Файл: Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
Производственная система во взаимодействии с другими си- стемами призвана удовлетворять запросы потребителей. Она включает в себя следующие виды ресурсов: технические (обору- дование, материалы); технологические (технологический про- цесс, научные идеи и разработки по производству новой продук- ции и улучшенного качества); кадровые (квалификация работни- ков, демографический, возрастной состав); пространственные
(характер производственных помещений, коммуникации); ре- сурсы организационной структуры системы управления; инфор- мационные (способы получения информации о внутренней среде предприятия и внешней среде, достоверность источников инфор- мации); финансовые (имущество предприятия, величина соб- ственного и заёмного капитала).
Эффект целостности системы – это взаимодействие всех ви- дов ресурсов производственной системы, в результате которого получаются новые свойства (новый продукт).
Менеджер по управлению производством должен знать: про- изводственный процесс; нормирование труда; устанавливать нормы времени; способы организации рабочего места рацио- нальным образом; установление заработной платы и премий.
Менеджер по производству обязан срочно реагировать на от- клонения, которые происходят в производственном процессе, и своевременно принимать соответствующие управленческие ре- шения по устранению этих отклонений.
Можно выделить следующие принципы управления произ- водством:

возникшие проблемы в производственном процессе каса- ются непосредственно менеджера по производству;

менеджер должен принимать во внимание, что рабочие могут относиться к типу людей «группы X», которые ленятся, по- этому он должен принимать различные методы стимулирования, чтобы они работали более эффективно;

если менеджер нанимает работника, то ему необходимо определить испытательный срок, конечно обязательно предвари- тельное собеседование, приветствуется анкета с большим количе- ством вопросов, причём один и тот же вопрос может повторяться неоднократно в различной перефразировке, чтобы понять насколько человек искренне отвечает;

13

приветствуется оплата труда по результатам выполнен- ной работы, перевыполнению плана. Сверхурочные работы, за- вершение работы раньше намеченного срока также должны быть отмечены (премия, дополнительные дни отпуска и т.п.).
Рисунок 2. Структура системы производственного менеджмента
Ст ру кт ур а систе м
ы про из во д
ст вен н
ого м
ен еджм ен та
1. Целевая подсистема: улучшение качества продукции; организаци- онно-техническое развитие произ- водства; развитие организацион- ной культуры; охрана окружающей среды
М
ет одо л
огия п ро из во дс твен н
ого м
ен еджм ен та
Выход
2. Обеспечивающая подсистема: нормативно-методическое обеспе- чение; ресурсное обеспечение; ин- формационное обеспечение; пра- вовое обеспечение; организаци- онно-технологическое обеспече- ние
Вход
3. Функциональная подсистема: производственные процессы; эле- менты производства; производ- ственная инфраструктура; управ- ление предприятием
4.
Управляющая подсистема: управление персоналом; менедж- мент психологии и социологии; разработка и реализация управлен- ческого решения; анализ управлен- ческих решений; прогнозирование
Внешняя среда
Обратная связь


14
Производственные менеджеры имеют ряд обязанностей. К ним относятся:
- определение и претворение в жизнь производственной стратегии;
- определение стадий производственного процесса, опре- деление, как должны быть расположены производственные мощ- ности, расчёт норм и нормативов страхового, производственного, транспортного и складского запаса, чтобы обеспечить беспере- бойность производственного процесса, установление производ- ственных стандартов, разработка продукции;
- разработка производственного плана и осуществление контроля на всех стадиях производственного процесса (предва- рительный, текущий контроль и контроль по результатам произ- водственной деятельности).
Исходя из вышеперечисленных функций, можно сделать вы- вод, что производственный менеджер должен своевременно по- лучать информацию из внешней среды, причём информация должна быть получена из достоверных источников. Для того, чтобы принять оптимальное решение по организации производ- ственного процесса из возможного ряда альтернативных вариан- тов, необходимо иметь информацию об изменении спроса на про- дукцию предприятия, изменениях в покупательских предпочте- ниях, о политике конкурентов в области производства продук- ции, о новой технике и технологии, которая позволит изготавли- вать продукцию с меньшими издержками и лучшего качества.
Производственный менеджер должен иметь соответствую- щее образование и опыт, чтобы принять правильное управленче- ское решение, касающееся производственного процесса.
1.1.3. Функции, методы и принципы производственного ме-
неджмента
Учёный Анри Файоль в начале XX века сформировал функ- ции производственного менеджмента. Всего он выделил пять функций: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Они представлены в табл. 1.
Данные функции обязательны на предприятии, иногда они так тесно связаны, что невозможно чётко отделить одну от дру- гой. Для того чтобы претворить эти функции в жизнь, существует ряд методов (рис. 3).
Рассмотрим каждый из этих методов подробнее.

15
Таблица 1
Функции производственного менеджмента
Наиме- нование функции
Содержание функции
Плани- рование
Планирование представляет собой основную функцию производственного менеджера. На основе информации, полученной из достоверных источников о состоянии внешней среды, а также на основе данных внутренней ин- формации (информация подразделений, цехов, участков, состояние финансовой отчётности) менеджер определяет цели и задачи, а также определяет стратегию для дости- жения поставленных целей, далее он составляет произ- водственные планы и программы.
Органи- зация
На основе разработанных планов и программ осуществля- ется организация процесса производства. Для того чтобы организовать процесс производства, необходимо сформи- ровать соответствующую структуру и системы управления, разработать необходимую документацию.
Коорди- нация
Предприятие состоит из различных подразделений, це- хов, участков, на которых работает большое количество людей. Для того чтобы обеспечить достижение поставлен- ных целей, производственному менеджеру необходимо осуществлять координацию их трудовой деятельности.
Мотива- ция
Для успешного функционирования предприятия необхо- димо заинтересовать его работников в результатах своего труда, т.е. создать мотивы к деятельности, которые можно определить, выяснив потребности работников. Различают два вида мотивации: поощрение и наказание. Поощрение полагается за успешную трудовую деятельность. Оно мо- жет быть материальным (премии, надбавки и т.п.) и мо- ральным (повышение по службе, грамоты и т.п.). Наказа- ние применяется к тем сотрудникам, которые нарушают дисциплину (технологическую, производственную).
Кон- троль
Обязательной функцией производственного менедж- мента является контроль. Он осуществляется на всех эта- пах производственной деятельности, чтобы своевременно исправить ошибки или не допустить их в будущем, если сложится аналогичная ситуация. Поэтому на предприя- тии существует несколько видов контроля, а именно, предварительный, текущий и контроль по результатам.


16
Организационные методы являются основой для дальней- шего успешного функционирования предприятия. Для начала необходимо определить миссию организации, затем выделить ос- новные цели, задачи, которые необходимо решить, чтобы достиг- нуть поставленных целей. Для выполнения каждой задачи необ- ходимо рассчитать требуемые ресурсы (денежные, сырьевые, тру- довые), определить сроки выполнения каждой задачи, т.е. необ- ходимо построить «дерево целей». Далее необходимо подобрать рабочий персонал соответствующей квалификации, если того требуется, провести профессиональную переподготовку. Необхо- димо разработать соответствующие нормы и правила, должност- ные инструкции, определить права, обязанности и ответствен- ность каждого участника производственного процесса.
Рисунок 3. Методы производственного менеджмента
Административные методы – методы власти. В их основе ле- жит непрекословное подчинение воле руководителя. Лицо, при- нимающее решение (ЛПР), ожидает точного выполнения его рас- поряжения. Руководитель единолично принимает решение, ко- торое не обсуждается, он не советуется с подчинёнными при при- нятии решения. Лица, выполняющие решения, не могут про- явить инициативу, творческий подход к выполнению задачи пре- секается. Руководитель сам несёт ответственность за принятое им решение.
В настоящее время административные методы в основном используются в военной сфере, а для большинства предприятий большую актуальность составляют экономические методы. Они заключаются в том, что ЛПР принимает управленческое решение по возникшей проблеме, определяет цель и предоставляет испол- нителю самому выбирать вариант решения проблемы, исходя из
М
ет оды про из во дст вен
- н
ого м
ен еджм ен та
Организационные методы
Административные методы
Экономические методы
Социально-психологические методы

