ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
132
Конкурентоспособность продукции зависит от её качества и уровня цены.
Потребитель отдаст предпочтение продукции с большей для него потребительной стоимостью при равном уровне цены на то- вары-аналоги.
Важной составляющей, влияющей на конкурентоспособ- ность продукции, является воздействие НТП. Установление на предприятии передового оборудования и совершенной техноло- гии позволяет производить продукцию лучшего качества и с меньшими издержками, чем у конкурентов.
Помимо конкурентоспособности продукта, следует рассмат- ривать конкурентоспособность предприятия. К последней отно- сится совокупность организационных экономических методов деятельности предприятия.
Организационные меры повышения конкурентоспособности предприятия:
- лучшие технико-экономические и качественные показа- тели по сравнению с товарами-аналогами;
- анализ требований рынка к выпускаемой продукции и из- готовление продукции, в соответствии с запросами потребите- лей;
- анализ продукции конкурентов и их мероприятий, направ- ленных на совершенствование продукции, с целью изготовить лучший продукт;
- разработка возможных модификаций продукта;
- анализ ценовых факторов конкурентоспособности и воз- можности их применения (скидки, гарантийные сроки);
- разработка более усовершенствованной продукции, кото- рая может работать в различных условиях внешней среды в отли- чии от старых модификаций;
- изготовление многофункциональной продукции, которую можно применить в различных сферах;
- воздействие на потребителя рекламой, стимулированием сбыта, предоставлением покупки товара в рассрочку, а также пу- тём искусственного ограничения поступления на рынок новинок.
Уровень конкурентоспособности (Укс) определяется по фор- муле
Укс = Kпсн*Цб/Kпсб*Цн (28), где Kпсн и Kпсб – коэффициенты потребительной стоимости, оцениваемой (новой) и базовой продукции, соответственно;
Цн и Цб – цены сравниваемой продукции, соответственно.
133
Оценка конкурентоспособности продукции должна прово- дится по всем составляющим: технологическим; производствен- ным; финансовым; сбытовым.
4.2.4. Контроль качества продукции
Контроль качества пронизывает все стадии производствен- ного процесса (от контроля поступившего сырья до контроля го- товой продукции).
Контролем качества на предприятии занимается централь- ная служба контроля качества. Также, в каждом производствен- ном отделении существуют свои службы по контролю качества.
Данные службы своевременно получают информацию об откло- нениях и предупреждают возникновение брака. Все сведения о ходе производственного процесса и об отклонениях поступают в службу главного диспетчера.
Иногда применяют выборочный контроль. Например, на предприятие поступила большая партия заготовок или материа- лов, здесь контролю подвергается выборка. Чем меньше объём выборки, тем меньше затраты по контролю, но при этом суще- ствует риск, что вся партия изделий, пригодных к потреблению, может быть забракована из-за нескольких изделий, находящихся в небольшой выборке, предназначенной контролю. Может быть и обратная ситуация, когда небольшая выборка прошла кон- троль, а большинство изделий могут быть бракованными.
Для контроля качества применяют карты контроля техноло- гического процесса. Этот метод предназначен для того, чтобы своевременно определить, когда процесс производства продук- ции выходит из-под контроля (на какой стадии производствен- ного процесса).
Как правило, отклонение от заданных параметров происхо- дит под действием случайных факторов, поэтому для выявления причин брака используются специальные статистические методы контроля качества (табл. 20).
134
Таблица 20
Статистические методы контроля качества
Название ме- тода
Содержание
Гистограмма
Данный метод отображает данные, сгруппированные по частоте попадания в определённый интервал. Он является графическим и предназначен для текущего контроля производственного процесса.
Расслаивание
Данный метод выявляет причинно-следственные связи для получения конкретной информации о том, что стало причиной имеющихся отклонений. Он ос- новывается только на достоверных данных.
Контрольные карты
Данный метод представляет собой графическое отоб- ражение изменения показателей во времени, где за- даны верхний и нижний предел допустимых значе- ний показателей качества. Цель метода – определить момент, когда произошло отклонение от нормы, и принять соответствующие меры.
Диаграмма
Парето
Принцип данного метода заключается в том, чтобы прояснить картину распределения потерь. Как пра- вило, большинство потерь происходит из-за незна- чительного количества основных дефектов, которые вызваны небольшим числом основных причин. Дан- ный метод предполагает выяснение причин появле- ния основных дефектов и их ликвидацию. В основу метода заложено правило: 80% некачественной про- дукции связано с 20% причин.
Схема
Иси- кавы
К. Исикава известен кружками качества и причинно- следственными диаграммами. Диаграмма Исикавы представляет собой определённую структуру отноше- ний между отдельными элементами производствен- ного процесса. В данной схеме обычно выделяются четыре основных элемента (фактора), которые вли- яют на производственный процесс (материалы, обо- рудование, сырьё, люди). Именно эти факторы вли- яют на качество продукции. Каждый из этих элемен- тов разбивается на более мелкие в процессе предва- рительной обработки. На схеме операции, составля- ющие обработку, показываются стрелками, каждая из которых сопряжена с оценками определённых по- казателей качества.
На рис. 66 приведён пример контрольной карты.
135
Рисунок 66. Контрольная карта
Если требования к качеству продукции нарушены, то это приводит к излишним издержкам, величина которых может быть очень большой, поэтому необходимо своевременно контролиро- вать качество на всех этапах производства продукции. Эту про- блему можно решить за счёт вышеперечисленных методов.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое производственный запас?
2. Назовите цели создания запасов.
3. Назовите причины, по которым запасы стремятся свести к минимуму.
4. Какие группы запасов существуют в производственном цикле?
5. Что входит в функции отдела приёмки?
6. Назовите условия, влияющие на уровень запасов.
7. Какие подходы существуют к оформлению заказа?
8. Как рассчитывается оптимальная партия заказа (формула
Вильсона)?
9. Назовите критерии классификации запасов.
Верх ний пре- дел
Осе- вая линия
Ниж ний пре- дел
Отклонение процесса
Нормальный ход процесса
8 часов утра полдень
16 часов дня
136 10. Что такое совокупные запасы? Их деление.
11. Что такое неликвидные запасы?
12. Что представляет собой система управления запасами?
13. Какие существуют модели управления запасами? Дайте сравнительную характеристику.
14. Какие существуют издержки, связанные с приобретением и хранением запасов?
15. Что такое страховой запас?
16. Что такое независимая и зависимая потребность?
17. Как осуществляется план изделий с зависимым и незави- симым спросом?
18. Обоснуйте роль АВС-анализа в регулировании и контроле запасов.
19. Что подразумевается под понятием «качество продук- ции»?
20. Назовите группы качества продукции.
21. Что такое конкурентоспособная продукция?
22. Что такое брак?
23. Что такое жизненный цикл товара? Какие виды жизнен- ного цикла товара существуют?
24. Назовите классификацию показателей качества продук- ции.
25. Что является основным документом, который отражает качество продукции?
26. Назовите методы оценки качества продукции.
27. Назовите операции процесса управления качеством.
28. Назовите классификацию нормативных документов по стандартизации.
29. Назовите основные принципы управления качеством.
30. Каковы цели стандартизации?
31. Назовите организационные меры повышения конкурен- тоспособности предприятий.
32. Кто занимается контролем качества на предприятии?
33. Что такое выборочный контроль?
34. Назовите статистические методы контроля качества.
137
Список литературы
1. Беляев, А. М. Производственный менеджмент: учебник для бакалавров / И.Н. Иванов, А.М. Беляев, В.В. Лобачёв; под ред.
И.Н. Иванов. – М.: Юрайт, 2013. – 574с.
2. Герасимов, Б. Н. Производственный менеджмент: учебное пособие / Б.Н. Герасимов, К.Б. Герасимов. – М.: Вузовский учеб- ник, 2018. – 159с.
3. Горелик, О.М. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений: учебное пособие / О.М.
Горелик. – М.: КноРус, 2017. – 384с.
4. Кужева, С. Н. Производственный менеджмент: учебно-ме- тодическое пособие / С. Н. Кужева; под редакцией Л. А. Родина.
— Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоев- ского, 2016. — 192 c.
5. Парамонов, Ф. И. Теоретические основы производствен- ного менеджмента: учебное пособие / Ф.И. Парамонов, Ю.М.
Солдак. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 280с.
6. Поздняков, В. Я. Производственный менеджмент: учебник
/ В.Я. Поздняков. – М.: Инфра-М, 2016. – 288с.
7. Стерлигова, А. Н. Операционный (производственный) ме- неджмент: учебное пособие / А.Н. Стерлигова, А.В. Фель. – М.:
Инфра-М, 2019. – 312с.
8. Шемякина, Т. Ю. Производственный менеджмент: управ- ление качеством: учебное пособие / Т.Ю. Шемякина, М.Ю. Сели- вохин. – М.: Альфа-М, 2018. – 160с.
138
Учебное издание
Шопенко Ольга Юрьевна
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Учебное пособие формат 60×84 1/16
Объём 6,31 п.л.
Тираж 100 экз.
Отпечатано в Университете при МПА ЕврАзЭС
194044, Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д. 14, корп. 1