Файл: Мероприятия по защите населения и территории в случае паводка в сельских поселениях Калининского муниципального района.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 301

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Помните, что паводок имеет кратковременный характер и может произойти не только весной, поэтому подобные мероприятия помогут вам пережить ЧС с наименьшим ущербом.

В населенных пунктах, через которых проходят железнодорожные полотна особое внимание уделяется их состоянию. В приоритете является безопасность и бесперебойность движения поездов независимо от стихийных природных явлений.

Для этого тщательной проверки подлежат все рядом располагающиеся водопропускные и напорные конструкции, ливневые системы на станциях и опоры контактных сетей. Все запланированные мероприятия должны обеспечить сохранность земляного полотна на железнодорожной магистрали.

Поводится мониторинг уровня воды у мостов, укрепляются гидротехнические сооружения, осуществляется подрезка ледяных слоев для ускорения таяния. Территории станций и близ лежащих районов по – максимуму очищается от снега, и реализуются действия по вскрытию лотков и водоотводов. Для этого задействуется большое количество снегоуборочной и землеройной техники10.

Для своевременного выполнения предусмотренных мероприятий создаются аварийные бригады, обеспечивающие безопасность и сохранность железнодорожных объектов, а также формируются специальные поезда с камнем и щебнем. Этот природный материал используется для предотвращения размывания и разрушения железнодорожного полотна и других конструкций11.

Кроме того уделяется внимание автомобильным дорогам и магистралям. В этом направлении укрепляются мосты, закрываются все ледовые переправы, осуществляется установка запретительных и/или предупредительных знаков, ограничивается на время паводка движение тяжелогрузного транспорта. Активно осуществляется чистка дорог от снега.

2.3 Силы и средства, привлекаемые к проведению ликвидации последствий наводнения в населенном пункте

Спасательные работы при ликвидации последствий паводка, затоплений, проводятся с целью спасения людей и подразделяются на четыре основных этапа12:

  • обнаружение пострадавших;

  • обеспечение доступа спасателей и спасение пострадавших;

  • оказание первой медицинской помощи;

  • эвакуация пострадавших из зон опасности.

На каждом этапе выполняются определенные виды спасательных работ:

  • поиск пострадавших;

  • работы по деблокированию пострадавших;

  • оказание первой медицинской помощи;

  • транспортировка пострадавших из зон опасности (мест блокирования) на пункт сбора.


Главной целью аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях паводка являются поиск, оказание помощи и спасение людей, оказавшихся в зоне затопления, в возможно короткие сроки, обеспечивающие их выживание в условиях складывающейся обстановки.

Успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий паводка достигается13:

  • проведением планомерной, заблаговременной подготовки органов управления и подразделений войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и служб к ведению аварийно-спасательных работ; быстрым реагированием на возникновение стихийного бедствия, приведением в готовность и выдвижением необходимых сил и средств, организацией эффективной разведки и развертывания системы управления;

  • применением эффективных способов и технологий поиска и спасения пострадавших, а также способов защиты населения и хозяйственных объектов;

Основными способами защиты людей от поражающих факторов наводнений являются эвакуация населения из затапливаемых районов, размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушенных сооружений и участках местности.

В зависимости от места расположения населенного пункта, времени до начала его затопления, состояния транспортных коммуникаций и других факторов эвакуация может проводиться немедленно до получения сигнала о возможном затоплении данной территории или только при непосредственной угрозе затопления, пешим порядком или с использованием транспортных средств. Кроме эвакуации населения также организованно может проводиться вывоз сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей14.

Эффективность эвакуации как способа защиты населения при наводнениях зависит главным образом от своевременного предупреждения об опасности, степени подготовленности населения и маршрутов15.

С этой целью в зонах возможных затоплений создается система оповещения населения, заблаговременно доводится информация о месте расположения населенных пунктов относительно возможной опасной зоны и маршрутах эвакуации, с населением и эвакоорганами проводятся тренировки по практической отработке вопросов эвакуации, в том числе самостоятельного выхода людей на не затапливаемую территорию

16.

Помимо непосредственного воздействия водного потока угрозу для жизни и здоровья людей представляют аспирация (попадание в дыхательные пути) воды, длительное пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность населения, особенно - выход из строя систем водоснабжения и канализации.

При продолжительном вынужденном пребывании людей в воде с пониженной температурой наступает гипотермия (переохлаждение) тела. При попадании человека в воду переохлаждение возможно даже при относительно высокой температуре, представлено в таблице 2.

Размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушаемых сооружений и участках местности применяется в тех случаях, когда высокая скорость водного потока обусловливает её быстрый приход в населенные пункты и (или) население не может быть эвакуировано в безопасный район. В этом случае проведение таких защитных мероприятий, как правило, требует в дальнейшем осуществления спасательных работ по эвакуации людей из мест временного размещения в опасной зоне. При этом следует иметь в виду, что население может использовать в качестве места временного пребывания (укрытия) и верхние части деревьев.

