ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пособие по беременности и родам
Застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплачивается страховое пособие по беременности и родам.
Источником выплаты данного пособия являются средства Фонда социального страхования РФ, которые формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями.
В связи с этим страховые и государственные пособия по беременности и родам различаются по условиям их назначения и размерам.
Продолжительность отпуска по беременности и родам
До родов 70 дней, 84 – многоплодная беременность
После родов 70 дней, 86 осложненные роды, 110 – многоплодная беременность.
Страховое пособие по беременности и родам назначается застрахованной женщине в размере 100 % среднего заработка (за исключением застрахованных женщин, имеющих страховой стаж менее 6 месяцев).
Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда.
Как уже было сказано, расчетным периодом для определения размера пособия по беременности и родам являются 2 календарных года, предшествующие году наступления страхового случая.
Однако в отличие от общего порядка при расчете пособия по беременности и родам, начиная с 2013 г. из расчетного периода исключаются календарные дни, приходящиеся на следующие периоды:
– временной нетрудоспособности;
– отпуска по беременности и родам;
– отпуска по уходу за ребенком;
– освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Законом № 212-ФЗ не начислялись.
Исходя из анализа норм ст. 9 Закона № 212-ФЗ можно сделать вывод, что к данным периодам относятся периоды, когда работница освобождалась от основной работы для выполнения работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума (п. 8 ч. 1 ст. 9).
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком
Ст. 256 ТК РФ предусмотрено право женщины на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющими уход за ребенком. Данные лица обладают теми же правами, которые имеют матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. В частности, указанный отпуск может быть использован ими полностью или по частям. В период отпуска по уходу за ребенком за ними сохраняется место работы (должность).
В Постановлении Пленума ВС РФ от 28 января 2014 г. № 1 обращено внимание на то, что возможность предоставления отпуска по уходу за ребенком отцу, бабушке, деду, другим родственникам или опекуну не зависит от степени родства и совместного проживания указанных лиц с родителями (родителем) ребенка.
Исчисление ежемесячного пособия по уходу за ребенком
Страховое пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет исчисляется в следующем порядке:
1) определяется общая сумма заработка, который учитывается для исчисления пособия. Заработок берется за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая. При этом учитывается не весь заработок, а только заработок в пределах сумм, с которых уплачивались страховые взносы в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
2) определяется средний дневной заработок. Для этого общую сумму заработка необходимо разделить на 730;
3) определяется сумма среднего месячного заработка. Для этого величину среднего дневного заработка нужно умножить на 30,4;
4) определяется сумма выплачиваемого пособия, которая получается в результате умножения суммы среднего месячного заработка на 40 %.
Пособие по безработице
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок определения размеров пособия по безработице установлен ст. 30 Закона № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В силу названной статьи пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 мес, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу.
Во всех иных случаях, в том числе гражданам:
– впервые ищущим работу (ранее не работавшим);
– стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
– уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
– уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы;
– направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия;
– пособие выплачивается в размере минимальной величины (850 руб.) пособия по безработице.
ЛЕКЦИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ. МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
Понятие и виды социальной помощи
Впервые понятие государственной социальной помощи было дано в Федеральном законе Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) «О государственной социальной помощи». Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ (ред. от 03 декабря 2012 г.) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Регулируется на федеральном и региональном уровнях.
Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Программа социальной адаптации – разработанные органом социальной защиты населения мероприятия, которые направлены на преодоление трудной жизненной ситуации.
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
6) инвалиды;
7) дети-инвалиды;
8) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны.
Набор социальных услуг:
1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Основания назначения социальной помощи
Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Основным критерием для получения государственной социальной помощи, помимо величины среднедушевого дохода ниже прожиточного минимума, является такой фактор, как «независящие причины». Что понимается под «независящими от граждан причинами»? К таким причинам следует относить объективные обстоятельства, наступление которых не зависит от лиц, обратившихся за государственной социальной помощью, например инвалидность, смерть кормильца, безработица, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные действия.
Оценка конкретных обстоятельств нуждаемости и обращения за помощью производится органом социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Государственная социальная помощь в связи с бедностью
Оказание государственной социальной помощи в связи с бедностью осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и регулируется Законом «О государственной социальной помощи», а также соответствующим региональным законодательством (Закон Краснодарского края от 09 июня 2010 г. № 1980-КЗ (ред. от 06 февраля 2015 года) «О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае»).
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом РФ с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. В случае, если в субъекте РФ не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством РФ в целом по Российской Федерации.
Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта РФ, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.
С 2013 г. предусмотрено оказание государственной социальной помощи в связи с бедностью на основании социального контракта.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим гражданам, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Социальный контракт – соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства и в соответствии с которым:
– орган социальной защиты обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь;
– а гражданин обязуется реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Программа социальной адаптации – разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий (поиск работы, прохождение профессионального обучения, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства).
Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации.
Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Социальная доплата к пенсии
Социальная доплата к пенсии – это предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки.
Социальная доплата устанавливается в сумме, необходимой для повышения уровня материального обеспечения пенсионера с учетом предоставляемых ему различных мер социальной поддержки, до величины прожиточного минимума, который определен для пенсионеров в субъекте Российской Федерации по месту его жительства.
Закон о государственной социальной помощи предусматривает, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу или иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия которому установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера.