Файл: Организационноправовой механизм государственного управления рф государственные органы и иные организации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения с субъектами РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему
исполнительной власти в Российской Федерации.
Единство системы исполнительной власти юридически выражается в том, что акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов исполнительной власти субъектов федерации, а акты последних подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов федерации могут передаватьим осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. В то же время органы исполнительной власти субъектов федерации в пределах своей компетенции самостоятельны.
Итак, государственный орган исполнительной власти – государственная организация (отдельное должностное лицо), наделенное государственно- властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера.
Ранее система органов исполнительной власти, согласно Указам Президента
РФ (от 17 мая 2000 г. с изменениями и дополнениями) «О структуре федеральных органов исполнительной власти», и от 16 октября 2001 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», представляла собой следующую структуру федеральных органов исполнительной власти:
Правительство РФ;
Федеральные министерства РФ;
Государственные комитеты РФ;
Федеральные комиссии России;
Федеральные службы;
Российские агентства;
Федеральные надзоры России;
иные федеральные органы исполнительной власти.
Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти» существенно упростил эту систему, сделав ее трехзвенной: министерства – службы — агентства. Эти самые изменения в меньшей степени коснулись ведомств, руководимых Президентом.
Указ Президента 2008 года с тем же название не изменил систему органов исполнительной власти, лишь только скорректировал ее структуру.
Федеральные министерства осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации сфере деятельности, а также координируют и контролируют деятельность находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Вопрос 4. Органы судебной власти и прокуратуры Российской Федерации
Согласно Конституции РФ (часть 3 статьи 118) судебная система
Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Принятый в соответствии с Конституцией РФ ФКЗ
«О судебной системе Российской Федерации» (именно этот закон имеет решающее значение в данном вопросе) устанавливает, что в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов РФ, которые в единстве составляют судебную систему РФ.
Федеральные суды. К федеральным судам относятся: Конституционный
Суд РФ, Верховный Суд РФ, кассационные и апелляционные суды, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования и деятельности
Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе
Российской Федерации» и федеральными законами.
Кассационные суды общей юрисдикции рассматривают в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, при условии, что были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами. Обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.
1 2 3
Апелляционные суды общей юрисдикции являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты названных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.
Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов
федерального значения, суд автономной области, суд автономных округов в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.
Полномочия, порядок образования и деятельности указанных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов
федерального значения, суд автономной области, суд автономных округов в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.
Полномочия, порядок образования и деятельности указанных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом; являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судам, действующим на территории соответствующего судебного района.
Полномочия, порядок образования и деятельности районных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба; в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Полномочия и порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Критерием подсудности выступают правонарушения непосредственно проистекающих из военно-служебных отношений.
Федеральный арбитражный суд округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов Российской Федерации. Полномочия, порядок образования и деятельности федерального арбитражного суда округа устанавливаются федеральным конституционным законом.
Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного суда субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.
Арбитражные суды рассматривают гражданские и административные дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по экономическим спорам.
Суды субъектов Российской Федерации. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые суды, являющиеся судами общей юрисдикции.
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации. Такой суд может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов, нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления субъекта РФ ее конституции (уставу), а также для толкования конституции (устава) субъекта
Российской Федерации. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Мировые судьи. Мировые суды рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела, а также административные дела с участием физических лиц.
Вопрос 5. Иные органы и организации как элементы организационно-
правового механизма государственного управления Российской Федерации
Государственные компании и корпорации
Сочетание правового статуса самостоятельного субъекта гражданского оборота и органа, выполняющего некоторые публично значимые функции, привело к появлению организационно-правовым формам государственной корпорации и государственной компании.
Основы правового положения этих двух организаций закреплены в ФЗ
«О некоммерческих организациях» общие черты которых заключаются в следующем:
1. Корпорация и компания – это не имеющие членства некоммерческие организации.
2. В этой связи, как и в любой другой некоммерческой организации, предпринимательская деятельность возможна лишь постольку, поскольку она служит достижению целей, ради которых созданы организации, и соответствует этим целям.
3. Государственная корпорация и государственная компания создаются
Российской Федерацией на основании федерального закона. Возможность создания структур в подобной организационно-правовой форме со стороны субъекта РФ законом не предусмотрена.
Это также означает, что общие механизмы влияния учредителя на деятельность государственной корпорации или компании сведены к минимуму.
В отношении каждой из них эти вопросы регулируются отдельным законом.
4. Имущество, переданное корпорации и компании Российской
Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Они не отвечают по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по их обязательствам, если законом, предусматривающим создание организациями описываемой формы, не предусмотрено иное. государственной собственности.
5. Государственные корпорация и компания обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации или компании, если иное не предусмотрено указанным законом.
6. Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных корпораций и компаний.
7. Федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации или компании, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной компании (высший орган управления государственной компании).
8. Годовая бухгалтерская отчетность государственной компании или корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной компании или корпорации.
Государственные учреждения
Согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» и Гражданским кодексом
РФ государственными учреждениями признаются учреждения, созданные
Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации.
Типами государственных, муниципальных учреждений признаются
автономные, бюджетные и казенные.
Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской
Федерации, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или
Правительства
Российской
Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ казенное учреждение – государственное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг,
выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской
Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы
Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Государственные предприятия
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 ГК, п. 1 ст. 2 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Эти две основные черты, включенные в легальное определение унитарного предприятия, отличают названную организационно- правовую форму от всех иных форм коммерческих организаций.
Участие в предпринимательской деятельности коммерческих организаций- несобственников нехарактерно для развитого рыночного оборота. Оно таит для контрагентов такого юридического лица опасность, связанную с ограничениями правомочий его исполнительного органа и объема его имущественной ответственности. Широкое распространение этого вида юридических лиц в нашей стране связано с длительным периодом господства государственной формы собственности и рассматривается как один из способов участия государства в предпринимательской деятельности.
Центральный банк РФ
Это особый орган публичной власти, которой в строгом смысле государственным назвать нельзя.
На него возложены ряд государственных функций с предоставлением публично-властных полномочий: эмиссия наличных денег и организация наличного денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости рубля, надзор и наблюдение в национальной платежной системе, регистрация кредитных организаций, выдача им лицензий на осуществление банковских операций, приостановка и отзыв лицензий, валютное регулирование и валютный контроль и другие.
Как было отмечено ранее, Банк России уполномочен на издание нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральным законодательством.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк
России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы
Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Государственные предприятия
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 ГК, п. 1 ст. 2 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Эти две основные черты, включенные в легальное определение унитарного предприятия, отличают названную организационно- правовую форму от всех иных форм коммерческих организаций.
Участие в предпринимательской деятельности коммерческих организаций- несобственников нехарактерно для развитого рыночного оборота. Оно таит для контрагентов такого юридического лица опасность, связанную с ограничениями правомочий его исполнительного органа и объема его имущественной ответственности. Широкое распространение этого вида юридических лиц в нашей стране связано с длительным периодом господства государственной формы собственности и рассматривается как один из способов участия государства в предпринимательской деятельности.
Центральный банк РФ
Это особый орган публичной власти, которой в строгом смысле государственным назвать нельзя.
На него возложены ряд государственных функций с предоставлением публично-властных полномочий: эмиссия наличных денег и организация наличного денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости рубля, надзор и наблюдение в национальной платежной системе, регистрация кредитных организаций, выдача им лицензий на осуществление банковских операций, приостановка и отзыв лицензий, валютное регулирование и валютный контроль и другие.
Как было отмечено ранее, Банк России уполномочен на издание нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральным законодательством.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк
России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.