Файл: Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

121
Запасы группы В (средней степени важности) составляют
15% в стоимости и 30% доли в общем количестве запасов. Они за- казываются, когда уровень запаса достиг своей допустимой ми- нимальной точки. Данная группа требует точного учёта, доста- точно частого наблюдения за количеством.
Запасы группы С (наименее важные) составляют 5% в стои- мости и 50% доли в общем количестве запасов. Для запасов дан- ной группы применяется простой, поверхностный контроль.
Следует отметить, что приведённые выше проценты явля- ются классической ситуацией, на предприятиях возможны неко- торые отклонения.
АВС-анализ используется в различных отраслях деятельно- сти. Он применяется как промышленными предприятиями, так и предприятиями сферы услуг. Он важен при осуществлении ин- вентаризации. Он подразумевает сравнение инвентарных запи- сей с наличными запасами. Данный подсчёт проводится, напри- мер, когда отсутствует товар, который по итогам инвентаризации имеется в наличии. Подсчёт может производиться работниками склада предприятия или независимой организацией.
Пример АВС-анализа представлен в табл. 17.
Таблица 17
АВС-анализ
То- вар
Ежегод- ный спрос, ед.
Стои- мость единицы товара, руб.
Годовая де- нежная сто- имость, руб.
Процент от итога,
%
Процент нарастаю- щим ито- гом в сум- марной стоимости,
%
1 1100 5200 5720000 43,73 43,73 2
5200 830 4316000 33,00 76,72 3
1800 600 1080000 8,26 84,98 4
900 820 738000 5,64 90,62 5
2300 210 483000 3,69 94,32 6
2200 183 402600 3,08 97,39 7
500 210 105000 0,80 98,20 8
400 160 64000 0,49 98,69 9
300 200 60000 0,46 99,14 10 950 40 38000 0,29 99,43 11 2500 15 37500 0,29 99,72 12 7300 5
36500 0,28 100,00 13080600

122
Из расчёта табл. 17 видно, что товарные запасы 1 и 2 входят в группу А по степени важности, товарные запасы 3, 4, 5 – в группу
В, все остальные товарные запасы относятся к группе С. На рис. 59 представлен график Парето.
Рисунок 59. График Парето (АВС-анализ)
4.2. Управление качеством продукции и управленческий контроль
4.2.1. Понятие качества и значение его повышения
Одной из частей стратегической политики предприятия яв- ляется повышение качества, так как от этого зависит прибыль предприятия и преимущество в конкурентной борьбе.
Потребности потребителей постоянно меняются и растут, научно-технический прогресс не стоит на месте, появляются но- вые технологии и оборудование, которые позволяют производить продукцию лучшего качества, отвечающую современным требо- ваниям.
Под качеством понимают совокупность характеристик про- дукции, направленной на удовлетворение потребностей потреби- телей наилучшим образом, то есть продукция должна характери- зоваться инновационной новизной, техническим соответствием стандартам качества, долговечностью, надёжностью и отсут- ствием дефектов. Деление продукции на группы качества пред- ставлено на рис. 60.
0 20 40 60 80 100 120 0
8 17 25 33 42 50 58 67 75 83 92 100
Г
одо ва я де н
ежн ая ст оим ост ь,
%
Количество изделий, %
График Парето (АВС-анализ)


123
Рисунок 60. Деление продукции на группы качества
Продукция высшего качества является продукцией иннова- ционных разработок. Она отличается по уровню качества от той продукции, которую производило предприятие, а также от про- дукции предприятий-конкурентов.
Конкурентоспособная продукция – это продукция, которая позволяет удовлетворять запросы потребителей в плане качества лучшим образом, чем продукция конкурентов, к тому же суще- ствует определённый набор маркетинговых мероприятий (ре- клама, стимулирование сбыта, политика ценообразования, сер- вис).
Для того, чтобы привлечь потребителя к продукции пони- женного качества, прибегают к стратегии снижения цен, так как данная продукция хуже по качеству, чем у фирм-конкурентов.
Продукция низкого уровня качества не найдёт потребителя, но есть возможность реализовать её по самой низкой цене.
Брак – это отклонение какого-то свойства или свойств изде- лия от указанных требований и стандартов к нему, причём брак может быть исправимый и неисправимый.
Причин брака множество: неквалифицированный персонал; отсутствие необходимой документации; устаревшая технология; неполадки оборудования; некачественное сырьё; плохие условия труда и т.д.
Важной задачей управления является выявление причин брака, их анализ и устранение.
Группы качества
Высший уровень ка- чества
Конкурен- тоспособ- ный уро- вень каче- ства
Понижен- ный уро- вень каче- ства
Низкий уровень ка- чества