17 анализа возможных альтернатив. За своевременное и качествен- ное решение проблемы наилучшим способом исполнителю пола- гается вознаграждение, а это является стимулом для совершен- ствования его деятельности.
Появление социально-психологических методов связано с тем, что наряду с административными, экономические методы тоже не всегда удовлетворяют работника, так как не все заинте- ресованы только в материальном вознаграждении за свою ра- боту; это касается людей интеллектуальных профессий, а их зна- ния важны для успешной организации производственного про- цесса, тем более, когда фирма, к примеру, изготовляет оборудо- вание по индивидуальным заказам. Суть применения данных ме- тодов сводится к формированию сплочённого коллектива, в ко- тором люди положительно настроены друг к другу, присутствует сплочённость, взаимовыручка, все преданы достижению общей цели, стоящей перед организацией. При решении сложной за- дачи, поставленной руководством, каждый может предложить своё решение проблемы (высказать своё мнение по данной про- блеме). Учитывая мнение каждого сотрудника, путём обсужде- ния можно найти новый (инновационный) способ достижения поставленной цели. Данный подход также позволяет открыть возможности и способности сотрудников, т.е. позволит самореа- лизоваться личности.
Для того, чтобы применить перечисленные методы, необхо- димо руководствоваться определёнными принципами и прави- лами. Каждое предприятие выделяет для себя определённый набор принципов. В данном пособии перечислены основные из них (табл. 2).
Таблица 2
Принципы производственного менеджмента
Наименование принципа
Содержание принципа
Научность в со- четании с эле- ментами искус- ства
В своей работе производственный менеджер опира- ется на большое количество наук, использует те приемы, которые были обоснованы с точки зрения науки в аналогичных ситуациях. В тоже время ме- неджер должен уметь импровизировать, пытаться найти инновационный подход к решению конкрет- ной проблемы, к конкретному человеку (работ- нику), потому что каждый человек по своей при-


18 роде индивидуален. Помимо науки, менеджер учи- тывает свой собственный опыт, опирается на инту- ицию.
Наименование принципа
Содержание принципа
Целенаправ- ленность управления
Деятельность производственного менеджера должна носить целенаправленный характер, т.е. если перед ним возникла проблема, он принимает соответствующее управленческое решение, выбрав из ряда альтернатив наиболее оптимальную в дан- ной ситуации для достижения поставленной цели.
Функциональ- ная специализа- ция в сочетании с универсально- стью
Каждый объект управления специфичен, поэтому тре- бует определённых процедур управления им. Произ- водство одной отрасли может сильно отличаться от производства другой отрасли, это зависит от оборудо- вания, характера деятельности, используемой техноло- гии, уровня квалификации персонала. Т.е. везде име- ется своя специфика, а, соответственно, и свой подход к управлению. Но, тем не менее, имеется общий (универ- сальный) подход к управлению людьми.
Последователь- ность управлен- ческого про- цесса
Для успешного функционирования предприятия необходима определённая последовательность управ- ленческих действий, т.е. одно действие выходить из другого. Существует определённая последователь- ность действий, которой необходимо придержи- ваться, чтобы не допускать сбоев и ошибок. Некото- рые действия носят циклический характер (планиро- вание, составление отчётов, контроль).
Оптимальное сочетание цен- трализован- ного регулиро- вания управля- емой подсисте- мой с её само- регулирова- нием
Централизованное регулирование предполагает, что управленческие решения принимаются только на высших уровнях власти. Но, зачастую является целесообразным делегировать полномочия, права и ответственность руководителям отдельных под- разделений, цехов, участков, так как они наилуч- шим образом разбираются в сложившейся ситуа- ции, которая касается их подразделения, поэтому смогут выбрать наилучшую альтернативу решения проблемы из ряда имеющихся. Однако высшее ру- ководство не должно снимать полностью контроль над работой подразделения.
Учёт личных особенностей работников и общественной психологии
Данный принцип важен, т.к. необходимо найти ин- дивидуальный подход к каждому работнику, по- скольку индивидуальные особенности лежат в ос- нове того, как сотрудник видит проблему и ищет спо- собы её решения.

