ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- осторожно оценивать неудачи обучающегося, ведь он сам относится к ним очень болезненно.
- успех в учебе — завтрашний успех в жизни.
Как преподавателю следует поддерживать самооценку обучающихся:
- бережно относиться к женской гордости и к мужскому достоинству.
- уметь видеть за внешними поступками и действиями мотивы поведения, отношения, деятельности.
- помнить, что все обучающиеся испытывают потребность в одобрении из дел, и в разумных пределах удовлетворять их.
- исключить ситуации в учебной деятельности, способные вызвать у обучающихся страх, фрустрационные состояния, например,: «Я тебя отчислю из техникума».
- научиться воспитывать через радость, доверие, уважение.
- относиться к обучающемуся любого возраста как к субъекту совместной деятельности.
- создавать атмосферу успеха, эмоционального благополучия, ценности культуры, знания и здоровья.
- критически отнестись к самому себе при поиске причин неудач обучающегося в учении, поведении, отношениях.
- отказаться от правил часто, с нажимом подчеркивать способности одних, неуспехи других.
- отказаться от прямого противопоставления обучающихся друг другу.
- не «пилить» и не ругать при всей группе.
- замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать это резко как нечто неожиданное.
- называть всех обучающихся по именам и добиваться этого в общении обучающихся друг с другом.
Постоянно подчеркивать, что отношения в группе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других. Способность к учению - это лишь одно из многочисленных ценных свойств личности, которое развивается у всех по-разному.
Задание 5. Разработайте план внеклассной работы, направленной на преодоление социальной дезадаптации детей младшего школьного возраста, аргументировав свой ответ.
-
«Разрешите представиться!»
Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Установить нормы поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников.
1.Упражнение-активатор «Ветер дует…»;
2.Упражнение «Тропинка»;
3.«Упражнение «Сделай как я»;
4. Упражнение «Меткий стрелок»;
5.Упражнение «Как чихает слон»;
6.Подведение итогов занятия.
-
«Я и мои увлечения»
Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Закрепить соблюдение норм поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников.
1.Упражнение-активатор «Коллективный счёт»;
2.Беседа «Мои увлечения»;
3.Упражнение «Прогноз погоды»;
4.Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»;
5.Упражнение «Подарок»;
6.Подведение итогов занятия.
-
«Мы друг другу доверяем»
Дать понятие «доверие», установить доверительные отношения между членами группы, научить навыкам совместной деятельности
1.Упражнение «Комплименты»;
2.Беседа «Что такое доверие»;
3Упражнение «Паровоз»;
4.Упражнение «Сиамские близнецы»;
5.Упражнение «Доброе животное»;
6.Подведение итогов занятия.
-
«Путешествие в мир эмоций и чувств»
Дать понятия «эмоции» и «чувства». Научить понимать свои чувства
1.Упражнение-активатор «Печатная машинка»;
2.Беседа «Что такое эмоции и чувства»;
3.Упражнение «Классификация чувств»;
4.Упражнение «Угадай эмоцию»;
5.Упражнение «Передай с чувством»;
6.Подведение итогов занятия.
-
«Чего мы боимся?»
Изучить с воспитанниками понятия «волнение», «страх», «уверенность». Снизить эмоциональное и мышечное напряжение
1.Упражнение-активатор «Коллективный хлопок»;
2.Беседа «Что такое волнение и страх»;
3.Упражнение «Путаница»;
4.Упражнение «Рисунок на спине»;
5.Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»;
6.Упражнение «Импульс»;
7.Подведение итогов занятия.
-
«Как быть уверенным, но не самоуверенным»
Устранить эмоциональное и мышечное напряжение, повысить самооценку и уверенность в себе.
1.Упражнение-активатор «Ритмичные хлопки»;
2.Беседы на темы: «Каким должен быть уверенный человек», «Чем отличается уверенность от самоуверенности»;
3.Упражнение «Пластилин-силач»;
4.Упражнение «Паутинка»;
5.Подведение итогов занятия.
