Файл: Кафедра мировой экономики и менеджмента курсовая работа методы и Механизмы обеспечения финансовой безопасности.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, тем больше отдача от них. Однако, для формирования подобной системы в виде целостной концепции, учитывающей как характер функционирования экономического механизма российской экономики, так и изменяющихся в ходе реформ условий (возможно, негативного характера), необходим комплексный анализ функционирования финансово-денежных инструментов на протяжении всего реформирования.
1.2 Методы обеспечения финансовой безопасности
В современном мире социально-экономические условия регулирования финансовой безопасности страной представляют под собой целенаправленное влияние уполномоченных государственных структур на отдельные сегменты рынка с помощью макро- и микроэкономических регуляторов для достижения равновесного роста экономической системы в целом. Все применяемые государством регуляторы финансовой безопасности можно отнести или к способам косвенного или же прямого влияния на экономику. Методы прямого воздействия зафиксированы на основании властных распорядительных отношений, которые сводят к административному влиянию на работоспособность субъектов хозяйственной деятельности. Эти меры предполагают собой, что эти или другие экономические субъекты будут в разных случаях принимать решения, которые будут основываться не на личном экономическом выборе, а только на предписаниях государства. Среди таких методов прямого регулирования в основном преобладают формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, фирм, целых регионов в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в том числе являются формой прямого регулирования. В частности, государство использует всевозможные программы по поддержанию таких сфер, как здравоохранение, образование, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы намного медленнее. Постоянным объектом субсидирования в ряде государств считается аграрное производство, добывающая промышленность и прочее. Реализация мер регулирования прямого воздействия имеет свои положительные и отрицательные черты – создание помех при непосредственной работе рыночного механизма, его ослабление и высокая степень эффективности по причине оперативного достижения экономического результата.
Методы косвенного регулирования финансовой безопасности обычно предполагают, что страна должна закладывать условия, чтобы при самостоятельном принятии тех или же других экономических решений субъекты экономики чаще всего стремились к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Но, при косвенном регулировании экономически неизбежны и временные неурядицы между принятием
государством экономических решений и мер, по их восприятию субъектов рынка, итоговым экономическим результатам, которые соответствуют государственным экономическим целям. Основываясь на организационно-институционные особенности, которые применяемых регуляторов, методы регулирования отношений экономического характера можно разделить на несколько главных групп (рисунок 1):
Рисунок 1 – Государственное регулирование финансовой безопасности хозяйствующих субъектов.
Правовые средства государственного влияния обеспечивают правовую инфраструктуру, которые созданы для частного сектора разумного правового условия функционирования. Правовое регулирование финансовой безопасности хозяйствующих субъектов заключается в установлении страной определенных групп правил экономического поведения для потребителей т фирм-производителей. Система норм и правил определяет формы и права собственности, порядок регистрации и его дальнейшего функционирования фирм, условия заключения хозяйственных договоров, обеспечивая при этом защиту конкурентной среды. К административным мерам относят: меры запрета, меры разделения и меры принуждения. Они не обладают никакой связью с созданием какого-либо дополнительного материального стимула для частного сектора, обычно они основаны на силе власти государства.
Все вышеперечисленные методы признаны механизмом государственного регулирования обеспечения финансовой безопасности хозяйствующих субъектов, при помощи которых, государство имеет влияние на рыночные процессы на микроуровне экономики с целью понижения и нейтрализации возникающих угроз и минимизации ущерба.
1.3 Механизмы обеспечения финансовой безопасности
Прежде всего необходимо обратить внимание на необходимость разграничения понятий «финансовая безопасность предприятия», характеризующая динамичное развитие финансовой системы, и «обеспечение финансовой безопасности предприятия» как совместных организационно-правовых отношений. Обеспечение финансовой безопасности предприятия основано на механизме обеспечения финансовой безопасности предприятия, считается системой организационных и институционально-правовых мер влияния, которые направлены на своевременное обнаружение, предупреждение, нейтрализацию и ликвидацию угроз финансовой безопасности государства.
Механизм обеспечения финансовой безопасности должен выполняться на основе разработки соответствующих научной теории, концепции, стратегии и тактики, проведения адекватной финансовой политики, определение объектов, наличие нужных институтов обеспечения безопасности, определение и конкретизации интересов, систематизации угроз, использование средств, способов и методов обеспечения безопасности (рисунок 2).
