Файл: Образовательная программа Государственное и Муниципальное управление курсовая работа по дисциплине Система государственного и муниципального управления на тему.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»
Курганский филиал

Направление подготовки (специальность) 38.03.04

Образовательная программа Государственное и Муниципальное управление


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Система государственного и муниципального управления
на тему:

«Функции, полномочия местного самоуправления и механизм их реализации»




Автор работы:

студент 2 курса

очно-заочной формы обучения

Антонова Евгения Валерьевна

подпись_________________________
Научный руководитель курсовой

работы (проекта):

к.э.н., доцент кафедры экономики

Новикова Елена Геннадьевна

Подпись ________________________
«_____» ___________20____ г.

Курган 2023 г.

Содержание
Введение 3

Глава 1. Правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации 6

1.1. Правовое регулирование местного самоуправления на федеральном уровне 6

1.2. Правовое регулирование местного самоуправления на уровне субъектов Федерации 12

1.3. Компетенция местного самоуправления 17

Глава 2. Практическая реализация правового регулирования местного самоуправления в РФ 24

2.1. Трудности правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации 24

2.2. Способы решения проблем правового регулирования местного самоуправления 28

Заключение 31

Библиографический список 33

Введение
Актуальность темы. Российская Федерация – демократическое федеративное государство, в котором органы местного самоуправления самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти. Данное положение закреплено в главном нормативно-правовом акте нашей страны – Конституции Российской Федерации. Процесс становления местного самоуправления в России протекает сложно, представляя собой одну из проблем обновления государственности и проведения политической реформы. Решая существующую проблему, государство неизбежно сталкивается с целым рядом препятствий: экономических, таких как не сбалансированность местных бюджетов, социальных – непрерывное снижение уровня жизни населения, а также политических – увеличение уровня недоверия граждан к институтам власти.


Реформа местного самоуправления, начало которой было положено вступлением в силу Федерального Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проходит сложно. Главной причиной тому является противоречивое и непоследовательное законодательство субъектов Федерации. Данная реформа затрагивает интересы каждого гражданина, поскольку именно местное самоуправление знает и решает самые насущные, самые острые проблемы повседневной жизнедеятельности населения нашей страны.

Реформа местного самоуправления проводится в соответствии с государственной концепцией разграничения полномочий между всеми уровнями власти, а также повышения эффективности осуществления своих полномочий, в частности органами местного самоуправления.

Актуальность исследования проблем правового регулирования местного самоуправления обуславливается, в первую очередь, их ролью в теории и практике местного самоуправления в Российской Федерации. Решение существующих проблем в законодательстве может способствовать оптимизации и повышению эффективности взаимоотношений органов местного самоуправления между собой, а также с органами государственной власти. Развитие местного самоуправления имеет существенно важное значение не только потому, что создает условия для более эффективного решения проблем повседневной жизни граждан, а также потому, что местное самоуправление непосредственно связано с укреплением государственной целостности нашей страны.

Объектом исследования является общественные отношения складывающиеся по поводу реализации функций и полномочий местного самоуправления в Российской Федерации.

Предмет исследования – проблемы правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации.

Цель исследования – изучить функции, полномочия местного самоуправления и механизм их реализации.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

1) рассмотреть правовое регулирование местного самоуправления на федеральном уровне;

2) раскрыть правовую основу местного самоуправления на уровне субъектов Федерации;

3) исследовать основные вопросы установления компетенции местного самоуправления;

4) выявить существующие проблемы законодательного регулирования местного самоуправления;

5) изучить способы решения существующих проблем правового регулирования.

Методы исследования, использованные в работе: анализ, синтез, системный подход.



Методами выполнения работы являются общенаучные: анализ, синтез, сравнение, обобщение и систематизация нормативных источников и научных данных, а также частно-научные методы: структно-функциональный, формально-юридический и др.

Изучению вопроса правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации посвящено множество научно-исследовательских работ и учебных пособий. В них затронуты теоретические аспекты правового регулирования, содержится анализ современного состояния и тенденций развития законодательной базы о местном самоуправлении. Авторы рассматривают существующие законодательные пробелы в области местного самоуправления, а также способы их совершенствования.