124
Если предприятие хочет выжить на рынке и привлечь потре- бителя к своему товару, необходимо постоянно совершенствовать качество продукции, причём необходимо по максимуму удовле- творять потребности с минимальными затратами трудовых ре- сурсов и капитала.
Если качество продукции не соответствует требуемому уровню, то это порождает издержки двух типов: в сфере произ- водства (исправление производственного брака, переделка нека- чественных товаров); в сфере обращения (гарантийный ремонт товаров, рекламации потребителей).
Для обеспечения качества с оптимальными затратами разли- чают две цены:
– цена соответствия (затраты на обнаружение и предотвра- щение брака, различные испытания, затраты на обучение работ- ников, ведение учёта и т.д.);
– цена несоответствия (исправление брака, гарантийный ре- монт, неисправимый брак, расходы на совершенствование техно- логии производства, плата за задержку поставок и т.д.).
Соблюдение требований качества продукции необходимо на всех стадиях производственного процесса. Это подразумевает эф- фективное использование производственных фондов и оборот- ных средств, снижение себестоимости, уменьшение брака, стиму- лирование продвижения товаров на рынке.
На предприятии необходимо проводить постоянный анализ того, как мероприятия по повышению качества продукции по- влияли на основные показатели эффективности производствен- ной деятельности.
Повышение качества продукции влияет на объём её реализа- ции, а процесс реализации связан с жизненным циклом товара.
Жизненный цикл товара – это последовательность стадий от разработки товара до снятия его с производства. Жизненный цикл товара представлен на рис. 61 (кривая 1 – сбыт продукции; кривая 2 – прибыль).


125
Сбыт и при- быль, руб.
1 2
Убы- тки и капи- тало- вло- же- ния, руб.
Разра- ботка то- вара
Выведе- ние то- вара на рынок
Рост
Зрелость
Спад
Рисунок 61. Жизненный цикл товара
Виды жизненных циклов товара представлены на рис. 62.
Рисунок 62. Виды жизненных циклов товара
Виды жизненных циклов товара
Традицион- ный. Подра- зумевает по- степенный рост и паде- ние спроса
Бум. Это ко- гда спрос быстро рас- тёт и сохра- няется на высоком уровне до- статочно долго
Увлечение.
Быстрый рост спроса и быстрое его падение
Сезонность.
Спрос на вы- соком уровне в определён- ное время года

126
Существует определённая классификация показателей каче- ства продукции (рис. 63)
Рисунок 63. Классификация показателей качества продукции
Показатели назначения характеризуют основные свойства продукции, то есть для чего она произведена, какие потребности она должна удовлетворить.
Показатели экономного использования сырья свидетель- ствуют о том, насколько совершенен продукт по степени потреб- ляемого им сырья, топлива и энергии.
Надёжность – это способность товара долгое время выпол- нять свои функции с соответствующим качеством.
Осн овн ые п ок аз ате л
и, хар акт ери зующие к ач ест во пр одук ции
Характеризуемые свойства: единичные (количественная характеристика одного из свойств); комплексные (обоб- щающие)
По способу выражения: натуральные единицы; стоимост- ные единицы
По способу оценки уровня качества: базовые показатели; относительные показатели
По стадии определения: прогнозируемые; проектные; производственные; эксплуатационные
По техническому уровню и качеству товаров: назначение; экономное использование сырья; надёжность; эргономи- ческие свойства; эстетические свойства; технологические свойства; транспортабельность; стандартизация; па- тентно-правовые свойства; экологичность; безопасность

127
Эргономические показатели характеризуют, насколько изде- лие удобно в эксплуатации.
Эстетические качества изделия подразумевают, насколько оно благожелательно воспринимается человеком с точки зрения внешнего вида.
Показатели технологичности определяют насколько продук- ция приспособлена к достижению оптимальных затрат при про- изводстве. К таким показателям относятся: удельная трудоём- кость изготовления изделий; удельная материалоёмкость; коэф- фициент использования материала.
Транспортабельность означает – насколько изделие удобно при транспортировке.
Экологические показатели свидетельствуют о том, насколько продукт безопасен для окружающей среды в процессе его эксплу- атации. Безопасность продукта – это безопасность пользователя при эксплуатации. Патентно-правовые показатели защищают производителя от недобросовестной конкуренции.
4.2.2. Методы оценки качества продукции
Для того, чтобы оценить уровень качества продукции выби- рают отдельные показатели качества и сравнивают их с базо- выми. Следует иметь в виду, что необходимо брать в расчёт только основные показатели. Основной документ, который отра- жает качество продукции – это карта технического уровня и ка- чества продукции. В нём отображаются технические характери- стики продукции, их сравнение с аналогами. На основании дан- ного документа можно дать оценку качества производимой про- дукции.
Формула обобщающего уровня качества выглядит следую- щим образом
Kk = (Cб + Cд + Cг)/Сф (27), где Kk – коэффициент качества;
Cб – бракованная продукция, руб.;
Cд – дефектная продукция, за которую уплачен штраф, руб.;
Cг – продукция, для которой был совершен гарантийный ре- монт, руб.;
Cф – продукция, реализованная в отчётном периоде, руб.
Чем ближе Kk к нулю, тем лучше работает предприятие.
Существует три метода оценки качества продукции (табл. 18).