Рисунок 2 – Механизмы управления финансовой безопасностью предприятия
Финансовая безопасность достигается путем проведения взвешенной финансовой политики в соответствии с принятыми в установленном порядке доктрин, концепций, стратегий и программ в политической, социальной, экономической, информационной и собственно финансовой сферах. Концепция финансовой безопасности должна хранить в себе приоритетные цели и задачи достижения безопасности, пути и методы их достижения, которые адекватно бы отражали роль финансов в социально-экономическом развитии предприятия.
Стратегия финансовой безопасности должна быть ориентирована на разработку и последовательное осуществление мероприятий по закреплению и развитию позитивных процессов и преодоления негативных тенденций в сфере финансовых отношений. При этом должны быть определены ближайшие цели этой стратегии и механизмы их реализации. Государственная стратегия экономической безопасности и комплексная государственная финансовая политика находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии.
Несмотря на то, что финансовая безопасность не статичен (на систему безопасности влияет конкретная ситуация, складывающаяся на определенном этапе социально-экономического и политического развития общества), то механизм обеспечения финансовой безопасности включает следующие элементы:
– Объективный и всесторонний мониторинг экономики и финансовой сферы с целью выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз интересам объектов финансовой безопасности;
– Расчет пороговых предельно значений финансовых и социально-экономических показателей (индикаторов), превышение которых может провоцировать финансовую нестабильность и финансовый кризис;
– Деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз финансовой безопасности.
Таким образом, построение механизма обеспечения финансовой безопасности требует определения артериальных требований к ней. Однако до сих пор в экономической литературе нет теоретических комплексных разработок этому вопросу. Поэтому за основу при формировании артериальных требований к системе финансовой безопасности можно взять подходы к определению критериев и интегрального индекса экономической безопасности по Методике расчета уровня экономической безопасности. Эта Методика разработана с целью определения уровня экономической безопасности как главной составляющей национальной безопасности государства и определяет перечень основных индикаторов экономической безопасности, их оптимальные, пороговые и предельные значения, а также методы расчета интегрального индекса экономической безопасности. Методика базируется на комплексном анализе индикаторов экономической безопасности с выявлением возможных угроз экономической безопасности и применяется Министерством экономики для интегральной оценки уровня экономической безопасности в целом в экономике и в отдельных областях деятельности. Методика может использоваться для мониторинга отдельных составляющих экономической безопасности с целью принятия управленческих решений по анализу, предупреждению и нейтрализации реальных и потенциальных угроз национальным интересам в соответствующей сфере, в частности финансовой.
Эффективность реализации теоретических научных положений на практике требует не только определения артериальных требований к ней, но и определение принципов организации и обеспечения финансовой безопасности. Изучение вопроса о механизме и системы обеспечения финансовой безопасности предусматривает рассмотрение таких ключевых элементов: объекты, субъекты, интересы, угрозы, защита.
2 Анализ и оценка методов и механизмов обеспечения финансовой безопасности на примере коммерческого банка ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.1 Характеристика финансово-производственной деятельности предприятия
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» признан одним из лидеров российского рынка банковской розницы и функционирует на российском рынке с 2002 года.
По данным аудированной финансовой отчетности (МСФО) за 2018 год активы ООО «ХКФ Банк» составили 81,4 млрд рублей, капитал – 14,9 млрд рублей, кредитный портфель – 70,8 млрд рублей. Чистая прибыль по итогам за 2017 год составила 2 млрд рублей.
По состоянию на 31 декабря 2018 года доля Банка на рынке товарного кредитования составила 29%, доля на рынке кредитных карт – 11%. Региональная сеть Банка представлена в 80 регионах России – на 31 декабря 2018 года действовало 87 представительств, 1 филиал, 97 офисов. Банк сотрудничает более чем с 29 тыс. магазинов-партнеров в 1 200 городах России.
Клиентами Банка являются около 13 млн человек.
