Файл: Образовательная программа Государственное и Муниципальное управление курсовая работа по дисциплине Система государственного и муниципального управления на тему.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Курганский филиал
Направление подготовки (специальность) 38.03.04
Образовательная программа Государственное и Муниципальное управление
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Система государственного и муниципального управления
на тему:
«Функции, полномочия местного самоуправления и механизм их реализации»
Автор работы:
студент 2 курса
очно-заочной формы обучения
Антонова Евгения Валерьевна
подпись_________________________
Научный руководитель курсовой
работы (проекта):
к.э.н., доцент кафедры экономики
Новикова Елена Геннадьевна
Подпись ________________________
«_____» ___________20____ г.
Курган 2023 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации 6
1.1. Правовое регулирование местного самоуправления на федеральном уровне 6
1.2. Правовое регулирование местного самоуправления на уровне субъектов Федерации 12
1.3. Компетенция местного самоуправления 17
Глава 2. Практическая реализация правового регулирования местного самоуправления в РФ 24
2.1. Трудности правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации 24
2.2. Способы решения проблем правового регулирования местного самоуправления 28
Заключение 31
Библиографический список 33
Введение
Актуальность темы. Российская Федерация – демократическое федеративное государство, в котором органы местного самоуправления самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти. Данное положение закреплено в главном нормативно-правовом акте нашей страны – Конституции Российской Федерации. Процесс становления местного самоуправления в России протекает сложно, представляя собой одну из проблем обновления государственности и проведения политической реформы. Решая существующую проблему, государство неизбежно сталкивается с целым рядом препятствий: экономических, таких как не сбалансированность местных бюджетов, социальных – непрерывное снижение уровня жизни населения, а также политических – увеличение уровня недоверия граждан к институтам власти.
Реформа местного самоуправления, начало которой было положено вступлением в силу Федерального Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проходит сложно. Главной причиной тому является противоречивое и непоследовательное законодательство субъектов Федерации. Данная реформа затрагивает интересы каждого гражданина, поскольку именно местное самоуправление знает и решает самые насущные, самые острые проблемы повседневной жизнедеятельности населения нашей страны.
Реформа местного самоуправления проводится в соответствии с государственной концепцией разграничения полномочий между всеми уровнями власти, а также повышения эффективности осуществления своих полномочий, в частности органами местного самоуправления.
Актуальность исследования проблем правового регулирования местного самоуправления обуславливается, в первую очередь, их ролью в теории и практике местного самоуправления в Российской Федерации. Решение существующих проблем в законодательстве может способствовать оптимизации и повышению эффективности взаимоотношений органов местного самоуправления между собой, а также с органами государственной власти. Развитие местного самоуправления имеет существенно важное значение не только потому, что создает условия для более эффективного решения проблем повседневной жизни граждан, а также потому, что местное самоуправление непосредственно связано с укреплением государственной целостности нашей страны.
Объектом исследования является общественные отношения складывающиеся по поводу реализации функций и полномочий местного самоуправления в Российской Федерации.
Предмет исследования – проблемы правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации.
Цель исследования – изучить функции, полномочия местного самоуправления и механизм их реализации.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1) рассмотреть правовое регулирование местного самоуправления на федеральном уровне;
2) раскрыть правовую основу местного самоуправления на уровне субъектов Федерации;
3) исследовать основные вопросы установления компетенции местного самоуправления;
4) выявить существующие проблемы законодательного регулирования местного самоуправления;
5) изучить способы решения существующих проблем правового регулирования.
Методы исследования, использованные в работе: анализ, синтез, системный подход.
Методами выполнения работы являются общенаучные: анализ, синтез, сравнение, обобщение и систематизация нормативных источников и научных данных, а также частно-научные методы: структно-функциональный, формально-юридический и др.
Изучению вопроса правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации посвящено множество научно-исследовательских работ и учебных пособий. В них затронуты теоретические аспекты правового регулирования, содержится анализ современного состояния и тенденций развития законодательной базы о местном самоуправлении. Авторы рассматривают существующие законодательные пробелы в области местного самоуправления, а также способы их совершенствования.