19
Наименование принципа
Содержание принципа
Обеспечение соответствия прав, обязан- ностей и ответ- ственности
Данный принцип подразумевает правило: «полно- мочия = права = обязанности». Если высший руко- водитель делегирует полномочия нижестоящему руководителю, то его необходимо наделить соот- ветствующими правами и определить зону его от- ветственности.
Обеспечение общей заинте- ресованности всех участни- ков управления в достижении целей, стоящих перед фирмой
В основе данного принципа лежит стимулирование сотрудников. Стимулирование может быть матери- альным, т.е. выплата премий, надбавок сотрудни- кам за своевременное и качественное выполнение задач, поставленных перед ними. Также существует моральное стимулирование сотрудников, т.е. награды, грамоты, поощрение перед коллективом, повышение по службе. Моральным стимулом также служит вовлечение сотрудника в принятие решения по возникшей проблеме, таким образом он будет знать, что не просто является исполните- лем решения, которое перед ним поставило высшее руководство, а что он внёс вклад в общее дело орга- низации.
Обеспечение состязательно- сти участников управления
Данный принцип предполагает, что сотрудники стремятся выполнить порученное дело как можно с большей отдачей, чтобы быть лучше, чем их кол- леги, что поощряется высшим руководством. При- сутствие «здоровой конкуренции» внутри органи- зации является залогом её успешной деятельности.
Речь идёт не только о стремлении выполнить лучше других порученное дело, что должно всяче- ски стимулироваться руководителем, но и о необхо- димости поощрения конкуренции при замещении должностей в сфере управления.
1.2. Понятие производства и производственной системы
1.2.1. Понятие производства и производственной системы.
Состав производственной системы
Под производственным менеджментом понимается система, состоящая из совокупности взаимосвязанных элементов, к кото- рым относится организация, техническое обслуживание и управ- ление производством, его материальное обеспечение, управле- ние качеством выпускаемой продукции, политика в области це-


20 нообразования, управление расходами. В функции производ- ственного менеджмента входит управление производством и производственными системами.
Ранее производственный менеджмент рассматривался как функция управления производством. В настоящее время при раз- работке управленческого решения и определении стратегии раз- вития участвуют все службы производственного предприятия, т.е. производство, маркетинговый отдел, финансовый отдел, от- дел кадров, НИОКР действуют в совокупности, что приводит к си- нергетическому эффекту, а как следствие, к достижению наилуч- шего результата.
Работа менеджеров заключается в такой организации дея- тельности персонала, которая бы обеспечила достижение постав- ленных перед предприятием целей.
Без налаженной системы менеджмента предприятие не смо- жет эффективно работать как система. В задачи менеджмента предприятия входит рациональное и эффективное использова- ние всех имеющихся ресурсов, направленных на достижение по- ставленных целей.
Управление производством и производственными систе- мами является основой производственного менеджмента. Произ- водство – это сложный процесс, результатом которого является создание продукта, с использованием необходимых ресурсов
(трудовых, сырьевых и т.д.) и определённой технологии.
Если рассматривать предприятие как систему, состоящую из различных подразделений, цехов, участков, системы управления, то можно выделить понятие «производственная система». Про- изводственная система представляет собой процесс преобразова- ния, с использованием необходимой техники и технологии, вхо- дящих в неё факторов (сырьё, материалы, полуфабрикаты) в ко- нечную продукцию, ориентированную на конкретного потреби- теля. Для грамотного управления производственной системой необходимо иметь в наличии всю информацию о состоянии вхо- дящих в неё ресурсов и о том, что имеем на выходе, а также знать состояние взаимосвязей между всеми элементами.
Полная производственная система предприятия, иначе – операционная система, включает в себя две составляющие
(рис. 4).

21
Рисунок 4. Операционная система предприятия
Производственная система включает в себя управляемую и управляющую системы.
Управление системой – это процесс координации действий, направленных на достижение целей, поставленных перед пред- приятием, в условиях изменяющейся внешней среды. Это, в свою очередь, подразумевает соответствующую организацию и разви- тие производства.
Для достижения своих производственных целей организа- ция должна использовать необходимые методы и средства, с по- мощью которых можно создать все необходимые условия.
Для достижения поставленных целей необходимо тщатель- ное планирование, которое включает следующие этапы:
1) выяснение проблемы;
2) составление прогноза;
3) определение целей;
4) выработка стратегии;
5) определение необходимых условий и средств.
Учёт и контроль являются важнейшими элементами функ- ционирования производственной системы. Данные функции предназначены для внесения своевременных корректировок, если возникнут отклонения от плановых показателей, которые возникают в результате изменений, происходящих во внутренней и внешней среде организации.
Операционная система предприятия
Перерабатывающая си- стема. Она превращает входящие элементы в вы- ходящие (конечный ре- зультат), т.е. выполняет производительную работу предприятия.
Система обеспечения. Она обеспечивает перерабаты- вающую систему всем необ- ходимым.