Кредитная линейка Банка включает более 100 кредитных продуктов, среди которых потребительские кредиты, наличные в кредит, кредитные карты, автокредиты и ипотека. Банк активно реализует стратегию перехода от монолайновой кредитной организации к универсальному розничному банку. В 2018 году Банк объявил о приеме срочных вкладов от населения.
В мае 2018 года международное рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило рейтинг Банка до B+/B, в октябре Moodys' подтвердило рейтинг Банка на уровне Ba3/NP/D. Прогноз рейтингов – стабильный.
Основа работы Банка в России – принцип ответственного кредитования и прозрачности бизнеса. Благодаря передовым технологиям кредитования Банк предлагает клиентам простые и быстрые решения, объективные условия и стремится к взаимовыгодному партнерству. В Банке принят Кодекс ответственного кредитования.
Успехи Банка были также отмечены в 2018 году профессиональными кругами. По итогам опроса Экспертного совета премии «Финансовый Олимп» Банк был признан лучшим розничным банком в категории «Потенциал и перспектива». По итогам национально банковской премии Банк получил награду в 2 номинациях: «За развитие банковских услуг в регионах России» и как «Информационно открытый банк».
Банк является членом Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков, Национальной валютной ассоциации, Национальной фондовой ассоциации и Московской международной валютной биржи.
Аудит Банка по международным стандартам финансовой отчетности проводит компания KPMG. Аудит по российским стандартам финансовой отчетности проводит ООО «Финансовые и бухгалтерские консультанты».
Банк входит в систему страхования вкладов под номером 170 в реестре банков – участников системы страхования вкладов.
Банк, один из лидеров российского рынка банковской розницы. Он работает на российском рынке с 2002 года. По состоянию на 30 сентября 2018 года доля Банка на рынке товарного кредитования составила 24%, доля на рынке кредитных карт – 11%.
Банк предлагает своим клиентам широкое разнообразие кредитных продуктов с различными условиями. Продукты представлены в более чем 33 тыс. магазинах – партнерах в 1200 городах России. Региональная сеть Банка состоит из 93 представительств, 147 офисов и 4 филиала на территории России по состоянию на 30 сентября 2018 года.
Банк является членом Группы «Хоум Кредит» (Home Credit Group). Компании Группы «Хоум Кредит» осуществляют свою деятельность на финансовых рынках Центральной и Восточной Европы, а также Центральной Азии и Дальнего Востока. На рисунке 3 представлена структура управления банка.
1.2 Методы обеспечения финансовой безопасности
В современном мире социально-экономические условия регулирования финансовой безопасности страной представляют под собой целенаправленное влияние уполномоченных государственных структур на отдельные сегменты рынка с помощью макро- и микроэкономических регуляторов для достижения равновесного роста экономической системы в целом. Все применяемые государством регуляторы финансовой безопасности можно отнести или к способам косвенного или же прямого влияния на экономику. Методы прямого воздействия зафиксированы на основании властных распорядительных отношений, которые сводят к административному влиянию на работоспособность субъектов хозяйственной деятельности. Эти меры предполагают собой, что эти или другие экономические субъекты будут в разных случаях принимать решения, которые будут основываться не на личном экономическом выборе, а только на предписаниях государства. Среди таких методов прямого регулирования в основном преобладают формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, фирм, целых регионов в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в том числе являются формой прямого регулирования. В частности, государство использует всевозможные программы по поддержанию таких сфер, как здравоохранение, образование, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы намного медленнее. Постоянным объектом субсидирования в ряде государств считается аграрное производство, добывающая промышленность и прочее. Реализация мер регулирования прямого воздействия имеет свои положительные и отрицательные черты – создание помех при непосредственной работе рыночного механизма, его ослабление и высокая степень эффективности по причине оперативного достижения экономического результата.
Методы косвенного регулирования финансовой безопасности обычно предполагают, что страна должна закладывать условия, чтобы при самостоятельном принятии тех или же других экономических решений субъекты экономики чаще всего стремились к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Но, при косвенном регулировании экономически неизбежны и временные неурядицы между принятием
государством экономических решений и мер, по их восприятию субъектов рынка, итоговым экономическим результатам, которые соответствуют государственным экономическим целям. Основываясь на организационно-институционные особенности, которые применяемых регуляторов, методы регулирования отношений экономического характера можно разделить на несколько главных групп (рисунок 1):
Рисунок 1 – Государственное регулирование финансовой безопасности хозяйствующих субъектов.
