Файл: Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

111
Основной целью управления запасами является снижение издержек по следующим направлениям:
- издержки на приобретение запасов;
- издержки на хранение запасов.
Для реализации данной цели определяется оптимальный размер заказа и время подачи заказа.
Управление запасами осуществляется при приёмке и склади- ровании. В функции отдела приёмки входит: учёт; проверка до- кументации; проверка соответствия уровня качества.
На величину необходимого уровня запаса влияют как внут- ренние, так и внешние факторы (рис. 53).
Рисунок 53. Основные внутренние и внешние условия деятельности предприятия, влияющие на уровень запасов
Для того чтобы принять правильное управленческое реше- ние, руководству следует рассмотреть два альтернативных вари- анта:
– производить заказы часто, но малыми партиями;
– производить заказы редко, но объёмы партий большие.
Иногда менеджеры руководствуются заключёнными догово- рами на поставку продукции потребителю, исходя из них, зака- зывают дополнительное количество ресурсов.
Условия, влияющие на уровень запасов
Внутренние условия:
- интенсивность потребле- ния запасов в зависимости от срочности и характера заказа;
- возможности и условия хранения;
- затраты на содержание запасов.
Внешние условия:
- колебания спроса;
- условия у поставщиков;
- затраты на транспортировку.

112
Существует подход к оформлению заказа, основанный на ритмичности получения заказов. Он основан на двух системах:
- система с фиксированным размером заказа;
- система с фиксированным временным интервалом между заказами.
Первая система основывается на «точке заказа», то есть ко- гда уровень запаса падает ниже порогового значения, делается заказ на его пополнение. Расчёт оптимальной партии заказа про- изводится по формуле Вильсона
???????????? = √
2∗????∗????
????∗????
(26), где D – годовая потребность в требуемом ресурсе, шт.;
O – затраты на поставку единицы ресурса, руб.;
H – годовые затраты на хранение единицы ресурса, руб./шт.;
N – количество месяцев в году.
4.1.2. Классификация запасов
Что такое запасы и цель их создания было описано в преды- дущем пункте. В данном разделе рассмотрим классификацию за- пасов. Существуют определённые критерии классификации запа- сов (рис. 54).
Рисунок 54. Критерии классификации запасов
Все запасы по месту нахождения являются совокупными, в них входят: сырьё и материалы; полуфабрикаты; детали; инстру- менты; различные запчасти; готовая продукция. Совокупные за- пасы подразделяются на два вида (рис. 55).
Критерии классификации запасов
По месту нахож- дения запасов
По времени
По функции


113
Рисунок 55. Деление совокупных запасов
Все предприятия взаимодействуют между собой, и каждое предприятие является как поставщиком, так и потребителем определённых видов ресурсов, поэтому на предприятиях име- ются в наличии как производственные, так и товарные запасы.
Все запасы в свою очередь делятся на: текущие; подготовитель- ные; гарантийные; сезонные; переходящие. Подробно об этих ви- дах запасов написано в разделе 3.
Существует такая категория запасов как неликвидные, то есть излишние запасы сырья или готовой продукции, которые долгое время лежат на складе, изменились под действием физи- ческого и/или морального износа, и в настоящий момент не мо- гут использоваться по их прямому назначению.
4.1.3. Система управления запасами
Система управления запасами предназначена для поддержа- ния количества запасов на уровне, необходимом для обеспечения бесперебойной работы предприятия, и эффективного управле- ния ими. Она включает в себя разработку графиков размещения заказов на восполнение запасов, выбор поставщиков для разме- щения заказа, получение ресурсов от них и контроль за соответ- ствующим исполнением.
Данная система предусматривает две модели:
Совокупные запасы
Производственные запасы, то есть запасы у предприятия- потребителя
Товарные запасы: запасы го- товой продукции на складе организации-изготовителя; запасы в каналах сферы обра- щения; запасы в пути; запасы на предприятиях торговли

