам страны. Немаловажное значение имеет тот факт, что никакая информация не может быть отнесена к государственной тайне, а только к тем, которые указаны в Федеральном законе. Система защиты местожительства базируется на мерах уголовной ответственности и иных правовых механизмах.

Целью данной работы является рассмотрение вопросов охраны государственной тайны и особенностей ее охраны.

Особенности защиты государственной тайны

В современном мире информация считается одним из наиболее ценных продуктов жизнедеятельности человека, а имеющиеся в распоряжении государства информационные ресурсы и технологии определяют его стратегический потенциал и влияние на мир. В результате обеспечение безопасности государства, его институтов, организаций и граждан государственной политики теперь включает в себя информационную безопасность как обязательную часть. Важным элементом информационных ресурсов является государственная тайна, которая в условиях правового режима отнесена к документированной информации ограниченного распространения.


Тайны являются неотъемлемой составляющей общественной жизни, частью правовой системы и даже могут служить своеобразной мерой для определения типа политического режима в государстве, поскольку состояние охраны тайны отражает характер отношений между обществом и государством и демократизацию государственной власти. Поэтому для любого тоталитарного государства характерна гипертрофия секретности, чрезмерное расширение объема информации, связанной с государственной и служебной тайной-всеобщий дух бюрократии является тайной. Демократическое государство характеризуется акцентом на защиту прав человека: тщательным правовым регулированием отношений, связанных с защитой личной и семейной тайны и связанных с ней институтов профессиональной тайны (естественно, демократическое государство предполагает уважение права граждан, знание и строгое соблюдение существующих правовых норм).

Государственные средства воздействия на информационные процессы являются важнейшим политическим условием обеспечения прав человека и рационализации использования информационных ресурсов в обществе. Система защиты секретов является наиболее прочным звеном в государственном посредничестве общественных отношений в сфере информации. Сведения, составляющие государственную тайну, имеют особое значение для общества и государства. В силу величины возможного ущерба, причиняемого ее разглашением, государственная тайна занимает приоритетное место в системе социального института тайны. Режим охраны государственной тайны является важнейшим элементом системы государственного управления.

Правовой институт государственной тайны-это признанный всеми странами институт регулирования общественных информационных отношений. Государственная тайна в той или иной степени доступна во всех развитых демократиях мира. Все это вполне объяснимо и логично, поскольку информация, с одной стороны, является объектом отношений людей, а с другой-ресурсом-ресурсом управления, принятия решений. Поэтому в качестве реальной угрозы своей безопасности государства рассматривают возможную утечку защищенной информации за рубеж.

Правовой институт государственной тайны состоит из трех составляющих:

сведения, относящиеся к определенному виду секретности, а также принципы и критерии, по которым информация классифицируется как секретная;



режим конфиденциальности-конфиденциальность - механизм ограничения доступа к такой информации, то есть механизм ее защиты;

штрафные санкции за получение и или ненадлежащее распространение этой информации.

Понятие государственной тайны является одним из важнейших в системе охраны государственной тайны в любой стране. От его правильного определения зависит и политика руководства страны в области защиты секретов.

Определение этого понятия дано в законе О государственной тайне Российской Федерации: "государственная тайна - информация, охраняемая государством в сфере его военной деятельности, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которой может нанести ущерб безопасности Российской Федерации". В этом определении раскрываются категории охраняемой государством информации и указывается, что распространение такой информации может нанести ущерб интересам государственной безопасности.

Система защиты государственной тайны представляет собой совокупность органов защиты государственной тайны, средств и методов, используемых ими для защиты сведений, составляющих государственную тайну, и ее носителей, а также осуществляемых с этой целью мероприятий. Существует три формы доступа к государственной тайне для должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности: информация особой важности, высокая секретность и секретность. Законодательство Российской Федерации О государственной тайне и защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах О государственной тайне, информации, информатизации и защите информации, законе Российской Федерации О безопасности и иных положениях законодательства Российской Федерации.

Должностные лица и граждане, ответственные за нарушение законодательства Российской Федерации О государственной тайне и защите информации, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Модель определения государственной тайны обычно включает в себя следующие существенные признаки:

объекты, явления, события, сферы деятельности, составляющие государственную тайну;

враг (данный или потенциальный), от которого в основном охраняется государственная тайна;

указание в законе, перечне, инструкции сведений, составляющих государственную тайну;


ущерб обороне, внешней политике, экономике, научно-техническому прогрессу страны, etc.in дело о разглашении (утечке) сведений, составляющих государственную тайну.