-
«Мой характер»
Изучить положительные и отрицательные черты характера человека; выявить в себе положительные и отрицательные стороны, сформировать адекватную самооценку
1.Упражнение-активатор «Импульс»;
2.Беседы «Каким должен быть хороший человек», «Мои достоинства и недостатки»;
3.Упражнение «Волшебная рука»;
4.Упражнение «Движения наоборот»;
5.Упражнение «Комплименты»;
6.Подведение итогов занятия.
-
«Как стать смелее?»
Снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, формирование навыков уверенного поведения.
1.Упражнение-активатор «Контакт»;
2.Беседа «Кто такой смелый человек?»;
3.Упражнение «Луноход»;
4.Упражнение «Стул желаний»;
5.Упражнение «Пахвалилки»;
6.Подведение итогов занятия.
-
«Спокойствие, только спокойствие»
Научить воспитанников приемлемым способам выражения гнева.
1.Упражнение–активатор «А я еду»;
2.Упражнение «Рисунок гнева»;
3.Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»;
4.Упражнение-релаксация «Драка»;
5.Упражнение «Менялки»
6.Упражнение «Подарок»;
7.Подведение итогов занятия.
-
«Расслабься»
Научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, сформировать навыки конструктивного поведения.
1. Упражнение-активатор «Блохи»;
2.Упражнение «Бумажные мячики»;
3. Упражнение «Сумка»;
4.Упражнение «Пластилин-силач»;
Задание 6. Составьте перечень принципов диагностики и выявления творческих способностей детей, которые педагог должен учитывать в своей работе.
Развитие творческих способностей у детей является приоритетным направлением в образовании и воспитании подрастающего поколения, поскольку творчество — залог прогресса в науке, технике, искусстве и общественной жизни в целом. На сегодняшний день творчество считается одной из наиболее содержательных форм психической активности личности, обеспечивающих успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но, к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.
Вопросы которые возникают: как выявить талант на более ранних этапах, что необходимо предпринять, чтобы способности ребенка раскрылись в полной мере, в чем заключается педагогическая и родительская поддержка таких детей?
Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо помнить:
1. Первый признак наличия творческих способностей у ребенка – его высокая познавательная активность. Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка и его творческие способности рекомендуется наблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:
-
предпочитаемые виды занятий, игр; - самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась); -
отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость); -
инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств); -
реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность); -
использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).
2. Творческий потенциал ребёнка рекомендуется оценивать по следующим параметрам (Дж. Рензулли, Р. Хартман).
-
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы; -
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы; -
Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво и энергично отстаивает его; -
Склонен к рискованным действиям; -
Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем; -
Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными; -
Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов; -
Не боится отличаться от других; -
Не принимает авторитарных указаний без критического изучения. Необходимо фиксировать не только наличие или отсутствие этих параметров, а попытаться различить степень их выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная). Так можно составить общее представление о творческом потенциале ребёнка.
3. Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности:
- игра, тренинги, творческие задания являются основными методами;
- для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию;
- оценивать не столько результат, сколько процесс;
- педагог может быть участником игрового процесса;
- для снятия напряжённости обязателен настрой или подготовительный период;
- стараться не ограничивать ребенка во времени.
4. При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста стараться создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.
5. Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше, чем могут сказать, понимают на интуитивном уровне.
6. С целью выявления творческих способностей детей младшего школьного возраста можно использовать следующие методики:
▪Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая) Ребёнку предлагается сочинить сказку, которая оценивается по пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:
0 баллов – отказ от задания или пересказ знакомой сказки;
1 балл – пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;
2 балла – внесены существенные элементы новизны в известную сказку;
3 балла – в известную сказку внесены элементы новизны и дополнены деталями;
4 балла – полностью самостоятельно придуманная, но схематично изложенная сказка;
5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки.
▪Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо). Ребенок выполняет три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут.
1. Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.
2. Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.
3. Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.