Правовая основа местного самоуправления закреплена в Федеральном Законе от 6 октября 2003 г. № 13- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографического списка. Во введении обоснована актуальность исследования, объект и предмет исследования, сформулирована цель и задачи курсовой работы, указана степень разработанности проблемы и структура работы. В первой главе изучается правовая база местного самоуправления на федеральном уровне, а также на уровне субъектов Федерации. Во второй главе анализируется пробелы законодательства в сфере местного самоуправления, а также выявляются способы их решения. В заключении изложены основные выводы по вопросу проблем и способов решения существующих законодательных пробелов в сфере местного самоуправления в Российской Федерации. Библиографический список представлен 20 наименованиями изученных источников.
Глава 1. Правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации
1.1. Правовое регулирование местного самоуправления на федеральном уровне
Правовая основа местного самоуправления закреплена в Федеральном Законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и включает в себя следующие нормативно-правовые акты:
1) общепризнанные принципы и нормы международного права,
2) международные договоры Российской Федерации,
3) Конституция Российской Федерации,
4) федеральные конституционные законы,
5) федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации,
6) указы и распоряжения Президента Российской Федерации,
7) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,
8) иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,
9) конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;
10) законы субъектов Российской Федерации,
11) иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
12) уставы муниципальных образований,
13) решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
14) иные муниципальные правовые акты1.
В Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы2. Также основной Закон нашей страны устанавливает приоритет правил международного договора относительно правил, закрепленных федеральными законами Российской Федерации. Таким образом, в качестве фундамента правовой базы местного самоуправления в Российской Федерации в первую очередь выступают:
1) Декларация о принципах местного самоуправления, принятая Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ в 1994 г.;
2) Решения Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, членом которого является Россия;
3) Европейская Хартия местного самоуправления 1985 г., подписанная Россией в 1996 г. и ратифицированная в 1998 г.
Так, основным международным актом, регулирующим местное самоуправление, является Европейская хартия местного самоуправления, принятая 15 октября 1985 г. в Страсбурге (далее Хартия). Данный международный акт признает местное самоуправление в качестве одного из обязательных элементов любого демократического строя, закрепляет общие принципы построения местного самоуправления, права и гарантии его защиты. Европейская Хартия закрепляет минимальные права местного самоуправления, которые должны быть реализованы государствами-участниками, подписавшими Хартию3.
Одним из важнейших событий становления и развития местного самоуправления в государстве стало принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации, которая признала необходимость наличия местного самоуправления, а также закрепления его правовых гарантий на всех уровнях власти.
Местное самоуправление выступает одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Статья 12 Конституции нашей страны гласит, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, а его органы самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует наличие местного самоуправления как особого уровня власти в стране, как одну из форм осуществления народовластия.
Конституция определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти: установление единых общих для всей территории России основ построения и функционирования муниципальной власти.
Основной закон Российской Федерации закрепляет целый комплекс положений, наличие которого говорит о принципиальном отличии нынешнего государственного устройства от предшествовавшего ему в части вопросов осуществления местного самоуправления. Комплекс правовых норм и институтов по вопросам осуществления местного самоуправления в Российской Федерации достаточно объемный и включает в себя:
– положения, определяющие местное самоуправление как одну из основ конституционного строя Российской Федерации (ст. 3, 8, 9, 12);
– положения, характеризующие правовой статус человека и гражданина в системе местного самоуправления (ст. 18, 24, 32, 40, 41, 43, 46);
– положения, регулирующие основы организации и осуществления местного самоуправления как особого уровня власти в стране (ст. 130-133).
Отдельного внимания заслуживает положение об обязательности соблюдения органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации и иных законов, закрепленное в ст. 15 Конституции нашей страны.
Особую роль в реформе местного самоуправления сыграло принятие Закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»4. В настоящее время данный закон не действует. Тем не менее, именно он закрепил существовавшую достаточно длительный период времени систему местной власти и создал предпосылки для развития и совершенствования федеральной и региональной правовой базы местного самоуправления. Данный Закон:
– закрепил новую дефиницию местного самоуправления, обозначив его как особую деятельность населения;
– установил принципы организации и функционирования местного самоуправления;