114
– Q-модель (модель с фиксированным объёмом). Данная мо- дель основывается на «точке заказа», то есть когда запас снижа- ется до критической величины, производится очередной заказ.
Здесь необходим постоянный контроль остатка запаса;
– P-модель (модель с фиксированным периодом). В основе данной модели лежит принцип, что заказ осуществляется через определённый, заранее рассчитанный, период времени, то есть остаток запаса исчисляется только по истечении этого периода.
Сравнение этих двух моделей представлено в табл. 15.
Таблица 15
Сравнительная характеристика Q-модели и P-модели управления запасами
Критерий сравнения
Q-модель
P-модель
Объём заказа Объём заказа (Q) явля- ется фиксированной ве- личиной
Объём заказа является величиной переменной, в зависимости от остатка запаса
Срок разме- щения заказа
Заказ размещается, ко- гда достигнута «точка заказа»
Заказ размещается по ис- течении фиксированного периода времени
Ведение учёта запасов
Фиксируется каждое изъятие и дополнение ресурса
Остаток определяется только по истечении фиксированного периода времени
Величина за- пасов
Меньше, чем в P-модели Больше, чем в Q-модели
Трудоём- кость обслу- живания
Выше, потому что при- ходится постоянно вести записи выбытия и по- ступления ресурса
Ниже, потому что не тре- буется постоянно обнов- лять записи
Тип изделий
Применяется для доро- гостоящих и важных ре- сурсов
Подходит для недорогих и менее важных ресурсов
4.1.4. Классификация издержек, связанных с приобретением
и хранением запасов
Приобретение и хранение запасов связано с различными из- держками, которые представлены в табл. 16.


115
Таблица 16
Издержки на приобретение и хранение запасов
Вид затрат
Характеристика
Издержки, свя- занные с поддер- жанием запасов
В данную категорию входят складские расходы, то есть охрана, освещение и отопление склад- ских помещений, если склад находится в аренде, то ещё и арендная плата. Пока запасы лежат на складе, могут образоваться потери от порчи, ста- рения и хищения. Кроме того, если имеются сверхнормативные запасы, то это приводит к иммобилизации денежных средств, которые могли бы быть инвестированы в развитие пред- приятия.
Издержки, кото- рые зависят от размера заказы- ваемой партии
К данному виду, например, можно отнести за- траты на почтовые переводы, составление отчёт- ных ведомостей, телефонные переговоры, факс, транспортные расходы и т.п. Данные расходы пропорциональны количеству заказанных пар- тий.
Издержки, свя- занные с выпол- нением заказа
В данную группу входят затраты на обработку, упаковку заказа, к данной группе также отно- сятся затраты на заработную плату работников склада, занятых оформлением заказа, расходы на учётные операции, транспортировку.
Издержки, обу- словленные де- фицитом запасов
В данную категорию входят расходы на премии работникам, расходы на связь, поездки. Дробле- ние партии заказов на более мелкие также свя- зано с дополнительными расходами.
Издержки, свя- занные с управле- нием запасами
Сюда входят расходы на заработную плату, обу- чение, повышение квалификации технического и управленческого персонала.
Издержки на ин- формационную систему и анализ информации
К данной группе относят выделение денежных средств на приобретение компьютеров и необхо- димого программного обеспечения.
Определение оптимального размера заказа зависит от двух категорий издержек, а именно: на размещение заказа; на хране- ние запаса. Предприятие стремиться минимизировать величину издержек по каждой группе, но тем не менее, величина запаса на складе должна быть оптимальной.

116
Если рассматривать первую группу издержек, то для того, чтобы разместить заказ, в первую очередь, необходимо найти со- ответствующего поставщика, который удовлетворяет требова- ниям предприятия, а это требует определённых затрат. В данную группу входит также оформление необходимой документации, телефонные, почтовые, транспортные расходы, расходы на зара- ботную плату персонала, который осуществляет контроль посту- пивших ресурсов. Данные издержки можно определить, как условно-постоянные, а, следовательно, чем больше заказ, тем меньше издержки на единицу заказываемого ресурса.
Что касается второй группы издержек, то сюда относятся все издержки по содержанию складов, которые указаны выше в табл. 16, а также издержки на страхование, налоги, потери от порчи, устаревания, хищения запасов. Для данного вида издер- жек очевидно, что чем крупнее заказываемая партия, тем больше издержки.
Оптимальный размер заказа зависит от приобретаемых ре- сурсов. Если ресурсы дорогостоящие, то их целесообразно зака- зывать маленькими партиями, но часто, так как расходы по хра- нению таких ресурсов высоки. В свою очередь, ресурсы недорогие по стоимости лучше заказывать крупными партиями через доста- точно большие временные интервалы.
Формула Вильсона для расчёта оптимальной партии заказа представлена в пункте 4.1.1.
На предприятии важно рассчитать оптимальный размер за- паса по каждой позиции ресурса и товара, но тем не менее, необ- ходимо иметь страховой запас на случай непредвиденных обсто- ятельств.
Данный запас необходим по ряду причин:
– спрос оказался большим, чем его прогнозная величина;
– материала производится меньше, чем было запланиро- вано;
– исполнение заказа не укладывается по времени в обозна- ченный срок.
Основной задачей управления запасами является минимиза- ция издержек на их приобретение и хранение, а для этого необ- ходимо определить оптимальную величину их заказа и время по- дачи заказа.


117
4.1.5. Управление запасами с независимым и зависимым
спросом
В политике управления товарно-материальными запасами существует такое понятие как зависимая и независимая потреб- ность.
Независимая потребность – это потребность в различных ре- сурсах, которые не зависят друг от друга, то есть на предприятии могут выпускаться различные изделия, детали, которые никак не связаны между собой, но требуются рынку (удовлетворяют внеш- нюю потребность).
Зависимая потребность – это когда потребность в одном ре- сурсе (изделии) вызывает потребность в другом, который явля- ется одной из составных частей первого изделия.
Расчёт количества изделий с зависимой потребностью осу- ществляется следующим образом. Если известно, сколько необ- ходимо произвести готовых изделий, то можно определить коли- чество деталей, которые входят в их состав. Например, предпри- ятие изготавливает 300 бойлеров в день, соответственно, ей по- требуется 300 нагревательных элементов, которые входят в их со- став. То есть нагревательные элементы – это изделия с зависимой потребностью, их количество зависит от количества выпускае- мых бойлеров, а сами бойлеры – это конечный продукт, потреб- ность в котором определяется требованиями рынка, то есть это изделия с независимой потребностью.
Для определения количества изделий с независимым спро- сом проводится маркетинговый анализ рынка (потребность в данном товаре). Проводятся опросы потребителей, делаются про- гнозы, исходя из экономической и политической обстановки. По- скольку не все изменения внешней среды можно предугадать, де- лается определенный запас изделий.
Выделяют запасы с зависимым и независимым спросом.
Производственный план изделий с зависимым спросом определяется количеством изделий, в которые они входят. Для определения количества запасов с независимым спросом исполь- зуют два метода: система с фиксированным размером заказа и си- стема с фиксированным интервалом времени между заказами.
Существует одноразовый заказ для установленного проме- жутка времени, то есть когда подаётся заявка на пополнение, за- каз выполняется в тот же момент, следовательно, когда запас ис- черпан, делается новая заявка. В данном случае предполагается,