Правовые средства государственного влияния обеспечивают правовую инфраструктуру, которые созданы для частного сектора разумного правового условия функционирования. Правовое регулирование финансовой безопасности хозяйствующих субъектов заключается в установлении страной определенных групп правил экономического поведения для потребителей т фирм-производителей. Система норм и правил определяет формы и права собственности, порядок регистрации и его дальнейшего функционирования фирм, условия заключения хозяйственных договоров, обеспечивая при этом защиту конкурентной среды. К административным мерам относят: меры запрета, меры разделения и меры принуждения. Они не обладают никакой связью с созданием какого-либо дополнительного материального стимула для частного сектора, обычно они основаны на силе власти государства.
Все вышеперечисленные методы признаны механизмом государственного регулирования обеспечения финансовой безопасности хозяйствующих субъектов, при помощи которых, государство имеет влияние на рыночные процессы на микроуровне экономики с целью понижения и нейтрализации возникающих угроз и минимизации ущерба.
1.3 Механизмы обеспечения финансовой безопасности
Прежде всего необходимо обратить внимание на необходимость разграничения понятий «финансовая безопасность предприятия», характеризующая динамичное развитие финансовой системы, и «обеспечение финансовой безопасности предприятия» как совместных организационно-правовых отношений. Обеспечение финансовой безопасности предприятия основано на механизме обеспечения финансовой безопасности предприятия, считается системой организационных и институционально-правовых мер влияния, которые направлены на своевременное обнаружение, предупреждение, нейтрализацию и ликвидацию угроз финансовой безопасности государства.
Механизм обеспечения финансовой безопасности должен выполняться на основе разработки соответствующих научной теории, концепции, стратегии и тактики, проведения адекватной финансовой политики, определение объектов, наличие нужных институтов обеспечения безопасности, определение и конкретизации интересов, систематизации угроз, использование средств, способов и методов обеспечения безопасности (рисунок 2).
Рисунок 2 – Механизмы управления финансовой безопасностью предприятия
Финансовая безопасность достигается путем проведения взвешенной финансовой политики в соответствии с принятыми в установленном порядке доктрин, концепций, стратегий и программ в политической, социальной, экономической, информационной и собственно финансовой сферах. Концепция финансовой безопасности должна хранить в себе приоритетные цели и задачи достижения безопасности, пути и методы их достижения, которые адекватно бы отражали роль финансов в социально-экономическом развитии предприятия.
Стратегия финансовой безопасности должна быть ориентирована на разработку и последовательное осуществление мероприятий по закреплению и развитию позитивных процессов и преодоления негативных тенденций в сфере финансовых отношений. При этом должны быть определены ближайшие цели этой стратегии и механизмы их реализации. Государственная стратегия экономической безопасности и комплексная государственная финансовая политика находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии.
Несмотря на то, что финансовая безопасность не статичен (на систему безопасности влияет конкретная ситуация, складывающаяся на определенном этапе социально-экономического и политического развития общества), то механизм обеспечения финансовой безопасности включает следующие элементы:
– Объективный и всесторонний мониторинг экономики и финансовой сферы с целью выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз интересам объектов финансовой безопасности;
– Расчет пороговых предельно значений финансовых и социально-экономических показателей (индикаторов), превышение которых может провоцировать финансовую нестабильность и финансовый кризис;
– Деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз финансовой безопасности.
Таким образом, построение механизма обеспечения финансовой безопасности требует определения артериальных требований к ней. Однако до сих пор в экономической литературе нет теоретических комплексных разработок этому вопросу. Поэтому за основу при формировании артериальных требований к системе финансовой безопасности можно взять подходы к определению критериев и интегрального индекса экономической безопасности по Методике расчета уровня экономической безопасности. Эта Методика разработана с целью определения уровня экономической безопасности как главной составляющей национальной безопасности государства и определяет перечень основных индикаторов экономической безопасности, их оптимальные, пороговые и предельные значения, а также методы расчета интегрального индекса экономической безопасности. Методика базируется на комплексном анализе индикаторов экономической безопасности с выявлением возможных угроз экономической безопасности и применяется Министерством экономики для интегральной оценки уровня экономической безопасности в целом в экономике и в отдельных областях деятельности. Методика может использоваться для мониторинга отдельных составляющих экономической безопасности с целью принятия управленческих решений по анализу, предупреждению и нейтрализации реальных и потенциальных угроз национальным интересам в соответствующей сфере, в частности финансовой.
Эффективность реализации теоретических научных положений на практике требует не только определения артериальных требований к ней, но и определение принципов организации и обеспечения финансовой безопасности. Изучение вопроса о механизме и системы обеспечения финансовой безопасности предусматривает рассмотрение таких ключевых элементов: объекты, субъекты, интересы, угрозы, защита.
2 Анализ и оценка методов и механизмов обеспечения финансовой безопасности на примере коммерческого банка ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.1 Характеристика финансово-производственной деятельности предприятия
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» признан одним из лидеров российского рынка банковской розницы и функционирует на российском рынке с 2002 года.
По данным аудированной финансовой отчетности (МСФО) за 2018 год активы ООО «ХКФ Банк» составили 81,4 млрд рублей, капитал – 14,9 млрд рублей, кредитный портфель – 70,8 млрд рублей. Чистая прибыль по итогам за 2017 год составила 2 млрд рублей.
По состоянию на 31 декабря 2018 года доля Банка на рынке товарного кредитования составила 29%, доля на рынке кредитных карт – 11%. Региональная сеть Банка представлена в 80 регионах России – на 31 декабря 2018 года действовало 87 представительств, 1 филиал, 97 офисов. Банк сотрудничает более чем с 29 тыс. магазинов-партнеров в 1 200 городах России.
Клиентами Банка являются около 13 млн человек.
Кредитная линейка Банка включает более 100 кредитных продуктов, среди которых потребительские кредиты, наличные в кредит, кредитные карты, автокредиты и ипотека. Банк активно реализует стратегию перехода от монолайновой кредитной организации к универсальному розничному банку. В 2018 году Банк объявил о приеме срочных вкладов от населения.
В мае 2018 года международное рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило рейтинг Банка до B+/B, в октябре Moodys' подтвердило рейтинг Банка на уровне Ba3/NP/D. Прогноз рейтингов – стабильный.
Основа работы Банка в России – принцип ответственного кредитования и прозрачности бизнеса. Благодаря передовым технологиям кредитования Банк предлагает клиентам простые и быстрые решения, объективные условия и стремится к взаимовыгодному партнерству. В Банке принят Кодекс ответственного кредитования.
Успехи Банка были также отмечены в 2018 году профессиональными кругами. По итогам опроса Экспертного совета премии «Финансовый Олимп» Банк был признан лучшим розничным банком в категории «Потенциал и перспектива». По итогам национально банковской премии Банк получил награду в 2 номинациях: «За развитие банковских услуг в регионах России» и как «Информационно открытый банк».
Банк является членом Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков, Национальной валютной ассоциации, Национальной фондовой ассоциации и Московской международной валютной биржи.
Аудит Банка по международным стандартам финансовой отчетности проводит компания KPMG. Аудит по российским стандартам финансовой отчетности проводит ООО «Финансовые и бухгалтерские консультанты».
Банк входит в систему страхования вкладов под номером 170 в реестре банков – участников системы страхования вкладов.
Банк, один из лидеров российского рынка банковской розницы. Он работает на российском рынке с 2002 года. По состоянию на 30 сентября 2018 года доля Банка на рынке товарного кредитования составила 24%, доля на рынке кредитных карт – 11%.
Банк предлагает своим клиентам широкое разнообразие кредитных продуктов с различными условиями. Продукты представлены в более чем 33 тыс. магазинах – партнерах в 1200 городах России. Региональная сеть Банка состоит из 93 представительств, 147 офисов и 4 филиала на территории России по состоянию на 30 сентября 2018 года.
Банк является членом Группы «Хоум Кредит» (Home Credit Group). Компании Группы «Хоум Кредит» осуществляют свою деятельность на финансовых рынках Центральной и Восточной Европы, а также Центральной Азии и Дальнего Востока. На рисунке 3 представлена структура управления банка.