Для выполнения аварийно-спасательных работ назначаются подразделения войск гражданской обороны, поисково-спасательных отрядов (служб), усиленные переправочно-десантными средствами. Для выполнения других неотложных работ, с учетом их характера, назначаются инженерные, инженерно-технические, дорожные подразделения и формирования.

При поиске и спасении пострадавших, находящихся в воде и на затопленных территориях, должны широко использоваться авиационные технологии с применением самолетов и вертолетов.

Применение тех или иных технологий ликвидации заторов (зажоров) льда и обвалов зависит от масштабов наводнений и связанных с ними последствий. Основным способом разрушения ледяного покрова, ликвидации заторов (зажоров) льда, а также обвалов горных пород являются взрывными. Работы выполняются пиротехническими подразделениями, оснащенными плавсредствами и транспортом, оборудованными для доставки взрывчатых веществ и средств взрывания. При катастрофических наводнениях, особенно на крупных реках Севера и Северо-востока России, текущих с юга на север, практикуется разрушение ледяного покрова, заторов и зажоров льда с использованием бомбардировочной авиации.


Мероприятия по предупреждению наводнений и ликвидации их последствий предусматриваются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

Организация взаимодействия сил ликвидации, последствий наводнений и катастрофического затопления территорий является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ17.

Взаимодействие организуется прежде всего в интересах спасательных подразделений, выполнения этих работ в возможно короткие сроки.

Опыт последних лет по ликвидации катастрофических последствий наводнений подсказывает, что в целях совершенствования защиты населения и территорий от наводнений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления можно рекомендовать18:

  • принять меры по развитию систем оповещения населения, уделив особое внимание сельским районам;

  • принять меры по созданию и укреплению берегозащитных сооружений, ремонту плотин, углублению и очистке русел рек;

  • активизировать работу по созданию поисково-спасательных формирований, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации;

  • с учетом указанного опыта переработать планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • создать в полном объеме резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • рассмотреть вопрос о необходимости (целесообразности) перераспределения средств бюджетов субъектов Российской Федерации в сторону увеличения средств на проведение неотложных мероприятий, направленных на безопасное функционирование водохозяйственных комплексов регионов19.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И так паводок – это чрезвычайная ситуация, которая влечет за собой большие потери и угрозу жизни людей. При угрозе паводка проводят предупредительные мероприятия.

В первую очередь – это информирование населения о возникновении угрозы наводнения, усиление наблюдения за уровнем воды, приведение в готовность сил и средств, предназначенных для борьбы со стихией и для эвакуации населения.

В целях спасения и защиты населения проводится эвакуация в соседнее село, с помощью автобусов, где организуется пункт временного размещения пострадавшего населения. В пунктах временного размещения предоставлены все меры жизнеобеспечения: питье, горячая еда, тепло, спальные места, медицинская помощь.


При организации и выполнении мероприятий, связанных с восстановлением социально-экономического потенциала зоны бедствия после наводнения выделяются две группы работ: работы, обеспечивающие нормальные условия жизнеобеспечения населения в районе чрезвычайной ситуации, и работы, проводимые в целях восстановления деятельности пострадавших объектов.

К первой группе работ относятся:

  • восстановление функционирования электро-, энерго-, водоснабжения и коммунальных сетей, линий связи и т.п.;

  • восстановление функционирования объектов коммунального обслуживания населения, торговли, медицинских учреждений, объектов промышленности и т.п.;

  • возвращение к местам постоянного жительства эвакуированного населения и т.д.

К работам второй группы относятся: восстановление или строительство зданий, восстановление производственного оборудования или установка нового, восстановление энергоснабжения и транспорта, восполнение запасов материальных средств, восстановление плотин, восстановление хозяйственных связей и т.п.

В ходе написания курсовой работы были решены следующие задачи:

  • рассмотрены поражающие факторы чрезвычайной ситуации при паводке в населенном пункте;

  • проанализировано перспективное планирование реагирования на паводок в населенном пункте;

  • рассмотрены профилактические мероприятия по обеспечению защиты населения при паводке в населенном пункте.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

  1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Принят Государственной Думой 11.11.1994]: офиц. текст: редакция от 30.12.2021: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru (дата обращения: неограниченно).

  2. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» [Принят Государственной Думой 26.12.1997]: офиц. текст: редакция от 11.06.2021: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru (дата обращения: неограниченно).

  3. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [Принят Государственной Думой 12.03.1999]: офиц. текст: редакция от 02.07.2021: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru (дата обращения: неограниченно).

  4. Федеральный закон от N 151-ФЗ от 22.08.1995 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» [Принят Государственной Думой 14.07.1995]: офиц. текст: редакция от 01.07.2021: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://legalacts.ru/doc (дата обращения: неограниченно).

  5. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 10.12.2021) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: неограниченно).

  6. ГОСТ Р 22.1.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения. М., 1996. II, 56с.