118 что запас потребляется с постоянной скоростью. Это идеальные условия, и обе вышеперечисленные системы будут одинаковыми.
Система управления запасами с фиксированным объёмом за- каза может иметь три уровня запаса: минимальный; «точка за- каза»; максимальный (рис. 56). На рис. 56 символом «↔» обозна- чен срок выполнения заказа.
Гарантийный запас создаётся на случай форс-мажорных об- стоятельств, например, когда произошёл сбой в поставках. Из рис. 56 видно, что если запас снижается до уровня заранее уста- новленной точки заказа, на рисунке это точки I1, I2, I3, то необ- ходимо делать новый заказ. Фиксированный заказ делается то- гда, когда текущий запас вместе с уже сделанными заказами, но ещё не полученными, равен оптимальному потреблению за время выполнения заказа в сумме с гарантийным запасом.
Уровень запаса
I1, I2, I3 – «точки заказа»
I1
I2
I3
Max уровень
«Точка заказа»
Гарантийный запас t1 t2 t3
Время
Рисунок 56. Система управления запасами с фиксированным уровнем заказа
Расчёт минимального и максимального уровня запасов имеет важное значение в политике управления запасами, по- скольку слишком низкий уровень запаса может привести к пере- боям производственного процесса, а слишком высокий уровень запаса ведёт к отвлечению денежных средств из оборота, излиш- ним затратам и порче материала, который долгое время не вос- требован в производственном процессе.
Иногда возникают ситуации, когда можно превысить макси- мальный уровень запаса. Такое превышение целесообразно в слу- чае предстоящего повышения цен на ресурсы или их дефицитно- сти.
Система управления запасами с фиксированным интервалом времени представлена на рис. 57.


119
Уровень запасов
I1, I2, I3 – «точки заказа»
Max уровень
I1 I2 I3
«Точка заказа»
Гарантийный запас t1 t2 t3 Время
Рисунок 57. Система управления запасами с фиксированным интерва- лом времени
Для системы с фиксированным интервалом времени опреде- ляется контрольная величина запаса Ii и контрольные точки вре- мени (t1, t2, t3…). Если запас, находящийся в контрольной точке времени, находится между максимальным запасом (Im) и Ii, то заказ не производится. Заказ производится, когда запас ≤ Ii.
В основе системы управления запасами с зависимым спросом лежат планы производства. Данная система носит название «пла- нирование материальных потребностей», то есть необходимо иметь в наличии то их количество, которое необходимо для вы- полнения плана производства.
На практике обычно комбинируют смешанные системы управления запасами.
4.1.6. Контроль материальных запасов. Роль АВС–анализа
в регулировании и контроле запасов
Контроль запасов необходим для определения отклонений в политике управления запасами, причём применяются различ- ные методы контроля для запасов различной стоимости. Более дешёвые запасы не требуют такого тщательного контроля как до- рогостоящие.
На предприятии используется классификация запасов в за- висимости от их стоимости. На основании данной классифика- ции применяются различные виды контроля по степени жёстко- сти. Это необходимо потому, что работник (работники), которые выполняют контрольную функцию, имеет дело с большим переч- нем номенклатурных позиций запасов, и физически сложно тща-
Im

120 тельно контролировать каждую номенклатурную позицию, в ре- зультате может возникнуть ошибка, причём она может про- изойти при контроле позиции запаса высокой стоимости. Этапы классификации запасов по видам, в зависимости от их стоимости, представлены на рис. 58.
Рисунок 58. Этапы классификации запасов по видам в зависимости от стоимости их ежегодного использования
Стоимость ежегодного использования запасов равна произ- ведению цены единицы запаса на ежегодный уровень его исполь- зования.
С помощью графика Парето можно определить вид контроля к каждому виду запасов.
Согласно данной системе, её называют АВС-анализ, запасы делятся на три группы, для которых применяются свои методы контроля.
Запасы группы А (очень важные) составляют 80% в стоимо- сти и 20% доли в общем количестве запасов. Запасы данной группы требуют тщательного контроля. Такие запасы заказыва- ются небольшими партиями, но часто. Производится контроль на всех этапах движения запасов.
Расчёт стоимости ежегодного использования каждого вида запасов
Провести ранжирование запасов в порядке убывания, исходя из стоимости ежегодного использования
Необходимо рассчитать долю каждого запаса в общем количестве и долю стоимости ежегодного использования каждого вида запасов в общей стоимости
Построить график Парето