Правовая основа местного самоуправления закреплена в Федеральном Законе от 6 октября 2003 г. № 13- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографического списка. Во введении обоснована актуальность исследования, объект и предмет исследования, сформулирована цель и задачи курсовой работы, указана степень разработанности проблемы и структура работы. В первой главе изучается правовая база местного самоуправления на федеральном уровне, а также на уровне субъектов Федерации. Во второй главе анализируется пробелы законодательства в сфере местного самоуправления, а также выявляются способы их решения. В заключении изложены основные выводы по вопросу проблем и способов решения существующих законодательных пробелов в сфере местного самоуправления в Российской Федерации. Библиографический список представлен 20 наименованиями изученных источников.

Глава 1. Правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации
1.1. Правовое регулирование местного самоуправления на федеральном уровне
Правовая основа местного самоуправления закреплена в Федеральном Законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и включает в себя следующие нормативно-правовые акты:

1) общепризнанные принципы и нормы международного права,


2) международные договоры Российской Федерации,

3) Конституция Российской Федерации,

4) федеральные конституционные законы,

5) федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации,

6) указы и распоряжения Президента Российской Федерации,

7) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,

8) иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,

9) конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;

10) законы субъектов Российской Федерации,

11) иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,

12) уставы муниципальных образований,

13) решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,

14) иные муниципальные правовые акты1.

В Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы2. Также основной Закон нашей страны устанавливает приоритет правил международного договора относительно правил, закрепленных федеральными законами Российской Федерации. Таким образом, в качестве фундамента правовой базы местного самоуправления в Российской Федерации в первую очередь выступают:

1) Декларация о принципах местного самоуправления, принятая Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ в 1994 г.;

2) Решения Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, членом которого является Россия;

3) Европейская Хартия местного самоуправления 1985 г., подписанная Россией в 1996 г. и ратифицированная в 1998 г.

Так, основным международным актом, регулирующим местное самоуправление, является Европейская хартия местного самоуправления, принятая 15 октября 1985 г. в Страсбурге (далее Хартия). Данный международный акт признает местное самоуправление в качестве одного из обязательных элементов любого демократического строя, закрепляет общие принципы построения местного самоуправления, права и гарантии его защиты. Европейская Хартия закрепляет минимальные права местного самоуправления, которые должны быть реализованы государствами-участниками, подписавшими Хартию3.

Одним из важнейших событий становления и развития местного самоуправления в государстве стало принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации, которая признала необходимость наличия местного самоуправления, а также закрепления его правовых гарантий на всех уровнях власти.


Местное самоуправление выступает одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Статья 12 Конституции нашей страны гласит, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, а его органы самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует наличие местного самоуправления как особого уровня власти в стране, как одну из форм осуществления народовластия.

Конституция определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти: установление единых общих для всей территории России основ построения и функционирования муниципальной власти.

Основной закон Российской Федерации закрепляет целый комплекс положений, наличие которого говорит о принципиальном отличии нынешнего государственного устройства от предшествовавшего ему в части вопросов осуществления местного самоуправления. Комплекс правовых норм и институтов по вопросам осуществления местного самоуправления в Российской Федерации достаточно объемный и включает в себя:

– положения, определяющие местное самоуправление как одну из основ конституционного строя Российской Федерации (ст. 3, 8, 9, 12);

– положения, характеризующие правовой статус человека и гражданина в системе местного самоуправления (ст. 18, 24, 32, 40, 41, 43, 46);

– положения, регулирующие основы организации и осуществления местного самоуправления как особого уровня власти в стране (ст. 130-133).

Отдельного внимания заслуживает положение об обязательности соблюдения органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации и иных законов, закрепленное в ст. 15 Конституции нашей страны.

Особую роль в реформе местного самоуправления сыграло принятие Закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»4. В настоящее время данный закон не действует. Тем не менее, именно он закрепил существовавшую достаточно длительный период времени систему местной власти и создал предпосылки для развития и совершенствования федеральной и региональной правовой базы местного самоуправления. Данный Закон:

– закрепил новую дефиницию местного самоуправления, обозначив его как особую деятельность населения;

– установил принципы организации и функционирования местного самоуправления;