ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

Дисциплина: Психология

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Наурусова Алина Александровна

Преподаватель:

Беликова Татьяна Валентиновна

Задание 1. Подберите психолого-педагогическую диагностику ребенка младшего школьного возраста для выявления адаптации  к школе (необходимо указать название диагностики, автора, на что направлена), аргументировав свой выбор.

  1. Методика “Что мне нравится в школе” (рисунок)

Данная методика помогает распознать уровень адаптации к школе творческим путём. Несоответствие рисунков теме указывает на мотивационную незрелость ребенка, детский негативизм, неверное истолкование задачи. Соответствие рисунков заданной теме указывают на высокую мотивацию к учебной деятельности, могут возникнуть ситуации не учебного и игрового характера которые соответствуют положительному отношению к школьной среде. Думаю что данная методика удобна для детей, ведь они смогут полностью передаться через творческое задание, а педагог сможет точно убедиться в адаптации каждого индивидуально.

  1. Методика изучения социально-психологической адаптации к школе Э. М. Александровской

Данная методика представляет собой оценку адаптации к школе у детей с точки зрения четырех параметров: эффективность учебной деятельности, усвоение школьных норм, успешность социальных контактов, эмоциональное благополучие. Первые три критерия содержат две шкалы, по которым оцениваются ученики. Четвертый критерий содержит одну шкалу. Каждая шкала описывает различные формы поведения каждого ученика, оценивается в баллах от 0 до 5. После этого педагог заполняет схему наблюдения за поведением учеников во время выполнения методики. Я считаю, что данная методика отлично подходит для того чтобы понять какова эффективность учебной деятельности, успешность освоения норм поведения и социальных контактов, а так же убедиться в эмоциональном благополучии у учеников младших классов. Так же эта методика помогает педагогу сформировать и систематизировать свое представление индивидуально к каждому ученику.


Задание 2. Назовите основные области затруднения в общении, которые могут встретиться в педагогической практике. Напишите рекомендации для педагогов по преодолению трудностей в общении.

 Основные затруднения в общении в педагогической практике:

  • Непонимание и не принятие позиции детей.

  • Отсутствие умения установить или наладить контакт с одним или группой детей.

  • Подчеркивание педагогом собственное превосходство

  • Неумение подстраиваться под различные педагогические ситуации

  • Сложности управления группой учеников

  • Сложности управления собственным состоянием

  • Боязнь педагогических ошибок

  • Отсутствие умения смотреть на каждого ученика как индивида.

Для того чтобы преодолеть трудности в общении рекомендуется:

  1. Вовремя замечайте сигналы конфликтных ситуаций у детей.

Это могут быть стычки между учениками, нарушение дисциплины, оскорбительное поведение, нарушение правил и норм в играх, отчуждение ученика от всей группы, затянувшееся выяснения отношений.

  1. Используйте различные методики профилактики

Например: это могут быть творческие, сюжетно- ролевые игры, обыгрывание различных конфликтных ситуаций и нахождение выхода из них, чтение и обсуждение художественных произведений, просмотр и анализ мультфильмов, различные беседы.

  1. Разработайте и внедрите практику.

Для этого необходимо прояснить конфликтную ситуацию или проблему, оценить обстоятельства, мотивы детей. Выяснить причину возникновения проблемы. Далее необходимо работать с чувствами детей, выслушать их и назвать их чувства. После этого можно совместно сформулировать возможные решения проблемы, которые будут устраивать всех участников сложившейся проблемы. Выбрать наилучший выход, помочь детям найти выход из ситуации, и при возможности проконтролировать и проверить результат.

  1. Используйте технику позитивного мышления.

Вы можете мотивировать ребенка, указывая на его положительные качества, предполагать положительный результат, предлагать наиболее благоприятные решения проблемы.

  1. Используйте технику активного слушания.


Направьте себя на ребенка, не отводите от него взгляд. Старайтесь внимательно слушать его. Если ребенок расстроен не задавайте ему поспешных вопросов. Постарайтесь построить утвердительные фразы, а не вопросительные. Старайтесь держать паузы в беседе. Обязательно выслушивайте разные стороны конфликта. Кивайте ребенку, чтобы давать понять ему что вы его понимаете и слушаете.

  1. Сохраняйте собственное эмоциональное равновесие.

Концентрируйте свое внимание, и правильно распределяйте мысли. Будьте внимательные к деталям. Если ребенок будет в тупике, предлагайте свои версии, можете основываться на собственном опыте. Приведите себя и учеников к выводу, что никто нет злого умысла, просто отсутствует понимание друг друга в чем-то и поэтому договориться трудно. Оказывайте поддержку и внимание ученикам. Сохраняйте терпение.

Задание 3. Создайте и запишите алгоритм построения индивидуального образовательного маршрута для детей младшего школьного возраста, используя современные информационные технологии (например, интерактивная работа с компьютером, содержание информации в виде презентации и т. д.).

  • Первым этапом необходимо будет провести диагностику уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных качеств. Определить цели и задачи, которые необходимо достигнуть обучающимся, по окончании прохождения индивидуального маршрута. Следующим этапом будет согласование с родителями и обучающимися о времени на освоение программы обучения. Определить роль родителей в разработке маршрута. Предусмотреть участие родителей в разработке маршрута, определение целей, совместной практической деятельности с ребенком. Необходимо разработать почасовой учебно-тематический план. Для этого педагог совместно с воспитанником и родителями должен подобрать темы занятий дополнительно к основным, Важно учитывать интересы обучающегося. Далее необходимо определить содержание учебно-тематического плана, формы занятий. Методы и приёмы, форму определения итогов обучения.

  • Вторым этапом является диагностический. Изучение способностей, интересов, интеллектуальных возможностей обучающихся. Эти данные можно получить в ходе диагностирования. Для получения достоверных данных рекомендуется использовать несколько диагностик. Если диагностику проводят психологи, социальные педагоги или другие специалисты – обязательно прописываются рекомендации. Рекомендуемые диагностики:

    -Карпова Г.А. «Учебная мотивация»

    -Климов Е.А. «Карта интересов»

  • Третий этап заключается в определении функциональных возможностей обучающегося. На данном этапе проводится анализ общеучебных умений ученика, его успеваемости, участие и результативность в олимпиадах, конкурсах, акциях, конференциях различного уровня, оговариваются возможные технологии, методы, формы и приемы работы.

  • Четвертый этап предполагает собой разработку индивидуального образовательного маршрута. На данном этапе работы планируется содержание деятельности обучающегося с выбором форм, методов, способов обучения, которые будут способствовать развитию познавательных интересов ребёнка, его самореализации. Их выбор зависит от потребностей, возможностей и интересов ребенка, родительских ожиданий, предметно – пространственной среды школы и т.д. Обязательно оговаривается планируемый результат.

  • На пятом этапе происходит оценка и самооценка успехов обучающегося. Необходимо заранее договориться с обучающимся о периодичности анализа результатов продвижения по маршруту, определения того, что получилось достичь, а чего нет. При необходимости, проводится корректировка маршрута. В ходе данного этапа прикладывается оценочный лист достижений обучающегося.


Задание 4. Подберите психолого-педагогическую диагностику индивидуальных особенностей развития детей в группе (необходимо указать название диагностики, автора, для какого возраста предназначена). На основе возможных результатов дайте рекомендации педагогам для дальнейшей успешной работы с группой. 

Диагностическая методика В.М. Когана
С детьми в возрасте от 4,5 лет до 8,5 – 9 лет.
Рекомендации по эффективному взаимодействию с обучающимися.
- для мобилизации внутренних сил обучающихся использовать похвалу, поддержку.
- использовать различный опорный материал - опорные конспекты, схемы, таблицы.
- применять индивидуализацию и дифференциацию заданий для самостоятельной работы, вариативность и обеспечение возможности выбора заданий.
- стимулировать познавательный интерес.
- применять групповые формы обучения: взаимообучение, взаимоконтроль.

Содействуйте формированию положительного образа «Я». Обучающийся должен знать, прежде всего, о своих достоинствах, а потом о недостатках. Помогите обучающемуся почувствовать свою значимость через освоение самостоятельности. Особое внимание уделяйте возлагаемой на него ответственности за самостоятельные действия. Помогайте понимать обучающую роль ошибок. Важно осмыслить тот позитивный опыт, который был получен: «Поражение - прекрасная возможность научиться чему-то новому», «Благодари каждое препятствие в твоей жизни. Неудачи - это великие учителя, ведущие тебя к успеху!»
Ориентация на отрицательные мотивы (боязни неудачи, страха) всегда менее эффективна, чем на положительные. Умение создавать ситуации успеха в учебном процессе имеет большое значение.
Преподаватель подготавливает обучающихся к правильному восприятию нового материала, настраивает на правильное выполнение задач, написание контрольных работ: «Я уверена, что все вы напишите правильно!» Подбадривает, если у них что-то не получается или они допускают ошибки. Формирует у обучающихся положительную «Я-концепцию». Положительная «Я-концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху. Отрицательная «Я-концепция» (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Для того, чтобы формировать положительную «Я-концепцию» у обучающихся, необходимо:

- видеть в каждом обучающемся уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее (все обучающиеся талантливы).
- создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учебная деятельность приносила обучающемуся радость.
- понимать причины неуспеваемости и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я-концепции» обучающегося (обучающийся хорош, плох его поступок).
- помогать обучающимся реализовывать себя в деятельности.

Приемы создания ситуации успеха:
- похвала.
- внушить обучающемуся веру в себя, что у него все получится - в этом залог успешного воспитания.
- авансирование.

Речь идет о тех случаях, когда преподаватель заранее предупреждает о контрольной работе. Смысл авансирования заключается в том, что должен будет сделать обучающийся: посмотреть, почитать, поучить. Это напоминает репетицию предстоящего действия. Такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

Эмоциональное поглаживание. Преподаватель раздает комплименты: «Молодец», «Умница», «Ребята, я горжусь вами!» «Эврика».

Суть педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающийся, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга преподавателя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать обучающегося, поставить перед ним новые более серьезные задачи. Вдохновить на их решение.

Успех является источником внутренних сил обучающегося, рождающим энергию для преодоления трудностей. Обучающиеся испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

Рекомендации по снижению учебной тревожности (которая является одним из ведущих компонентов синдромов «хронической неуспешности» и «ухода от деятельности»).
- обеспечить обучающемуся сферу успеха, самореализации.
- ввести максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.
- не ставить «слабого» обучающегося в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать обучающемуся достаточно времени на обдумывание и подготовку.
- желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
- не заставлять таких обучающихся воспроизводить новый, только что изученный материал.