128
Таблица 18
Методы оценки качества продукции
Название метода
Характеристика
Дифференциальный Данный метод подразумевает сравнение по- казателей качества с базовой величиной по формуле
Ki = Рi / Рiбаз, где Рiбаз – числовое значение i-го показа- теля качества образца, взятого за базу.
Ki ≥ 0 – качество соответствует норме.
Комплексный
Данный метод подразумевает, что качество характеризуется одной величиной. Здесь используется формула
K = Qоц / Qбаз, где Qоц, Qбаз – обобщенный показатель ка- чества оцениваемой и базовой продукции, соответственно.
Смешанный
Данный метод – это комбинация диффе- ренциального и комплексного методов. Он состоит из двух этапов:
- единичные показатели объединяют в группы, создавая групповой комплексный показатель качества;
- групповой показатель сравнивается с базо- вым.
Для оценки уровня качества создаётся комиссия экспертов.
Управление качеством – важная функция предприятия, ко- торая включает: прогноз и планирование; организацию работы; координацию и регулирование; стимулирование; контроль; учёт; анализ.
4.2.3. Понятие управления качеством. Требования и проце-
дуры системы управления качеством
Управление качеством осуществляется на всех этапах жиз- ненного цикла товара. Процесс управления качеством состоит из ряда операций, которые представлены на рис. 64.

129
Рисунок 64. Операции процесса управления качеством
Продукция, выпускаемая предприятием должна соответ- ствовать определенным стандартам и нормативно-технической документации.
Стандарт представляет собой нормативно-технический доку- мент, в котором содержатся основные требования к качеству вы- пускаемого продукта, а также условия его производства и приме- нение.
Технические условия изготовления продукта подразумевают дополнительные требования к государственным стандартам.
Если же стандарт отсутствует, то данный документ (технические условия) включает самостоятельные требования к качественным
Операции про це сса упра вл ен ия к ач ест во м
Разработка программы управления качеством продук- ции, которая включает следующие этапы: планирова- ние; управление; повышение качества продукции.
Анализ факторов, влияющих на качество продукции.
Управленческие решения, направленные на повыше- ние качества продукции
Осуществление конкретных действий по улучшению качества.
Анализ результатов влияния управленческих решений по повышению качества.


130 характеристикам продукта и техническое описание. Классифика- ция нормативных документов по стандартизации представлена на рис. 65.
Рисунок 65. Классификация нормативных документов по стандартиза- ции
Основные принципы управления качеством представлены в табл. 19.
Таблица 19
Основные принципы управления качеством
Название принципа
Характеристика
1. Повышение качества – составная часть страте- гии предприятия
Данный принцип предусматривает, что на предприятии создаются программы повышения качества, а также выбира- ются критерии для оценки качества.
2. Бездефектная работа – главная составляющая управления качеством
Данный принцип подразумевает, что в первую очередь должно быть налажено бездефектное производство, а контроль готовой продукции по результатам явля- ется второстепенным, то есть необходим корректирующий контроль для устране- ния дефектов на тех стадиях, на которых возник дефект, это позволит минимизи- ровать затраты времени и материалов на устранение дефектов, сократить расходы на аппарат управления.
Классификация нормативных документов по стандартизации
Государ- ственные стандарты
РФ
Отраслевые стандарты
Технические условия
Стандарты предприя- тий

131 3. Поставщики должны быть партнёрами
Необходимо выбирать надёжных постав- щиков, которые понимают, что если бу- дут срывы поставок или поставлено сы- рьё ненадлежащего качества, то они по- теряют своего клиента (партнёра).
4. Создание системы ин- формации о качестве продукции
На предприятии должна быть налажена система информации о качестве продук- ции на всех этапах её изготовления.
5. Создание системы управления качеством
Должна быть чёткая система управления качеством продукции, определены все этапы контроля качества и ответствен- ные лица.
Обязательной сертификации подлежит продукция, к кото- рой государственными стандартами предъявляются требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья населения и за- щите окружающей среды. Данная продукция должна иметь сер- тификат соответствия. Данное понятие было разработано специ- альным комитетом Международной организации по стандарти- зации (ИСО).
Целями стандартизации является:
– создание необходимых условий деятельности предприятий на внутреннем и внешнем рынках;
– помощь потребителям при выборе продукции;
– защита потребителя;
– контроль безопасности продукции для населения и окру- жающей среды;
- подтверждение качества продукции.
Продукция, к которой предъявляются конкретные требова- ния должна быть сертифицирована, а осуществление требований должно быть доказательно подтверждено (продукция должна иметь соответствующий сертификат, то есть соответствовать раз- работанному государственному стандарту).
Сертификация может быть: обязательной; добровольной.
Сертификация может осуществляться: третьей стороной, независимо от изготовителя и потребителя; предприятием-изго- товителем.
Чем выше уровень качества продукции, тем выше её конку- рентоспособность, то есть способность противостоять товарам- аналогам на рынке. Конкурентоспособная продукция позволит предприятию занять большую долю рынка, а, следовательно, по- лучить высокую прибыль.