Для сравнения приведем краткие определения понятия государственной тайны, данные специалистами других стран.

В Уголовном кодексе Российской Федерации говорится, что государственная тайна-это факты, предметы или знания, которые доступны только ограниченному кругу лиц и должны храниться в тайне от иностранного правительства во избежание риска нанесения серьезного ущерба внешней безопасности Российской Федерации.

Указ президента США от 2 апреля 1982 года гласит, что информация о национальной безопасности включает в себя определенную информацию о национальной обороне и международных делах, которая защищена от несанкционированного раскрытия.

В некоторых странах это понятие выражается другими терминами, например, в Японии "оборонная тайна".

Какие сведения могут быть отнесены к государственной тайне, определено в Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203. Они включают в себя информацию (указаны только разделы):

в военной области;

во внешней политике и внешнеэкономической деятельности;

в экономике, науке и технике;

в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Сведения не могут быть отнесены к государственной тайне в следующих случаях:

если его утечка (раскрытие и т. д.) не ставит под угрозу национальную безопасность страны;;

в нарушение действующего законодательства;

будет ли сокрытие информации нарушать конституционные и законодательные права граждан;

скрывать деятельность, наносящую вред природной среде и создающую угрозу жизни и здоровью граждан.

Более подробный перечень приведен в статье 7 Закона О государственной тайне. Важным признаком государственной тайны является степень секретности приписываемых ей сведений. В нашей стране была принята следующая система обозначения сведений, составляющих государственную тайну: " особой важности" , "совершенно секретно" , "секретно". Эти грифы помещаются в документы или продукты (их пакеты или вложения). Информация, содержащаяся под этими стервятниками, является государственной.

Какие критерии используются для отнесения информации, во-первых, к государственной тайне, во-вторых, к той или иной степени секретности?

Ответ на этот вопрос дают правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870. К сведениям особой важности относятся сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких областях, сведения повышенной секретности, разглашение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отраслей экономики Российской Федерации в одной или нескольких областях, сведения совершенно секретные, все иные сведения, составляющие государственную тайну. Ущерб может быть причинен интересам предприятия, учреждения или организации.


Из этих определений можно видеть относительно высокую степень неопределенности признаков, характеризующих ту или иную степень секретности информации, составляющей государственную тайну.

Понятие, вид и размер ущерба еще недостаточно разработаны и, казалось бы, будут различаться для каждого конкретного объекта охраны в зависимости от содержания сведений, составляющих государственную тайну, и сущности отраженных в ней фактов, событий и явлений действительности. В зависимости от вида, содержания и размера ущерба можно выделить некоторые группы ущерба по утечке (или возможной утечке) сведений, составляющих государственную тайну.

Политический ущерб, который может возникнуть при утечке информации политического характера и внешнеполитического характера, о разведывательной деятельности спецслужб государства и т. д., выражается в том, что в результате утечки информации могут произойти важные изменения в международной обстановке, которые не благоприятствуют Российской Федерации, утрата политических приоритетов в отдельных сферах деятельности страны, ухудшение отношений со страной или группой стран и т. д.

Экономический ущерб может возникнуть при утечке информации любого содержания: политической, экономической, военной, научно-технической и т. д., и выражается преимущественно в денежном выражении.

Экономические потери из-за утечки информации могут быть прямыми и косвенными. Таким образом, прямые потери могут возникнуть в результате утечки секретной информации о системах вооружения и обороны страны, которые в результате этого практически утратили или утратили свою эффективность и требуют больших затрат на их замену или переналадку. Косвенные убытки чаще всего выражаются в виде упущенной выгоды по следующим причинам: прерывание переговоров с иностранными компаниями, о выгодных предложениях с которыми ранее была достигнута договоренность; потеря приоритета в научных исследованиях, как следствие, самый быстрый конкурент довел свои исследования до завершения и запатентовал их и т. д.

Как правило, моральный ущерб не является материальным и возникает в результате утечки информации, которая спровоцировала или инициировала незаконную пропагандистскую кампанию в пользу государства, подрывающую репутацию страны, что привело к высылке из некоторых государств наших дипломатов, сотрудников разведки, действовавших под дипломатическим прикрытием и т. д.