Файл: Лекция Кризис исторической науки в xix нач. Xx вв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 1. Кризис исторической науки в XIX - нач. XX вв.

Историю исторической науки обычно разделяют на три этапа:

1) Позитивистский (классическая историография) XIX-нач. XX в. Для неё характерны тезис об объективности научного знания, акцент на факты и работу с источниками.

2) Структуралистская (неклассическая) историография - 1920-1970-е, которая признает относительность исторического знания и интересуется не фактами, а структурами мышления, языка.

3) Постклассическая историография - становится более популярной с 1970-х годов. Она подчёркивает вовлеченность исследователя. Здесь важны локальные закономерности и их теоретическая интерпретация.

Существует три точки зрения по поводу кризиса:

1. М.Н. Покровский: кризис связан с вырождением буржуазной исторической науки (1905-1917). Преодолен этот кризис только в советской историографии, которая имеет классовый характер, а западная историография оставалась в этом кризисе.

2. А.Я. Гуревич (1990-е): кризис - это хорошо, его нет только на кладбище, это явление роста, поиска новых интерпретаций (1890-1920 - хронологические рамки кризиса). Преодоление кризиса связано с появлением школы анналов (1929). В западной исторической науке кризис преодолен, в советской - нет.

3. Б.Г. Могильницкий (Томская историческая школа): кризис - это переход от классической модели научного знания к неклассической (например, от Ньютона к Эйнштейну). Узкие и широкие хронологические рамки не противоречат друг другу.

1969 г. - появление в советских ВУЗах курсов историографии и методологии истории.

Причины кризиса:

1. Социальные:

а) изменение социального заказа;

б) реформа высшего образования: изменение модели университетов (от средневековья к современности);

в) разногласия разных поколений исследователей;

г) феномен "культуры конца века".

2. Гносеологические (изменения в других гуманитарных науках):

1914 - профессор Фердинанд де Соссюр выпустил курс "Общая и структурная лингвистика (именно язык максимально выражает структуру мышления). Конец XIX века - археология Шлимана котировала именно находки, а не сам культурный слой, как будет в начале XX века - структура важнее содержания.


3. Парадигматические (изменение представления о точных науках - меняется отношение к тому, что такое наука).

1906 - появление теории относительности.

Неокантианство. Вебер.

Неокантианство появляется в 1960-е годы в Германии, когда формируется Марбургская школа, которая делала упор на номатические науки и объяснение закономерностей. В 1890-е годы появляется Баденская школа. Её лидеры - Г. Риккерт и В. Виндельбандт. Она направлена на работу с науками, которые действуют с опорой на принцип понимания через отнесение к ценности.

В эволюции взглядов М. Вебера выделяют три этапа:

1) 80-е - 90-е годы XIX в. - позитивистский период (классический).

1897 г. - у Вебера кризис, болел. В 1902 г. вернулся к преподаванию.

2) 1902-1914 гг. - неокантианский период.

1905 - "Протестантская этика и дух капитализма" - работа относится к понимающей социологии. По Веберу, реформация сформировала новую этику: постоянная продуктовая деятельность для улучшения своего материального состояния. Изменение этики ведет к возникновению капитализма.

Идеальный тип - абстрактное понятие, введенное Вебером, которое существует только в голове исследователя, но без него невозможно сравнить фрагменты исторические реальности или источники.

В этой работе Вебер также предлагает определенную типологию социальной деятельности:

- традиционное действие, которое преобладает в родовом обществе;

- эмоционально-аффективное действие (действие под влиянием эмоций). Люди подчиняются сильным коллективным эмоциям;

- ценностное действие (преобладает в Новое время);

- целе-рациональное действие (делается для цели).

1914-1920 гг. - Вебер умер от испанки в 1920 году.

3) Период во взглядах Вебера (1914-1920 гг.) - философия жизни, "Наука как призвание и как профессия" - одна из работ этого периода.